Урок-диспута «Происхождение жизни на земле»

Разработка урока-диспута «Происхождение жизни на земле» Цели: обобщить знания учащихся по эволюционной теории Ч.Дарвина, расширить кругозор учащихся об имеющихся в настоящее время теории о происхождении жизни на Земле. Оборудование: таблицы «Происхождение человека», рефераты, презентации. Ход урока За две недели до урока учащиеся предлагается подготовить реферат по одной из следующих гипотез: I. Вступительное слово учителя «На берегу пред бурным морем ночью Печальный юноша с тревогою ума и болью в сердце Волны вопрошает: «О волны, разрешите мне Загадку жизни – Мучительную, древнюю загадку! Скажите волны, что есть человек? Откуда он пришел? Куда пойдет? И кто над нами среди звезд живет?» Г.Гейне 1. В ходе беседы на доске воспроизводятся основные положения эволюционной теории Ч...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Караченец Ирина Николаевна,

учитель биологии МБОУ СОШ №91 имени М. А. Шолохова

Первомайского района города Ростова-на-Дону

Разработка урока-диспута «Происхождение жизни на земле»


Цели: обобщить знания учащихся по эволюционной теории Ч.Дарвина, расширить кругозор учащихся об имеющихся в настоящее время теории о происхождении жизни на Земле.

Оборудование: таблицы «Происхождение человека», рефераты, презентации.

Ход урока

За две недели до урока учащиеся предлагается подготовить реферат по одной из следующих гипотез:

I. Вступительное слово учителя

«На берегу пред бурным морем ночью

Печальный юноша с тревогою ума и болью в сердце

Волны вопрошает:

«О волны, разрешите мне

Загадку жизни -

Мучительную, древнюю загадку!

Скажите волны, что есть человек?

Откуда он пришел? Куда пойдет?

И кто над нами среди звезд живет?»

Г.Гейне

1. В ходе беседы на доске воспроизводятся основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Учащиеся записывают их в тетрадь.

II. Предоставляется слово учащимся подготовившим рефераты, презентации.

4 учащихся с различными гипотезами о происхождении жизни на Земле.

III. Все многообразие гипотез можно свести к двум взаимоисключающим подходам: теории биогенеза и абиогенеза. Поэтому возникает дискуссия. Класс делится на две группы: одна отстаивает идею биогенеза, другая - абиогенеза; задают друг другу вопросы.

Групповые задания имеют следующее содержание:

1. Химические гипотезы абиогенеза

1) Как исторически развивались взгляды о самозарождении жизни?

2) В чем сущность гипотезы А.И.Опарина? Приведите аргументы в ее пользу.

3) Какие этапы химической и биохимической эволюции выделяют современные ученые, сторонники абиогенеза?

4) Когда и в какой среде возникла жизнь?

2. Физические гипотезы биогенеза.

1) Как развивались взгляды о вечности жизни и ее космическом происхождении?

2) Какой вклад в решение проблемы происхождения жизни внесли исследования Пастера?

3) Как проблему происхождения жизни видел В.И.Вернадский? на каких эмпирических обобщениях строились его взгляды?

4) Приведите аргументы в пользу утверждения, что жизнь геологически вечна и была распространена на планете всюду.

IV. В ходе дискуссии учащиеся не приходят (и не могут прийти) к единому мнению.

V. Заключительное слово учителя:

«Может быть, кому-то из вас в будущем и удастся отстоять свою окончательную гипотезу о происхождении жизни на Земле».

Методические рекомендации.


Урок дает возможность значительно пополнить знания по теме, развивать умение самостоятельно добывать знания, работать с дополнительной научной литературой. А самое главное, что у учащихся формируется критическое мышление, умение оценивать отдельные гипотезы и с творческих позиций аргументировать ответы.

© 2010-2022