Конспект урока Отдел лишайники (6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме «Отдел Лишайники»

Выполнила учитель биологии МОУ «СОШ п. Сергиевский Саратовского района Саратовской области»

Тема урока: Отдел Лишайники

Класс: 5

Учитель: биологии Королева Е.М.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цели по содержанию:

обучающие: ознакомление учащихся с информацией об отделе Лишайники.

развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.

воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.

Планируемые результаты учебного занятия :

Предметные :

знать - характеристики отдела лишайниковопределения : симбиоз

Уметь - отличать представителей лишайников , отличать в природе взаимовыгодные взаимоотношения

Метапредметные :

Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные : умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы

познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение

Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

Используемая технология : ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы : компьютер, проектор, презентация к уроку , гербарий.

1.Орг. Момент. Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира - мира живых организмов? Актуализация знаний.

*Фронтальный опрос:

Какие живые организмы населяют нашу планету?

Какие царства живой природы вы знаете?

Какие признаки отличают живые организмы от не живых?( написать на доске)

Какие типы питания живых организмов вы знаете?

Распределите данные организмы по типу питания (написать на доске, кто быстрее)

Орел

Фиалка

Картофель

Бацилла

Бледная поганка

Воробей

Пихта

Шиповник

Волк

Эвглена зеленая

Замечательно! А помните я вам говорила, что эвглену зеленую ботаники называют растением, а зоологи - животным? Почему?

* Выполните задания ( тесты) Приложение

-Посмотрите. Пожалуйста на этот живой организм. Что это за существо? А пока вы думаете, я прочитаю вам сказку.

Нет повести печальнее на свете… ( Сказка)

На краю соснового бора одиноко стоял дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое-где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, только очень тоскливо. Изредка на его ствол садились птицы, но вскоре улетали. А дубу так хотелось, чтобы кто-то был с ним постоянно.

И вот, как-то раз, пробудившись ото сна, дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существо.

  • Ты кто? - спросил дуб.

  • Я - гриб, - гордо ответил незнакомец.

  • А где ты живёшь?

  • Пока нигде, - с грустью сказал гриб.

Дуб задумался на секунду.

  • А ты не причинишь мне вреда?

  • О, нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины.

Услышав такой ответ, дуб обрадовался и сразу же предложил незнакомцу поселиться на его коре. И стали они жить вместе. Так прошло несколько дней. И вот однажды на освещенной поверхности коры рядом с собой гриб увидел крошечное существо. Это была водоросль. Она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась и они так полюбили друг друга, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями( гифами) водоросль и тем самым оберегал её от пересыхания и перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из коры дуба и из воздуха. Благодарная ему за это водоросль снабжала гриб пищей, ведь она была зеленой красавицей и могла производить её на свету. А вместе они образовывали вещества, защищающие дуб от трутовиков-разрушителей. Так прошло несколько лет. Семья у них стала большая и дружная. Как-то раз мимо дуба проходили два человека. Один из них, показывая на гриб и водоросль сказал своему спутнику : « Посмотри, какой красивый лишайник!» . так гриб и водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым целым, но даже люди называют их одним словом - лишайник. -Между корнями деревьев и грибницей некоторых грибов устанавливается тесная связь. Вы уже знаете, что это явление называется микоризой, а вид взаимовыгодных отношений между организмами - симбиозом. Так и организмы, которые вы рассматриваете состоят из двух организмов - водоросли и гриба, а отношения между ними взаимовыгодные.

--Так о каких организмах идет речь? Совершенно верно. Эти организмы называются лишайниками.

( отложим сказку, позже мы ее с вами дочитаем)

-А что бы вы хотели узнать о лишайниках?

Изучить:

-Строение лишайников

-Место обитания

-Кто впервые изучал лишайники?

-Как размножаются лишайники?

-Как питаются лишайники?

-Где обитают лишайники?

-Для чего нужны лишайники?

Фото Теофраста и карла Линнея

-Знаете ли вы?

Первые описания известны из «Истории растений» Теофраста, известного ученого, жившего до нашей эры, который указал два вида лишайника . В XVII веке было известно только 28 видов. Французский врач и ботаник Жозеф Питтон де Турнефор в своей системе выделил лишайники в отдельную группу в составе мхов.

Хотя к 1753 году было известно свыше 170 видов, Карл Линней описал только 80, охарактеризовав их как «скудное крестьянство растительности», и включил вместе с печёночниками в состав «наземных водорослей».

-Написать на доске

Наука о лишайниках - лихенология

Ученые долго думали и решили, что эти организмы нужно отнести в отдельную группу: -

Отдел Лишайники(написать на доске)

-Каково же строение лишайников?

Поработайте в парах

У вас на партах находятся гербарные экземпляры лишайников, попробуйте определить, какие органы есть у данного экземпляра.

Схема на доске:

Есть ли у данного экземпляра листья, стебли, корни?

Опрос.

На самом деле у лишайников нет никаких органов, и их тело называется таллом или слоевище. Но ваши ошибки мне понятны, так как лишайники выглядят по-разному. Именно поэтому различают несколько видов лишайников.

Место обитания

Лишайники могут жить везде. Их можно встретить в 50 градусный мороз в Арктике, в 60 градусную жару в Азии, есть сведения, что лишайники живут на дереве, шифере или даже на фарфоре.

Размножение: лишайники могут размножаться частью слоевища или специальными клетками

-Перед вами полотно знаменитого русского художника , а теперь посмотрите на следующую картину. Даю вам подсказку, на первой картине лишайники отлично сживаются с остальными растениями, на второй же картине их просто нет. Почему?

Давайте дочитаем сказку до конца

Больше никто не нарушал спокойствие дуба и лишайников, пока на окраине бора не началось строительство завода, а когда завод начал работать, в сторону бора потянулись зловещие клубы копоти и газа. И гриб стал замечать, что его подруга водоросль бледнеет день ото дня. И в один из прекрасных летних дней она умерла. Этой разлуки гриб не смог пережить.

С тех пор дуб снова стоит один, мрачно вдыхая запахи газа, копоти и дыма, а на его коре начинают расти трутовики. ( беседа, вывод, см. сценарий урока)

-Почему так произошло? Как вы считаете?

Правильно, лишайники являются индикаторами воздуха.

Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание:

-А вы знаете, что лишайники называют растением-сфинкс? И какую роль играют лишайники в жизни человека?

Подумайте, и напишите сочинение на любую из этих тем.



Приложение (тесты)

Часть А.

Выберите ОДИН верный ответ:

1. При бесполом размножении улотрикса образуются

А) зооспоры б) гаметы в) зиготы г) цисты

2. Одноклеточной водорослью является

А) спирогира б) улотрикс в) хлорелла г) ламинария

3. Хроматофор имеет форму незамкнутого кольца у

А) спирогиры б) хламидомонады в) улотрикса г) ульвы

4. Во время «цветения» мелких водоемов в воде часто встречается

А) спирогира б) хламидомонада в) улотрикс г) ламинария

5. В хроматофорах хлореллы и спирогиры происходит

А) фотосинтез б) образование гамет в) клеточное дыхание

6. При неблагоприятных условиях хламидомонада размножается

А) половым путем б) бесполым путем

7. Зеленые морские водоросли не обитают на больших глубинах из-за

А) низких температур б) недостатка органических веществ

в) недостатка минеральных веществ г) недостатка света

8. Хлореллу используют при биологической очистке сточных вод, потому что она

А) выделяет много кислоты б) активно поглощает органические вещества

В) выделяет особые секреты, разрушающие вредные вещества

9. Пульсирующих вакуолей у хламидомонады

А) 1 б) 2 в) 3 г) 4



© 2010-2022