Развитие творческих способностей учащихся в системе проблемного обучения

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся в системе проблемного обучения.

Как научить ребенка мыслить творчески? Как привить любовь к умственному усилию, преодолению трудностей, проблем? Как сохранить любознательность ребенка и дать ей прорасти в высокую чувствительность к проблемам, умение видеть и творчески решать их?

В развитом современном обществе, где на первый план выходит научно-технический прогресс, компьютерные технологии входят во все сферы хозяйственной деятельности человека, возникла необходимость в самостоятельно мыслящих, творческих членах нашего общества. Именно поэтому к современной школе предъявляются требования использовать такие методы обучения, которые позволили бы реализовать эту задачу.

Проблема развивающего обучения сегодня очень актуальна, хотя нельзя сказать, что нова. Эта проблема развития ребенка в процессе обучения ставилась и раньше. Можно перечислить ряд имен (Л.С. Выготский, И.С. Якиманская, Н.А. Мечинская и др.), с которыми связаны проблемы развития личности в процессе обучения.

Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие обучающего и обучаемого, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания, развития и психологической подготовки. Однако если проанализировать ныне сформулированные цели образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка.

Развивающее обучение не отрицает важность и необходимость образовательных задач, предполагающих овладение знаниями, умениями и навыками, но обучение должно выступать не самоцелью, а условием развития школьников. Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых, протекающее в определенных условиях.

Как бы активно не стремился сообщить знания учитель, если при этом нет активной деятельности самих учащихся по усвоению знаний, если не обеспечена мотивация и организация этой деятельности, то процесс обучения

-1-

фактически не протекает. Если происходит изложение учебной информации в «готовом виде», в лучшем случае у детей развивается мышление репродуктивного типа. Такой результат недостаточен, особенно, если иметь в виду формирование творческого потенциала ребенка.

Возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый этап в развитии дидактики и психологии обучения. Проблемное обучение представляет собой особый тип развивающего обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция. Проблемное обучение - целостная дидактическая система, основанная на логико-психологических закономерностях творческого усвоения знаний в учебной деятельности. Проблемное обучение, актуальность которого очевидна, повышает эффективность преподавания. В момент обнаружения смыслового препятствия и в ходе его преодоления у детей возникают чувства недоумения, любопытства, изумления, гордости, радости от познания нового, уверенности в собственных силах, которые оказывают стимулирующее влияние на процесс учебного познания.

Проблемное обучение должно привести к тому, чтобы научить детей «проблемному видению», то есть умению видеть через призму учебно - познавательных проблем характерные особенности проблем научных, проникать в сущность внутренних и внешних противоречий, свойственных вещам и явлениям; самостоятельно ставить и решать научные вопросы, творчески выполнять конкретные задания, осуществляя научный поиск, использовать исследовательские методы.

Метод проблемного обучения применим во всех формах и видах учебных занятий. Он является не только источником знаний, но и способом управления самостоятельной учебной деятельностью. Поэтому в целях организации единой системы проблемного обучения требуется, чтобы каждое

занятие содержало элемент, который можно назвать инструктивно- методическим. Его назначение в том, чтобы вооружить учащихся знаниями о приемах самостоятельного учебного и научного поиска. Именно поэтому проблемный метод является тем методом, который обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и познавательных интересов личности.

Теория проблемного обучения разработана, издано немало публикаций, практических заданий по русскому языку, математике, физике,

-2-

биологии. Однако, работая по программе Н. И. Сонина «Живой организм», я столкнулась с тем, что в педагогической и методической литературе система проблемных заданий к этому курсу не разработана. Далее будут изложены приемы создания проблемных ситуаций, вопросы, задания, которые можно использовать в курсе биологии 6 - го класса.

1.Показ логики исследования вопроса в истории науки. Изучая тему «Питание и пищеварение», я рассказываю о питательных веществах, которые необходимы для жизнедеятельности животных. Учащиеся уже знакомы с понятиями жиры, белки и углеводы (тема «Химический состав клетки»), поэтому они без труда называют эти питательные вещества. А затем я говорю, что ученые тоже вначале думали, что белков, жиров и углеводов достаточно для роста и развития животного. Они кормили подопытных животных выделенными из продуктов чистыми питательными веществами. Затем учащиеся прогнозируют результаты эксперимента. Я выслушиваю все варианты, и мы вместе делаем вывод, что животным кроме белков, жиров и углеводов необходимы также минеральные соли и витамины. В конце урока даю домашнее задание - подготовить сообщения о витаминах.

2. Изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос. Этим приемом можно воспользоваться, изучая тему «Строение клетки». На одном

уроке рассматривается строение растительной клетки на примере элодеи,

на другом - строение животной клетки - на примере клеток железистого

эпителия кишечника. Ребята делают вывод, что растительная и животная клетки имеют сходное строение, в то же время они имеют существенные различия, связанные с питанием. Учитель показывает таблицу «Эвглена

зеленая» и рассказывает о строении и питании этого организма. Вопрос

классу: «Какой организм изображен - растительный или животный? Учащиеся рассуждают, спорят, высказывают свои мысли. Итогом дискуссии является рассказ о том, что ученые тоже еще не определились с систематикой эвглены, - одни считают ее растением, другие - животным, а третьи - и тем и другим.

3.Создание ситуации аффективного диссонанса. Этот прием можно использовать, изучая тему «Перенос веществ в организме растений». Объясняя эту тему, я рассказываю, что корень растения поглощает из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями, а затем эти вещества

-3-

должны использоваться в процессе фотосинтеза, то есть от корня подняться вверх к листьям, Используя знания, полученные на уроках природоведения в 5 - м классе о притяжении Земли, ребята говорят: «Так не должно быть! Вода притягивается Землей и не может сама подниматься вверх». Затем они сами строят предположения о том, что же может заставить воду двигаться вверх. Так они подходят к понятию корневого давления.

4.Задания на сравнение и сопоставление фактов. Такие задания можно часто давать учащимся на уроках биологии, так как многие темы предусматривают их изначально. Например: «Строение клетки», «Деление клетки», «Обмен веществ», «Движение» и т.д. Изучая строение клетки, учащиеся сравнивают растительные и животные клетки, функциональные и морфологические сходства и различия, делают вывод об их родстве, происхождении.

5.Задания на установление причинно-следственных связей, отношений между явлениями.

А. Задания на установление условных связей. Тема урока «Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязей с окружающей средой». Проблемный вопрос может звучать так: «Какие условия необходимы, чтобы выработать у собаки рефлекс на какой либо раздражитель?» В этом случае мыслительная деятельность учащихся будет направлена на поиск врожденного рефлекса, на основе которого можно будет выработать условный рефлекс.

Б. Задания на установление генетических связей. Тема урока «Передвижение многоклеточных животных в водной среде». При изучении приспособлений китов и дельфинов к среде обитания я рассказываю учащимся о том, что водные млекопитающие имеют обтекаемую форму тела, у них нет конечностей и передвигаются в воде они при помощи хвостового плавника. Однако, в скелете китов и дельфинов присутствуют тазовые кости. Это говорит о том, что когда-то эти животные имели конечности. Звучит вопрос классу: «Как исчезли конечности у водных млекопитающих?» Учащиеся самостоятельно приходят к выводу о том, что в течение времени строение животного может измениться в связи со средой обитания.

В. Задания на установление структурных связей. Тема урока

-4-

«Взаимосвязи живых организмов и влияние на них деятельности человека». Изучая цепи питания, я рассказываю о волках. Всем известно, что волки - опасные хищники, так как они уничтожают сельскохозяйственных животных. Однако, истреблять полностью волков нельзя. Прошу учащихся установить взаимосвязь между истреблением волков и гибелью скота от болезней. Ребята приходят к выводу, что волки являются «санитарами», уничтожая ослабленных и больных животных. Таким образом, структурные звенья цепи питания неразрывно связаны между собой.

Г. Задания на установление функциональных связей. Тема урока «Ткани растений». После изучения строения растительных тканей я задаю учащимся проблемный вопрос: «Как строение ткани зависит от выполняемой функции?» После обсуждения проблемы учащиеся подводят итог --строение ткани зависит от выполняемой функции.

Д. Задания на установление причинных связей. Тема урока «Передвижение многоклеточных животных в водной среде». Учащиеся замечают, что водные млекопитающие, рыбы, водоплавающие птицы - животные, которые быстро передвигаются в воде, имеют сходство во внешнем строении. Почему? Самостоятельно решая проблему, они приходят к выводу, что причиной служит среда обитания.

Е. Задания на установление связей между объектами через закономерность. Тема урока «Питание растений». Учитель рассказывает о

том, что растения строят свое тело из органических веществ, которые образуются путем фотосинтеза. Для фотосинтеза же растениям необходимы минеральные соли, получаемые ими из почвы. Это закономерность. Но почвы бывают разные, встречаются и такие, в которых недостаточно минеральных солей. Как же решают эту проблему растения? Учащиеся выстраивают свои предположения, догадки и делают вывод о существовании насекомоядных растений.

6. Задания на восстановление утраченной части учебного текста развивают у детей антиципаторные способности, т. е. способности прогнозировать развитие событий, предвосхищать содержание деятельности. Этим приемом можно воспользоваться на уроке по теме «Бесполое размножение». Учитель предложил учащимся самим поставить вопросы к новой для них теме. Вопросы были такими:

  1. Что такое бесполое размножение?

-5-

  1. У каких организмов встречается?

  2. Как происходит процесс бесполого размножения?

  3. Какую пользу (или вред) приносит человеку в его деятельности?

После постановки вопросов можно предложить ребятам учебный текст и возможность самостоятельно найти ответы на вопросы. Прогнозирование содержания способствует целенаправленному чтению материала, осмыслению, самостоятельному поиску.

7. Создание ситуации выбора и принятия решения. Эту ситуацию

можно создать на уроке по теме: «Взаимосвязи живых организмов и влияние на них деятельности человека». Урок можно провести в виде ролевой игры, одним из этапов которого будет проблемная задача: «Стоит ли человеку использовать древесину не смотря на уменьшение лесных запасов планеты, или заменить ее на пластмассу, металлы и т. д.?» Обсуждая проблему, учащиеся делают вывод о том, что однозначно решить ее нельзя, так как любая деятельность человека повлияет на биологическую систему и человек должен учитывать взаимоотношения между организмами.

8. Вопросы, показывающие, как меняется объект в зависимости от того, в какие отношения с миром он включается. Этот прием можно использовать, изучая приспособления животных к среде обитания. На уроке речь идет о березовой пяденице. Днем эти бабочки неподвижно сидят на стволах деревьев, где их серая окраска хорошо сливается с фоном, создаваемым светло-серыми лишайниками, которыми покрыты деревья. Но, вблизи городов лишайники, которые обитают только в экологически чистых районах, часто погибают, а стволы деревьев покрываются копотью. Учитель предложил учащимся вопрос: «Изменится ли окраска бабочек, обитающих вблизи промышленных городов?» После обсуждения учащиеся приходят к выводу: при изменении условий среды изменяются и приспособления животных к этим условиям. В данном случае, скорее всего, изменится окраска бабочек - они станут темнее.

9. Задания с заведомо допущенными ошибками. Активизация деятельности учащихся на уроке возможна, если предложить им задания с ошибками или неточностями в формулировке. Классическим примером задания с ошибками может служить стихотворение А. Фета «Бабочка».

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

-6-

Весь бархат мой с его живым миганьем -

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась

И вот дышу…

Применив свои знания о строении бабочек, ребята находят ответ - у бабочек не два крыла, а четыре.

10. Задания для преодоления психологической инерции. Этот прием помогает учащимся активизировать свои творческие способности и неординарно подойти к решению проблемной задачи. На уроке по теме «Движение» учитель рассказывает о передвижении животных в различных средах. В пример приводит дрейсену. Этот моллюск выделяет биссус - прочные нити, прикрепляющие раковину к подводным предметам. Дрейсена успешно переселилась из Каспийского и Черного морей в реки Европы. Учитель просит учащихся объяснить, каким образом могло произойти переселение дрейсены. Зная, как передвигаются моллюски, ребята выдвигают разные гипотезы. Однако, решение приходит с неожиданной стороны, нужно только выйти за рамки темы урока - дрейсена просто «путешествовала» на днищах кораблей

Благодаря применению различных приемов проблемного обучения на уроках биологии в 6 - м классе активизируется познавательная деятельность учащихся, возрастает интерес к биологической науке, и, главное, ребята получают положительные эмоции, когда самостоятельно приходят к решению конкретных проблемных задач. Это говорит о том, что у ребят в ходе решения вопроса, требующего творческого подхода, самостоятельного принятия решения, возникают положительные эмоции, чувство гордости, уверенности в собственных силах. Разумеется, не на всех уроках возможно создавать проблемные ситуации и применять проблемно - поисковые методы - этого не позволяет содержание учебного материала и дефицит времени. Однако, именно в результате проведения проблемных уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется научное мировоззрение, эффективнее вырабатываются интеллектуальные и практические умения, способствующие развитию познавательного интереса.

-7-

© 2010-2022