• Преподавателю
  • Биология
  • Педагогический совет для воспитателей ДОО «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

Педагогический совет для воспитателей ДОО «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

Педагогический совет для воспитателей ДОО «Приобщение детей к чтению художественной литературы» 2015 год – год РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ! Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собстве...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет для воспитателей ДОО

«Приобщение детей к чтению художественной литературы»

2015 год - год РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!

Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.

Художественная литература - одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.

Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести. Принимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.

Всем известно, что литература является одним из видов искусства, таких как: музыка, живопись, театр, кинематограф. Можно выделить ряд функций которые несет в себе литература в целом и детская литература в частности как один из видов искусства. (см. таблицу 1)

Литература как вид искусства дает совокупность знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, отношении к окружающему миру, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

Анализируя методическую, педагогическую, психологическую, литературу, можно выделить ряд личностных качеств, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы: (см. таблицу 2)

ВЕЖЛИВОСТЬ - умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо, пожалуйста, извините» (н-р Мошковская Э. «Волшебное слово») ;

УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ - умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор, не перебивать (н-р Е. Михайленко «В дороге») ;

ЧЕСТНОСТЬ - умение говорить правду про себя в любой ситуации (н-р Л. Толстой «Косточка») ;

СОВЕСТЛИВОСТЬ - способность испытать чувтво стыда за сои поступки (н-р Л. Толстой «Два товарища») ;

СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ - умение видеть беды и проблемы других людей, стремление прийти им на помощь бескорыстно (н-р В Катаев «Цветик-семицветик») ;

СКРОМНОСТЬ - умение видеть заслуги других, не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным (н-р Г-Х. Андерсен «Снежная королева») ;

ДРУЖЕЛЮБИЕ - позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку (н-р: ск. «Теремок», «Рукавичка») .

Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина, патриота своей Родины.

В. Г. Белинский утверждал: «Дитя не требует выводов, доказательств и логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки. Дитя не любит идей: ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы».

Со времен античности художественному слову уделялось немало внимания в трудах философов и педагогов. Слово оказывало внимание на мнение и поведение людей со времен появления письменности.

«Место, где лечат душу», - такая надпись была на фронтоне библиотеки в древнем городе Фивы.

В современном же обществе люди все больше времени проводят за компьютером, просмотром телепередач и все реже читают книги. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:

Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;

Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, аудиотехника, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;

Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.

Злободневность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения. Согласно ей, усилия всех соответствующих структур (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, книжная торговля, архивы) должны быть направлены на пропаганду чтения.

Большое значение в решении данной проблемы придается и ДОУ. Педагогам детских садов необходимо вносить посильный вклад в приобщение детей к книге, в формирование грамотного, вдумчивого читателя. Воспитателям следует подбирать наиболее оптимальные приемы развития у детей интереса к художественной литературе.

Предлагаю вспомнить основные формы работы с детьми в данном направлении:

Формы работы с детьми

Оформление уголков чтения (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей; обязательно должен учитываться региональный компонент) ;

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (для их лучшей организации необходимо составить календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей и поэтов, к которым и приурочиваются выставки) ;

Занятия по ознакомлению с художественным произведением, с биографией писателей;

Создание мастерской по ремонту книг (решение задачи по воспитанию у детей бережного отношения к книгам) ;

Проведение занятий по истории возникновения книг и книжной продукции;

Организация выставок детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений;

Создание детьми книг-самоделок (по произведениям или авторские, презентация книги;

Празднование именин произведения (по специальному календарю) ;

Изготовление макетов по мотивам любимых произведений;

Создание коллекций (книжки-малышки, открытки и т. д) ;

Привлечение родителей к участию в создании семейных библиотек в группах;

Обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению книг на родительских собраниях, конференциях;

Взаимодействие с районной детской библиотекой;

Проведение детских досугов, утренников, праздников, викторин с участие детей и родителей.

Используя данные формы работы в своей педагогической деятельности можно добиться того, чтобы дети не потеряли интерес к книге, чтобы любили, читали, рассматривали иллюстрации, обменивались своими впечатлениями, с удовольствием посещали детские библиотеки.

Рассмотрим более подробно одну из перечисленных выше форм работы с детьми - занятие. Об этом нам расскажет педагог … .

(сообщение)

А сейчас предлагаю на практике посмотреть, как организуют работу с дошкольниками по приобщению их к чтению в детском саду. Своим опытом поделится педагог … .

(сообщение)

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что художественная литература во многом влияет на развитие ребенка, на формирование его личности, помогает ему духовно развиваться и совершенствоваться. Ведь не даром великий мыслитель Дидро говорил «Человек перестает мыслить, когда перестает читать» Таблица 2

Личностные качества, формируемые у ребенка дошкольного возраста

средствами художественной литературы:

ВЕЖЛИВОСТЬ - умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо, пожалуйста, извините» (н-р Мошковская Э. «Волшебное слово») ;

УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ - умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор, не перебивать (н-р Е. Михайленко «В дороге») ;

ЧЕСТНОСТЬ - умение говорить правду про себя в любой ситуации (н-р Л. Толстой «Косточка») ;

СОВЕСТЛИВОСТЬ - способность испытать чувтво стыда за сои поступки (н-р Л. Толстой «Два товарища») ;

СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ - умение видеть беды и проблемы других людей, стремление прийти им на помощь бескорыстно (н-р В Катаев «Цветик-семицветик») ;

СКРОМНОСТЬ - умение видеть заслуги других, не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным (н-р Г-Х. Андерсен «Снежная королева») ;

ДРУЖЕЛЮБИЕ - позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку (н-р: ск. «Теремок», «Рукавичка») .

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Примерные вопросы, задаваемы детям

после прочтения литературного произведения.

1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям (Что больше всего понравилось в произведении? Кто больше всех понравился? Нравится или не нравится тот или иной герой? и тд.) Эти вопросы задают в начале беседы для оживления и обобщения первых, непосредственных впечатлений возникших у детей.

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. (это поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения; например: Кто больше понравился и почему? Кто виноват в возникшей проблеме). Для того чтобы детям было легче аргументировать свои суждения, целесообразно еще раз прочитать кульминационную сцену в произведении.

3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей. Например: Почему Маша не разрешала медведю отдыхать (р. н. ск «Маша и медведь», Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (Л. Толстой «Косточка»). Подобные вопросы заставляют ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявлять внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.

4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности (для детей старшего дошкольного возраста) .

5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их.

6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Их назначение - вызвать у ребенка потребность еще раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Н-р: Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку? Почему писатель назвал так произведение? И т. д.

Вопросы, которые задаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникшие при слушании мысли и впечатления. Следует помнить, что вопросов не должно быть слишком много. Все они должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании.

Принцип отбора книг

1 группа: принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики.

2 группа: педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы ребенок, читая их, как бы поднимался по ступеням литературного развития.



© 2010-2022