ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего  поколения, являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. Сегодня происходят качественные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие фак...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.
Й.В. Гете
МНОГООБРАЗИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Проблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества и самих граждан. Сегодня происходят качественные изменения в осознании обществом ценностей жизни и здоровья каждого ребенка. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как неблагоприятные социальные и экологические условия.
Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны плохо влияет множество факторов, имеющих место в общеобразовательных учреждениях. Они приводят к постепенному ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения. Поэтому именно на этом этапе необходим тщательный и комплексный научный анализ эффективности разнообразных форм организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем.
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно - воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки ЗОЖ (здоровый образ жизни), научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. По статистике, большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». В процессе обучения эти дети
пытаются привыкнуть жить в условиях ограничением свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.
Одним из наиболее травматических факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. Отсюда показатели психологического и физического здоровья учащихся, стремительно ухудшаются. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.
В процессе здоровьесбережения особенно великой является роль учителя. Сегодня можно уверенно утверждать, что именно учитель, педагог может сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не означает, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников, то есть создавать условия для их физического, психического, социального и духовного комфорта. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей - качественным обучением - решать проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся, сохранять нервную систему ребенка, снимать стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия - гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки ученика, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации учащихся к уроку. Хочу поделиться своими наработками по организации уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.
Я считаю эффективным применение на уроках биологии интерактивных, в том числе и игровых, технологий. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность учащимся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку. Положительным моментом этой технологии является то, что игра посильная даже для
слабых учеников, Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знания предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных .с классно-урочною системой.
В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.


ТЕХНОЛОГИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА


Мозговой штурм-это метод продуцирования идей и решений работы в группе. Правила проведения «Мозгового штурма» такие; все высказываются и все слушают, все имеют равные права; называя идеи, нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше; анализировать проблему с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы; идеи не оценивать и не критиковать.
Мы знаем, что биология 10-11-х классов - сложный для восприятия курс. Он включает много новых понятий, определений и насыщен практическими работами. Объявление на уроке о выполнении практической работы редко вызывает у учеников положительные эмоции. Во многом это объясняется их однообразным исполнением. Таким образом, на уроках я стараюсь проводить разнообразные формы работ, различные физкультминутки, строгое нормирование домашних заданий (чтобы не допустить перегрузок), обращаю особое внимание на объем и сложность материала домашнего задания. Основные пункты задания разбираем на уроке, а на дом остается повторение.
На своих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей школьников и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддерживаю их познавательный интерес к биологии, осуществляю двигательную активность на занятии.

Урок - это зона психологического комфорта.


Разнообразные виды деятельности, поддерживающие позитивные отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, меняется микроклимат на уроке: атмосфера становится более благоприятной для обучения и межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Дыхательные упражнения: если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд. Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение лицевых мышц: 1 - надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2 - поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе.


МЕДИТАТИВНЫЙ (РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ)


1. Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую»
Ученик должен сказать три предложения о том, что он видит; три предложения о том, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.
2. Упражнение «Деревянная кукла»
(в формате физкультминутки)
Ученики разыгрывают действо «Кукла падает»: сначала - кисти поднятых рук, потом предплечья опускаются, голова, и, наконец, «кукла» состоит в поясе и покачивается.
3. Упражнение на релаксацию и визуализацию
Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листьев и тому подобное.
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и тому подобное.
Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования римивок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток (на уроке провожу одну-две физкультминутки по 2-3 минуты каждая через 15-20 минут после начала). Обязательным условием эффективного проведения подобных форм - положительный эмоциональный фон.
Для повышения мотивации, особенно в старших классах, использую метод проектов. В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно - ориентированные. Метод проектов является составной частью обучения биологии и поддерживает мотивацию к обучению (в проектной работе она всегда положительная) и личный интерес (проект отражает интересы учащихся, их внутренний мир).
На своих уроках я чаще всего придерживаюсь такого плана: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение материала, закрепление, контроль/корректировка, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия участников урока обеспечивает активность учащихся, снимает усталость, делает занятие более эмоциональным.
Итак, современный урок должно быть здоровьесберегающим, здоровьеформирующим, здоровьеукрепляющим, направленным на формирование положительной мотивации на здоровый образ жизни. Он должен учить культуры здоровья на основе развития жизненных навыков. Такой подход к современному уроку обязывает учителя быть образцом здорового человека.
РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ «ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ/СПИДА». 10 КЛАСС
Цели:.
• обучающая: дать учащимся информацию об опасности и скорость распространения Вич/Спида, ознакомить со способами его передачи и методами защиты, мотивировать учащихся к распространению этой информации в своей среде, формировать ответственное отношение к проблеме;
• развивающая: развивать навыки толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ, умение анализировать, делать выводы;
• воспитательная: воспитывать культуру общения, потребность в здоровом образе жизни, ответственное отношение к своему здоровью, толерантное отношение к
. ВИЧ-инфицированным.
Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная доска, презентация, листы бумаги, маркеры, раздаточный материал, фигуры разного цвета;
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-тренинг.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Создание позитивного настроения
Учитель. Добрый день, дети. Давайте поприветствуем друг друга (похлопаем в ладони). Спасибо, садитесь, пожалуйста. С каким настроением пришли сегодня на урок?
(Ученики поднимают карточки: Зеленая - хорошее настроение, синий - плохое, красный - тревожное настроение. Если много синих и красных карт, то учитель предлагает релаксацию с закрытым глазами под спокойную музыку.)
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ.
♦ Выберите правильный ответ. (4-6 баллов)
1. Неклеточными формами жизни являются:
а) прокариоты; б) эукариоты;
в) вирусы.
2. Впервые вирусы были открыты:
а) в XVIII веке; б) в XIX веке;
в) в XX веке.
3. Жизненный цикл вирусов состоит из такого количества фаз:
а) 2; 6)3
в) 4.
4. Размножение вирусов происходит:
а) в клетке хозяина;
б) независимо от клетки хозяина;
в) на поверхности клетки хозяина.
5. Оболочка вирусов состоит:
а) белков; б) углеводов;
в) из липидов.
6. Вирусы содержат:
а) только РНК; б) только ДНК;
в) ДНК или РНК.
7. Тип инфекции, когда вирусные частички не выходят в окружающую среду из инфицированных клеток:
а) острая; б) хроническая;
в) скрытая.
8. У растений инфекции распространяются:
а) лимфой;
б) ведущими тканями;
в) корнем.
9. Специфические для каждого вируса защитные белки организма хозяина:
а) иммуноглобулины; б) интерфероны; в) гормоны.
10. Таежный энцефалит распространяется: а) кровососущими насекомыми; б)клещами;
в) воздушно-капельным путем.
11. Комплекс процессов.которые происходят во время взаимодействия возбудителя (вирусов) и организма хозяина: а) инфекция; б) инвазия;
в) вакцинация.
12. Изоляция больных организмов от здоровых: а) инвазия; б) инфекция;
в) карантин.

♦ Вставьте пропущенные слова. (2 балла)
Бактериофаги__________, которые поражают_____________
У вирусов есть только ____________ вид нуклеиновой кислоты ДНК или________ .
Вирусы - формы жизни, которые составляют отдельное_______ органического мира. Вирусы проникают в организм с пищей, через кожу,__________ или______________
путями.
Примерами вирусных болезней можно назвать ___________,_________, и др.

Валеологическое упражнение на релаксацию
Декламирование стихотворения
Ты молод, но душа твоя болит -

Твоя свеча еще не догорела...
А в сердце муки, кровь кипит -

Здоровье отбирает СПИД...
Твои глаза полны страданий,
И спутать можно плоть и тень...
Ты не питаешь ожиданий,
Желанья меряешь на день...
Но если б раньше мог ты знать,
Что на земле найдешь ворота ада,
Ты смог бы направленье поменять-

Возможно, не напился бы ада!...
И даже находясь у огненных ворот,

Лишь за тобой решение -
Иль ты шагаешь бездне в рот,
Иль молишь Бога о спасении!!!


Сообщение темы и цели урока
Проблемный вопрос

♦ Как защитить себя от ВИЧ/Спида?

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Информационное сообщение учителя «Вирус иммунодефицита человека и синдром приобретенного иммунодефицита» (презентация)
Как известно, СПИД - одна из важнейших проблем, с которой столкнулось человечество в XX веке и с которой мы вошли в XXI. Впервые о СПИДе заговорили в 1981 году, и уже более 30 лет эта аббревиатура не сходит со страниц газет и журналов. От Спида уже умерло более 16 млн человек, зарегистрировано более 36 млн ВИЧ - инфицированных. Регионы мира, где ситуация с заболеванием на СПИД является самой тяжелой, - это Африка, Юго-Восточная Азия и Северная Америка. В России к регионам с наибольшим распространением Спида относятся Москва, Сантпетербург.а также Республика Крым. Среди пораженных Спидом людей есть не только взрослые, но и дети. Тысячи лабораторий во всем мире разрабатывают средства борьбы со Спидом. Уже созданы препараты, которые позволяют затормозить развитие болезни. Некоторые ученые считают, что в ближайшее десятилетие будет найдено лекарство от этой болезни, но пока что единственным надежной защитой от Спида является соблюдение правил личной безопасности.
Упражнение «Мозаика»
Учитель. Вспомним понятия ВИЧ и СПИД. Как они расшифровываются? (Вывешивает на доску большие буквы, слова и объяснения.)
В - вирус (возбудитель заболевания);
И - иммунодефицита (отсутствие иммунной реакции организма);
Ч - человека (может быть только у человека);
С - синдром (ряд симптомов, указывающих на болезнь);
П - приобретенного (не наследственного);
И - иммунного (касается иммунной системы);
Д - дефицита (недостаток или нехватка).
Предложить учащимся после короткого обсуждения расшифровать аббревиатуры.
Это даст возможность предварительно оценить знания учеников и объяснить некоторые термины: «вирус», «иммунодефицит», «синдром»'и другие.

Продолжение рассказа учителя
ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, который развивается и размножается в организме человека и приводит к полной потере защитных сил организма и развитию Спида. СПИД - это синдром приобретенного иммунодефицита, то есть болезнь, вызванная вирусом. Вирусы являются возбудителями многих болезней, например гриппа, герпеса и даже некоторых видов рака. Для своей жизнедеятельности вирус должен проникнуть в живую клетку. В случае ВИЧ это иммунная клетка человека. СПИД развивается как конечная стадия болезни в организме человека, который вызывает ВИЧ. Инкубационный период от момента заражения ВИЧ до первых проявлений может быть как коротким, несколько недель, так и очень длительным - несколько лет. За этот период возбудитель Спида разрушает лимфоциты, что неизбежно приводит к глубоким изменениям всей иммунной системы больного человека.
Первыми, кто заболел СПИДОМ, были люди, которые входили в так называемую «группу риска»". Это наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, больные врожденной гемофи -лиею. Однако очень быстро вирус СПИДа вышел за пределы названных групп риска в основную популяцию населения. Согласно новым данным, которые обнародовало подразделение ООН по борьбе с ВИЧ/ СПИДом, темпы распространения инфекции среди молодежи в большинстве пораженных стран снижаются; исключение составляет только ситуация в Украине и России, где количество ВИЧ-инфицированных среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет все увеличивается.
Возможно ли вылечить эту страшную болезнь? К сожалению, нет!
На сегодня существует много лечебных препаратов для борьбы с инфекциями, обусловленными СПИДом, но они делают жизнь больных длиннее Также существуют некоторые лекарства, с помощью которых удается сдержать развитие ВИЧ-инфекции в организме человека, хотя они также не излечивают СПИД. Все усилия найти эффективные лекарства пока бесполезны. Возможно, это будет сделано в ближайшем будущем. А пока что вы должны знать способы передачи этого опасного заболевания, чтобы защитить себя.
Упражнение «Способы передачи ВИЧ»
Учащиеся получают листы с вопросами. Нужно пометить свои ответы в таблице крестиком в колонках «Да» или «Нет»
ВИЧ - вирус иммунодефицита человека передается: Так или.
Нет
1. Через рукопожатие
2. Во время половых контактов без презерватива
3. Через совместное с ВИЧ-инфицированным пользование верхней одеждой
4. Через сигареты, губную помаду
5. Через нестерильный медицинский инструмент
6. Через чихание или кашель
7. Через полотенца, мыло, мочалку
8. Во время татуировки и пирсинга
9. Во время переливания крови
10. Через посуду, пищу
11. В туалете
12. Во время плавания в бассейне
13. От инфицированной матери к ребенку
14. Совместное пользование иглами и шприцами для инъекций
15. Через денежные купюры, монеты
16. Половые отношения с использованием презерватива
17. Через контакт в общественном транспорте
18. Через объятия
После подведения итогов игры учащиеся обсуждают выполненное задание и делают выводы о способах заражения ВИЧ.
Учитель Спасибо. Вы видите, что не так уж много ситуаций, когда можно заразиться, но их нужно избегать, чтобы не заболеть.
Валеологическое упражнение на расслабление мышц рук и снятия усталости глаз

Разотрите ладони рук и на минутку приложите их к глазам.
Учитель. СПИД является не только медицинской или биологической, но и социальной проблемой. Он стал суровой реальностью нашей жизни. В декабре 1991 года в России был принят Закон о СПИДЕ. Закон регламентирует права и обязанности ВИЧ - инфицированных, гарантирует им защиту. О чем говорится в законе?
Выдержки из Закона о СПИДе(презентация)


ВИЧ-инфицированные граждане обязаны:
1) принимать меры по предупреждению распространения инфекции;
2) регулярно проходить медосмотр.

ВИЧ-инфицированные граждане имеют право:
1) на гуманное отношение общества, исключающее унижение Их чести и достоинства;
2) на сохранение в тайне сведений о состоянии своего здоровья, если условия Их жизни и труда не составляют угрозы для заражения других лиц;
3) на профессиональную деятельность по избранной специальности, за исключением работ, установленных специальным перечнем;
4) на медицинскую помощь в любом медицинском учреждении.

Предполагается уголовная ответственность медперсонала в форме лишения свободы на срок от 3 до 8 лет (ст. 108(3) и ст. 108(4) УК России) за заражение вирусом иммунодефицита.

Работа в группах
Дети объединяются в группы с разноцветными сердечками. Задание группам: рассмотреть предложенные ситуации и сделать выводы о том, были ли нарушены права людей. Какие именно? Как можно было поступить иначе?
Ситуация 1. «Моей внучке 9 месяцев. Она стоит на учете в СПИД-центре. Когда мы пришли на плановый осмотр в детскую поликлинику, врач не осмотрела ребенка и даже попросила не раздевать ее. Она объяснила это тем, что потом придут сюда другие, здоровые, дети, и это может быть опасно для н

Ситуация 2. 2000 году Елена узнала свой диагноз - ВИЧ-инфекция. Через два года она устроилась на полиграфическое предприятие. Но мир не без «добрых» людей, и о диагнозе девушки стало известно на работе. Ее немедленно уволили. На следующий день Елена пришла областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и увидела в коридоре своих коллег, которых администрация направила на принудительное обследование.
Ситуация 3. В одном из медицинских учреждений в течение нескольких лет жили дети с диагнозом ВИЧ-инфекция. их хорошо ухаживали и оберегали. В помещении постоянно убирали, и там стоял запах дезинфекции. Малышей не выводили на улицу. У них было много игрушек, но их складовали так высоко, что дети не могли достать. Целый день они ничего не делали. С ними никто не играл, их ничему не учили. За всю свою жизнь (некоторым малышам было по пять-шесть лет) они видели только стены и людей в масках и белых халатах.
Презентации групп, обсуждение

IV. ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Упражнение «Возможные причины инфицирования»
♦ Почему эта причина может привести к инфицированию ВИЧ? (Каждому ученику выдают одну причину.)
• Давление друзей относительно необходимости иметь опыт в половых отношениях.
• Скука.
• Отсутствие уверенности в себе.
• Стремление к риску.
• Страх отказа.
• Употребление алкоголя.
• Смена половых партнеров.
• Одиночество.
* • Убеждение в том, что с тобой ничего не случится.
• Отсутствие информации.
• Неуверенность в будущем.
• Эксперименты с наркотиками. :
Вывод. ВИЧ можно избежать. Нужно знать способы передачи и осознавать причины инфицирования.
Упражнение «Защити себя от СПИДа»

Работал парах
Ученики задают друг другу вопрос: «Как защитить себя от СПИДа?»
1. Принимать правильные решения относительно своего здоровье.
2. Избегать случайных половых контактов
3. Не употреблять наркотиков, алкоголя...
4. Помнить, что венерические болезни способствуют распространение ВИЧ, а потому их нужно срочно лечить.
Валеологическое упражнение «Ураган»

V. РЕФЛЕКСИЯ
Участникам предлагают закончить предложения: «Мне было полезно...», «Я понял, что...».
Учитель. Здоровье - это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо.
Уважаемые дети, выводы. сделанные вами, являются важными не только для вас самих, но и для многих других людей, которые нуждаются в помощи в поисках собственной позиции. Следующее ваше задание - составить индивидуальные пожелания больным СПИДОМ на бумажных сердечках. № 1-2 (409-410) январь 2014 г.Прошу зачитать ваши пожелания.

Помните!

Жизнь кратковременна, как звездопад,
Очень часто идешь невпопад.
И призыв Господа да будет с тобой:
«Живи в гармонии с Природой
и собой!»
Упражнение «Подари улыбку»
Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевать друзей и повлиять на людей» так описывает эту эмоцию: «Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, и не делает беднее тех, кто ее дарит. Она длится мгновение, а в памяти иногда остается навсегда, ее нельзя купить, выпросить, одолжить или украсть, поскольку сама по себе она ничего не стоит, пока ее не отдали!» Вы догадались о чем идет речь? Да, это улыбка. Так подарите ее друг другу;
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить сообщение «В мире фактов» относительно ситуации по вопросам ВИЧ/СПИД в России.
Подготовить презентацию или стенгазету «Мифы и факты о ВИЧ/СПИД».
Творческое задание: написать сочинение «Жить рядом» (история жизни ВИЧ инфицированных людей).




© 2010-2022