• Преподавателю
  • Биология
  • Элективный курс по биологии «Маленькая система большого значения или вся правда об эндокринной системе»

Элективный курс по биологии «Маленькая система большого значения или вся правда об эндокринной системе»

Эндокринная система совместно с нервной системой выполняют в организме человека регуляторные функции. Однако количество времени, затрачиваемое на их изучение в рамках школьной программы, разное. Так, строение нервной системы, работа ЦНС, органов чувств, высшая нервная деятельность рассматриваются довольно детально, а на эндокринную систему отводится очень мало времени. Многие железы, гормоны и вызываемые ими физиологические процессы вообще не упоминаются в школьной программе. Кроме того, большин...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Элективный курс по биологии

«Маленькая система большого значения

или вся правда об эндокринной системе»











Авторы:

Мяделец Маргарита Валентиновна,

учитель биологии МБОУ «СОШ №15» ЭМР

Сатаева Адиля Шавкятовна,

учитель биологии МБОУ «ООШ №3» ЭМР











г. Энгельс

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Эндокринная система совместно с нервной системой выполняют в организме человека регуляторные функции. Однако количество времени, затрачиваемое на их изучение в рамках школьной программы, разное. Так, строение нервной системы, работа ЦНС, органов чувств, высшая нервная деятельность рассматриваются довольно детально, а на эндокринную систему отводится очень мало времени. Многие железы, гормоны и вызываемые ими физиологические процессы вообще не упоминаются в школьной программе. Кроме того, большинство вопросов, связанных с функционированием внутренних органов, невозможно осветить без знания специфики их гуморальной регуляции. Эта ситуация может быть скорректирована введением данного элективного курса.

Элективный курс «Маленькая система большого значения или вся правда о эндокринной системе» рассчитан на 12 часов учебного времени и предназначен

  • для учащихся 9 классов, которые изучали раздел «Биология. Человек» в 8 классе на базовом уровне;

  • для школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций человеческого организма.

Элективный курс способствует не только расширению и углублению материала, изложенного в учебнике, но и закрепляет у обучающихся представление об организме человека как о целостной системе, о взаимном влиянии эндокринной и нервной систем.

Элективный курс поможет:

  • наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки;

  • сориентироваться учащимся в выборе профессии;

  • выявить типичные для естественнонаучного и медико-биологического профилей вида деятельности

Цель курса:

формирование у школьников целостного, соответствующего современным научным данным представления о строении и функционировании эндокринной системы, помочь им в выборе профиля

Элективный курс направлен на решение следующих задач:

  • расширить и углубить знания о железах внутренней секреции;

  • изучить их роль в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма человека, возможные нарушения в их функциях, и связанные с этим заболевания;

  • активизировать познавательную деятельность школьников;

  • создать условия для творческой самореализации и саморазвития школьников;

  • формировать умения и навыки проектной деятельности;

  • познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;

  • способствовать самоопределению ученика в выборе дальнейшей профессиональной деятельности.

Основой проведения занятий служит технология деятельностного подхода, которая обеспечивает системное включение учащихся в процесс самостоятельного построения ими нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение.

Основной формой обучения является урок

Методы и формы обучения: беседа, выполнение практических работ, демонстрация на компьютере, объяснение, письменные и устные упражнения, применение компьютера при решении заданий разной степени сложности, дискуссия, рассказ, выполнение проектных заданий, консультация.

Формы организации обучения:

  • индивидуальная (консультации, тесты);

  • групповая (исследовательская работа, творческие работы);

  • коллективная (беседы, практикумы, игры);

  • взаимное обучение (консультации, взаимообмен заданиями, работа в парах), свободная комплектация групп по желанию;

  • самообучение (работа с учебной литературой, задания по образцу);

  • саморазвитие (подготовка сообщений на выбранную тему, работа с информационным и методическим материалом).

Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:

  • ведение портфолио работ, выполненных в учебном процессе;

  • защита творческих заданий, проектных работ, написание контрольных работ; тестирование;

  • презентация;

  • текущие и тематические собеседования по изученным темам и зачетные мероприятия.

В результате изучения курса

учащиеся должны знать

  • механизмы взаимодействия гормонов с различными клетками организма

  • особенности функционирования гипоталамуса

  • строение гипофиза и функции вырабатываемых им гормонов

  • роль желёз периферической системы в регуляции различных функций организма

  • особенности эндокринологии размножения

учащиеся должны уметь

давать определения основным понятиям

  • характеризовать специфику нейрогуморальной регуляции

  • указывать причину эндокринологических заболеваний

  • характеризовать регуляторные механизмы, управляющие деятельностью половых желёз

  • использовать знания в практической деятельности;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • самостоятельно ориентироваться в потоке поступающей информации: работать с тестами, диаграммами, графиками, таблицами, медицинской литературой, пользоваться современными научными медицинскими терминами, делать обработку материалов исследования.

  • более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

1

Раздел I ВВЕДЕНИЕ

1

2

Раздел II ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

2

3

Раздел III ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

5

4

Раздел IV ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СИСТЕМНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

1

5

Раздел V. ПРИНЦИПЫ НЕЙРОГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

1

6

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

2


Итого:

12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Раздел I ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Общая характеристика эндокринной системы. Понятие «внутренняя секреция и гормоны». Свойства гормонов, их классификация. Механизм воздействия гормонов на клетку.

Участие желез внутренней секреции в интегративной регуляции деятельности организма. Основные физиологические свойства гормонов. Современные взгляды на механизмы влияния гормонов: рецепторы и вторые посредники. Роль эндокринной системы в регуляции процессов роста, развития, размножения, разных форм адаптации, поведения.

Основные железы внутренней секреции и их гормоны. Заболевания, вызываемые нарушениями эндокринных желез.

Раздел II ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ (2 часа)

Тема 2.1 Гипоталамо-гипофизарная система. Эпифиз Гипофиз, гипоталамус: морфология, анатомо-гистологические данные. Анатомо-гистологическая характеристика эпифиза.

Тема 2.2 Взаимосвязь гипоталамуса с другими отделами мозга и эпифизом. Гипоталамо-нейрогипофизарная и гипоталамо-аденогипофизарная системы. Механизмы нейросекреции. Структура и функции долей гипофиза, секретируемые тропные и эффекторные гормоны, их роль в организме. Эпифиз и роль мелатонина у животных и человека.

Раздел III ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ (5 часов)

Тема 3.1 Щитовидная и околощитовидные железы. Морфология щитовидной железы. Анатомо-гистологическая характеристика. Биосинтез и обмен тиреоидных гормонов. Кальцитонин. Взаимоотношения между щитовидной железой, нервной системой, гипоталамусом. Патология щитовидной железы: эндемический и токсический зоб. Аутоиммунный тиреоидит. Строение околощитовидных желез. Паратгормон и его физиологическая роль. Биологические эффекты околощитовидных желез. Методы исследования.

Тема 3.2 Зобная (вилочковая) железа. Анатомия и гистология тимуса. Гормоны тимуса, биологическая роль. Физиология вилочковой железы и ее взаимоотношения с эндокринными железами.

Тема 3.3 Надпочечники Морфология, анатомо-гистологическая характеристика коры и мозгового вещества надпочечников. Гормоны коркового и мозгового слоя надпочечников. Роль надпочечных желез в реализации адаптационно-приспособительной деятельности организма (стресс). Острая и хроническая недостаточность коры надпочечников.

Тема 3.4 Островковый аппарат поджелудочной железы Анатомо-гистологические данные, ультраструктура островкового аппарата. Методы исследования. Эндокринная функция поджелудочной железы и ее гормоны (инсулин, глюкагон, секретин, соматостатин). Патология. Экспериментальные модели сахарного диабета.

Тема 3.5 Половые железы Половые железы и их внутренняя секреция. Гормональная функция семенников. Гормональная функция яичников. Половые циклы. Продукция половых гормонов при различных физиологических состояниях организма. Методы исследования половых гормонов. Патология. Плацента: морфология, физиологическая роль гормонов.

Раздел IV ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СИСТЕМНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА (1 час)

Эндокринная регуляция минерального, углеводного обмена. Метаболизм липидов и его гуморальная регуляция. Долговременный контроль артериального давления. Общая характеристика изменений функций органов и систем при эмоциональном стрессе. Особая роль гормонов гипоталамо-гипофизарно- адренокортикальной системы в гомеостатических реакциях при действии на организм чрезвычайных раздражителей.

Раздел V. ПРИНЦИПЫ НЕЙРОГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА (1 час)

Общее понятие о процессах регуляции функций. Регуляция витальных функций. Понятие о постоянстве внутренней среды как условии свободной жизни (гомеостазис). Принципы обратной связи и саморегуляции как проявление ведущих механизмов в регуляции функций. Характеристика гуморальных механизмов регуляции. Гормональная регуляция. Нервная регуляция как высший этап развития приспособлений организма к меняющимся условиям существования. Единство нервных, гормональных и иммунных механизмов регуляции.

Тематическое планирование элективного курса « » 9 класс, 8ч

п/п

Тема


Условные обозначе-ния

Теория

Практика

Раздел I ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Общая характеристика эндокринной системы.

+

+

Раздел II ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ (2 часа)

2

Гипоталамо-гипофизарная система. Эпифиз

+


3

Взаимосвязь гипоталамуса с другими отделами мозга и эпифизом.

+


Раздел III ПЕРИФЕРИЧЕСКИЕ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ (5 часов)

4

Щитовидная и околощитовидные железы

+


5

Зобная (вилочковая) железа.

+


6

Надпочечники

+


7

Островковый аппарат поджелудочной железы

+


8

Половые железы

+


Раздел IV ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СИСТЕМНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА (1 час)

9

Гуморальная регуляция системных функций организма

+

+

Раздел V. ПРИНЦИПЫ НЕЙРОГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА (1 час)

10

Принципы нейрогуморальной регуляции функций организма

+

+

11

Защита проектов

+

+

12

Защита проектов

+

+

Примерные темы проектных работ учащихся


1. Выбираем здоровье. Оценка состояния здоровья учащихся и разработка рекомендаций по его улучшению.

2. Краткая история развития эндокринологии

3. Достижения современной эндокринологии.

3. Микромир нашего организма.

4. Фотоальбом «Эндокринные болезни человека»

5. Новейшие изобретения в медицине.

6. Гармоничное единство

7. Исполнители симфонии жизни

8. Дирижеры нашей жизни

Учебно-методический комплект

Литература для учителя

  1. Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. - М.: Просвещение, 1997.

  2. Анисимова В.С, Бруновт Е.П., Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.,1987.

  3. Араксова О. С, Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. 8-11 класс. Методическое пособие. - М.:Вентана-Граф, 2005

  4. Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991.

  5. Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии»,М, «Просвещение», М, 1989

  6. Рохлов В.С. Человек. Дидактический материал.- М.: Просвещение, 1997.

  7. Румянцева М.Ф., Лосева Т.Н., Бунина Т.П. Руководство к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека.- М.: Медицина, 1986.

  8. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. -М.: Просвещение, Владос, 1995.

  9. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М.: Просвещение, 1999.

  10. Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта+ , 2004.

  11. Хуторской А.В. Структура широкомасштабного педагогического эксперимента. Научно-практический журнал. Школьные технологии № 3, 2006., с.44

Литература для обучающихся

  1. Вилли К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы) - М.: «Мир», 1974

  2. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. Учебн. Пособие для студентов университетов. «Высшая школа» 1970

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах под ред. Р.Сопера. - М.: Мир, 1993

  1. Детская Энциклопедия. Т.6. - М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1960

  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1980.

  3. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма - М.: изд. Центр «Академия», 1999

  4. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология: пособие для поступающих в ВУЗы. Т.2. - М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998

  5. Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта+ , 2002.

  6. Справочник школьника и студента/ Под ред. З Брема и И. Мейнке. - М.: Дрофа, 2000







ПРИЛОЖЕНИЕ №1


ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ

Внутри организма есть аппарат,

Кучу гормонов поставить он рад,

Функций у них, мне поверь, миллион,

Избирательно действуют с разных сторон,

В отсутствии их организм наш слабеет,

Затем истощается, быстро стареет.

(Эндокринная система)

Клеточки в тканях плотно лежат,

Секрет свой в протоки отправить спешат.

(Железы внешней секреции)

А вот железа не имеет протока,

И в кровь свой секрет отдает она ловко.

(Железы внутренней секреции)

Та железа бесконечно мала,

В мозге у нас поселилась она,

За рост и цвет кожи она отвечает,

Если гормоны свои выпускает.

(Гипофиз)

Эндокринная система может вещества давать,

Что способны в малых дозах состояние изменять.

(Гормоны)

Скреплены перешейком две ее дольки,

Ты на гортани найдешь ее только,

С йодом гормоны она производит,

Без них окисления не происходит.

(Щитовидная железа)

На задней стороне гортани

Они тихонечко лежат,

За обмен фосфора и кальция

Нести ответственность спешат.

(Паращитовидные железы)

Ты ее сразу найдешь под желудком,

Функций у ней миллион, прямо жутко,

Сок поджелудочный гонит она,

В кишечнике чтобы варилась еда.

А инсулин если в кровь попадает,

То сахара в ней сразу в норме бывает.

(Поджелудочная железа)

Клеточки печени он «открывает»:

Избыток глюкозы туда загоняет,

Она превращается там в гликоген,

И он там хранится до лучших времен.

(Инсулин)

На диету сели с вами:

Показатели упали по глюкозе.

Вот беда!

Нужен нам гормон тогда,

Чтоб глюкозу нам добыл,

Организм наш «накормил».

(Глюкагон)

На почки «шапочки» надеты,

И нет здесь никаких секретов:

Они дают адреналин,

Он фактор стресса лишь один.

(Надпочечники)

Только в кровь он попадает,

Состояние изменяет:

Уменьшает «труб» сечение,

Повышается давление,

Сердце бьется как мотор,

Так вот действует гормон.

(Адреналин)

Он в промежуточном мозге сидит,

Дела день и ночь он такие творит:

Гормоны гипофиза он подавляет,

И зрелость у пола в свой срок наступает.

(Эпифиз)

По свойствам похож на адреналин,

И в месте одном он рождается с ним,

Еще медиаторным свойством владеет

И в сердце сосуды сужать не посмеет.

(Норадреналин)

Известен еще медиаторным свойством:

Он импульс пропустит быстро и просто,

В организме его появление

Вызывает процесс возбуждения.

От адреналина отличается тем,

Что в сердце не сузит сосудов совсем.

(Норадреналин)

Железы эти за пол отвечают,

Их соответственно и величают,

Если в крови больше всех андрогенов,

То с полом мужским имеем мы дело.

Теперь эстрогенов в крови перевес,

Бесспорно, пол женский присутствует здесь.

(Мужские половые железы - яички; женские половые железы - яичники)

Этих гормонов в крови пребывает,

«Ломка» у голоса наступает,

Сразу растут усы, борода,

Фигура меняется тоже тогда.

(Андрогены)

Лишь стоит им появиться в крови,

Изменения мы наблюдаем в груди,

Формы меняют свои очертания,

Все это обращает внимание.

Они контролируют цикл менструальный,

Чтоб был он стабильным, а не вариабельным.

Следят за беременностью и лактацией,

Наверное, возможны еще вариации.

(Эстрогены)








ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Кроссворд «Железы внутренней и внешней секреции. Половые органы»

Элективный курс по биологии «Маленькая система большого значения или вся правда об эндокринной системе»

1. Внутренний орган женской половой системы, стенки которого состоят из гладких мышц.

2. Железа внутренней секреции. Расположена под головным мозгом на основании черепа. Недостаток гормона этой железы замедляет рост (карликовый рост).

3. Железа ... секреции не имеющая выводковых протоков, и вырабатываемые ею гормоны поступают непосредственно в кровь или лимфу.

4. Железы, обладающие функцией внутренней и внешней секрецией; относятся к смешанным железам.

5. Смешанная железа, обладающая функцией внешней и внутренней секреции (выделяет в двенадцатиперстную кишку поджелудочный сок, содержащий ферменты, участвует в пищеварении, а вырабатывая гормоны, принимает участие в регуляции белкового, углеводного и жирового обмена).

6. Парные женские половые железы, в которых образуются и созревают половые клетки - яйца, а также вырабатываются половые гормоны.

7. Женская половая клетка, из которой после оплодотворения сперматозоидом развивается новый организм.

8. Парные мужские половые железы, в которых образуются половые клетки сперматозоиды и половые гормоны.

9. Новый организм, который развивается из оплодотворённой яйцеклетки в матке.

10. Способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойств. Благодаря нему поддерживается постоянство видового состава и численность особей в биоценозах.

11. Железа внутренней секреции, расположенная на нее в области трахеи и гортанных хрящей. Гормоны этой железы оказывают влияние на обмен веществ в организме, на рост и развитие, на деятельность неравной системы.

12. Парные железы внутренней секреции, прилегающие к верхним концам почек.

13. Биологически активные вещества, выделяемые в кровь и тканевую жидкость железами внутренней секреции и оказывающие регулирующее влияние на функции организма.

14. Мужская половая клетка.

15. Сложный по своим функциям орган, связывающий зародыш, развивающийся в матке, с организмом матери.








ПРИЛОЖЕНИЕ №3


Контроль знаний по теме: «Эндокринная система»


Вариант № 1.


Часть 1. Задания с выбором одного верного ответа:

1. К эндокринной системе органов относят

1)

слюнные железы

2)

печень

3)

надпочечники

4)

сальные железы

2. В организме человека гуморальную регуляцию осуществляют

1)

нервные импульсы

2)

химические вещества, воздействующие на органы через кровь

3)

химические вещества, попавшие в пищеварительный канал

4)

пахучие вещества, попавшие в дыхательные пути

3. К железам смешанной секреции относят

1)

половые и поджелудочную

2)

слюнные и железы желудка

3)

щитовидную и гипофиз

4)

потовые и сальные

4. Нарушение функций желёз внутренней секреции сопровождается

1)

увеличением или уменьшением активности ферментов

2)

уменьшением или увеличением образования гормонов

3)

уменьшением скорости проведения нервных импульсов

4)

потерей способности организма усваивать витамины

Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:

5. Нарушение функций щитовидной железы приводит к следующим заболеваниям:

1)

сахарный диабет

2)

микседема

3)

базедова болезнь

4)

малокровие

5)

кретинизм

6)

гигантизм

6. Гормоны в организме человека образуются в

1)

печени

2)

гипофизе

3)

надпочечниках

4)

поджелудочной железе

5)

слюнных железах

6)

желчном пузыре

Часть 3. Задания на установление соответствия.

7. Установите соответствие между строением, функцией и органом пищеварительной системы человека.


СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИЯ

ОРГАН ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

А)

является самой крупной железой

Б)

вырабатывает желчь

В)

выполняет барьерную роль

Г)

участвует в эндокринной регуляции

Д)

вырабатывает инсулин

1)

поджелудочная железа

2)

печень


8. Установите соответствие между примером регуляции работы сердца и типом регуляции.


ПРИМЕР РЕГУЛЯЦИИ

ТИП РЕГУЛЯЦИИ

А)

учащение сердцебиений под влиянием адреналина

Б)

изменение работы сердца под влиянием ионов калия

В)

изменение сердечного ритма под влиянием вегетативной системы

Г)

ослабление деятельности сердца под влиянием парасимпатической системы

1)

гуморальная

2)

нервная


Часть 4. Задания на определение последовательности.

9. Расположите следующие события, происходящие в организме при возрастании содержания ионов кальция в крови, в хронологической последовательности.

  1. Клетки в костях начинают поглощать ионы кальция, блокируется выведение его из костей.

  2. Концентрация кальция в крови снижается

  3. Секреция щитовидной железой гормона кальцитонина

  4. Возрастание содержания ионов кальция в крови

  5. Прекращение секреции кальцитонина

  6. Сильное понижение ионов кальция в крови.

  7. Включается паращитовидная железа, вырабатывающая паратгормон

  8. Высвобождение кальция из костей

  9. Концентрация ионов кальция начинает возрастать и все повторяется вновь.



Вариант № 2.


Часть 1. Задание с выбором одного верного ответа:

1. Какая железа человека не имеет специальных протоков и выделяет синтезируемые вещества в кровь?

1)

гипофиз

2)

печень

3)

сальная

4)

слюнная

2. Гормоны гипофиза непосредственно контролируют у человека

1)

рост

2)

иммунитет

3)

суточный ритм

4)

водно-солевой обмен

3. Повышенное содержание сахара в крови человека связано с нарушением деятельности системы органов

1)

кровеносной

2)

пищеварительной

3)

эндокринной

4)

выделительной

4. Железы смешанной секреции - это

1)

печень и потовые

2)

слюнные и слёзные

3)

поджелудочная и половые

4)

щитовидная и гипофиз

Часть 2. Задание с выбором нескольких верных ответов:

5. Поджелудочная железа в организме человека

1)

участвует в иммунных реакциях

2)

образует клетки крови

3)

является железой смешанной секреции

4)

образует гормоны

5)

выделяет желчь

6)

выделяет пищеварительные ферменты

6. Какие особенности организма человека играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела?

1)

снабжение клеток тела артериальной кровью

2)

наличие потовых желёз

3)

развитие коры головного мозга

4)

усложнение строения органов чувств

5)

интенсивный обмен веществ

6)

усложнение строения органов пищеварения

Часть 3. Задания на установление соответствия.

7. Установите соответствие между железой в организме человека и её типом.


ЖЕЛЕЗА

ТИП ЖЕЛЕЗЫ

А)

молочная

Б)

щитовидная

В)

печень

Г)

потовая

Д)

гипофиз

Е)

надпочечники

1)

внутренней секреции

2)

внешней секреции


8. Установите соответствие между функцией и органом человека, который эту функцию выполняет.


ФУНКЦИЯ

ОРГАН

А)

обезвреживание веществ, содержащихся в крови

Б)

выделение гидролитических ферментов в кишечник

В)

выработка гормона, регулирующего содержание глюкозы в крови

Г)

образование веществ, способствующих эмульгированию жиров

Д)

образование пищевого комка

1)

печень

2)

поджелудочная железа

3)

слюнная железа


Часть 4. Задания на определение последовательности.

9. Какова последовательность процессов, происходящих при стрессе?

  1. Возбуждение передается в гипоталамус.

  2. Рецепторы органов чувств воспринимают информацию о реакции тревоги.

  3. В течение долей секунды информация передается в надпочечники.

  4. Повышается уровень глюкозы в крови, поступающей из печени, усиливается работа сердца, расширяются сосуды мозга и мышц, сужаются сосуды кожи и кишечника, укоряется дыхание, повышается кровяное давление

  5. Получив сигнал, в кровь мгновенно выбрасывается адреналин

  6. Организм готов противостоять стрессу, ему необходима двигательная активность.






ПРИЛОЖЕНИЕ №4


Ситуационные задачи


1.Неоднократный анализ крови и мочи больного показал, что содержание сахара в них превышает норму. С чем связано увеличение количества сахара в крови и моче?

2.В практике сельского хозяйства довольно часто в пищу домашних животных, выращиваемых на мясо, добавляют порошок, приготовленный из сушеных гипофизов животных. С какой целью это делают?

3.В медицинской практике известен случай, когда у девочки в шесть лет прекратился рост. Прошло 3 года, ее рост составлял 90 см. Решили обратиться врачу специалисту. Ребенку был назначен курс лечения. Больной вводили особое вещество. За 6 месяцев она подросла на 7 см, а в последующие два года еще на 14 см. Какое вещество могло повлиять на рост ребенка?

4.Много лет назад врачи обратили внимание, сто в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи (зоб). Какова возможная причина такого изменения в области шеи? Какими способами можно избавиться от этого недуга? (разрастание тканей щитовидки, либо добавлять в воду йод, либо хирургическим путем)

5.Появление одутловатости, кожа становится сухой, происходит выпадение волос, понижается температура тела. У таких больных снижается обмен веществ. Если такое заболевание начинается в детстве, то развивается…………………?

6.При выращивании домашних животных с целью получения мяса проводят кастрацию самцов. Предположите возможные изменения в поведении и обмене веществ кастрированных особей.




ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Игра «Литературная скорая помощь»

1. Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» служит прекрасной иллюстрацией к теме «Железы внутренней секреции», так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение выработки кальцитонита, снижающего концентрацию кальция в крови. Этот элемент «вымывается» из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, «закручивать» ноги, руки. Именно это и мог делать «гуттаперчевый мальчик».

По описанию симптомов попробуйте поставить диагноз или порекомендовать лечебные мероприятия.

2. И.С.Тургенев «Записки охотника», «Живые мощи»

«Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета. Лицо не только не безобразное, даже красивое, - но страшное, необычайное. по нем, по металлическим его щекам, я вижу - силится, силится и не может расплыться улыбка».

Симптомы какого заболевания описал автор? Каковы его причины?

3. Арчибальд .Кронин «Цитадель»

«Это был тот же Имрис, но черты его лица как-то неуловимо погрубели, исказились. Лицо имело отёчный вид, ноздри расширены. Весь он был какой-то вялый, точно сонный. Эндрю заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-то непонятное. Потом разразился какой-то бессмысленной враждебной тирадой».

Симптомы какого заболевания описал автор? Каковы его причины?

4. М.Булгаков "Собачье сердце"

Рассыпной звонок пролетел по квартире, лакированная дверь открылась, вошел тяпнутый, вручил Филиппу Филипповичу листок и заявил:

- Годы показаны неправильно. Вероятно, 54-55. Тоны сердца глуховаты. Он исчез и сменился шуршащей дамой в лихо заломленной набок шляпе и со сверкающим колье на вялой и жеваной шее. Странные черные мешки висели у нее под глазами, а щеки были кукольно-румяного цвета. Она сильно волновалась.

- Сударыня! Сколько вам лет? - Очень сурово спросил ее Филипп Филиппович.

Дама испугалась и даже побледнела под коркой румян.

- Я, профессор, клянусь, если бы вы знали, какая у меня драма!..

Лет вам сколько, сударыня? - Еще суровее повторил Филипп Филиппович.

- Честное слово.. Ну, сорок пять...

- Сударыня, - возопил Филипп Филиппович, - меня ждут. Не задерживайте,

пожалуйста. Вы же не одна!

Грудь дамы бурно вздымалась.

- Я вам одному, как светилу науки. Но клянусь - это такой ужас...

- Сколько вам лет? - Яростно и визгливо спросил Филипп Филиппович и очки его блеснули.

- Пятьдесят один! - Корчась со страху ответила дама.

Пятнистая дама, прижимая руки к груди, с надеждой глядела на Филиппа Филипповича. Тот важно нахмурился и, сев за стол, что-то записал.

- Я вам, сударыня, вставляю яичники обезьяны, - объявил он и посмотрел строго.

- Ах, профессор, неужели обезьяны?

- Да, - непреклонно ответил Филипп Филиппович.

- Когда же операция? - Бледнея и слабым голосом спрашивала дама.

- "От Севильи до Гренады..." Угм... В понедельник…

Какого результата должен достигнуть профессор Преображенский?

21


© 2010-2022