Рабочая программа по биологии для 10 класса

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№3»


Обсуждение на заседании МО

Протокол №1 от 25.08.2015г

Руководитель МО_________ Филатова Г.Ю.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №3

__________ Сарычева С.Н.

Разрешено к применению

на заседании МС

Протокол №1 от 31.08.2015г

Руководитель МС ________ Гудаева Н.П.



Рабочая программа


по биологии

для учащихся 10 класса (базовый уровень)






Учитель: Пупочкина Елена Сергеевна



2015 - 2016 учебный год









г. Сасово







Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов авторов И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М. Дрофа, 2009.)

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии 1 часа в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы).

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

При двухгодичном курсе биологии в 10 классе изучаются разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», а в 11 классе - «Вид», «Экосистемы». Резервное время в количестве 8 часов, предусмотренное в программе, использовано на проведение экскурсий и обобщающих уроков, которые позволяют обобщить и систематизировать знания, а также применить умения приобретенные на уроках.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Знать /понимать

· Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

· Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;

· Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

· Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

· Биологическую терминологию и символику;

Уметь

· Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;

· Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;

· Описывать особей вида по морфологическому критерию;

· Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

· Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

· Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

· Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьтерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;

· Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

· Оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.






  • Цели и задачи курса:

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, проводить наблюдения за биологическими объектами.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи курса (10 класс):

Обучения:

1. привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через

систему разнообразных по форме уроков, изучения нового материала,

лабораторные работы, экскурсии.

  • создать условия для формирования у учащихся предметной и учебной - исследовательской компетентностей:

  • способствовать формированию у школьников предметных

умений и навыков: умения работать с микроскопом, описывать биологические объекты.

  • продолжить развивать у детей обще учебные умения и навыки.

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,

эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на

развитие у десятиклассников:

  • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления

  • эстетических эмоций

  • положительного отношения к учёбе

  • умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-

успешных личностей с положительной «Я- концепцией», формированию у учащихся

коммуникативной компетентности: особое внимание обратить

бережного отношения к учебному оборудованию.

Дети должны уметь:

  • Пользоваться знаниями общебиологических дисциплин для объяснения вопросов биологии, происхождения различных групп растений и животных.

  • Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

  • Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале.

  • Владеть языком предмета.


  • Рабочая программа составлено на основе примерной

программы курса биологии Министерства Российской Федерации стандартов по биологии для основной школы.

Рабочая программа адаптировано к 10 классам МБОУ СОШ №3

«Примерная программа курса биологии Министерства Российской Федерации»,

издательство «Вентана - Граф», Москва, 2009 г.

3.Учебник: Биология. Учебник для 10 класса (базовый уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой. М., 2009г.

4. Количество часов в неделю - 1 часа в неделю, 34 часа в год.

5. Практическая часть 1полугодие 2 полугодие

Контрольные работы

практические работы

лабораторные работы

контрольные диктанты



  • Учебно - методический комплекс по курсу биологии для 10 класса

- Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы. М., 1997.

- Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.

- Биология. Учебник для 10 класса (базовый уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой. М., 2007.

- Биология. Учебник для 11 класса (базовый уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой. М., 2007.

- Биология . Программа для 10-11 классов (базовый уровень). М., 2007.

- Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова. М., 2007.

- Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский Ф.Ф. Биология: полный курс общеобразовательной средней школы. М., 2002.

- Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование.. Кострома,

1996.

- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.,2001.

- Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Рабочая тетрадь по биологии 10 класса (базовый уровень изучения). М. 2007.

- Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Рабочая тетрадь по биологии 11 класса (базовый уровень изучения). М. 2007.

- Лемез Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах.

Минск, 1997.

- Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб. 1998.

- Машкова Н.Н. Биология. Пособие для полготовки к ЕГЭ. СПб. 2004.

- Основы общей биологии: 9 класс/ Под ред. И.Н. Пономаревой. М.,1996.

Тематическое планирование

Тема урока

§

Кол-во

часов

Лабораторные

работы

Дата проведения

1.

Введение в курс общей биологии


6



1.

Содержание и структура курса общей биологии.

1-я неделя

2.

Основные свойства жизни.

2-я неделя

3.

Уровни организации жизни.

3-я неделя

4.

Значение практической биологии.

4-я неделя

5.

Методы биологических исследований.

5-я неделя

6.

Семинар «Живой мир и культура».

6-я неделя

2.

Биосферный уровень организации жизни


9



7.

Учение о биосфере.

Л.р. № 1. Определение пылевого загрязнения воздуха.

7-я неделя

8.

Происхождение вещества.

Л.р. № 2 .Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов.

8-я неделя

9.

Биологическая эволюция в развитии биосферы.

9-я неделя

10.

Биосфера как глобальная экосистема

10-я неделя

11.

Круговорот веществ в природе.

11-я неделя

12.

Человек как житель биосферы.

12-я неделя

13.

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.

13-я неделя

14.

Взаимоотношения человека и природы как фактор биосферы.

14-я неделя

15.

Экологические факторы и их значение.

15-я неделя

3.

Биогеоценотический уровень организации жизни


8



16.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

16-я неделя

17.

Биогеоценоз как биосистема и экосистема.

17-я неделя

18.

Строение и свойства биогеоценоза.

18-я неделя

19.

Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе.

Л. р. № 3. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).

19-я неделя

20.

Причины устойчивости биогеоценозов.

20-я неделя

21.

Зарождение и смена биогеоценозов.

21-я неделя

22.

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем).

22-я неделя

23.

Экологические законы природопользования.

23-я неделя

4.

Популяционно-видовой уровень организации жизни


12



24.

Вид, его критерии и структура.

Л.р.№4.Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербариях и коллекциях животных

24-я неделя

25.

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.

25-я неделя

26.

Популяция как основная единица эволюции.

Л.р.№5.Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных

26-я неделя

27.

Видообразование - процесс увеличения видов на Земле

27-я неделя

28.

Этапы происхождения человека.

28-я неделя

29.

Человек как уникальный вид живой природы.

29-я неделя

30.

История развития эволюционных идей.

30-я неделя

31.

Современное учение об эволюции.

31-я неделя

32.

Результаты эволюции и ее основные закономерности.

32-я неделя

33.

Основные направления эволюции.

33-я неделя

34.

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

34-я неделя

35.

Всемирная стратегия охраны природных видов.

35-я неделя





© 2010-2022