Методическая разработка урока Дигибридное скрещивание

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока: «Дигибридное скрещивание»



Цель урока: Продолжить знакомство с законами наследственности. Рассмотреть, какое скрещивание называется дигибридным и выяснить сущность третьего закона Г.Менделя.


Задачи:

Образовательные: обобщение и систематизация пройденного материала;
Сформулировать основные понятия- дигибридное скрещивание, второй закон Менделя( Закон независимого расщепления признаков);
формирование навыков и умений по решению генетических задач; ознакомление с правилами решения задач по генетике.
Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

  3. Рефлексия

  4. Применение приобретенных знаний

  5. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

-Обратите внимание на этот слайд, при скрещивании черного безрогого быка с красной рогатой коровой первое поколение получилось черное и безрогое.
Какое будет второе поколение?
-Сегодня мы на уроке и выясним это.
Тема урока «Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

2. Актуализация опорных знаний.

Повторение пройденной темы:
Задание№1
А)Соотнеси понятия:
1.наследственность - Свойства организма передавать признаки будущему поколению.
2. изменчивость - Свойства организма приобретать новые признаки.
3. ген- Участок молекулы ДНК.
4. гомозигота- Зигота, получившая оба одинаковых аллеля.
5.Генотип- Совокупность всех генов вида или популяции.
6.Гетерозигота- Зигота, получившая два разных аллеля.
7.Фенотип - Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.
8.Доминантный аллель - Подавляющий аллель.
9. Аллели- Гены находящиеся в одном участке гомологичных хромосом.
10. Рецессивный аллель- Аллель, проявляющийся , фенотипически только в гомозиготном состоянии.

Задание№2
Знаешь ли ты законы наследственности?

При моногибридном скрещивании гибриды первого поколения одинаковы фенотипически и генотипически.

Гаметы чистые, несут только один аллельный признак из пары.

При моноибридном скрещивании у гибридов второго поколения происходит расщепление признаков в соотношении 3 :1.

В гетерозиготном первом поколении доминантный признак проявляется не полностью.
Во втором поколении происходит расщепление признаков в соотношении 1:2:1.


Скрещивание особей с неизвестным генотипом с гомозиготной по рецессивному признаку (аа).

1.Первый закон Менделя.
2.Закон расщепление признаков во втором поколении.

3.Анализирующее скрещивание.

4.Принцип неполного доминирования.

5.Второй закон Менделя.

6.Промежуточное состояние наследственности.

7.Закон единообразия первого поколения.

8.Гипотеза чистоты гамет.


Задание№3

Проанализируй информацию:

ДАНО
1. Гетерозиготный темноволосый отец и мать- блондинка.
2. F1 от скрещиваний длинноносых и коротконосых муравьедов получали только коротконосые.
3. Все потомство доброй собаки Герды было добрым в нескольких поколениях.
4. В потомстве кота Василия и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше.
5. Белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном.

Следовательно:
1.Доминирует ген……,
а рецессивный…….
2. Доминирует ген……,
а рецессивный…….
3.Доминирует ген……,
рецессивный……,а Грета была ……..по
данному признаку.
4. Доминирует ген…….,
рецессивный…….,а кот Василий был ……..по данному признаку.
5. Белые кролики……..по этому признаку.



2. Изучение нового материала. Сегодня на уроке, мы продолжаем изучение закономерностей наследования признаков. Наша цель раскрыть механизм и закономерности дигибридного скрещивания.

Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Цель нашего урока: Изучить теоретические основы третьего закона Г.Менделя, научиться применять полученные знания для решения генетических задач

Итак, наша задача изучить закономерности дигибридного скрещивания. Какой объект мы берем для изучения? Горох (объяснение почему). Вспомните открывая свой первый и второй закон Мендель брал один признак - цвет горошины (желтый - доминантный, зеленый - рецессивный), мы возьмем еще один признак - форма горошины (гладкая- доминантный, морщинистая- рецессивный). Запишите схему скрещивания, при условии, что родительские организмы - гомозиготны по двум парам признаков, определите фенотип и генотип гибридов первого поколения.

Какие выводы можно сделать на основании данного опыта? (учащиеся формулируют выводы)

  • доминантные признаки - желтый цвет, гладкая форма горошин

  • родительские организмы - гомозиготны, гибриды первого поколения- дигерозиготны

  • в первом поколении проявляется первый закон Г.Менделя " Закон единообразия"

Для того, чтобы выяснить несут ли в себе гибриды первого поколения рецессивные признаки проведем анализирующие скрещивание. Скрестил гибриды первого поколения с гомозиготным организмом, несущим две пары рецессивных признаков. Запишем схему анализирующего скрещивания (обучающийся работает у доски)

Методическая разработка урока Дигибридное скрещивание

по фенотипу расщепление в соотношении 1:1:1:1

по генотипу

  • 1 дигетерозиготный АаВв

  • 1 гетерозиготный Аавв

  • 1 гетерозиготный ааВв

  • 1 гомозиготный ааввв

Вывод: Анализирующие скрещивание показало, что гибриды первого поколения несут в себе рецессивные признаки

Какие цитологические закономерности лежат в основе дигибридного скрещивания?

Вывод: Изучаемые признаки должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом, именно случайное расположение пар гомологичных хромосом на экваторе в метафазе1 и последующие разделение в анафазу 1,2 ведет к разнообразию сочетания аллелей признаков в гаметах.

Если полученные Г. Менделем результаты рассмотреть отдельно по каждому признаку (цвету и форме), то по каждому из них будет сохраняться соотношение 3:1, характерное для моногибридного скрещивания. Отсюда Г. Мендель заключил, что при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга. Этот вывод получил название закона независимого наследования признаков - третий закон Менделя.

Основным условием закона является несцепленность генов - т.е. они располагаются в разных хромосомах (!)

При составлении такой решетки Пеннета (5×5) и определении признаков надо быть внимательным - при подсчете легко ошибиться, но на экзамене не стоит тратить на это время. Третий закон дает простую формулу: наличие двух признаков и гетерозиготных особей - дает 16 потомков с расщеплением по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1.



4. Рефлексия.

«Моя самооценка урока»
1.Понравился ли мне урок? Да- А Нет- В
2.Понял ли я новую тему? Да понял - А Частично- В
3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно- А
Я не работал- в
4. Уходя с урока я бы сказал учителю: До свидания.- а


5. Контроль знаний

Задачи.

Задача № 1: У человека глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди)- рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка?

Задача № 2: У человека альбинизм и способность владеть преимущественно левой рукой- рецессивные признаки, наследуются независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша?


Задача №3: Какое потомство получиться при скрещивании чистопородного черного комолого (безрогого) быка с красными рогатыми коровами? Каким окажется следующее поколение, полученное от скрещивания этих гибридов между собой, если известно, что комолость доминирует над рогатостью, а черная масть - над красной, причем гены обоих признаков в разных парах хромосом?


6. Домашнее задание (текст задач)

1. У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

2. При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

3. Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?

Урок окончен. Спасибо. До свидания.


© 2010-2022