- Преподавателю
- Биология
- Факультатив «Учебная проектная деятельность» как средство развития УУД учащихся с нарушением слуха. Программа факультатива
Факультатив «Учебная проектная деятельность» как средство развития УУД учащихся с нарушением слуха. Программа факультатива
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Грошева А.В. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Факультатив «Учебная проектная деятельность» как средство развития
УУД учащихся с нарушением слуха.
Программа факультатива.
Проектная деятельность - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Это особенно актуально в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно для детей с нарушением слуха. Учащиеся вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации. Проектная деятельность развивает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Задачи проектной деятельности в процессе обучения детей с ОВЗ заключаются в том, чтобы развивать у учащихся умение размышлять, анализировать, сравнивать, расширять их представление об окружающем мире через собственную исследовательскую деятельность, развивать понимание окружающего мира и своей роли в нем.
В процессе работы над проектом формируются все универсальные учебные действия: познавательные, общеучебные, логические, коммуникативные.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность личностного и познавательного развития и саморазвития личности.
Факультатив «Учебная проектная деятельность» рассчитан на 1 час в неделю.
Программа факультатива «Учебная проектная деятельность» и пояснительная записка приведены в Приложениях 1 и 2.
Предметом исследования проектной работы могут быть социально значимые процессы, явления природы, объекты окружающего мира, процессы, происходящие в нем. В своей работе мы используем самые разные типы и тематику проектов.
Исследовательские проекты «Растения нашего класса», «Почему снег белый?».
Информационные проекты: «История Нового года», «Твое имя».
Прикладные проекты: «Новогодние игрушки своими руками», «Пряничный домик».
Проекты - акции: «Дерево - памятник природы», «Неделя защиты животных».
С большим удовольствием ребята принимают участие в международных сетевых проектах ГлобалЛаб: «Декабрьский синхронный стоп-кадр», «Птицы на виду», «Облачный покров» и других.
В процессе работы над проектом учащиеся ищут информацию в разных источниках, выбирают и анализируют информацию, выполняют измерения и опыты, делают выводы под руководством учителя.
По окончании практической части проекта учащиеся под руководством учителя оформляют компьютерную презентацию.
Технология работы над проектом заключена в приведенной ниже матрице. Проект «Дерево - памятник природы».
Матрица проекта
1. Тема проекта: «Дерево - памятник природы»
2. Предмет исследования: выявление старовозрастных деревьев для присвоения им статуса Дерева - памятника живой природы Саратовской области
3. Авторы проекта: учащиеся 8а класса
Руководители проекта: Грошева А.В., Левыкина Г.А.
4. Проблема, сформулированная учащимися: в Саратовской области много ценных старовозрастных деревьев, которые необходимо охранять, но они не охраняются и могут погибнуть.
5. Цели и задачи
Цель проекта для учащихся:
Цель работы над проектом для учителя:
Выявить деревья, подлежащие охране и представить их для присвоения статуса памятника природы
Вовлечь учащихся в общественно значимую работу, воспитывать экологическое самосознание
Задачи работы над проектом для учащихся:
Задачи работы над проектом для учителя:
-
Изучение теории вопроса об объектах - памятниках природы;
-
Проведение исследования по выявлению старовозрастных деревьев;
-
Способствовать сохранению природного наследия Саратовской области.
-
Предложить направление поиска;
-
Организовать работу на природе;
-
Консультировать по способу получения и оформления информации.
6. Ожидаемые результаты
Описание продукта, полученного учащимися в результате выполнения проекта:
Описание результата работы учащихся над проектом, полученного учителем
-
Подготовка материалов проекта
-
Подготовка презентации
-
Ходатайствовать перед ОДЭЦ г. Саратова о присвоении дереву статуса Памятника живой природы Саратовской области
-
Закрепление навыка поиска и отбора нужной информации из разных источников, включая Интернет;
-
Закрепление навыков поисково-исследовательской работы (постановка цели, выбор методов, выполнение измерений, фотографирование обработка и анализ результатов, выводы);
-
Навыки сотрудничества, работы в команде;
-
Повышение заинтересованности и мотивации к изучению предмета;
-
Формируется экологическое самосознание.
-
Закрепление навыков работы на ПК и создания презентации;
-
Формирование навыка публичного выступления и презентации результатов.
7. Вид проекта: социальный проект - акция
8. Знания образовательной области:
Название учебного предмета
Раздел
Тема
Кол-во часов
Биология
Растения
Природные сообщества
Жизненные формы растений.
Жизнедеятельность растительного организма
Приспособленность растений к жизни в природном сообществе
1 ч
9 ч
7 ч
8.2. Другие учебные предметы:
Название учебного предмета
Раздел
Тема
Кол - во
часов
Экология
Охрана растительного и животного мира
Охраняемые территории
1 ч
9. Надпредметная информация, необходимая учащимся для выполнения проекта:
Область человеческих знаний
Необходимая информация
Городское хозяйство
Зеленые насаждения и их охрана
10. Количество школьников, участвующих в проекте: 5 человек
11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ПК с выходом в Интернет, фотоаппарат, рулетка.
12. Планируемое время и деятельность учащихся и учителя на различных этапах проекта:
Этап
Кол-во часов
Содержание деятельности уч-ся на различных этапах проекта
Содержание деятельности учителя на различных этапах проекта
Поиско вый
2
-
Формулировка задачи;
-
Обсуждение;
-
Выбор форм проекта (социальный, акция, исследовательский);
-
Формулирование целей и задач;
-
Определение этапов проекта
-
Мотивация учащихся к обсуждению поставленной проблемы
-
Помощь в выборе тем поиска
-
Консультирование учащихся в постановке цели и задач
Аналити ческий
4
-
Изучение Положения акции «Деревья - памятники живой природы»;
-
Поиск, сбор информации;
-
Отбор нужной информации;
.
-
Помощь в подборе информации, обработке данных
-
Организация процесса деятельности учащихся
Практический
10
-
Выбор дерева;
-
Фотографирование;
-
Выполнение измерений диаметра и высоты;
-
Определение вида и возраста дерева;
-
Создание слайдов для презентации проекта.
-
Помощь учащимся в выполнении измерений, работе с определителем ;
-
Оказание необходимой помощи учащимся при создании презентации.
Презентационный
4
-
Презентация проекта.
-
Защита проекта
-
Проверка презентации;
-
Распределение ролей для презентации.
Оценочный
1
-
Оценка полученных результатов
-
Определение степени участия каждого члена группы в проекте
-
Оценка результатов, выводы
-
Поощрение наиболее активных
13. Организационные формы работы учащихся над проектом:
Форма работы учащихся
Количество часов
Групповая работа
2 ч.
12
Самостоятельная работа учащихся
6
Консультации с руководителем проекта
2
Консультации с экспертами (педагогами - предметниками)
1
14. Форма представления продукта: защита проекта в форме электронной презентации с фотоматериалами, анкета дерева.
Приложение 1
Факультативный курс.
Учебная проектная деятельность.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность.
Проектная деятельность - это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель - это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Общая характеристика
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение
Стандартом придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на
конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных
связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны
быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя - из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Актуальность курса.
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные
стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной
деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, и в более широком спектре.
Разнообразие тем проектов позволяет формировать как предметные, так и
метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения.
Работа над проектом позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по темам проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте.
Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.
Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Обучение по данной программе позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами Power Point. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к формированию докладов, рефератов, проектов.
Кроме того, проектная деятельность позволяет ученику увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.
Работа над проектом позволяет переориентировать учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получения учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.
Цели курса:
- обучение основам проектной деятельности;
- приобретение опыта проектной деятельности при работе с информационными объектами различного типа с помощью современных программных средств;
- формирование навыка коллективной реализации информационных проектов и информационной деятельности в сферах человеческой деятельности.
Задачи курса:
- сформировать навыки отбора информации для презентации и выбора формы ее представления;
- дать представление о дизайне и навигации презентации;
- способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;
- научить использовать программу Power Point для создания различных видов презентаций и творческого их оформления;
- сформировать личность, способную к самообразованию, саморазвитию; общетрудовые и специальные умения ручного труда, основы трудовой культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
- развивать творческие и конструктивные способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;
- повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;
- обучать самостоятельности в приобретении знаний.
Особенности проектной деятельности:
1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он реализуется.
3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми одноклассниками, учителями. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, учатся пользоваться речью в разных ситуациях, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
4) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
5) для обучающихся коррекционной школы, имеющих разную степень недоразвития слуха, помощь учителя в ходе сопровождения работы над проектом должна быть более конкретной и подробной для достижения овладения учащимися универсальными учебными действиями.
Осуществление проектной деятельности позволяет:
- обеспечивать условия, способствующие саморазвитию учащихся;
- учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;
- организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемых;
- комплексно использовать в процессе обучения средства информационно - коммуникативных технологий;
- на практике применять теоретические знания при выполнении проекта;
- осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами;
- воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей;
- формировать деловые качества личности;
- развивать инициативу и творческие способности;
- формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, времени;
- развивать социально значимые качества личности: взаимопомощь, умение работать в коллективе;
- формировать учебные навыки - такие, как навыки поиска и работы с различными источниками информации, обработки информации, работы с графическими источниками;
- реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Организация работы над проектом.
Для оптимальной организации групповой работы с детьми с нарушением слуха класс делится на группы по 2 - 4 человека. Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 34 учебных часа
(1час в неделю) в 6, 7 и 8 классах.
Учебно-тематический план
Разделы
7 класс
8 класс
1
Основные понятия
1
1
2
Подготовка к выполнению проектов
1
2
3
Исследовательский проект
6
6
4
Практико-ориентированный проект
8
7
5
Творческий проект
8
10
6
Информационный проект
9
7
7
Резерв
1
2
Итого
34
34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- что такое проект;
- виды проектов;
- этапы создания проекта.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации;
- находить нужную информацию;
- фиксировать (записывать) и сохранять информацию с помощью различных технических средств;
- обрабатывать информацию;
- общаться в цифровой среде;
- использовать программу Power Point для создания различных видов презентаций и творческого их оформления.
Информационные источники.
1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Школьные технологии, 2001 г., № 2.
2. Бэгъюли Ф. Управление проектом. - М.: Гранд-Фаир, 2002 г.
3. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования // Школа, 2001, № 2.
4. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе, 2002, № 4.
5. Грей К, Ларсон Э. Эффективная презентация. Практическое руководство - М.: Дело и сервис, 2003 г.
6. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
7. Новые педагогические и информационные технологий в системе.
образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
8. Полат Е.С. Как рождается проект.- М., 1995.
9. festival.1september.ru/articles/532929/
10. mgsun.ru/articles/article1.htm__
Приложение 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«УЧЕБНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в 7 классе
Учитель: Грошева А.В.
№
п/п
Раздел/тема
Кол-во часов
Дата
Требования к уровню обученности
Знать/понимать
Уметь
1
Понятие проекта, проектной деятельности. Типы и виды проектов.
1
Понятие проекта, проектной деятельности; типологию и структуру проектов.
Знать принципы поэтапного планирования проектов. Источники информации.
Понятие гипотезы, доказательства, опровержение.
Способы представления результатов проекта.
Различать типы проектов; определять структуру проекта.
Определять цель проекта, разбивать на задачи.
Распределять работу и обязанности в группе, общаться, учитывать другие мнения. Искать информацию в различных источниках. Работать в программе Power Point, создавать презентации.
2
Структура проекта. Гипотеза: что это такое?
1
3
Способы сбора информации. Исследовательский проект. Понятие. Особенности.
1
4
Учимся определять проблему. Выбор темы проекта. Энергосбережение.
1
Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта: гипотеза, аргумент, аспект, концепция, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, факт, методы научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.)
Основные понятия, необходимые для научно-исследовательской работы: алгоритм выполнения исследовательского проекта; критерии оценки исследовательского проекта; общие правила оформления исследовательского проекта.
Определять цель и задачи исследования; выдвигать гипотезу исследования; производить эксперименты (не только мысленные, но и натуральные); статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок; работать с источниками информации; собирать, систематизировать и анализировать полученные данные, делать выводы по результатам исследования; оформлять результаты исследования; представлять результаты исследования; защищать результаты
исследовательского проекта.
5
Планирование. Лист планирования и продвижения по заданию. Сбор информации.
1
6
Сбор информации. Обобщение и анализ.
1
7
Создание презентации.
1
8
Презентация проекта. Публичное выступление.
1
9
Практико-ориентированный проект. Понятие, особенности, основные этапы выполнения. Растения нашего класса.
1
Алгоритм выполнения прикладного проекта; общие правила оформления прикладного проекта.
Выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; формулировать требования к изделию, находить различные варианты решения проблемы; описывать и представлять свои идеи различными способами: рисунок, объяснение, макет или модель; планировать предстоящую деятельность; организовывать рабочее место, защищать проект.
10
Поиск и выбор темы, определение потребности в создании продукта проекта.
1
11
Планирование, определение этапов проекта.
1
12
Поиск и обработка информации.
1
13
Выполнение практической части.
1
14
Создание и оформление продукта проекта. Описание области применения.
1
15
Презентация (демонстрация).
1
16
Рефлексия. Самооценка.
1
17
Творческий проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения.
1
Понятие творческого проекта; основные этапы выполнения творческого проекта.
Выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; Прорабатывать структуру совместной деятельности участников творческого проекта; оформлять результаты проектной деятельности.
18
Выбор темы. Планирование этапов проекта. Секреты русского леса.
1
19
Проработка структуры совместной деятельности участников.
1
20
Сбор информации.
1
21
Оформление результатов.
2
22
Представление проекта.
1
23
Рефлексия. Самооценка.
1
24
Информационный проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения. Карта мира на обеденном столе.
1
Понятие информационного проекта; алгоритм выполнения информационного проекта общие правила оформления информационного проекта.
Выбирать и обосновывать тему проекта; Отбирать нужную(для определённых целей) информацию из различных источников; анализировать полученную информацию; систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей; выявлять проблемы в различных областях знаний; возможные пути поиска решений, оформления результатов; работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли; обрабатывать информацию; оценивать информацию.
25
Выделение предмета информационного поиска. Определение темы проекта. Определение цели и задач проекта.
1
26
Планирование, определение этапов проекта.
1
27
Работа с источниками информации.
2
28
Обработка информации.
1
29
Оформление результатов информационного проекта.
1
30
Презентация.
1
31
Рефлексия. Самооценка.
1
32
Резерв.
1
Итого
34