Адаптивная программа 9 класс 7 вид

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка.

1.1.Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 9 класса общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163- р);

2. Федеральный закон от 29.12.2012г. 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство науки и образования Российской Федерации. М.: Просвещение,2011;

4. Региональный базисный учебный план для 5 - 9 классов, утвержденный приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014 г.№ 824;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2014/2015 учебный год»;

6. Авторская программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с.

7. Учебный план МБОУ СОШ №1 села Кушнаренково Муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год (Приказ МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ от 20.08.2015г. № 91);

8. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов МБОУ СОШ №1

с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ (приказ № 164 от 20.08.2015 г).

9. Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (7вид) МБОУ СОШ № 1 села Кушнаренково Муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан на 2015 - 2016 учебный год (Приказ МБОУ СОШ № 1 с. Кушнаренково МР Кушнаренковский район РБ от 31.08.2015 год. № 92 )

Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, описание материально технического обеспечения образовательного процесса, приложения к программе.

1.2. Предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы».

1.3.Цели и задачи изучения предмета.

Цели:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи курса:

  • сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;

  • формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;

  • проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

  • первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

1.4.Концепция (основная идея) программы;

Основная идея рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по биологии . Программа построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «клетка» и свойства всего живого, существования следование строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.

Значительное место в содержании курса отводится биологическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые биологические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы сгруппированы в блоки - биологические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

1.5.Обоснованность программы.

Программа по биологии ставит такие задачи как развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями

1.6.Структура и основные принципы отбора материала.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

1.7. Результаты обучения.

В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

1.8.Сроки реализации программы - 2015 - 2016 г.

2.Общая характеристика учебного предмета.

2.1.Место и роль курса в обучении.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2008. - 96 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

2.2.Обшая характеристика учебного процесса.

Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:

Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный.

Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.

Программа предусматривает большой цикл обзорных лекций, которые позволяют учащимся более глубоко осмыслить эволюцию живой природы на Земле, необходимости гуманного и рационального отношения к нашим богатствам. Рабочей программой предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по темам, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля.

Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приёмы. Типы уроков:

- проблемно-практические дискуссии (коллективная работа).

- практические занятия (коллективная работа);

- проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

- исследовательские уроки (индивидуальная работа);

- урок-лекция;

- урок-семинар;

- урок решения задач;

- урок-конференция;

- урок-экскурсия;

- урок-консультация;

- урок-зачет.

- урок-аукцион;

- учебный мозговой штурм;

- урок-интервью;

- урок - медицинский консилиум.

2.3. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

-использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).

-определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.

-умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

-определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

-комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

-умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

-исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

-использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

-творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

- владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).

- составление плана, тезисов, конспекта.

- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

- умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность

- самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

- оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

2.4.Межпредметные связи предмета с другими предметами учебного плана.

За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких дисциплин как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология убедительно подтверждает необходимость всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса химии к современному уровню химической науки в дидактике химии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии

2.5.Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.

Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Школьные:

- обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя.

- ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения.

- самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

- планирует ресурсы для достижения цели.

- называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

- Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

- Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.

- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Школьные:

- осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

- считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.

- создает модели и схемы для решения задач.

- переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.

- устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

- участвует в проектно- исследовательской деятельности.

- проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя. Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- дает определение понятиям;

- устанавливает причинно-следственные связи;

-обобщает понятия - осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

- осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

-строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

-объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

-Знает основы ознакомительного чтения;

-Знает основы усваивающего чтения

-Умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий)

- ставить проблему, аргументировать её актуальность.

- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Школьные:

- Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

- Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.

- формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.

- Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.

- устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

- спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

- осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

- организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;.

- умеет работать в группе - устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Выпускник получит возможность научиться:

-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

- осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

- рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

- использование химических знаний в быту:

- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

- объяснять мир с точки зрения химии:

- перечислять отличительные свойства химических веществ;

- различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов.

- овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

- умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

- различать опасные и безопасные вещества.

3.Место учебного предмета в учебном плане


Настоящая программа рассчитана на учащихся 9 класса. Срок реализации настоящей программы 2015 - 2016 учебный год. Занятия по данной рабочей программе производится в форме урока (0,5 часов), Количество часов в неделю - 0,5 часов. Общее количество часов - 17.



4. сОДЕРЖАНИЕ тем учебного курса.

Содержание учебного предмета 9 класс

ВВЕДЕНИЕ ( )

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Требования ГОС

знать/понимать: - методы познания живой природы;

- сущность понятия «жизнь».

уметь: - называть основные признаки живых организмов;

- характеризовать уровни организации живого;

- ориентироваться в учебнике с помощью оглавле­ния, работать

с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа,

находить ответы на вопросы.

- объяснять роль биологии в формировании современной

естественнонаучной картины мира, в практической деятельности

человека.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - оценки последствий деятельности человека по отношению к природной

среде;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

ТЕМА 1. Молекулярный уровень ( ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, поли­сахариды). Катализаторы. Вирусы. Лабораторная работа № 1 1. Расщепление пероксида водорода фер­ментом каталазой. Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

Требования ГОС

знать/понимать: - особенность строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью

в жизнедеятельности клетки; значение катионов и анионов

в жизнедеятельности клеток;

- строение и функции углеводов, липидов, белков, нуклеиновых

кислот их важнейшие свойства и роль в клетке;

- роль ферментов в клетке.

уметь: - доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном

составе клетки;

- объяснять роль белков в жизнедеятельности живых организмов

и проводить простейшие опыты;

- объяснять роль механизмов удвоения молекул ДНК в передаче

наследственной информации, уметь схематично изображать этот процесс;

- уметь выявлять и объяснять взаимосвязи строения и функций

биополимеров;

- уметь ставить биологические опыты и эксперименты, объяснять результаты

и делать выводы;

- объяснять опасность заражения вирусом СПИДа.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний;

- предупреждения ВИЧ-инфекций.

ТЕМА 2. Клеточный уровень (15 ч)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятель­ности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и ана­эробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

.

Лабораторная работа № 2

2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

Требования ГОС

знать/понимать: - основные положения клеточной теории; роль клеточной теории

в становлении современной естественной картины мира;

- основные части клетки и выполняемые ими функции в связи

с особенностями их строения;

- периоды жизни клетки и состояние ядра в эти периоды;

- определение эукариот и прокариот;

- сущность фотосинтеза как пластического и энергетического обмена

у растений;

- сущность аэробного и анаэробного гликолиза у животных;

уметь: - применять основные положения клеточной теории для доказательства

материального единства органического мира;

- работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты,

находить основные части клетки на микропрепарате;

- выявлять особенности строения клеток растений и животных, черты их

сходства и различия; обосновать космическую роль зеленых растений;

- объяснять взаимообусловленность строения и функций органоидов клетки;

- сравнивать строение клеток эукариот и прокариот, делать выводы на основе

этого сравнения;

- работать с учебником, таблицами, схемами;

- решать элементарные биологи ТЕМА 3. Организменный уровень ( ч)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетиче­ская непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонст­рация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа № 3

3. Выявление изменчивости организмов. Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Организменный уровень организации живой природы».

Требования ГОС

знать/понимать: - процессы и механизмы митоза и мейоза, их биологическую сущность

и роль;

- способы бесполого размножения;

- процесс оплодотворения у цветковых растений; оплодотворение вообще

и его значение;

- этапы зародышевого развития;

- задачи и методы генетики; генетическую символику и терминологию;

- сущность законов Г.Менделя;

- особенности строение генов и хромосом; хромосомный механизм

распределения пола человека;

- основные положения закономерностей изменчивости; виды изменчивости,

значение ее для селекции;

- сущность закона гомологических рядов Н.И.Вавилова;

- методы изучения наследственности человека, вклад выдающихся ученых

в медицинской генетике.

уметь: - выявлять черты сходства и отличия митоза и мейоза;

- описывать особенность половых клеток;

- объяснять особенности партеногенеза;

- делать вывод о материальном единстве живой природы;

- описывать способы бесполого размножения организмов;

- объяснять вредное воздействие никотина, алкоголя и наркотических

веществ на развитие зародыша;

- сравнивать зародыши организмов, выявлять черты сходства и отличия,

делать выводы на основе сравнения;

- объяснять родство живых организмов;

- описывать уровни приспособления организма к изменяющимся условиям;

- использовать знания цитологических основ наследственности для решения

генетических задач; составлять схемы скрещивания;

- работать с учебником, таблицами, схемами;

- находить информацию в различных источниках;

- раскрывать сущность взаимоотношений организма и среды, анализировать

и оценивать влияние условий среды на реализацию генотипа, на проявление

его наследственных свойств и признаков;

- объяснять причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития

организмов, наследственных заболеваний, мутаций.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - предупреждения наследственных заболеваний, вредных привычек

(курения, алкоголизма, наркомании);

- соблюдения правил здорового образа жизни, правил поведения

в окружающей среде;

- при работе с гербарным материалом, комнатными растениями.

ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень ( ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма сущест­вования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Лабораторная работа № 4

4. Изучение морфологического критерия вида.

Требования ГОС

знать/понимать: - понятия: вид, популяция;

- определение критериев вида;

- редкие и исчезающие виды растений и животных Тамбовской

области, своего края.

уметь: - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- объяснять причины необходимости сохранения видового

многообразия;

- находить информацию о биологических объектах в различных

источниках и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в природной среде;

- прогнозирования последствий влияние деятельности человека на многообразие

видов растений и животных, на среду их обитания.

ТЕМА 5. Экосистемный уровень ( ч)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

. Контрольно-обобщающий урок №4 по теме «Экосистемный уровень».

Требования ГОС

знать/понимать: - основные свойства биогеоценозов;

- причины смены биоценозов, формирования новых сообществ.

уметь: - анализировать видовой состав биоценозов; компоненты

биогеоценозов;

- выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;

- выявлять пищевые сети в конкретных условиях обитания;

- объяснять причины устойчивости и смены экосистем; сравнивать

искусственный и естественный биоценозы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в природной среде;

- обоснования актуальности проблемы сохранения биологического

разнообразия видов и сообществ в природе.

ТЕМА 6. Биосферный уровень ( ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Требования ГОС

знать/понимать: - состав и функции биосферы;

- основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере;

- особенности круговорота основных химических элементов

на примере круговорота углерода и азота в биосфере.

уметь: - описывать структуру биосферы;

- описывать круговорот углерода и азота в биосфере;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- объяснять проблемы рационального природопользования и необходимость

охраны природы;

- работать с учебником, таблицами, схемами;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках

и критически ее оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в природной среде;

- прогнозирования последствий деятельности человека

в природных биогеоценозах;

- обоснования роли биологического разнообразия, регулирования численности

видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ ( ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволю­ции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусст­венный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Требования ГОС

знать/понимать: - основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, сущность первых

эволюционных теорий; постулаты СТЭ;

- сущность биогенетического закона Геккеля-Мюллера; закона зародышевого

сходства К.Бэра;

- сравнительно-анатомические, палеонтологические, биогеографические

доказательства эволюции;

- понятие «естественный отбор»;

- пути видообразования;

- основные пути ( ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация)

и направления (биологический прогресс, биологический регресс)

эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

уметь: - объяснять понятие «эволюция»; роль сходства зародышей различных групп

организмов;

- выявлять взаимоотношения между организмами внутри популяции, между

организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой

природы;

- объяснять ведущую роль естественного отбора в эволюции;

- наблюдать натуральные объекты, объяснять понятие приспособленности

организмов к среде обитания, раскрывать относительный характер

приспособлений;

- объяснять образование новых популяций вида и причины вымирания групп

организмов;

- объяснять необходимость познания закономерностей эволюции для

хозяйственной деятельности человека;

- на примерах описывать основные пути и направления эволюционного

процесса;

- выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных , объяснять

их значение.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обоснования влияния человеческой деятельности на главные направления

органической эволюции.

РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ ( ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая ис­тория развития органического мира. Доказательства эволюции.

.

Требования ГОС

знать/понимать: - историю взглядов и современные представления на происхождение жизни

на Земле;

- ароморфозы, идиоадаптации древних пресмыкающихся к различным средам

обитания;

- эволюционное значение кистеперых рыб;

- современные систематические категории;

- принципы систематики и классификации организмов;

- историю изучения проблемы происхождения человека;

- этапы эволюции человека, роль биологических и социальных факторов

на разных этапах эволюции;

- биологические особенности человеческих рас.

уметь: - находить информацию в различных источниках и критически ее оценивать;

- объяснять влияние деятельности живых организмов на изменение

геологических оболочек;

- анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни

и человека;

- объяснять ведущую роль учения Дарвина и Энгельса в изучении проблемы

происхождения человека;

- анализировать причины возникновения человеческих рас;

- использовать текст учебника и других пособий для составления таблиц,

отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека;

- давать аргументированную критику расизма и «социального дарвинизма».

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.


4.2.Требования к уровню подготовки учащихся.

9 класс

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки.

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, органоиды) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

4.3.Методы и формы контроля.

Предварительный контроль предназначен для того, чтобы выявить исходный уровень знаний, от которого можно отталкиваться в последующем обучении. Он может проводиться в начале учебного года или в начале урока.

Текущий контроль осуществляется на протяжении всего урока с целью контроля за ходом усвоения изучаемого материала.

Тематический (периодический) контроль проводится в конце темы (или какого-либо длительного отрезка учебного времени - четверти, полугодия и т. п.).

Заключительный контроль проводится в конце года или в конце всего курса обучения в виде выпускного экзамена.

Внутри названных форм и видов контроля усвоения различают методы контроля. Их рассматривают по группам, соответствующим устной, письменной, экспериментальной и компьютерной формам проверки.

Методы устного контроля результатов обучения:

- Индивидуальный контроль результатов

- Фронтальная контролирующая беседа

- Зачет

Письменная проверка результатов обучения:

- Контрольная работа

К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10-15 мин, письменные домашние задания, письменный учет знаний отдельных учащихся по карточкам, химические диктанты, задания тестового типа и т. п.

- Самостоятельная проверочная работа

- Взаимоконтроль

- Самоконтроль


Учебно-тематический план 9 класс

№ п/п

Тема

Количество

часов

Практические работы

Контрольные

работы

Введение




1

Уровни организации живой природы




Молекулярный уровень




Клеточный уровень




Организменный уровень




Популяционно-видовой уровень




Экосистемный уровень




Биосферный уровень




2

Эволюция




3

Возникновение и развитие жизни на Земле




4

Основы экологии




Итого: 17 ч.




В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки.

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, органоиды) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

4.4.Критерии И НОРМЫ оценки РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧАЩИХСЯ.

- Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

- Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

- При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

- Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

- Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

- Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены

две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных

ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «З»;

• три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов - оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов - оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов - оценка «2».

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

5.Календарно-тематическое планирование (См.Приложение)

6. учебно-методическое, Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение образовательного процесса.

А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;

а также методических пособий для учителя:

1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поуроч­ное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;

2) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дро­фа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьни­ков и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;

4) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

/ 5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био­логия». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;

6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просве­щение, 1997;

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

для учащихся:

В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учеб­нику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 - 96


Приложение

Календарно-тематическое планирование 9 класс

УМК: Каменский А.А.Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;

Тема урока.

Кол-во

часов


Оборудование к уроку

Дата проведения

по плану

фактически

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


Итого: 17 ч.

















№ заня

тия

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Планируемый результат

Знать:

Форма контроля

Примечание

всего

л/р

к/р

1

1

Введение.(3 ч.)

Биология - наука о жизни.




2-4. сент

Вводный урок.

Таблицы с представителями царств живой природы.

Знать:

Что изучает биология. Биологические науки. Ученых биологов/

Уметь: Работать с литературой.

Фронтальная беседа.

Работа в рабочей тетради


1

2

Методы исследования в биологии.

1



5-6. сент

Изучение нового материала. Работа в группах

Портреты учёных - биологов.

Знать: Основную цель науки. Научный метод и его принцип. Научный эксперимент.

Отличать гипотезу от закона или теории

Работа в группе, правильность выполнения заданий.


3

Сущность жизни и свойства живого.

1



9-11. сент

Изучение нового материала

Таблица «Фотосинтез», «Вирусы».

Отличие химической организации живых организмов от объектов неживой природы. Роль наследственности и изменчивости в развитии жизни

Фронтальная беседа.


4/1

1. Молекулярный уровень.(10 ч.)

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

1



12-13. сент

Изучение нового материала

Схема «Уровни организации живой природы».

«Биология» 9 кл

Строение и функции биомолекул. Что такое вирусы и в чем их особенность

Работа в рабочей тетради.







5/2

Углеводы.

1



16-18. сент

Изучение нового материала

таблица «Классификация углеводов и их функции»

Диск «Биология» 9 кл.


Состав и строение молекул углеводов. Отличие моно-. ди-, полисахаридов

Работа в рабочей тетради


6/3

Липиды.

1



19-21. сент

Изучение нового материала

Схема «Строение и функции липидов».

Строение и функции липидов.

Фронтальная беседа


7/4

Состав и строение белков.

1



23-25. сент

Изучение нового материала

Схема «Строение и функции белков».

«Биология» 9 кл

Отличие простых и сложных белков. Отличать первичную, вторичную. Третичную и четвертичную структуры белков

Выполнение Л/ работы, правильность оформления.


8/5

Функции белков.

1



26-28. сен

Изучение нового материала

Схема «Строение и функции белков».

Чем объясняется многообразие функций белков.

Работа в рабочей тетради. Выполнение Л/ работы, правильность оформления


9/6

Нуклеиновые кислоты.

1



1-3. окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК».

«Биология» 9 кл

Особенности строения и функции нуклеиновых кислот.

Фронтальная беседа


10 /7

АТФ и другие органические соединения клетки.

1



4-5. окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение и функции АТФ».

Особенности строения и функции АТФ

Фронтальная беседа


11/8

Биологические катализаторы. Лабораторная работа

№ 1«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

1

1


7-9.

окт

Изучение нового материала. Лабораторная работа

Сырой картофель, листья комнатных растений, пероксид водорода.

Роль ферментов в клетке.

Выполнение Л/ работы, правильность оформления.


12/9

Вирусы.

1



10-11.

окт

Изучение нового материала

Таблица «Вирусы».

Строение вирусов

Выполнение работ в рабочей тетради


13/10.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

1


1

14-16 окт

Контрольная работа

тесты


Результат тестирования


14/1


2. Клеточный уровень.(15 ч.)

Основные положения клеточной теории.

1

1



Изучение нового материала. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

Таблица «Животная и растительная клетки».

Таблица «Строение животной клетки».

Основные положения клеточной теории. Отличия растительной клетки от животной


Выполнение Л/ работы, правильность оформления.





17-18 окт


15/2

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1



21-23 окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение животной клетки».

Строение и функции клеточной мембраны.


Выполнение работ в рабочей тетради


16/3

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1



24-25 окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение животной клетки».

Строение и функции ядра клетки

Выполнение работ в рабочей тетради


17/4

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1



28-30 окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение животной клетки».

Строение и функции ЭПС, рибосомы, комплекса Гольджи

Выполнение работ в рабочей тетради


18/5

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1



31 окт

Изучение нового материала

Таблица «Строение животной клетки», «Простейшие».

Строение и функции

органоидов

Выполнение работ в рабочей тетради


19/6

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1



11-13 нояб.

Изучение нового материала

Рисунки параграфа

Выполнение работ в рабочей тетради


20/7

Различия в строении клеток эукариот прокариот.

1



14-15 нояб

Изучение нового материала

Таблицы «Бактерии», «Растительная клетка».

Различия в строении клеток эукариот прокариот

Выполнение работ в рабочей тетради


21/8

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1



18-20 нояб

Изучение нового материала

Таблица «Функции АТФ».

Связь ассимиляции и диссимиляции.

Выполнение работ в рабочей тетради


22/9

Энергетический обмен в клетке.

1



21-22 нояб.

Изучение нового материала

Диск «Биология 9 класс»

Этапы энергетического обмена

Выполнение работ в рабочей тетради


23/10

Типы питания клетки.

1



25-27 нояб.

Изучение нового материала

Таблица «Фотосинтез».

.

Диск «Биология 9 класс»

Типы питания.

Выполнение работ в рабочей тетради


24/11

Фотосинтез и хемосинтез.

1



28-30 нояб.

Изучение нового материала

Особенности пластического обмена у зеленых растений.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


25/12

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

1



2-4 дек

Изучение нового материала

Таблица «Редупликация ДНК».

Диск «Биология 9 класс»

Определения транскрипции, трансляции, полисомы.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


26/13

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

1



5-6 дек

Изучение нового материала

Отличие транскрипции от трансляции.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


27/14

Деление клетки. Митоз.

1



9-11 дек.

Изучение нового материала

Таблица «Митоз». Презентации «Митоз» или Диск «Биология 9 класс»

Биологическое значение митоза.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


28/15

Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

1


1

12-13 дек.

Контрольная работа

тесты


Устные ответы учащихся. Тестирование



3. Организменный уровень.(14 ч.)

Размножение организмов. Бесполое и половое

1



16-18 дек

Изучение нового материала


Рисунки параграфа

Какими способами размножаются живые организмы; недостатки бесполого размножения

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся



29/1




Отличать способы бесполого

размножения друг от друга.


30/2

Мейоз. Оплодотворение.

1



19-20 дек.

Изучение нового материала

Диск «Биология 9 класс»

Преимущества полового размножения перед бесполым.Ход мейоза.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


31/3

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1



23-15 дек.

Изучение нового материала

Рисунок в учебнике (параграфе)

Какие системы органов

образуются из

эктодермы, энтодермы,

мезодермы

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


32/4

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1



13-15 янв

Изучение нового материала

Портрет Г. Менделя, таблица «Моногибридное скрещивание».

Диск «Биология 9 класс»

Закон чистоты гамет.

Суть правила единообразия гибридов первого поколения. Правило расщепления

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


33/5

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1



16-17 янв

Изучение нового материала

Таблица «Моногибридное скрещивание».

объяснять закономерности генетики с позиций современной науки. Решать задачи на моногибридное скрещивание

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся. Решение задач


34/6

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1



20-22 янв

Изучение нового материала

Схема неполного доминирования и анализирующего скрещивания

Знать какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании. Решать задачи

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


35/7

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1



23-24 янв

Изучение нового материала

Таблица «Дигибридное скрещивание».

Диск «Биология 9 класс»

Закон независимого наследования признаков.


Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


36/8

Решение задач на дигибридное скрещивание

1



27-29 января

закрепление

задачи

Решать задачи на дигибридное скрещивание

Решение задач - правильность


37/9

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

1



30-31 января

Изучение нового материала

СД диск или презентация

Почему не всегда соблюдаются правила независимого наследования признаков Г.Менделя? суть и биологическое значение

Перекреста хромосом

От чего зависит пол ребенка? Виды взаимодействия аллельных генов. Закон Моргана


Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


38/10

Взаимодействие генов. Генетика пола

1



1 неделя февраля

Изучение нового материала

Таблица «Определение пола»

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


39/11

Мутационная изменчивость. Модификационная изменчивость

1

1


1 неделя февраля

Изучение нового материала. Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов»

Таблица «Модификационная изменчивость».

Основные характеристики модификационной изменчивости. Причины мутаций. Отличать виды изменчивости


Выполнение Л/ работы, правильность оформления.


40/12

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

1



2 неделя февр.

Изучение нового материала

Диск «Биология 9 класс»

Находить на карте центры

происхождения культурных растений по Н.И.Вавилову.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


41/13

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1



2 неделя февр

Изучение нового материала

Таблица «Центры происхождения культурных растений».

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


42/14

Контрольно-обобщающий урок по теме «Организменный уровень организации живого».

1


1

3 неделя февр.


Контрольная работа

тесты


Результат тестирования





43/1

4. Популяционно-видовой уровень.(3 ч.)

Вид. Критерии вида. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида».

1

1


3 неделя февраля.

Изучение нового материала. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида»

Коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, комнатные растения

Критерии вида. Приводить примеры разных видов растений и животных

Выполнение Л/ работы, правильность оформления.


44/2

45/3

Популяции.

1



4 неделя февраля.

Изучение нового материала

Таблицы «Популяции»

В чем состоит практическое значение изучения популяций

Фронтальная беседа



Биологическая классификация

1



1 неделя марта

Изучение нового материала

Систематические категории (карточки) или презентация

Знать систематические категории. Сущность классификации.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


46/1

5. Экосистемный уровень.(4 ч.)

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

1



1 неделя марта

Изучение нового материала

Таблицы «Биогеоценоз широколиственного леса», «Биогеоценоз водоёма». Диск «Биология 9 класс»

Состав и основные свойства экосистем. Отличать понятия

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


47/2

Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества

1



2 неделя

марта

Изучение нового материала

Таблица «Биогеоценоз широколиственного леса».

Знать: Состав и структуру сообщества. Продуктивность сообщества

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


48/3

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1



3 неделя

марта

Изучение нового материала

Таблица «Цепи питания в экосистеме смешанного леса».или Диск «Биология 9 класс»

Составлять цепи

питания. Знать как распределяются потоки вещества и энергии в экосистеме. Составлять пирамиды

численности

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


49/4

Саморазвитие экосистемы.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень».

1


1

3 неделя

марта

Обобщение. Контрольная работа

Таблица «Зарастание водоёма». тесты

Устные ответы учащихся. Тестирование - результат


50/1

6. Биосферный уровень.(3 ч.)

Биосфера. Среды жизни.

1




Изучение нового материала

Таблица «Биосфера».

Особенности существования организмов различных ее средах. Понятие биосферы

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся





4 неделя

марта


51/2

Средообразующая деятельнгость организмов

1



1 неделя апреля

Изучение нового материала

Рисунок в учебнике

Знать в чём проявляется воздействие живых организмов на среду обитания

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


52/3

Круговорот веществ в биосфере

1



1 неделя апреля

Изучение нового материала

Презентация или СД диск

Круговорот хим.

элементов. Характеризовать

взаимосвязь живого и неживого на примерах круговоротов воды, углерода, азота, серы, фосфора


Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


53/1


7. Основы учения об эволюции. (8 ч.)

Развитие эволюционного учения.

1



2 неделя апреля

Изучение нового материала

Портреты Ч. Дарвина, Ж. Б. Ламарка, К. Линнея.

Таблицы «Модификационная изменчивость», «Мутации».

Главные движущие силы эволюции. Формы изменчивости. Механизмы видообразования. Закономерности макро и микроэволюции. Характеризовать научные и социальные предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся








54/2

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие.

1



2 неделя апреля

Изучение нового материала

Рисунки учебника.

Изменчивость и ее виды.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


55/3

Борьба за существование. Естественный отбор. Формы естественного отбора

1



3 неделя апреля

Изучение нового материала

Таблицы «Борьба за существование»

Или СД диск

Формы борьбы за существование. Формы естественного отбора.


Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


56/4

Изолирующие механизмы

1



3 неделя апреля

Изучение нового материала

Таблица параграфа

Виды изолирующих механизмов. В чём их значение. Приводить примеры

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


57/5

Видообразование.

1



4 неделя апреля

Изучение нового материала

Таблицы иллюстрирующие процесс видообразования.


Знать что такое вид.. Основные формы видообразования. Что такое полиплоидия, её роль.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


58/6

Макроэволюция.

1



4 неделя апреля

Изучение нового материала

Рисунки учебника

Основные типы

эволюционных

изменений. Отличать

гомологичные

структуры от аналогичных.


Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


59/7

Основные закономерности эволюции.


1



1 неделя мая

Изучение нового материала

Рисунки учебника.

Знать основные типы эволюционных изменений. Каковы главные линии эволюции.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


60/8


Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции».

1



1 неделя мая

Контрольная работа



Результат тестирования


1


1


тесты



61/1

8. Возникновение и развитие жизни на Земле.(5 ч.)

Гипотезы возникновения жизни.


1



2 неделя мая

Изучение нового материала

Презентации

Гипотезы возникновения жизни.

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


62/2

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

1



2 неделя мая

Изучение нового материала

Рисунки учебника. Презентации

Основные этапы

развития жизни

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся


63/3

Основные этапы развития жизни на Земле Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

1



3 неделя мая

Изучение нового материала

Презентации

Основные этапы

развития жизни

Выполнение работ в рабочей тетради. Устные ответы учащихся. Презентация - защита


64/4

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1



3 неделя мая

Изучение нового материала

Презентации «Эволюция органического мира», кинофильм «Древние вымершие папоротники,

Основные этапы

развития жизни. На какие эры делится история Земли.

Защита презентации


65/5

Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле».

1


1

4 неделя мая

Контрольная работа

Презентации


Защита презентации


66

Основы экологии

1



30 мая

Изучение нового материала. Обобщение

Таблица «Биосфера»

Знать: Эволюцию биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Устные ответы учащихся


(распускают 9 классы 25 мая)


© 2010-2022