- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Писаренко А.В. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 МО «Ахтубинский район»
«Согласовано»
Руководитель МО
____________
Протокол № от
« » 20 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ №3 МО «Ахтубинский район»
__________
« » 20 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №3»
МО «Ахтубинский район»
__________
Приказ № ______от
« » 20 г.
Рабочая программа по биологии
9 класс
на 2015-2016 учебные года
учителя биологии
Писаренко Анны Владимировны
2015 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 9 класса общеобразовательных учреждений (курс «Основы общей биологии», авторы Пономарева И.Н., Чернова Н.М.). Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 8 лабораторных работ. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Основные цели изучения курса биологии в 9 классе:
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
-
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
-
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
-
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
-
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
-
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
-
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-
проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Структура курса
№ п/п
Тема
Количество
часов
1
Введение в основы общей биологии.
3
2
Основы учения о клетке.
11
3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
5
4
Основы учения о наследственности и изменчивости.
11
5
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
5
6
Происхождение жизни и развитие органического мира.
6
7
Учение об эволюции.
8
8
Происхождение человека (антропогенез).
6
9
Основы экологии.
12
10
Заключение.
1
Перечень лабораторных работ
№ п/п
Тема
1
Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
2
Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения.
3
Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побеги взрослого растений.
4
Решение генетических задач.
5
Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.
6
Изучение изменчивости у организмов.
7
Приспособленность организмов к среде обитания.
8
Оценка качества окружающей среды.
Итого - 8
Содержание обучения
Тема 1. Введение в основы общей биологии. (3 часа)
Биология - наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.
Тема 2. Основы учения о клетке. (11 часов)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология - наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.
Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы - неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки и аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (5 часов)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.
Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторные работы.
-
Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения.
-
Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побеги взрослого растений.
Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости. (11 часов)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы.
-
Решение генетических задач.
-
Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.
Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. (5 часов)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Вавилова Н.И. о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира. (6 часов)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза о возникновении жизни Опарина А.И. и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот - к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
Тема 7. Учение об эволюции. (8 часов)
Идея развития органического мира в биологии.
Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов - результат эволюции.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции.
Процессы образования новых видов в природе - видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. Изучение изменчивости у организмов.
Тема 8. Происхождение человека. (6 часов)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человека как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Тема 9. Основы экологии. (12 часов)
Экология - наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое разнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторные работы.
-
Приспособленность организмов к среде обитания.
-
Оценка качества окружающей среды.
Тема 10. Заключение. (1 час)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биологического разнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Календарно - тематическое планирование
Наименование предмета: биология
Класс: 9
№
п/п
Дата
проведения
урока
Наименование разделов и тем урока
Всего часов
Лабораторные работы
Примечание
I
планир.
фактич.
Введение в основы общей биологии.
3
1.1
Среды жизни и экологические факторы воздействия.Биология - наука о живой природе.
1.2
Общие свойства живых организмов.Закономерности действия факторов среды.
1.3
Многообразие форм живых организмов. Приспособленность организмов к действию факторов среды.
II
Основы учения о клетке.
11
2.1
Цитология - наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.
2.2
Химический состав клетки. Его постоянство.
2.3
Белки и нуклеиновые кислоты.
2.4
Строение про- и эукариотической клеток.
2.5
Органоиды клетки и их функции.
№ 1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
2.6
Лабораторная работа№ 1. Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.
2.7
Обмен веществ - основа существования клетки. Ферменты.
2.8
Биосинтез белков в живой клетке.
2.9
Биосинтез углеводов - фотосинтез.
2.10
Обеспечение клеток энергией.
2.11
Обобщающий урок «Подведем итоги»
III
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
5
3.1
Типы размножения. Бесполое и половое размножение.
3.2.
Клеточное деление прокариот. Митоз.
№ 2. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения.
3.3
Образование половых клеток. Мейоз.
3.4
Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.
№ 3. Онтогенез на примере цветковых растений: зародыш семени, проросток, побеги взрослого растений.
3.5
Обобщающий урок «Подведем итоги»
IV
Основы учения о наследственности и изменчивости
11
4.1
Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Из истории развития генетики.
4.2
Основные понятия генетики. Ген, генотип, фенотип.
4.3
Генетические опыты Менделя. Законы наследственности.
4.4
Дигибридное скрещивание видов. Третий закон Менделя.
4.5
№ 4. Решение генетических задач.
4.6
Сцепленное наследование генов и кроссинговер.
4.7
Взаимодействие генов и их множественное действие.
4.8
Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
4.9
Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.
4.10
Другие типы изменчивости.
№ 5. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях.
4.11
Наследственные заболевания, сцепленные с полом.
V
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
5
5.1
Генетические основы селекции организмов.
5.2
Особенности селекции растений.
5.3
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
5.4
Особенности селекции животных.
5.5
Основные направления селекции микроорганизмов.
VI
Происхождение жизни и развитие органического мира.
6
6.1
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
6.2
Современные представления возникновении жизни на Земле.
6.3
Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.
6.4
Этапы развития жизни на Земле
6.5
Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.
6.6
Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
VII
Учение об эволюции.
8
7.1
Идеи развития органического мира в биологии.
7.2
Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина
Движущие силы эволюции.
Результаты эволюции:многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания
7.3
Современные представления об эволюции органического мира
7.4
Вид, его критерии и структура.
7.5
Процессы видообразования.
7.6
Макроэволюция - результат микроэволюции.
7.7
Основные направления эволюции.
7.8
Основные закономерности биологической эволюции.
Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов
№ 6. Изучение изменчивости у организмов.
VIII
Происхождение человека.
6
8.1
Место человека в системе органического мира
8.2
Доказательства эволюционного происхождения человека.
8.3
Этапы эволюции человека.
8.4
Биосоциальная сущность вида Человек разумный
8.5
Человеческие расы, их родство и происхождение.
8.6
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли
IX
Основы экологии.
12
9.1
Среды жизни и экологические факторы воздействия на организмы.
9.2
Закономерности действия факторов среды на организм.
9.3
Приспособленность организмов к действиям факторов среды.
№ 7. Приспособленность организмов к среде обитания.
9.4
Биотические связи в природе (на местном материале).
9.5
Популяции как форма существования видов в природе
9.6
Функционирование популяции и динамика ее численности в природе
9.7
Биогеоценоз как сообщество живых организмов в природе
9.8
Биогеоценозы,экосистемы и биосфера(на местном материале)
9.9
Развитие и смена биогеоценозов
9.10
Многообразие биогеоценозов
9.11
Основные законы устойчивости живой природы.
9.11
Рациональное использование природы и ее охрана.
Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
№ 8. Оценка качества окружающей среды.
9.12
X.
Заключение.
1
10.1
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биологического разнообразия.
Итого:68 часов.
Список методической литературы по предмету
-
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
-
«Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
-
Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Эволюция. Основы экологии. Учебно-методическое пособие по биологии». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.
-
Пономарева И.Н. «Экология. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
-
«Я иду на урок биологии. Экология. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
-
Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.
-
«Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
-
«Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». год.
-
Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам - экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2010 год.
-
Сухова Т.С. «Урок биологии. Технология развивающего обучения. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
-
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. «Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
-
Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
-
Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Биология. Тесты, вопросы и задания».
-
Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2009год.
-
Компьютерные иллюстрированные определители объектов природы средней полосы России. Московский полевой учебный Центр «Экосистема», 2006 год.
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2011 год.