Тезисы к презентации системно-деятельностный подход в педагогике

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 сл Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава… А. Дистервег, немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци

№ слайда 3

Описание слайда:

Проблемы воспитания и образования нынешнего поколения «вымывание» дошкольных видов деятельности - замещение на учебные ориентация на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию получение информации ребенком через СМИ, интернет (не всегда положительная) вытеснение литературного чтения телевидением, фильмами, видео ограниченность общения с сверстниками Снижение категории одаренных способных детей увеличение «интеллектуально-пассивных» с трудностями в обучении детей

№ слайда 4

Описание слайда:

Три конкурирующих подхода в образовании Традиционный - ЗУНовский Компетентностный Системно-деятельностный

№ слайда 5

Описание слайда:

Ученые - основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов

№ слайда 6

Описание слайда:

Системно - деятельностный подход - это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов

№ слайда 7

Описание слайда:

Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

№ слайда 8

Описание слайда:

Деятельность - это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

№ слайда 9

Описание слайда:

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО Личностная успешность Безопасность и здоровье Социальная успешность Свобода и ответственность Профессиональная успешность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

№ слайда 10

Описание слайда:

Задача системы образования Состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

№ слайда 11

Описание слайда:

Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся

№ слайда 12

Описание слайда:

Универсальные учебные действия Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта Совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компе-тентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

№ слайда 13Тезисы к презентации системно-деятельностный подход в педагогике.

Описание слайда:

Формирование УУД ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: КАК ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОИСХОДИТ В КОНТЕКСТЕ УСВОЕНИЯ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ДИСЦИПЛИН УУД, ИХ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА И ОСНОВНЫХ ВИДОВ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩЕГОСЯ (СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ)

№ слайда 14

Описание слайда:

Новая система требований - это Новая «формула стандартов» - к результатам освоения основных образовательных программ; - к структуре основных образовательных программ; - к условиям реализации основных образовательных программ.

№ слайда 15

Описание слайда:

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования нового поколения Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования

№ слайда 16

Описание слайда:

Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы Метапредметные Личностные Предметные Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания Усвоенные межпредметные понятия и УУД. Управление своей деятельностью, самостоятельность. Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д. Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.

№ слайда 17

Описание слайда:

Личностные результаты -сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся - в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

№ слайда 18

Описание слайда:

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

№ слайда 19

Описание слайда:

Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов

№ слайда 20

Описание слайда:

Результаты, подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ Способность к решению учебно-практических задач на основании: - системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах - умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности - обобщённых способов деятельности - коммуникативных и информационных умений - умения оценивать объекты окружающий действительности с определённых позиций

№ слайда 21

Описание слайда:

Результаты, не подлежащие оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения основных образовательных программ - ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально - личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.) - индивидуально - психологические характеристики личности

№ слайда 22

Описание слайда:

Переход школы на новые стандарты - смена роли учителя: учит учиться выстраивает процесс обучения процесс развития личности принятие духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей

№ слайда 23Тезисы к презентации системно-деятельностный подход в педагогике.

Описание слайда:

Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие

№ слайда 24Тезисы к презентации системно-деятельностный подход в педагогике.

Описание слайда:

Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования Обеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

№ слайда 25Тезисы к презентации системно-деятельностный подход в педагогике.

Описание слайда:

Особенности урока в рамках деятельностного подхода Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

№ слайда 26

Описание слайда:

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода

№ слайда 27

Описание слайда:

Требования к проведению урока «сами» дети ставят цель урока учитель на имеет права сообщать цель урока сам цель урока становится целью детей урок - единое целое с детьми учитель - равноправный партнер монологическая речь учителя практически неслышна

№ слайда 28

Описание слайда:

Задача учителя: - помощь в построении учебного диалога - организация сотрудничества детей в группе - поддержка поисковой активности - ученики меньше пишут, слушают, больше делают руками - все догадки, открытия фиксируются в классе на «доске достижений» Организация учебной деятельности так, чтобы у учащихся формировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями

№ слайда 29

Описание слайда:

Структура урока с позиции системно - деятельностного подхода - учитель создает проблемную ситуацию; - ученик принимает проблемную ситуацию; - вместе выявляют проблему; - учитель управляет поисковой деятельностью; - ученик осуществляет самостоятельный поиск; - обсуждение результатов.

№ слайда 30

Описание слайда:

Ученик - Учитель Позиция учителя к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика за познание мира в специально организованных условиях.

№ слайда 31

Описание слайда:Вывод Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности; Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

№ слайда 32

Описание слайда: мудрая притча японская о рыбе и удочке

№ слайда 33

Описание слайда:Спасибо за внимание!



© 2010-2022