- Преподавателю
- Биология
- Урок-диспута «Происхождение жизни на земле»
Урок-диспута «Происхождение жизни на земле»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калашникова Н.В. |
Дата | 30.12.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Караченец Ирина Николаевна,
учитель биологии МБОУ СОШ №91 имени М. А. Шолохова
Первомайского района города Ростова-на-Дону
Разработка урока-диспута «Происхождение жизни на земле»
Цели: обобщить знания учащихся по эволюционной теории Ч.Дарвина, расширить кругозор учащихся об имеющихся в настоящее время теории о происхождении жизни на Земле.
Оборудование: таблицы «Происхождение человека», рефераты, презентации.
Ход урока
За две недели до урока учащиеся предлагается подготовить реферат по одной из следующих гипотез:
I. Вступительное слово учителя
«На берегу пред бурным морем ночью
Печальный юноша с тревогою ума и болью в сердце
Волны вопрошает:
«О волны, разрешите мне
Загадку жизни -
Мучительную, древнюю загадку!
Скажите волны, что есть человек?
Откуда он пришел? Куда пойдет?
И кто над нами среди звезд живет?»
Г.Гейне
1. В ходе беседы на доске воспроизводятся основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Учащиеся записывают их в тетрадь.
II. Предоставляется слово учащимся подготовившим рефераты, презентации.
4 учащихся с различными гипотезами о происхождении жизни на Земле.
III. Все многообразие гипотез можно свести к двум взаимоисключающим подходам: теории биогенеза и абиогенеза. Поэтому возникает дискуссия. Класс делится на две группы: одна отстаивает идею биогенеза, другая - абиогенеза; задают друг другу вопросы.
Групповые задания имеют следующее содержание:
1. Химические гипотезы абиогенеза
1) Как исторически развивались взгляды о самозарождении жизни?
2) В чем сущность гипотезы А.И.Опарина? Приведите аргументы в ее пользу.
3) Какие этапы химической и биохимической эволюции выделяют современные ученые, сторонники абиогенеза?
4) Когда и в какой среде возникла жизнь?
2. Физические гипотезы биогенеза.
1) Как развивались взгляды о вечности жизни и ее космическом происхождении?
2) Какой вклад в решение проблемы происхождения жизни внесли исследования Пастера?
3) Как проблему происхождения жизни видел В.И.Вернадский? на каких эмпирических обобщениях строились его взгляды?
4) Приведите аргументы в пользу утверждения, что жизнь геологически вечна и была распространена на планете всюду.
IV. В ходе дискуссии учащиеся не приходят (и не могут прийти) к единому мнению.
V. Заключительное слово учителя:
«Может быть, кому-то из вас в будущем и удастся отстоять свою окончательную гипотезу о происхождении жизни на Земле».
Методические рекомендации.
Урок дает возможность значительно пополнить знания по теме, развивать умение самостоятельно добывать знания, работать с дополнительной научной литературой. А самое главное, что у учащихся формируется критическое мышление, умение оценивать отдельные гипотезы и с творческих позиций аргументировать ответы.