Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках биологии

     Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21 г. Болотного

Болотнинского района Новосибирской области


Активизация

учебно-познавательной деятельности

на уроках биологии


Руденко Анжелика Владимировна,

учитель химии-биологии

высшей квалификационной категории







Болотное, 2014 г.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете биологии. В нем собран весь программно-методический материал. Методические руководства для учителя, журналы, контрольно-измерительные материалы, раздаточный дидактический материал по темам, по степени сложности (4-6 вариантов), оформлены стенды-помощники, ТСО (компьютер, мультимедийная установка, учебные диски).

При организации и планировании занятий учитываю возрастные особенности учащихся:

  • в 5-8 классах - любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость;

  • в 9-11 классах - стремление понять, обобщить, предпочтение активности, самостоятельным формам обучения, выбор значимых для них предметов, определение в жизни.

Начиная работу с новым классом, уделяю много внимания сбору и анализу информации о состоянии знаний и умений учащихся, об их интересах и наличии творческих начал. На уроках стараюсь узнать их позитивные стороны (особенно при решении проблемных ситуаций творческого характера), что позволяет вовремя увидеть динамику продвижения ученика, выявить наиболее любознательных и наиболее пассивных, поддержать тех, кто испытывает затруднения.

С учетом поставленных задач провожу отбор содержания, определяю систему основных знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся.

В то же время включаю в урок занимательный материал, новейшие достижения биологической науки, краткие справки по истории научных открытий, чтобы пробудить у школьников интерес к биологии.

Результаты диагностики являются основой для планирования работы в конкретном, отдельном классе или с группой учащихся.

Для меня важно развить креативную сферу ребёнка: любознательность, быстроту и гибкость мышления. Для этого необходимо научить детей применять в жизни ЗУН, полученные в процессе обучения.

Огромное значение в преподавании биологии имеют наглядные пособия. Использование натуральных объектов помогает обратить внимание учащихся на сам объект изучения, выявить главное в строении, свойствах, познать суть явления, раскрыть существенные признаки понятия.

Большое место при изучении биологии занимают наблюдения и самонаблюдения. Наблюдения за своим организмом повышает интерес к предмету, способствует гигиеническому воспитанию учащихся, убеждает в истинности научных знаний.

В процессе обучения использую различные методы и методические приемы обучения, чтобы направлять познавательную деятельность учащихся на успешное овладение основным содержанием, на формирование учебных умений с учетом нормализации учебной нагрузки, на привитие учащимся научных взглядов на живую природу и воспитание ответственного отношения ней.

Активизирует учебно-познавательную деятельность проблемный подход в обучении. Развитию интеллектуальных умений способствует решение на уроках биологических задач познавательного характера.

Помимо создания проблемных ситуаций использую и др. методические приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

  • прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

  • прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова;

  • прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике;

  • прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала;

  • эвристический прием - задается вопрос, но не проблемный и наводящие вопросы для ответа на него;

  • сократический прием - построение беседы на основе обсуждения спорных вопросов.

Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.

Использую игровую деятельность. Игра на уроке - комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Приведу некоторые примеры познавательных игр, которые применяю на практике:

а) «Свиток» - класс делится на несколько команд (можно по рядам). Члены команды сидят друг за другом. На первую парту кладется лист бумаги и дается задание, например, написать на листе бумаги по одному признаку семейства Крестоцветных (или любого другого) и передать сидящему сзади. Когда последний игрок закончит, он поднимает руку. Оценивается правильность и скорость выполнения задания, зачитываются признаки, написанные командой, оказавшейся самой быстрой. Другие команды вычеркивают названные признаки из своих листов. Победители те, у кого остались не вычеркнутыми правильные признаки и которые раньше других закончили игру.

б) «Третий лишний» - на доске написаны столбиками названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо определить эту запись. Например, 1-дрофа, 2-сипуха, 3-стрепет (лишнее 2-отряд Совы, 1,3 - отряд Дрофы)

в) «Продолжи ряд» - дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

г) «Цепочка» - хорошо применять при изучении темы «Пищевые связи». Один игрок называет организм, способный к фотосинтезу, второй игрок называет организм, который питается предыдущим (растительноядный), следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков.

д) «Фоторобот» - группа школьников - это отделение полиции. Ведущие игры обращаются за помощью в отделение полиции за помощью отыскать пропавшее растение (при изучении ботаники) или животное (при изучении зоологии). Надо описать объект или составить его фоторобот, учитывая особенности внешнего строения или физиологии.

е) «Познавательные игры - путешествия» - Путешествие в страну Грибов.

Повышению интереса к предмету способствует изготовление новых средств обучения совместно с учащимися. Новые средства обучения возбуждают внимание и познавательный интерес учащихся, улучшают запоминание и понимание учебного материала.

Для развития познавательной деятельности учащихся провожу дополнительные практические работы, которые заинтересовывают ребят. Например, «Определение устойчивости внимания», «Выявление плоскостопия», «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» и др.

Большое внимание уделяю речевой культуре учителя. Обращаю внимание на интонирование, эмоционально-экспрессивную окраску, мимику, жесты, темп, ритм речи. Ведь недопустимое речевое поведение учителя может привести к:

- усилению закомплексованности ребенка,

- исчезновению мотивации к обучению, - в конечном итоге - дистрессу (разрушающий стресс).

На уроках в затруднительных учебных ситуациях используются успокоительные «поглаживания» типа: «Не волнуйся», «Я сожалею, но...», «Повтори, пожалуйста,... я хочу тебя лучше понять», «Жаль, что недостаток времени не позволил нам более подробно выслушать тебя» и др..

Для того чтобы помочь детям обрести чувство гармонии с собой и окружающим миром, людьми, повысить работоспособность, снять чувство тревожности, вывести из стресса, повысить коэффициент умственных и физических возможностей, на уроках пытаюсь предупреждать дистресс у детей. Самая эффективная защита от этого - мышечная работа. Еще Аристотель указывал, что ничто так не истощает и не разрушает организм, как продолжительное физическое бездействие. Поэтому очень важно использование элементов кинезиотерапии.

Кинезиотерапия - терапия через движения и физические упражнения. Не стоит жалеть нескольких минут для физкультминуток. Ведь это предотвращает дистресс. А в результате дистресса у детей возникают головные боли, неприятные ощущения в области сердца, боли в животе, нарушения сна, выраженная усталость после уроков. А физические упражнения - лучший природный транквилизатор. Вырабатываются гормоны, ведущие к расслаблению, снятию стресса.

Снять усталость, эмоционально настроить учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала мне помогает художественное, литературное оформление урока. В разумной мере применение стихов, загадок положительно влияет на процесс восприятия.

Использую в работе развивающие и творческие задания, кроссворды, викторины, которые способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. С помощью таких заданий организую частую смену деятельности, которая поддерживает работоспособность и повышает активность учащихся на уроке.

Для повышения мотивации использую уроки с использованием ИКТ: с этой целью готовятся компьютерные презентации, а также используются готовые информационные ресурсы.

Использование компьютерных технологий на уроках позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать биологический процесс, поучаствовать в дистанционной дискуссии, поработать с отдельными атомами и молекулами, проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером.

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Цифровой микроскоп дает возможность:

  • изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе одновременно, так как информация может быть выведена на монитор компьютера;

  • использовать разноуровневые задания для учащихся одного класса;

  • изучать объект в динамике;

  • создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;

  • использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного материала.

Применение цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение биологического объекта на экране монитора персонального компьютера или на большом экране с помощью проекционного устройства, подключаемого к компьютеру.

Использование при изучении биологии цифрового микроскопа экономит учебное время, способствует повышению эффективности и информативности урока и переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии с учениками, проведению совместных исследований, выполнению самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности.

Применение цифрового микроскопа для контроля знаний. Для того чтобы вовлечь в работу весь класс, опрос должен быть интересен ученикам. Этого можно достичь, если известный фактический материал рассматривать в новом свете, а теоретические знания применять на практике. Так, один ученик может выполнять полученное задание, а весь класс будет иметь возможность видеть результаты работы, задавать вопросы и вносить коррективы. Так реализуется коллективная познавательная деятельность, в процессе которой знания всех учащихся совершенствуются и несколько человек имеют возможность сразу получить оценки.

Применение цифрового микроскопа в процессе изучения нового материала. Здесь возможно несколько вариантов использования микроскопа.

1) Первый вариант: совместная работа учителя и учащихся в процессе демонстрации объекта. При этом учитель, демонстрируя препарат, объясняет новый материал, указывает учащимся, на что нужно обратить внимание, задает вопросы.

2) Второй вариант: самостоятельное изучение учащимися микропрепарата с использованием текста учебника. Учитель при этом контролирует и направляет деятельность учащихся.

3) Третий вариант: при изучении сложного микропрепарата учитель сначала объясняет особенности строения данного объекта путем выведения микропрепарата на экран, а затем каждый учащийся самостоятельно изучает микропрепарат на рабочем месте, используя инструктивные карточки.

Применение цифрового микроскопа на этапе закрепления знаний. Здесь школьникам можно предложить сравнить два изученных объекта. Итогом данной работы может быть создание специальных презентационных материалов.

Использование цифрового микроскопа на уроках биологии дает ощутимый педагогический эффект в плане формирования мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний.


© 2010-2022