Лабороторная работа. Тема: «Приспособленность организмов и её относительный характер»

"Урок составлен с требованиями ФГОС, формирование УУД. "Цели урока: " Закрепить материал о формах приспособленности; Увидеть черты приспособленности на конкретных примерах; Доказать, что приспособленность носит относительный характер; " Умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний), Нравственно-эстетическое оценивание Самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему. Умения клас...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Тутынина Людмила Васильевна, учитель химии и биологии, МБОУ «Добрянская СОШ № 3»

Тема урока: Лабораторная работа «Изучение приспособленности и её относительный характер»

Цели урока:

1. Закрепить материал о формах приспособленности;

2. увидеть черты приспособленности на конкретных примерах;

3.доказать, что приспособленность носит относительный характер;

4.формировать универсальные учебные действия:

  • коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний),

  • личностные (нравственно-эстетическое оценивание)

  • регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему),

  • познавательные (умения классифицировать, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности)

Оборудование:

  • ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку

  • карточки с рисунками животных и растений.

Ход Урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель: создать условия у учеников внутренней

потребности включения в учебный процесс

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и глазами скажите, что всё будет хорошо.

Ребята работают в группах, шесть групп по четыре человека в группе

Этап- Актулизация знаний

На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что результат действия естественного отбора - это есть /ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ/. Давайте вспомним некоторые формы приспособленности:

Учитель: читает стихи о животных, а в это время на слайде высвечиваются фотографии животных

Я умею быстро скрыться
И тихонько затаиться.
Ну, а если ты обманешь
И за хвост меня поймаешь,
Я его тебе, прощаясь,
Сброшу, в травке растворяясь.
(ЯЩЕРИЦА)

Вот так рыба - просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба…

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета.

(заяц)

Посмотри, какой высокий
И пятнистый зверь.
Он совсем не одинокий,
Ты уж мне поверь.
По саванне он гуляет,
Целый день жуёт:
Языком листву срывает.
Редко воду пьёт.
(ЖИРАФ)

К какой форме адаптации относятся данные примеры.

Что значит: Морфологические адаптации.

Мимикрия. Маскировка. Покровительственная окраска. Предостерегающая окраска

Дайте объяснение каждой форме приспособленности.

Активное включение в работу

Познавательные УУД (извлечение из памяти сохранённой информации)

Этап мотивирования к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Учитель читает ПРОБЛЕМУ

Все живые организмы оптимально приспособлены к условиям своего обитания. При изменении этих условий адаптации могут потерять свою приспособительную ценность и даже принести вред их обладателю, т.е. адаптации или приспособленность носят относительный характер

Сколько бы мы не травили колорадского жука различными ядохимикатами. Их количество не уменьшается С чем это связано.

С чем связано, что форма клюва у вьюрков, обитающих на Галапагоских островах РАЗНАЯ

Выполнение лабораторной работы (слайды № 20 - 21)

Беседа

Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли)

Актулизация и постановка проблемы

Исходя из дидактического материала, который у вас лежит на парте. ЧЕМ мы сегодня будем заниматься на уроке. Какие предположения будут о теме сегодняшнего урока.

Какие задачи мы поставим на данный этап урока

ИЗУЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.

Познавательные УУД (формулировка проблемы)

Цель: сформулировать и согласовать тему и построить план достижения цели

Как и любой вид деятельности начинается с планирования, так и мы начнём изучать ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ с составления плана. Продумайте и изложите план изучения данного этапа урока только не проставляйте порядковые номера.

Учитель: Какую цель можно поставить


( Сравнивают свой план с планом на компьютере или доске).

Объект - животные, растения

Предмет ---- приспособленность к конкретным условиям обитания.

Цель: 1. на конкретных примерах увидеть черты приспособленности у организмов.

2.закрепить формы приспособленности.

3.доказать, что приспособленность носит относительный характер




Регулятивные УУД (умение формулировать тему и выявлять объект и предмет исследования)




Познавательные УУД (структурирование знаний, поиск информации)

Коммуникативные УУД (правильный выбор формул, высказывание своих мыслей)

Цель: закрепить материал по формам приспособленности

Ученики работают в группах, с учебником, карточками

Познавательные УУД (работа с информацией)

Регулятивные УУД (контроль)

Рефлексия учебной деятельности

Цель: способствовать формированию самооценки своей деятельности

1. Заяц-беляк периодически линяет, изменяя окраску шерсти. Эта приспособленность

  • А) заложена творцом

  • Б) сформировалась исторически

  • В) не обусловлена генетически

  • Г) унаследована от древних млекопитающих.

2. Пример покровительственной окраски:

  • А) зеленая окраска у кузнечика

  • Б) зеленая окраска листьев

  • В) ярко- красная окраска у божьей коровки

  • Г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы

3. Пример мимикрии:

  • А) зеленая окраска у кузнечика

  • Б) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы

  • В) яркая окраска у божьей коровки

  • Г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки пяденицы с сучком

Выполняют тест и обращают внимание на вопросы, в которых испытывают затруднения

Регулятивные УУД (самооценка)

ЗАДАНИЕ на слайде: НАЙДИТЕ СООТВЕТСТВИЕ.

2. Биологический диктант ---ЗАДАНИЕ на слайде


Этап Информационный

- Исторический.

ФОТОГРАФИЮ ЖИРАФА.

КАК ОБЪЯСНЯЕТ ПОЯВЛЕНИЕ ДЛИННОЙ ШЕИ У ЖИРАФА К.ЛИННЕЙ, ЛАМАРК, Ч.ДАРВИН (Сделать на сайд фотографию учёного и его высказывание, а также фотографию Жирафа на каждый слайд)

.

К.Линней

приспособленность организмов - проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: жирафов как и всех животных создал Бог. Поэтому все жирафы с момента возникновения обладают длинной шеей.

ЛАМАРК

идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: жирафы при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою шею, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возникла длинная шея у жирафа.

Ч.ДАРВИН

среди множества жирафов были животные с шей разной длины. Те из них, у кого шея был на немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возникла длинная шея у жирафа.

КАКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ БОЛЕЕ РЕАЛЬНО?

Познавательные УУД (умение строить рассказ, умение высказывать свои мысли, доказывать)

Итог урока, оценивание

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты



© 2010-2022