• Преподавателю
  • Биология
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 11 БИОЛОГИЯ 35. 02. 07. Механизация сельского хозяйства

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 11 БИОЛОГИЯ 35. 02. 07. Механизация сельского хозяйства

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

оБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Старомайнский технологический техникум»




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

УЧЕБНОй дисциплины


ОУД.11 БИОЛОГИЯ


35.02.07. Механизация сельского хозяйства




















Старая Майна

2015 г.


РЕКОМЕНДОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦМК

ОД, ОГСЭ и ЕН дисциплин

Председатель ЦМК

С.В. Радчук

Протокол заседания ЦМК

№_______ от «____»________2015 г.

Заместитель директора

по учебной работе

Г.В. Ширманова

«____»________2015 г.


Разработчики:

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. условия реализации учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНоЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.11 БИОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) и предназначена для получения среднего общего образования студентами, обучающихся на базе основного общего образования по специальности (специальностям) 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства».

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с техническим профилем профессионального образования.

1.2. Цели учебной дисциплины:

Содержание рабочей программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

1.3. Общая характеристика учебной дисциплины

Биология - система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле. Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями - одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.

Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, - по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.

При освоении специальностей СПО технического профиля профессионального образования биология изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуро-сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета

1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;

−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской

и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

1.5. Место учебной дисциплины в учебном плане: общеобразовательный цикл.

Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия


контрольные работы


курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


- подготовка творческих работ (презентаций, рефератов, докладов, сообщений)

- заполнение таблицы

- решение генетических задач

- домашняя практическая и лабораторная работа

- работа с источниками информации

10


2

2

2

2


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.07 Биология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение


Содержание учебного материала

2


1

Биология как наука и её прикладное значение. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщение «Применение знаний по биологии в моей будущей специальности»

1


Раздел 1. Учение о клетке

8

Тема 1.1.

Развитие знаний о клетке. Химическая организация клетки

Содержание учебного материала

1

Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки

и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить доклады о роли макро- и микроэлементов в жизни человека и живой природы.

1


Тема 1.2.

Строение и функции клетки

Содержание учебного материала

1


2

1

Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовьте сообщение «Вирусы как неклеточная форма жизни».


Тема 1.3.

Обмен веществ и превращение энергии.

Содержание учебного материала

1



1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации.

Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

2

Тема 1.4.

Жизненный цикл клетки.

Содержание учебного материала

1


1

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез.

Самостоятельная работа обучающихся:

Раздел 2.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

6

Тема 2.1.

Формы размножения организмов

Содержание учебного материала

2



1

Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

2

Тема 2.2.

Онтогенез - индивидуальное развитие организмов


Содержание учебного материала



1



1


1

Особенности индивидуального развития животных.

Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

2

2

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовить сообщение на тему: «Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на развитие эмбриона»


2


Раздел 3.

Основы генетики и селекции.

13

Тема 3.1.

Основные закономерности наследования

Содержание учебного материала

2

2

2

1

Г.Мендель - основоположник генетики. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.

2

2

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение генетических задач и упражнений


Тема 3.2.

Основные закономерности изменчивости

Содержание учебного материала

2




2


1

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Мутации, причины возникновения, классификация, степень частоты возникновения. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Домашняя лабораторная работа: «Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм»


Тема 3.3.

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Содержание учебного материала

2






1

1

Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные

методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

2




Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовьте презентацию по теме (по выбору обучающегося):

  1. Селекция растений, животных и микроорганизмов

  2. Н.Вавилов - основы селекции

  3. Селекция в биотехнологии

  4. Основные достижения современной селекции.


Раздел 4.

Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

11

Тема 4.1.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала

2



1

1

Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

сравнительный анализ основных гипотез возникновения жизни на Земле


Тема 4.2.

История развития эволюционных идей

Содержание учебного материала

2



1

1

Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина об искусственном и естественном отборе.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовить сообщения о К. Линнее, Ж.Б. Ламарке и Ч.Дарвине (отобразить их вклад в развитие Эволюционной теории).


Тема 4.3.

Микроэволюция и макроэволюция.

Содержание учебного материала


1

Микроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция -структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И.Шмальгаузен).

2



2


1

2

2

Макроэволюция. Доказательства эволюции.

Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и

прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления

эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Самостоятельная работа обучающихся:

доклады на темы: Волны жизни. Современные представления о видообразовании. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена


Раздел 5.

Происхождение человека

5

Тема 5.1.

Антропогенез.

Содержание учебного материала

2



1

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы

эволюции человека.

2

Тема 5.2.

Человеческие расы.

Содержание учебного материала

1



2


1

Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

2

Практические занятия


Самостоятельная работа обучающихся:

Заполнить таблицу: «Краткая характеристика антропогенеза»

Реферат: «Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма".

Раздел 6. Основы экологии

7

Тема 6.1.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей

средой.

Содержание учебного материала

2





1

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

2

Тема 6.2.

Биосфера - глобальная экосистема.

Содержание учебного материала

2



1

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

2

Тема 6.3.

Биосфера и человек

Содержание учебного материала

1








2


1

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей

местности. Решение экологических задач


Тема 7. Бионика

Содержание учебного материала

1



1

Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

1


Всего:

54

2.3. Основные виды учебной деятельности обучающихся



Раздел учебной дисциплины

Основные виды деятельности обучающихся

Введение

Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей.

Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Химическая организация клетки

Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.

Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке

Строение и функции клетки

Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.

Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК

Жизненный цикл клетки

Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.

Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов

ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Размножение организмов

Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.

Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки

Индивидуальное развитие

организма

Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.

Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов.

Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира

Индивидуальное развитие

человека

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения

среды на развитие и репродуктивное здоровье человека

Закономерности изменчивости

Ознакомление с наследственной и ненаследственной

изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира.

Получение представления о связи генетики и медицины.

Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.

Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.

Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм

Основы селекции растений,

животных и микроорганизмов

Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.

Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым.

Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.

Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.

Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Происхождение и начальные

этапы развития жизни на Земле

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.

Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной

работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)

История развития

эволюционных идей

Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина.

Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение

Микроэволюция и макроэволюция

Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция - структурная единица вида и эволюции.

Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами.

Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс

и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез

Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.

Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство.

Выявление этапов эволюции человека

Человеческие расы

Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.

Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой

и окружающей средой

Изучение экологических факторов и их влияния на организмы.

Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами.

Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем.

Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.

Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.

Знание отличительных признаков искусственных сообществ - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы

(например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе

Биосфера - глобальная

экосистема

Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.

Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.

Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах

Биосфера и человек

Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде.

Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.

Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения.

Решение экологических задач.

Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране

БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики

Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся (15-17 человек);

- рабочее место преподавателя;

- доска магнитная;

- мебель: стеллажи, полки, шкафы.

Технические средства обучения:

- персональный компьютер (ПК);

- мультимедиа;

- видеопроектор,

- экран. методические материалы по курсу дисциплины; комплект учебно-наглядных пособий «Биология», плакаты, схемы, таблицы.

3.2. Информационное обеспечение реализации общеобразовательной дисциплины

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов:

1. Мамонтов С.Г, Захаров В.Б.. Биология. Общие закономерности. Учебник для СПО. - М.: Дрофа. 2010.

2. Мамонтов С.Г, Захаров В.Б.. Сонин Н.И. Общая биология 10-11 кл. - М.: Дрофа. 2010.

3. Константинов В. М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Общая биология. Учебник для СПО.- М.: Академия, 2014

4. Чебышев Н. В., Гринева Г. Г., Гузикова Г. С..Биология. Учебник для СПО.- М.: Академия, 2014

5. Колесников С.И. Общая биология. Учебник для СПО.- - М.: КноРус., 2014 г.
6. Беляев Д.К.. Общая биология. 10-11 кл. -М.: «Просвещение» 2014.

Для преподавателей:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. - М., 2010.

Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М., 2010.

Интернет-ресурсы:

researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

1september.ru/ издательский дом «Первое сентября»

it-n.ru/ сеть творческих учителей

en.edu.ru естественно-научный портал

km.ru мультипортал KM.RU

vschool.ru/ Виртуальная школа KM.ru

allbest.ru/union/ Союз образовательных сайтов

vavilon.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России

sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета).

biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России - проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).











4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

−− осознание социальной значимости своей специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

Решение биологических задач

−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Устный опрос, защита рефератов

−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

Экспертное наблюдение и оценка выполнения практического задания на практическом занятии;

Защита проектов, представление презентаций

−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

Устный опрос, защита рефератов.

Решение биологических задач

−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Экспертное наблюдение и оценка выполнения практического задания на практическом занятии;

Выполнение эксперимента

−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;

Решение экологических задач

−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

Экспертное наблюдение и оценка выполнения практического задания на практическом занятии;

Представление презентаций

−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

защита рефератов

−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;

фронтальный устный опрос,

−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

Тестирование, терминологический диктант

−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

Написание отчёта по экскурсии

−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

Решение биологических задач

−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Защита рефератов, представление презентаций

Разработчики:

ОГБПОУ СМТТ преподаватель Радчук С.В.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



8

© 2010-2022