- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии для 10 класса
Рабочая программа по биологии для 10 класса
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пупочкина Е.С. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№3»
Обсуждение на заседании МО
Протокол №1 от 25.08.2015г
Руководитель МО_________ Филатова Г.Ю.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №3
__________ Сарычева С.Н.
Разрешено к применению
на заседании МС
Протокол №1 от 31.08.2015г
Руководитель МС ________ Гудаева Н.П.
Рабочая программа
по биологии
для учащихся 10 класса (базовый уровень)
Учитель: Пупочкина Елена Сергеевна
2015 - 2016 учебный год
г. Сасово
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов авторов И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.- М. Дрофа, 2009.)
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии 1 часа в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы).
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
При двухгодичном курсе биологии в 10 классе изучаются разделы «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», а в 11 классе - «Вид», «Экосистемы». Резервное время в количестве 8 часов, предусмотренное в программе, использовано на проведение экскурсий и обобщающих уроков, которые позволяют обобщить и систематизировать знания, а также применить умения приобретенные на уроках.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
Знать /понимать
· Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
· Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
· Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
· Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
· Биологическую терминологию и символику;
Уметь
· Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции;
· Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;
· Описывать особей вида по морфологическому критерию;
· Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
· Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
· Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
· Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьтерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· Соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
· Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
· Оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.
-
Цели и задачи курса:
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
-
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, проводить наблюдения за биологическими объектами.
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью
-
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи курса (10 класс):
Обучения:
1. привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через
систему разнообразных по форме уроков, изучения нового материала,
лабораторные работы, экскурсии.
-
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебной - исследовательской компетентностей:
-
способствовать формированию у школьников предметных
умений и навыков: умения работать с микроскопом, описывать биологические объекты.
-
продолжить развивать у детей обще учебные умения и навыки.
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на
развитие у десятиклассников:
-
слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления
-
эстетических эмоций
-
положительного отношения к учёбе
-
умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-
успешных личностей с положительной «Я- концепцией», формированию у учащихся
коммуникативной компетентности: особое внимание обратить
бережного отношения к учебному оборудованию.
Дети должны уметь:
-
Пользоваться знаниями общебиологических дисциплин для объяснения вопросов биологии, происхождения различных групп растений и животных.
-
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
-
Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале.
-
Владеть языком предмета.
-
Рабочая программа составлено на основе примерной
программы курса биологии Министерства Российской Федерации стандартов по биологии для основной школы.
Рабочая программа адаптировано к 10 классам МБОУ СОШ №3
«Примерная программа курса биологии Министерства Российской Федерации»,
издательство «Вентана - Граф», Москва, 2009 г.
3.Учебник: Биология. Учебник для 10 класса (базовый уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой. М., 2009г.
4. Количество часов в неделю - 1 часа в неделю, 34 часа в год.
5. Практическая часть 1полугодие 2 полугодие
Контрольные работы
практические работы
лабораторные работы
контрольные диктанты
-
Учебно - методический комплекс по курсу биологии для 10 класса
- Анастасова Л.П. Общая биология: Дидактический материал: 10-11 классы. М., 1997.
- Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.
- Биология. Учебник для 10 класса (базовый уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой. М., 2007.
- Биология. Учебник для 11 класса (базовый уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой. М., 2007.
- Биология . Программа для 10-11 классов (базовый уровень). М., 2007.
- Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова. М., 2007.
- Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский Ф.Ф. Биология: полный курс общеобразовательной средней школы. М., 2002.
- Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование.. Кострома,
1996.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.,2001.
- Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Рабочая тетрадь по биологии 10 класса (базовый уровень изучения). М. 2007.
- Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Рабочая тетрадь по биологии 11 класса (базовый уровень изучения). М. 2007.
- Лемез Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах.
Минск, 1997.
- Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб. 1998.
- Машкова Н.Н. Биология. Пособие для полготовки к ЕГЭ. СПб. 2004.
- Основы общей биологии: 9 класс/ Под ред. И.Н. Пономаревой. М.,1996.
Тематическое планирование
№
Тема урока
§
Кол-во
часов
Лабораторные
работы
Дата проведения
1.
Введение в курс общей биологии
6
1.
Содержание и структура курса общей биологии.
1-я неделя
2.
Основные свойства жизни.
2-я неделя
3.
Уровни организации жизни.
3-я неделя
4.
Значение практической биологии.
4-я неделя
5.
Методы биологических исследований.
5-я неделя
6.
Семинар «Живой мир и культура».
6-я неделя
2.
Биосферный уровень организации жизни
9
7.
Учение о биосфере.
Л.р. № 1. Определение пылевого загрязнения воздуха.
7-я неделя
8.
Происхождение вещества.
Л.р. № 2 .Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов.
8-я неделя
9.
Биологическая эволюция в развитии биосферы.
9-я неделя
10.
Биосфера как глобальная экосистема
10-я неделя
11.
Круговорот веществ в природе.
11-я неделя
12.
Человек как житель биосферы.
12-я неделя
13.
Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.
13-я неделя
14.
Взаимоотношения человека и природы как фактор биосферы.
14-я неделя
15.
Экологические факторы и их значение.
15-я неделя
3.
Биогеоценотический уровень организации жизни
8
16.
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.
16-я неделя
17.
Биогеоценоз как биосистема и экосистема.
17-я неделя
18.
Строение и свойства биогеоценоза.
18-я неделя
19.
Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе.
Л. р. № 3. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
19-я неделя
20.
Причины устойчивости биогеоценозов.
20-я неделя
21.
Зарождение и смена биогеоценозов.
21-я неделя
22.
Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем).
22-я неделя
23.
Экологические законы природопользования.
23-я неделя
4.
Популяционно-видовой уровень организации жизни
12
24.
Вид, его критерии и структура.
Л.р.№4.Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях или гербариях и коллекциях животных
24-я неделя
25.
Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.
25-я неделя
26.
Популяция как основная единица эволюции.
Л.р.№5.Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных
26-я неделя
27.
Видообразование - процесс увеличения видов на Земле
27-я неделя
28.
Этапы происхождения человека.
28-я неделя
29.
Человек как уникальный вид живой природы.
29-я неделя
30.
История развития эволюционных идей.
30-я неделя
31.
Современное учение об эволюции.
31-я неделя
32.
Результаты эволюции и ее основные закономерности.
32-я неделя
33.
Основные направления эволюции.
33-я неделя
34.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
34-я неделя
35.
Всемирная стратегия охраны природных видов.
35-я неделя