- Преподавателю
- Биология
- Адаптивная программа 9 класс 7 вид
Адаптивная программа 9 класс 7 вид
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филатова Т.С. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка.
1.1.Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163- р);
2. Федеральный закон от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство науки и образования Российской Федерации. М.: Просвещение,2011;
4. Региональный базисный учебный план для 5 - 9 классов, утвержденный приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014 г.№ 824;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2014/2015 учебный год»;
6. Авторская программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с.
7. Учебный план МБОУ СОШ №1 села Кушнаренково Муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год (Приказ МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ от 20.08.2015г. № 91);
8. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов МБОУ СОШ №1
с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ (приказ № 164 от 20.08.2015 г).
9. Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7вид) МБОУ СОШ № 1 села Кушнаренково Муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на 2015 - 2016 учебный год (Приказ МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ от 31.08.2015 год. № 92 )
Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, описание материально технического обеспечения образовательного процесса, приложения к программе.
1.2. Предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы».
1.3.Цели и задачи изучения предмета.
Цели:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи курса:
-
сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;
-
формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;
-
проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
-
первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
1.4.Концепция (основная идея) программы;
Основная идея рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по биологии . Программа построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «клетка» и свойства всего живого, существования следование строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.
Значительное место в содержании курса отводится биологическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые биологические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы сгруппированы в блоки - биологические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
1.5.Обоснованность программы.
Программа по биологии ставит такие задачи как развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями
1.6.Структура и основные принципы отбора материала.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
1.7. Результаты обучения.
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
1.8.Сроки реализации программы - 2015 - 2016 г.
2.Общая характеристика учебного предмета.
2.1.Место и роль курса в обучении.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2008. - 96 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
2.2.Обшая характеристика учебного процесса.
Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:
Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный.
Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.
Программа предусматривает большой цикл обзорных лекций, которые позволяют учащимся более глубоко осмыслить эволюцию живой природы на Земле, необходимости гуманного и рационального отношения к нашим богатствам. Рабочей программой предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по темам, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля.
Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приёмы. Типы уроков:
- проблемно-практические дискуссии (коллективная работа).
- практические занятия (коллективная работа);
- проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);
- исследовательские уроки (индивидуальная работа);
- урок-лекция;
- урок-семинар;
- урок решения задач;
- урок-конференция;
- урок-экскурсия;
- урок-консультация;
- урок-зачет.
- урок-аукцион;
- учебный мозговой штурм;
- урок-интервью;
- урок - медицинский консилиум.
2.3. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
-использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).
-определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.
-умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
-определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
-комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
-умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
-исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
-использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
-творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
- владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).
- составление плана, тезисов, конспекта.
- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
- умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность
- самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
- оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
2.4.Межпредметные связи предмета с другими предметами учебного плана.
За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких дисциплин как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология убедительно подтверждает необходимость всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса химии к современному уровню химической науки в дидактике химии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии
2.5.Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Школьные:
- обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя.
- ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения.
- самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
- планирует ресурсы для достижения цели.
- называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
- Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
- Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Школьные:
- осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
- считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.
- создает модели и схемы для решения задач.
- переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.
- устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
- участвует в проектно- исследовательской деятельности.
- проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- дает определение понятиям;
- устанавливает причинно-следственные связи;
-обобщает понятия - осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
-строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
-Знает основы ознакомительного чтения;
-Знает основы усваивающего чтения
-Умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий)
- ставить проблему, аргументировать её актуальность.
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Коммуникативные УУД:
-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Школьные:
- Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
- Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.
- формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.
- Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.
- устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
- спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
- осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;.
- умеет работать в группе - устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Выпускник получит возможность научиться:
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
-следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
- осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
- рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
- использование химических знаний в быту:
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
- объяснять мир с точки зрения химии:
- перечислять отличительные свойства химических веществ;
- различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
- овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
- умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
- различать опасные и безопасные вещества.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа рассчитана на учащихся 9 класса. Срок реализации настоящей программы 2015 - 2016 учебный год. Занятия по данной рабочей программе производится в форме урока (0,5 часов), Количество часов в неделю - 0,5 часов. Общее количество часов - 17.
4. сОДЕРЖАНИЕ тем учебного курса.
Содержание учебного предмета 9 класс
ВВЕДЕНИЕ ( )
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Требования ГОС
знать/понимать: - методы познания живой природы;
- сущность понятия «жизнь».
уметь: - называть основные признаки живых организмов;
- характеризовать уровни организации живого;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать
с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа,
находить ответы на вопросы.
- объяснять роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности
человека.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - оценки последствий деятельности человека по отношению к природной
среде;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
ТЕМА 1. Молекулярный уровень ( ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы. Лабораторная работа № 1 1. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой. Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».
Требования ГОС
знать/понимать: - особенность строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью
в жизнедеятельности клетки; значение катионов и анионов
в жизнедеятельности клеток;
- строение и функции углеводов, липидов, белков, нуклеиновых
кислот их важнейшие свойства и роль в клетке;
- роль ферментов в клетке.
уметь: - доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном
составе клетки;
- объяснять роль белков в жизнедеятельности живых организмов
и проводить простейшие опыты;
- объяснять роль механизмов удвоения молекул ДНК в передаче
наследственной информации, уметь схематично изображать этот процесс;
- уметь выявлять и объяснять взаимосвязи строения и функций
биополимеров;
- уметь ставить биологические опыты и эксперименты, объяснять результаты
и делать выводы;
- объяснять опасность заражения вирусом СПИДа.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний;
- предупреждения ВИЧ-инфекций.
ТЕМА 2. Клеточный уровень (15 ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
.
Лабораторная работа № 2
2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Клеточный уровень организации живой природы».
Требования ГОС
знать/понимать: - основные положения клеточной теории; роль клеточной теории
в становлении современной естественной картины мира;
- основные части клетки и выполняемые ими функции в связи
с особенностями их строения;
- периоды жизни клетки и состояние ядра в эти периоды;
- определение эукариот и прокариот;
- сущность фотосинтеза как пластического и энергетического обмена
у растений;
- сущность аэробного и анаэробного гликолиза у животных;
уметь: - применять основные положения клеточной теории для доказательства
материального единства органического мира;
- работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты,
находить основные части клетки на микропрепарате;
- выявлять особенности строения клеток растений и животных, черты их
сходства и различия; обосновать космическую роль зеленых растений;
- объяснять взаимообусловленность строения и функций органоидов клетки;
- сравнивать строение клеток эукариот и прокариот, делать выводы на основе
этого сравнения;
- работать с учебником, таблицами, схемами;
- решать элементарные биологи ТЕМА 3. Организменный уровень ( ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа № 3
3. Выявление изменчивости организмов. Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Организменный уровень организации живой природы».
Требования ГОС
знать/понимать: - процессы и механизмы митоза и мейоза, их биологическую сущность
и роль;
- способы бесполого размножения;
- процесс оплодотворения у цветковых растений; оплодотворение вообще
и его значение;
- этапы зародышевого развития;
- задачи и методы генетики; генетическую символику и терминологию;
- сущность законов Г.Менделя;
- особенности строение генов и хромосом; хромосомный механизм
распределения пола человека;
- основные положения закономерностей изменчивости; виды изменчивости,
значение ее для селекции;
- сущность закона гомологических рядов Н.И.Вавилова;
- методы изучения наследственности человека, вклад выдающихся ученых
в медицинской генетике.
уметь: - выявлять черты сходства и отличия митоза и мейоза;
- описывать особенность половых клеток;
- объяснять особенности партеногенеза;
- делать вывод о материальном единстве живой природы;
- описывать способы бесполого размножения организмов;
- объяснять вредное воздействие никотина, алкоголя и наркотических
веществ на развитие зародыша;
- сравнивать зародыши организмов, выявлять черты сходства и отличия,
делать выводы на основе сравнения;
- объяснять родство живых организмов;
- описывать уровни приспособления организма к изменяющимся условиям;
- использовать знания цитологических основ наследственности для решения
генетических задач; составлять схемы скрещивания;
- работать с учебником, таблицами, схемами;
- находить информацию в различных источниках;
- раскрывать сущность взаимоотношений организма и среды, анализировать
и оценивать влияние условий среды на реализацию генотипа, на проявление
его наследственных свойств и признаков;
- объяснять причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития
организмов, наследственных заболеваний, мутаций.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - предупреждения наследственных заболеваний, вредных привычек
(курения, алкоголизма, наркомании);
- соблюдения правил здорового образа жизни, правил поведения
в окружающей среде;
- при работе с гербарным материалом, комнатными растениями.
ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень ( ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Лабораторная работа № 4
4. Изучение морфологического критерия вида.
Требования ГОС
знать/понимать: - понятия: вид, популяция;
- определение критериев вида;
- редкие и исчезающие виды растений и животных Тамбовской
области, своего края.
уметь: - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- объяснять причины необходимости сохранения видового
многообразия;
- находить информацию о биологических объектах в различных
источниках и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в природной среде;
- прогнозирования последствий влияние деятельности человека на многообразие
видов растений и животных, на среду их обитания.
ТЕМА 5. Экосистемный уровень ( ч)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
. Контрольно-обобщающий урок №4 по теме «Экосистемный уровень».
Требования ГОС
знать/понимать: - основные свойства биогеоценозов;
- причины смены биоценозов, формирования новых сообществ.
уметь: - анализировать видовой состав биоценозов; компоненты
биогеоценозов;
- выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;
- выявлять пищевые сети в конкретных условиях обитания;
- объяснять причины устойчивости и смены экосистем; сравнивать
искусственный и естественный биоценозы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в природной среде;
- обоснования актуальности проблемы сохранения биологического
разнообразия видов и сообществ в природе.
ТЕМА 6. Биосферный уровень ( ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Требования ГОС
знать/понимать: - состав и функции биосферы;
- основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере;
- особенности круговорота основных химических элементов
на примере круговорота углерода и азота в биосфере.
уметь: - описывать структуру биосферы;
- описывать круговорот углерода и азота в биосфере;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- объяснять проблемы рационального природопользования и необходимость
охраны природы;
- работать с учебником, таблицами, схемами;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках
и критически ее оценивать.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в природной среде;
- прогнозирования последствий деятельности человека
в природных биогеоценозах;
- обоснования роли биологического разнообразия, регулирования численности
видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ ( ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Требования ГОС
знать/понимать: - основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, сущность первых
эволюционных теорий; постулаты СТЭ;
- сущность биогенетического закона Геккеля-Мюллера; закона зародышевого
сходства К.Бэра;
- сравнительно-анатомические, палеонтологические, биогеографические
доказательства эволюции;
- понятие «естественный отбор»;
- пути видообразования;
- основные пути ( ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация)
и направления (биологический прогресс, биологический регресс)
эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.
уметь: - объяснять понятие «эволюция»; роль сходства зародышей различных групп
организмов;
- выявлять взаимоотношения между организмами внутри популяции, между
организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой
природы;
- объяснять ведущую роль естественного отбора в эволюции;
- наблюдать натуральные объекты, объяснять понятие приспособленности
организмов к среде обитания, раскрывать относительный характер
приспособлений;
- объяснять образование новых популяций вида и причины вымирания групп
организмов;
- объяснять необходимость познания закономерностей эволюции для
хозяйственной деятельности человека;
- на примерах описывать основные пути и направления эволюционного
процесса;
- выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных , объяснять
их значение.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обоснования влияния человеческой деятельности на главные направления
органической эволюции.
РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ ( ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
.
Требования ГОС
знать/понимать: - историю взглядов и современные представления на происхождение жизни
на Земле;
- ароморфозы, идиоадаптации древних пресмыкающихся к различным средам
обитания;
- эволюционное значение кистеперых рыб;
- современные систематические категории;
- принципы систематики и классификации организмов;
- историю изучения проблемы происхождения человека;
- этапы эволюции человека, роль биологических и социальных факторов
на разных этапах эволюции;
- биологические особенности человеческих рас.
уметь: - находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать;
- объяснять влияние деятельности живых организмов на изменение
геологических оболочек;
- анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни
и человека;
- объяснять ведущую роль учения Дарвина и Энгельса в изучении проблемы
происхождения человека;
- анализировать причины возникновения человеческих рас;
- использовать текст учебника и других пособий для составления таблиц,
отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека;
- давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
4.2.Требования к уровню подготовки учащихся.
9 класс
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки.
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, органоиды) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
4.3.Методы и формы контроля.
Предварительный контроль предназначен для того, чтобы выявить исходный уровень знаний, от которого можно отталкиваться в последующем обучении. Он может проводиться в начале учебного года или в начале урока.
Текущий контроль осуществляется на протяжении всего урока с целью контроля за ходом усвоения изучаемого материала.
Тематический (периодический) контроль проводится в конце темы (или какого-либо длительного отрезка учебного времени - четверти, полугодия и т. п.).
Заключительный контроль проводится в конце года или в конце всего курса обучения в виде выпускного экзамена.
Внутри названных форм и видов контроля усвоения различают методы контроля. Их рассматривают по группам, соответствующим устной, письменной, экспериментальной и компьютерной формам проверки.
Методы устного контроля результатов обучения:
- Индивидуальный контроль результатов
- Фронтальная контролирующая беседа
- Зачет
Письменная проверка результатов обучения:
- Контрольная работа
К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10-15 мин, письменные домашние задания, письменный учет знаний отдельных учащихся по карточкам, химические диктанты, задания тестового типа и т. п.
- Самостоятельная проверочная работа
- Взаимоконтроль
- Самоконтроль
Учебно-тематический план 9 класс
№ п/п
Тема
Количество
часов
Практические работы
Контрольные
работы
Введение
1
Уровни организации живой природы
Молекулярный уровень
Клеточный уровень
Организменный уровень
Популяционно-видовой уровень
Экосистемный уровень
Биосферный уровень
2
Эволюция
3
Возникновение и развитие жизни на Земле
4
Основы экологии
Итого: 17 ч.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки.
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, органоиды) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
4.4.Критерии И НОРМЫ оценки РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧАЩИХСЯ.
- Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
- Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
- При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
- Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
- Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
- Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»:
задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных
ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок - оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки - оценка «З»;
• три ошибки - оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25-З0 правильных ответов - оценка «5»;
• 19-24 правильных ответов - оценка «4»;
• 13-18 правильных ответов - оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов - оценка «2».
Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
5.Календарно-тематическое планирование (См.Приложение)
6. учебно-методическое, Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение образовательного процесса.
А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;
а также методических пособий для учителя:
1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;
2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;
4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
/ 5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 - 96
Приложение
Календарно-тематическое планирование 9 класс
УМК: Каменский А.А.Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;
№
Тема урока.
Кол-во
часов
Оборудование к уроку
Дата проведения
по плану
фактически
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Итого: 17 ч.
№ заня тия | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Вид занятия | Наглядные пособия и технические средства | Планируемый результат Знать: | Форма контроля | Примечание | |||||||
всего | л/р | к/р | |||||||||||||
1 1 | Введение.(3 ч.) Биология - наука о жизни. |
|
|
| 2-4. сент | Вводный урок. | Таблицы с представителями царств живой природы. | Знать: Что изучает биология. Биологические науки. Ученых биологов/ Уметь: Работать с литературой. | Фронтальная беседа. Работа в рабочей тетради |
| |||||
1 | |||||||||||||||
2 | Методы исследования в биологии. | 1 |
|
| 5-6. сент | Изучение нового материала. Работа в группах | Портреты учёных - биологов. | Знать: Основную цель науки. Научный метод и его принцип. Научный эксперимент. Отличать гипотезу от закона или теории | Работа в группе, правильность выполнения заданий. |
| |||||
3 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 |
|
| 9-11. сент | Изучение нового материала | Таблица «Фотосинтез», «Вирусы». | Отличие химической организации живых организмов от объектов неживой природы. Роль наследственности и изменчивости в развитии жизни | Фронтальная беседа. |
| |||||
4/1 | 1. Молекулярный уровень.(10 ч.) Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 |
|
| 12-13. сент | Изучение нового материала | Схема «Уровни организации живой природы». «Биология» 9 кл | Строение и функции биомолекул. Что такое вирусы и в чем их особенность | Работа в рабочей тетради. |
| |||||
|
|
|
|
| |||||||||||
5/2 | Углеводы. | 1 |
|
| 16-18. сент | Изучение нового материала | таблица «Классификация углеводов и их функции» Диск «Биология» 9 кл.
| Состав и строение молекул углеводов. Отличие моно-. ди-, полисахаридов | Работа в рабочей тетради |
| |||||
6/3 | Липиды. | 1 |
|
| 19-21. сент | Изучение нового материала | Схема «Строение и функции липидов». | Строение и функции липидов. | Фронтальная беседа |
| |||||
7/4 | Состав и строение белков. | 1 |
|
| 23-25. сент | Изучение нового материала | Схема «Строение и функции белков». «Биология» 9 кл | Отличие простых и сложных белков. Отличать первичную, вторичную. Третичную и четвертичную структуры белков | Выполнение Л/ работы, правильность оформления. |
| |||||
8/5 | Функции белков. | 1 |
|
| 26-28. сен | Изучение нового материала | Схема «Строение и функции белков». | Чем объясняется многообразие функций белков. | Работа в рабочей тетради. Выполнение Л/ работы, правильность оформления |
| |||||
9/6 | Нуклеиновые кислоты. | 1 |
|
| 1-3. окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК». «Биология» 9 кл | Особенности строения и функции нуклеиновых кислот. | Фронтальная беседа |
| |||||
10 /7 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 |
|
| 4-5. окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение и функции АТФ». | Особенности строения и функции АТФ | Фронтальная беседа |
| |||||
11/8 | Биологические катализаторы. Лабораторная работа № 1«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | 1 | 1 |
| 7-9. окт | Изучение нового материала. Лабораторная работа | Сырой картофель, листья комнатных растений, пероксид водорода. | Роль ферментов в клетке. | Выполнение Л/ работы, правильность оформления. |
| |||||
12/9 | Вирусы. | 1 |
|
| 10-11. окт | Изучение нового материала | Таблица «Вирусы». | Строение вирусов | Выполнение работ в рабочей тетради |
| |||||
13/10. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы». | 1 |
| 1 | 14-16 окт | Контрольная работа | тесты |
| Результат тестирования |
| |||||
14/1
| 2. Клеточный уровень.(15 ч.) Основные положения клеточной теории. | 1 | 1 |
|
| Изучение нового материала. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом» | Таблица «Животная и растительная клетки». Таблица «Строение животной клетки». | Основные положения клеточной теории. Отличия растительной клетки от животной
| Выполнение Л/ работы, правильность оформления. |
| |||||
|
|
| 17-18 окт |
| |||||||||||
15/2 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1 |
|
| 21-23 окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение животной клетки». | Строение и функции клеточной мембраны.
| Выполнение работ в рабочей тетради |
| |||||
16/3 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | 1 |
|
| 24-25 окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение животной клетки». | Строение и функции ядра клетки | Выполнение работ в рабочей тетради |
| |||||
17/4 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 |
|
| 28-30 окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение животной клетки». | Строение и функции ЭПС, рибосомы, комплекса Гольджи | Выполнение работ в рабочей тетради |
| |||||
18/5 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 |
|
| 31 окт | Изучение нового материала | Таблица «Строение животной клетки», «Простейшие». | Строение и функции органоидов | Выполнение работ в рабочей тетради |
| |||||
19/6 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 |
|
| 11-13 нояб. | Изучение нового материала | Рисунки параграфа | Выполнение работ в рабочей тетради |
| ||||||
20/7 | Различия в строении клеток эукариот прокариот. | 1 |
|
| 14-15 нояб | Изучение нового материала | Таблицы «Бактерии», «Растительная клетка». | Различия в строении клеток эукариот прокариот | Выполнение работ в рабочей тетради |
| |||||
21/8 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 |
|
| 18-20 нояб | Изучение нового материала | Таблица «Функции АТФ». | Связь ассимиляции и диссимиляции. | Выполнение работ в рабочей тетради |
| |||||
22/9 | Энергетический обмен в клетке. | 1 |
|
| 21-22 нояб. | Изучение нового материала | Диск «Биология 9 класс» | Этапы энергетического обмена | Выполнение работ в рабочей тетради |
| |||||
23/10 | Типы питания клетки. | 1 |
|
| 25-27 нояб. | Изучение нового материала | Таблица «Фотосинтез». . Диск «Биология 9 класс» | Типы питания. | Выполнение работ в рабочей тетради |
| |||||
24/11 | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 |
|
| 28-30 нояб. | Изучение нового материала | Особенности пластического обмена у зеленых растений. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| ||||||
25/12 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | 1 |
|
| 2-4 дек | Изучение нового материала | Таблица «Редупликация ДНК». Диск «Биология 9 класс» | Определения транскрипции, трансляции, полисомы. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
26/13 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | 1 |
|
| 5-6 дек | Изучение нового материала | Отличие транскрипции от трансляции. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| ||||||
27/14 | Деление клетки. Митоз. | 1 |
|
| 9-11 дек. | Изучение нового материала | Таблица «Митоз». Презентации «Митоз» или Диск «Биология 9 класс» | Биологическое значение митоза. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
28/15 | Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы». | 1 |
| 1 | 12-13 дек. | Контрольная работа | тесты |
| Устные ответы учащихся. Тестирование |
| |||||
| 3. Организменный уровень.(14 ч.) Размножение организмов. Бесполое и половое | 1 |
|
| 16-18 дек | Изучение нового материала
| Рисунки параграфа | Какими способами размножаются живые организмы; недостатки бесполого размножения | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
| |||||||||||||||
29/1 |
|
|
| Отличать способы бесполого размножения друг от друга. |
| ||||||||||
30/2 | Мейоз. Оплодотворение. | 1 |
|
| 19-20 дек. | Изучение нового материала | Диск «Биология 9 класс» | Преимущества полового размножения перед бесполым.Ход мейоза. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
31/3 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 |
|
| 23-15 дек. | Изучение нового материала | Рисунок в учебнике (параграфе) | Какие системы органов образуются из эктодермы, энтодермы, мезодермы | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
32/4 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 |
|
| 13-15 янв | Изучение нового материала | Портрет Г. Менделя, таблица «Моногибридное скрещивание». Диск «Биология 9 класс» | Закон чистоты гамет. Суть правила единообразия гибридов первого поколения. Правило расщепления | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
33/5 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | 1 |
|
| 16-17 янв | Изучение нового материала | Таблица «Моногибридное скрещивание». | объяснять закономерности генетики с позиций современной науки. Решать задачи на моногибридное скрещивание | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся. Решение задач |
| |||||
34/6 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 |
|
| 20-22 янв | Изучение нового материала | Схема неполного доминирования и анализирующего скрещивания | Знать какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании. Решать задачи | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
35/7 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 |
|
| 23-24 янв | Изучение нового материала | Таблица «Дигибридное скрещивание». Диск «Биология 9 класс» | Закон независимого наследования признаков.
| Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
36/8 | Решение задач на дигибридное скрещивание | 1 |
|
| 27-29 января | закрепление | задачи | Решать задачи на дигибридное скрещивание | Решение задач - правильность |
| |||||
37/9 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | 1 |
|
| 30-31 января | Изучение нового материала | СД диск или презентация | Почему не всегда соблюдаются правила независимого наследования признаков Г.Менделя? суть и биологическое значение Перекреста хромосом От чего зависит пол ребенка? Виды взаимодействия аллельных генов. Закон Моргана
| Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
38/10 | Взаимодействие генов. Генетика пола | 1 |
|
| 1 неделя февраля | Изучение нового материала | Таблица «Определение пола» | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| ||||||
39/11 | Мутационная изменчивость. Модификационная изменчивость | 1 | 1 |
| 1 неделя февраля | Изучение нового материала. Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов» | Таблица «Модификационная изменчивость». | Основные характеристики модификационной изменчивости. Причины мутаций. Отличать виды изменчивости
| Выполнение Л/ работы, правильность оформления. |
| |||||
40/12 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 |
|
| 2 неделя февр. | Изучение нового материала | Диск «Биология 9 класс» | Находить на карте центры происхождения культурных растений по Н.И.Вавилову. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
41/13 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 |
|
| 2 неделя февр | Изучение нового материала | Таблица «Центры происхождения культурных растений». | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
42/14 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого». | 1 |
| 1 | 3 неделя февр.
| Контрольная работа | тесты |
| Результат тестирования |
| |||||
|
|
| |||||||||||||
43/1 | 4. Популяционно-видовой уровень.(3 ч.) Вид. Критерии вида. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида». | 1 | 1 |
| 3 неделя февраля. | Изучение нового материала. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида» | Коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, комнатные растения | Критерии вида. Приводить примеры разных видов растений и животных | Выполнение Л/ работы, правильность оформления. |
| |||||
44/2 45/3 | Популяции. | 1 |
|
| 4 неделя февраля. | Изучение нового материала | Таблицы «Популяции» | В чем состоит практическое значение изучения популяций | Фронтальная беседа |
| |||||
| Биологическая классификация | 1 |
|
| 1 неделя марта | Изучение нового материала | Систематические категории (карточки) или презентация | Знать систематические категории. Сущность классификации. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
46/1 | 5. Экосистемный уровень.(4 ч.) Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | 1 |
|
| 1 неделя марта | Изучение нового материала | Таблицы «Биогеоценоз широколиственного леса», «Биогеоценоз водоёма». Диск «Биология 9 класс» | Состав и основные свойства экосистем. Отличать понятия | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
47/2 | Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества | 1 |
|
| 2 неделя марта | Изучение нового материала | Таблица «Биогеоценоз широколиственного леса». | Знать: Состав и структуру сообщества. Продуктивность сообщества | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
48/3 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 |
|
| 3 неделя марта | Изучение нового материала | Таблица «Цепи питания в экосистеме смешанного леса».или Диск «Биология 9 класс» | Составлять цепи питания. Знать как распределяются потоки вещества и энергии в экосистеме. Составлять пирамиды численности | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
49/4 | Саморазвитие экосистемы. Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень». | 1 |
| 1 | 3 неделя марта | Обобщение. Контрольная работа | Таблица «Зарастание водоёма». тесты | Устные ответы учащихся. Тестирование - результат |
| ||||||
50/1 | 6. Биосферный уровень.(3 ч.) Биосфера. Среды жизни. | 1 |
|
|
| Изучение нового материала | Таблица «Биосфера». | Особенности существования организмов различных ее средах. Понятие биосферы | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
|
|
| 4 неделя марта |
| |||||||||||
51/2 | Средообразующая деятельнгость организмов | 1 |
|
| 1 неделя апреля | Изучение нового материала | Рисунок в учебнике | Знать в чём проявляется воздействие живых организмов на среду обитания | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
52/3 | Круговорот веществ в биосфере | 1 |
|
| 1 неделя апреля | Изучение нового материала | Презентация или СД диск | Круговорот хим. элементов. Характеризовать взаимосвязь живого и неживого на примерах круговоротов воды, углерода, азота, серы, фосфора
| Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
53/1
| 7. Основы учения об эволюции. (8 ч.) Развитие эволюционного учения. | 1 |
|
| 2 неделя апреля | Изучение нового материала | Портреты Ч. Дарвина, Ж. Б. Ламарка, К. Линнея. Таблицы «Модификационная изменчивость», «Мутации». | Главные движущие силы эволюции. Формы изменчивости. Механизмы видообразования. Закономерности макро и микроэволюции. Характеризовать научные и социальные предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||
54/2 | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие. | 1 |
|
| 2 неделя апреля | Изучение нового материала | Рисунки учебника. | Изменчивость и ее виды. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
55/3 | Борьба за существование. Естественный отбор. Формы естественного отбора | 1 |
|
| 3 неделя апреля | Изучение нового материала | Таблицы «Борьба за существование» Или СД диск | Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора.
| Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
56/4 | Изолирующие механизмы | 1 |
|
| 3 неделя апреля | Изучение нового материала | Таблица параграфа | Виды изолирующих механизмов. В чём их значение. Приводить примеры | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
57/5 | Видообразование. | 1 |
|
| 4 неделя апреля | Изучение нового материала | Таблицы иллюстрирующие процесс видообразования.
| Знать что такое вид.. Основные формы видообразования. Что такое полиплоидия, её роль. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
58/6 | Макроэволюция. | 1 |
|
| 4 неделя апреля | Изучение нового материала | Рисунки учебника | Основные типы эволюционных изменений. Отличать гомологичные структуры от аналогичных.
| Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
59/7 | Основные закономерности эволюции.
| 1 |
|
| 1 неделя мая | Изучение нового материала | Рисунки учебника. | Знать основные типы эволюционных изменений. Каковы главные линии эволюции. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
60/8
| Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции». | 1 |
|
| 1 неделя мая | Контрольная работа |
|
| Результат тестирования |
| |||||
1 |
| 1 |
| тесты |
|
| |||||||||
61/1 | 8. Возникновение и развитие жизни на Земле.(5 ч.) Гипотезы возникновения жизни.
| 1 |
|
| 2 неделя мая | Изучение нового материала | Презентации | Гипотезы возникновения жизни. | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
62/2 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 |
|
| 2 неделя мая | Изучение нового материала | Рисунки учебника. Презентации | Основные этапы развития жизни | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся |
| |||||
63/3 | Основные этапы развития жизни на Земле Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | 1 |
|
| 3 неделя мая | Изучение нового материала | Презентации | Основные этапы развития жизни | Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся. Презентация - защита |
| |||||
64/4 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | 1 |
|
| 3 неделя мая | Изучение нового материала | Презентации «Эволюция органического мира», кинофильм «Древние вымершие папоротники, | Основные этапы развития жизни. На какие эры делится история Земли. | Защита презентации |
| |||||
65/5 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле». | 1 |
| 1 | 4 неделя мая | Контрольная работа | Презентации |
| Защита презентации |
| |||||
66 | Основы экологии | 1 |
|
| 30 мая | Изучение нового материала. Обобщение | Таблица «Биосфера» | Знать: Эволюцию биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. | Устные ответы учащихся |
|
(распускают 9 классы 25 мая)