- Преподавателю
- Биология
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 11 БИОЛОГИЯ 35. 02. 07. Механизация сельского хозяйства
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 11 БИОЛОГИЯ 35. 02. 07. Механизация сельского хозяйства
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Радчук С.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
оБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Старомайнский технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОй дисциплины
ОУД.11 БИОЛОГИЯ
35.02.07. Механизация сельского хозяйства
Старая Майна 2015 г. |
РЕКОМЕНДОВАНА
УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК
ОД, ОГСЭ и ЕН дисциплин
Председатель ЦМК
С.В. Радчук
Протокол заседания ЦМК
№_______ от «____»________2015 г.
Заместитель директора
по учебной работе
Г.В. Ширманова
«____»________2015 г.
Разработчики:
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
-
условия реализации учебной дисциплины
17
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНоЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) и предназначена для получения среднего общего образования студентами, обучающихся на базе основного общего образования по специальности (специальностям) 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства».
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с техническим профилем профессионального образования.
1.2. Цели учебной дисциплины:
Содержание рабочей программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
1.3. Общая характеристика учебной дисциплины
Биология - система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле. Общая биология изучает законы исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой.
Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а владение биологическими знаниями - одним из необходимых условий сохранения жизни на планете.
Основу содержания учебной дисциплины «Биология» составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, - по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей.
При освоении специальностей СПО технического профиля профессионального образования биология изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован культуро-сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
−− способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской
и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
1.5. Место учебной дисциплины в учебном плане: общеобразовательный цикл.
Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект) (не предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
- подготовка творческих работ (презентаций, рефератов, докладов, сообщений)
- заполнение таблицы
- решение генетических задач
- домашняя практическая и лабораторная работа
- работа с источниками информации
10
2
2
2
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.07 Биология
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
1
Биология как наука и её прикладное значение. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии.
1
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение «Применение знаний по биологии в моей будущей специальности»
1
Раздел 1. Учение о клетке
8
Тема 1.1.
Развитие знаний о клетке. Химическая организация клетки
Содержание учебного материала
1
Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки
и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить доклады о роли макро- и микроэлементов в жизни человека и живой природы.
1
Тема 1.2.
Строение и функции клетки
Содержание учебного материала
1
2
1
Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовьте сообщение «Вирусы как неклеточная форма жизни».
Тема 1.3.
Обмен веществ и превращение энергии.
Содержание учебного материала
1
1
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации.
Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
2
Тема 1.4.
Жизненный цикл клетки.
Содержание учебного материала
1
1
Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез.
Самостоятельная работа обучающихся:
Раздел 2.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
6
Тема 2.1.
Формы размножения организмов
Содержание учебного материала
2
1
Организм - единое целое. Многообразие организмов.
Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
2
Тема 2.2.
Онтогенез - индивидуальное развитие организмов
Содержание учебного материала
1
1
1
Особенности индивидуального развития животных.
Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
2
2
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовить сообщение на тему: «Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на развитие эмбриона»
2
Раздел 3.
Основы генетики и селекции.
13
Тема 3.1.
Основные закономерности наследования
Содержание учебного материала
2
2
2
1
Г.Мендель - основоположник генетики. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.
2
2
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение генетических задач и упражнений
Тема 3.2.
Основные закономерности изменчивости
Содержание учебного материала
2
2
1
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Мутации, причины возникновения, классификация, степень частоты возникновения. Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Домашняя лабораторная работа: «Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм»
Тема 3.3.
Селекция растений, животных и микроорганизмов.
Содержание учебного материала
2
1
1
Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные
методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовьте презентацию по теме (по выбору обучающегося):
-
Селекция растений, животных и микроорганизмов
-
Н.Вавилов - основы селекции
-
Селекция в биотехнологии
-
Основные достижения современной селекции.
Раздел 4.
Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение
11
Тема 4.1.
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Содержание учебного материала
2
1
1
Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
сравнительный анализ основных гипотез возникновения жизни на Земле
Тема 4.2.
История развития эволюционных идей
Содержание учебного материала
2
1
1
Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина об искусственном и естественном отборе.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовить сообщения о К. Линнее, Ж.Б. Ламарке и Ч.Дарвине (отобразить их вклад в развитие Эволюционной теории).
Тема 4.3.
Микроэволюция и макроэволюция.
Содержание учебного материала
1
Микроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция -структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И.Шмальгаузен).
2
2
1
2
2
Макроэволюция. Доказательства эволюции.
Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и
прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления
эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Самостоятельная работа обучающихся:
доклады на темы: Волны жизни. Современные представления о видообразовании. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена
Раздел 5.
Происхождение человека
5
Тема 5.1.
Антропогенез.
Содержание учебного материала
2
1
Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы
эволюции человека.
2
Тема 5.2.
Человеческие расы.
Содержание учебного материала
1
2
1
Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.
2
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся:
Заполнить таблицу: «Краткая характеристика антропогенеза»
Реферат: «Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма".
Раздел 6. Основы экологии
7
Тема 6.1.
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей
средой.
Содержание учебного материала
2
1
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
2
Тема 6.2.
Биосфера - глобальная экосистема.
Содержание учебного материала
2
1
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
2
Тема 6.3.
Биосфера и человек
Содержание учебного материала
1
2
1
Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.
Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей
местности. Решение экологических задач
Тема 7. Бионика
Содержание учебного материала
1
1
Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
1
Всего:
54
2.3. Основные виды учебной деятельности обучающихся
Раздел учебной дисциплины
Основные виды деятельности обучающихся
Введение
Ознакомление с биологическими системами разного уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой, биосферой. Определение роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей.
Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
Химическая организация клетки
Умение проводить сравнение химической организации живых и неживых объектов.
Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке
Строение и функции клетки
Изучение строения клеток эукариот, строения и многообразия клеток растений и животных с помощью микропрепаратов.
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Получение представления о пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК
Жизненный цикл клетки
Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.
Умение самостоятельно искать доказательства того, что клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Размножение организмов
Овладение знаниями о размножении как о важнейшем свойстве живых организмов.
Умение самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки
Индивидуальное развитие
организма
Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.
Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов.
Развитие умения правильно формировать доказательную базу эволюционного развития животного мира
Индивидуальное развитие
человека
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.
Получение представления о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения
среды на развитие и репродуктивное здоровье человека
Закономерности изменчивости
Ознакомление с наследственной и ненаследственной
изменчивостью и ее биологической ролью в эволюции живого мира.
Получение представления о связи генетики и медицины.
Ознакомление с наследственными болезнями человека, их причинами и профилактикой.
Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на наследственность на видеоматериале.
Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм
Основы селекции растений,
животных и микроорганизмов
Получение представления о генетике как о теоретической основе селекции.
Развитие метапредметных умений в процессе нахождения на карте центров многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым.
Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.
Умение разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.
Ознакомление с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Происхождение и начальные
этапы развития жизни на Земле
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Получение представления об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных.
Проведение описания особей одного вида по морфологическому критерию при выполнении лабораторной
работы. Выявление черт приспособленности организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)
История развития
эволюционных идей
Изучение наследия человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч. Дарвина.
Оценивание роли эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.
Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение
Микроэволюция и макроэволюция
Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор примеров того, что популяция - структурная единица вида и эволюции.
Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами.
Усвоение того, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс
и биологический регресс. Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Умение выявлять причины вымирания видов
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Антропогенез
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.
Развитие умения строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство.
Выявление этапов эволюции человека
Человеческие расы
Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения.
Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой
и окружающей средой
Изучение экологических факторов и их влияния на организмы.
Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами.
Умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем.
Ознакомление с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом.
Умение строить ярусность растительного сообщества, пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.
Знание отличительных признаков искусственных сообществ - агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы
(например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе
Биосфера - глобальная
экосистема
Ознакомление с учением В. И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме.
Наличие представления о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.
Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах
Биосфера и человек
Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями деятельности человека в окружающей среде.
Умение определять воздействие производственной деятельности на окружающую среду в области своей будущей профессии.
Ознакомление с глобальными экологическими проблемами и умение определять пути их решения.
Решение экологических задач.
Демонстрирование умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.
Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охране
БИОНИКА
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики
Ознакомление с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся (15-17 человек);
- рабочее место преподавателя;
- доска магнитная;
- мебель: стеллажи, полки, шкафы.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер (ПК);
- мультимедиа;
- видеопроектор,
- экран. методические материалы по курсу дисциплины; комплект учебно-наглядных пособий «Биология», плакаты, схемы, таблицы.
3.2. Информационное обеспечение реализации общеобразовательной дисциплины
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов:
1. Мамонтов С.Г, Захаров В.Б.. Биология. Общие закономерности. Учебник для СПО. - М.: Дрофа. 2010.
2. Мамонтов С.Г, Захаров В.Б.. Сонин Н.И. Общая биология 10-11 кл. - М.: Дрофа. 2010.
3. Константинов В. М., Резанов А. Г., Фадеева Е. О. Общая биология. Учебник для СПО.- М.: Академия, 2014
4. Чебышев Н. В., Гринева Г. Г., Гузикова Г. С..Биология. Учебник для СПО.- М.: Академия, 2014
5. Колесников С.И. Общая биология. Учебник для СПО.- - М.: КноРус., 2014 г.
6. Беляев Д.К.. Общая биология. 10-11 кл. -М.: «Просвещение» 2014.
Для преподавателей:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. - М., 2010.
Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М., 2010.
Интернет-ресурсы:
researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
1september.ru/ издательский дом «Первое сентября»
it-n.ru/ сеть творческих учителей
en.edu.ru естественно-научный портал
km.ru мультипортал KM.RU
vschool.ru/ Виртуальная школа KM.ru
allbest.ru/union/ Союз образовательных сайтов
vavilon.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России
sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета).
biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России - проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
−− осознание социальной значимости своей специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
Решение биологических задач
−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Устный опрос, защита рефератов
−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
Экспертное наблюдение и оценка выполнения практического задания на практическом занятии;
Защита проектов, представление презентаций
−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
Устный опрос, защита рефератов.
Решение биологических задач
−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Экспертное наблюдение и оценка выполнения практического задания на практическом занятии;
Выполнение эксперимента
−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
Решение экологических задач
−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
Экспертное наблюдение и оценка выполнения практического задания на практическом занятии;
Представление презентаций
−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
защита рефератов
−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
фронтальный устный опрос,
−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
Тестирование, терминологический диктант
−− владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
Написание отчёта по экскурсии
−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
Решение биологических задач
−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Защита рефератов, представление презентаций
Разработчики:
ОГБПОУ СМТТ преподаватель Радчук С.В.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
8