• Преподавателю
  • Биология
  • Профессиональные пробы как форма организации внеурочной работы по предметам естественно-математического цикла

Профессиональные пробы как форма организации внеурочной работы по предметам естественно-математического цикла

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональные пробы как форма организации внеурочной работы по предметам естественно-математического цикла.

Профессиональные пробы как форма организации внеурочной работы по предметам естественно-математического цикла.

Профессиональные пробы как форма организации внеурочной работы по предметам естественно-математического цикла.

Профессиональные пробы как форма организации внеурочной работы по предметам естественно-математического цикла.

Профессиональные пробы как форма организации внеурочной работы по предметам естественно-математического цикла

В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания, форм и методов профессиональной ориентации обучающихся.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в районе, регионе и в целом по стране.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент обучающихся от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый - это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно жить, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя; свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными качествами. Тогда выбор профессии будет верным и удачным.

Основная цель профориентационной работы в современной школе - это создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда - с другой.

Одной из активных форм организации профориентационной работы в школе являются профессиональные пробы.

Профессиональная проба - это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии[3].

Цель профессиональных проб - формирование опыта профессиональной деятельности с помощью специально организованной, профессионально направленной, учебно-трудовой, познавательной деятельности[2].

Основные задачи профессиональных проб:

  • Сформировать знания об особенностях профессиональной деятельности (содержание, профессионально важные качества, способы получения профессии);

  • Способствовать формированиюдопрофессиональных знаний, умений и навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности;

  • Оказать обучающимся помощь в профессиональном самоопределении;

  • Развить интерес к конкретной профессиональной деятельности;

  • Воспитать готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.

Обучающиеся, приступающие к профессиональным пробам, имеют возможность в течение учебного года ознакомиться со спецификой профессиональной деятельности по нескольким профессиональным сферам. В ходе выполнения профессиональной пробы школьники соотносят свои интересы и индивидуальные особенности стребованиями интересующей профессии, сознательно выбирают направление профессиональной деятельности[4].

Организация профессиональных проб может осуществляться по нескольким вариантам. Рассмотрим наиболее приемлемый. Предусматривается прохождение профессиональных проб в 9-х, 10-х и 11-х классах, по выбору учащихся, без предварительной диагностики по выявлению профессиональных предпочтений. В этом случае школьники заполняют зачетную книжку и получают сертификат о прохождении профессиональных проб. Данный вариант может быть использован как индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся. Накопленные материалы сохраняются в портфеле достижений ученика.

Структура профессиональных проб позволяет гармонично встраивать их в учебный процесс, попутно формируя у обучающегося заинтересованность в личном развитии, мотивацию к самоопределению, стремление к достижению успехов, в том числе и в учебе.

Проектирование профессиональной пробы осуществляется учителем для качественной профориентационной работы с учащимися. В связи с этим, учитель, организуя профессиональные пробы, должен:

  • сообщить школьникам базовые сведения о конкретных особенностях профессиональной деятельности;

  • моделировать основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

  • определить уровень готовности обучающихся к выполнению проб;

  • обеспечить условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Проектируя профессиональную пробу, необходимо учитывать следующие её особенности:

во - первых, каждая проба должна быть диагностической, т.е. в ходе её выполнения на каждом из её этапов должна осуществляться диагностика общих и специальных профессионально важных качеств;

во-вторых, процесс выполнения профессиональной пробы должен быть направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей;

в-третьих, проба должна иметь развивающий характер. Это означает, что содержание пробы должно быть направлено на развитие интересов, склонностей, способностей, качеств личности школьника, что достигается за счет постепенного усложнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к её выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

И, что самое важное, профессиональная проба должна выступать как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии и интегрировать знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности. Заметим, что формирование профессиональных знаний, умений и навыков в процессе выполнения профессиональной пробы играет не доминирующую, а вспомогательную роль и служит средством диагностики индивидуальных качеств обучающихся, инструментом к познанию сфер профессиональной деятельности.

Указанные особенности определяют успешность выбора профиля обучения в 10 - 11 классах, способствуют профессиональной адаптации выпускников в новых условиях, предоставляют возможность смены видов профессиональной деятельности на этапе профессионального самоопределения[1].

Каждая профессиональная проба должна предоставлять учащимся возможность выбора уровня сложности.

Необходимо использовать три уровня сложности:

  • первый уровень - проба реализуется под непосредственным наблюдением и при помощи педагога;

  • второй уровень - педагог лишь помогает при возникновении у обучающегося затруднений;

  • третий уровень - сложный уровень, на котором предполагается самостоятельное выполнение профессиональной пробы.

В качестве примера, возьмём профессиональные пробы по типу профессии «Человек-природа» (см. табл. 1, 2, 3).

Таблица 1

Профессия: цветовод - декоратор

Уровень

сложности

Задание

Условия

Результат



1

Познакомиться с классификацией декоративных цветов и растений для озеленения территории.

Проба выполняется самостоятельно по предлагаемым источникам информации, в случае необходимости можно обратиться за помощью к учителю.

Проба считается выполненной, если учащийся усвоил классификацию.

2

Составить список растений пригодных для озеленения в нашей местности.

Самостоятельное выполнение по дополнительной литературе и источникам.

Задание выполнено, при условии составления полного списка.

3

Составить эскиз озеленения школьной территории с помощью составленного списка.

Самостоятельная творческая деятельность ученика с использованием списка.

Задание выполнено, при условии составления эскиза с учётом требований по озеленению территории.


Таблица 2

Профессия: фитотерапевт

Уровень

сложности

Задание

Условия

Результат



1

Осуществить сбор лекарственного сырья.

Образец растений, их подробное описание и место произрастания, технологическая карта сбора лекарственного сырья.

Задание считается выполненным, если лекарственное сырьё будет заготовлено.

2

Осуществить сбор лекарственного сырья и подготовить его к употреблению.

Образец растений, их подробное описание и место произрастания, технологическая карта сбора лекарственного сырья.

Задание выполнено, если лекарственное сырьё будет заготовлено и готово к употреблению.

3

Сбор лекарственного сырья и приготовление отвара определённого функционального назначения.

Инструкционно- технологическая карта

Задание считается выполнено, если лекарственный отвар приготовлен и соответствует требуемому качеству.


Таблица 3

Профессия: энтомолог

Уровень

сложности

Задание

Условия

Результат



1

Познакомиться с классификацией насекомых, техникой сбора и хранения энтомологического материала.

Проба выполняется с помощью определителя и с помощью учителя.

Проба считается выполненной, если усвоена классификация, навыки сбора и хранения материала.

2

Составить список насекомых нашей области, обитающих в разных экологических нишах, составить мини-коллекцию этих насекомых.

Самостоятельное выполнение с использованием дополнительной литературы и др. источников, а также работа с материалом.

Задание выполнено при составлении полного списка.

3

Составить список редких видов насекомых на определённой территории и предложить варианты их охраны.

Самостоятельная, творческая работа ученика с использованием списка.

Задание выполнено при условии составления списка редких видов насекомых и рекомендаций по их охране.


Возможно, что учащийся после выполнения первого уровня профессиональной пробы не захочет двигаться дальше. В любом случае, цель пробы будет достигнута, так как даже на самом простом, первом уровне сложности произошло самоопределение и сформировалось представление о личной заинтересованности в данной профессиональной сфере деятельности.

А также, профессиональные пробы могут быть спроектированы в виде практических заданий, эвристических заданий, «игр в профессию», которые учитель может использовать на своё усмотрение, в зависимости от уровня подготовленности и заинтересованности школьников.

Для создания эвристической ситуации нужно сначала определить ее образовательный объект (понятие, традицию, явление, связанные с проблематикой курса), а также интересную для учащихся проблему. Для того чтобы сделать проблему личностно значимой для них, необходимо связать ее с имеющимся у подростков жизненным опытом. Также следует обозначить, в чем именно может заключаться ожидаемый образовательный продукт [5].

Рассмотрим ряд эвристических заданий, используемых в качестве профессиональных проб.

Задание 1

Профессия - растениевод

Образовательный объект: Растениеводство.

Формулировка задания: Наша область - зона рискованного земледелия, поэтому постоянно нужно искать способы увеличения урожайности.

Чтоб получить богатый урожай,

Ты семена получше выбирай,

Ведь в нашей области суровая зима,

В любое время может подвести она.

И полевод, и садовод, вооружайся,

Ты подходящими сортами запасайся.

Подобрать районированные семена для выращивания овощей, цветов и др.

Образовательный продукт: 1. Составления календаря посевных работ.

2. Подбор районированных сортов семян.

Виды деятельности учащихся: исследование, изучение климата, видов семян; разработка календаря подбора семян.

Задание 2

Профессия - эколог

Образовательный объект: состояние окружающей среды данного региона и заболеваний человека.

Формулировка задания: исследовать состояние окружающей среды и проанализировать её влияние на заболеваемость людей в данном регионе.

Образовательный продукт: информационный бюллетень по результатам диагностики состояния окружающей среды и заболеваний человека, связанных с экологическими воздействиями.

Виды деятельности учащихся: исследовательская работа.

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.

По итогам выполненных профессиональных проб обучающиеся должны знать:

  • содержание, характер труда в данной сфере деятельности;

  • требования, предъявляемые к профессиональным качествам;

  • общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

  • технологию выполнения профессиональной пробы;

  • правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

  • инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы.

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять простейшие операции;

  • пользоваться инструментом, материалом, документацией;

  • выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

  • выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;

  • соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Таким образом, в ходе выполнения профессиональных проб педагогам необходимо соблюдать ряд организационно-методических условий:

  • направленность содержания деятельности учащихся при выполнении заданий на развитие их склонностей и способностей;

  • ориентация на интересы учащихся;

  • учёт уровня подготовленности школьников к выполнению заданий различной степени сложности;

  • обеспечение при необходимости материально-технической базой;

  • определение продуктов деятельности учащихся и критериев для объективной оценки выполнения задания пробы;

  • оперативный контроль и корректировка процесса выполнения пробы;

  • сочетание индивидуальных и групповых форм выполнения заданий пробы.

Литература:


  1. Ионина Н.Г. О профессиональном самоопределении учащихся/ Н.Г. Ионина, Н.Н. Войткевич// Биология в школе. - 2010. - №5. - с. 47-52.

  2. Ионина Н.Г.Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению - одно из направлений деятельности учителя биологии / Н.Г. Ионина// Научно - практический журнал "Педагогическое Зауралье" № 1. - Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2013.- С. 7-10

  3. Методика проведения профессиональных проб. Теория и практика профессиональных проб/ авт. - сост. А.М. Уколова; ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2009. - 68 с.

4. Основные принципы профориентационной работы (теория и практика):учебно-методич. пособ./ авт.-сост.: Н.А. Криволапова, Н.Г. Ионина, Т.А. Суслова; Институт развития образования и социальных технологий. - Курган, 2013. - 87 с.

5. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя/ С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин; Москва: Образовательно-издательский центр «Академия»; Издательский центр «Академия», 2005. - 80 с.









© 2010-2022