Урок Конспект урока по биологии. Урок-исследование «Знакомый незнакомец» (7 класс)

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая  является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии.

Урок- исследование.

« Знакомый незнакомец».

Правдина Е.Б.

Учитель биологии

МБОУ «Вознесенская СОШ»

По учебнику В.М. Константинов, В.Г.Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. Животные.

Москва. Издательский центр « Вентана - Граф».2001.

ЭПИГРАФ: « Природа - это открытая книга. Надо только правильно читать её».

ЦЕЛЬ УРОКА: добиться усвоения учащимися особенностей внешнего строения дождевого червя в связи с их приспособлением к среде обитания и особенностей строения внутренних органов в связи с их функциональным значением. Найти черты усложнения их в процессе эволюции.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучения

- обеспечить усвоение учащимися особенностей внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве и раскрыть особенности строения системы внутренних органов в связи с их функциональным значением;

-расширить знания о многообразии кольчатых червей.

Развития.

-развитие мыслительной деятельности (сравнивать, обобщать, делать выводы), наблюдательности;

-совершенствование умений работы с учебником, рисунками, дополнительным материалом и инструктивными карточками, выделять главное(сравнивать, распознавать органы и системы органов);

-продолжить формирование умений самостоятельно приобретать знания;

- развивать творческую активность.

Воспитания.

-активизировать познавательный интерес учащихся к природе , её изучению и к предмету биология;

- способствовать развитию коммуникативности при общении учащихся, взаимоуважению.

ОБОРУДОВАНИЕ: живой дождевой червь, карточки- задания для проверки знаний- 6 шт., « Зоологическое домино», задания для работы в группах -6 шт., рис.

внутреннего строения дождевого червя-6 шт., « Зоологический дождь», компьютер, презентация урока.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент .

  2. Актуализация знаний . « Угадай, чей признак».(4 мин.).

  3. Новый материал:

-Мотивация. Создание проблемной ситуации.

- Тема урока, формулирование учащимися цели урока.

- Эвристическая беседа с элементом коллективной работы с живым экспонатом.

-Выдвижение гипотез учащимися.

- Активизация опорных знаний (4 мин.). « Зоологическое домино».

-Исследование теоретическое (работа в группах 5 мин.).

- Физкультминутка

- Обмен информацией. Представление работы( выделение значимой информации). Результат работы в группах - выделение общих признаков кольчатых червей.

- Оценивание работы ребят в группе - руководитель группы.

-Вариант(ы) решения проблемы.

- Домашнее задание…

4.Рефлексия. « Зоологический дождь». Самопроверка.

5. Итог урока. Выставка комплексных оценок.

6. Заключительное слово учителя.

ХОД УРОКА.

1-ый этап. Организационный.

Педагог и ученики приветствуют друг друга.

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. На уроке у нас присутствуют гости. Оставим все волнение, вздохнём полной грудью и начнём работать.

2-ой этап. Актуализация знаний. «Угадай, чей признак». Инструктаж перед работой

(обратить внимание на то, что имеются признаки, у червей отсутствующие.Указать время на выполнение работы).

Взаимопроверка. Отметка за работу на полях в тетради.

3-ий этап. Изучения нового материала.

--Мотивация. Создание проблемной ситуации. Мы продолжаем изучение червей.

В науке известны такие факты: - эти черви затаскивают в норку опавшие листья, ухватив их за вершину, а не за черешок.

-Если вытаскивать червя, заползающего в свою норку. То его скорее можно разорвать, чем вытащить.

- Учёные считают, что некоторые остатки сооружений Древнего Рима оказались под землёй благодаря работе этих червей.

- Как вы думаете, о каких червях идёт речь? Что ещё вы можете добавить к сказанному? Получается, не очень то и много мы о них знаем.

- Что мы будем делать сегодня на уроке, как вы думаете?

- Зачем мы будем это делать?

- Как мы будем это делать?

ТЕМА УРОКА: « Знакомый незнакомец».

- Давайте ещё раз скажем и запишем цель нашего урока( дети записывают на доске и в тетрадях).

- У нас с вами сегодня есть удивительная возможность заглянуть в тайны природы и определить приспособления дождевого червя к обитанию в почве, а также почему кольчатых червей относят к более организованным организмам.

- Почему учёные отнесли их к классу Малошетинковые?

- Существуют ли другие способы познания живой природы, кроме наблюдения?

-ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ И ИХ ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ.

АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. «ЗООЛОГИЧЕСКОЕ ДОМИНО». ЦЕЛЬ работы - повторение материала, вызвать интерес и потребность в изучении.

- ИССЛЕДОВАНИЕ - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ. Работа в группах по карточкам инструкциям. Инструктаж перед работой ( организованность, взаимоуважение, чёткость и краткость в ответах).

--Физкультминутка.

- Обмен информацией. Представление работы (выделение значимой информации).

Мы прослушали сообщения ребят. Увидели записи результатов работы на доске и сравнили с данными по презентации. Также на прошлом уроке познакомились с представителями класса многощетинковые (примеры). Есть ли у рассмотренных представителей общие черты?

- Готовы ли вы выделить общие признаки типа кольчатых червей ? Давайте попробуем.

ПРИЗНАКИ ТИПА КОЛЬЧАТЫХ ЧЕРВЕЙ.

--Оценивание работы ребят в группе - руководителем группы.

. - Вариант(ы) решения проблемы (другие гипотезы). .

- Домашнее задание: (обязательный уровень знаний и умений по теме). Для любознательных - подготовить сообщения о роли дождевого червя в природе и жизни человека( источник любая найденная дополнительная литература).

Для увлечённых биологией, провести собственные наблюдения ( образование почвы, реакция червя на чеснок и др.) и оформить их в виде отчёта:

« Мой личный опыт». Указать цель эксперимента( что делаю? Зачем делаю? Как делаю? Вывод по работе).

4.Рефлексия. «Зоологический дождь». Ученики выбирают задания на новый материал по своим способностям( дифференциация знаний). Самопроверка.

Красная капля - ещё один интересный факт, требующий объяснения. Если дети не выбирают её, тогда объясняю сама. Дать критерии оценок.

На отметку «5» - исправь ошибки.

«4» - допиши предложения.

«3» - найди соответствие.

5.Итог урока. Выставка комплексных оценок.

(-отметка1 + отметка2 + отметка3)

------------------------------------------------- = отметка за работу на уроке.

3

Из этих отметок ученик может выбрать ту отметку, которая его не устраивает и в дальнейшем работать над её повышением.

6.Ребята, скажите, как вы себя чувствовали на уроке?

На каких этапах урока вам было трудно?

Какой вид работы вам был интересен?

Мы получаем знания для того, чтобы уметь их применить в жизни.

Где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…

- можете ли вы после изучения материала объяснить факты из начального этапа урока. Все ли согласны? Если да, поднимаем голубую каплю. Если нет, зелёную (сразу видно кто и как усвоил новый материал). Спасибо за работу. Выставляем оценки.

© 2010-2022