- Преподавателю
- Биология
- Статья Творческий подход к современному уроку биологии
Статья Творческий подход к современному уроку биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Слепченко И.Ю. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Слепченко Ирина Юрьевна учитель биологии
МКОУ «Ключиковская СОШ».
Творческий подход к современному уроку биологии.
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит её находить»
Адольф Дистервег
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный урок -урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Основные аспекты современного урока в рамках ФГОС
-
Субъективизация образовательного процесса (ученик-равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем)
-
Метапредметность (формирование и развитие универсальных способностей учащихся)
-
Деятельностный подход (знания не преподносятся ученику в готовом виде, а добываются в ходе поисковой и исследовательской деятельности)
-
Коммуникативность образовательного процесса (взаимодействие учащихся на уроке, обмен информацией)
-
Рефлексивность (учащийся ставится в ситуацию, когда ему необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока)
-
Импровизационность образовательного процесса (учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения)
Современный ученик - кто он?
Ученик - субъект, т.е. хозяин своей деятельности
-
Сам ставит цели
-
Сам решает задачи урока
-
Сам делает выводы
Что такое обучение?
Обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и ученика в ходе образования.
Взаимодействие учителя и ученика может пройти только через целеполагание.
Целеполагание - самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания.
Как же спроектировать урок биологии, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? Рассмотрим на примерах.
Требования к уроку
Урок современного типа
Универсальные учебные действия
Объявление темы урока
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Познавательные общеучебные, коммуникативные
Учитель подводит обучающихся к формулировке темы урока, я использую несколько различных приемов
Загадки (тема: лишайники)
Гриб и водоросль дружно жили,
Вместе ели, вместе пили.
Чтобы я и дальше рос,
Очень важен симбиоз.
Тундра ягелем богата,
Ест меня олень рогатый.
Я в еловом лесу
бородой своей трясу
(тема: Грибы)
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это...
Кто повыше, кто пониже, -
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут?
Проблемный вопрос (тема: бактерии)
Знаете ли вы чем вызвано данное заболевание?
Требования к уроку
Урок современного типа
Универсальные учебные действия
Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
-
Конкретные.
-
Понятные.
-
Осознанные.
-
Описывающие желаемый результат.
-
Реальные.
-
Побудительные (побуждать к действию).
-
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые
-
формулировки.
Пример:
Тема Царства живой природы
Цель: называть царства живой природы, приводить примеры живых организмов к ним относящихся.
Тема Увеличительные приборы
Цель: называть и различать увеличительные приборы, находить части микроскопа и называть их, рассматривать готовый микропрепарат.
Требования к уроку
Урок современного типа
Универсальные учебные действия
Планирование
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования
Обучающиеся высказывают предложения, т.е встраивают план изучения темы и определяют какие источники информации можно использовать, совместно с учителем.
Можно использовать различные методы и формы обучения
-
Метод активного обучения (деловые игры, ролевые игры)
-
Метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар)
-
Метод активации творческого мышления (мозговой штурм)
-
Метод взаимообучения (коллективное, групповое и парное обучение)
Требования к уроку
Урок современного типа
Универсальные учебные действия
Практическая деятельность учащихся
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Примеры заданий индивидуальная работа в рабочих тетрадях(проблемное обучение)
1
2
3
Работа в группах (мозговой штурм)
Тела природы
? ?
? ?
? ?
-
Задание Приведите примеры тел природы. Сравните и выделите отличительные признаки (свойства) тел живой природы. Оформите их в виде кластера.
Работа в парах (взаимообучение) Заполните таблицу (воспользуйтесь § 3)
Р.Т. Задание №2 ст. 8
Название метода
С какой целью применяется
Станция «Исследовательская»
Классификация лишайников по типу слоевища.
? ? ?
Осуществление контроля
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
дышатПримеры самоконтроля (проверка составленного кластера)
Размножаются
растут
Рост и развитие
Живые тела
питаются
Обмен веществ
Клеточное строение
Раздражимость
Взаимоконтроль при заполнении таблицы или пропущенных слов в тексте
Заполнить таблицу: Семья биологических наук
Ботаника
Микология
Зоология
Микробиология
Изучает растения
Изучает грибы
Изучает животных
Изучает бактерии
Вставьте пропущенные слова
-
В состав семян входят органические и неорганические вещества.
-
К органическим веществам клетки относятся белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.
-
Неорганические вещества клетки - это вода и минеральные соли.
-
В присутствии йода крахмал синеет.
-
Какова роль органических веществ в клетке
-
Белки выполняют транспортную и двигательную функцию
-
Жиры выполняют запасающую функцию
-
Углеводы выполняют энергетическую и строительную функцию
Требования к уроку
Урок современного типа
Универсальные учебные действия
Осуществление коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные, регулятивные коррекции
Учитель контролирует осуществление коррекции обучающимися, предлагая помощь одноклассников или направляя их при затруднении.
Пример: поднимите руки, если вы согласны с выступающим; если есть ребята которые не согласны выясняем причину и находим правильное решение.
Примеры заданий
Тема Клетки живых организмов
Подсчитайте сколько на рисунке клеток животных и клеток растительных организмов и запишите количество в тетрадь
Требования к уроку
Урок современного типа
Универсальные учебные действия
Осуществление коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные, регулятивные коррекции
Учитель контролирует осуществление коррекции обучающимися, предлагая помощь одноклассников или направляя их при затруднении.
Подсчитайте сколько на рисунке клеток животных и клеток растительных организмов и запишите количество в тетрадь
Без цвета сложнее определить где какая клетка, необходимо знать её основные части и особенности
Требования к уроку
Урок современного типа
Универсальные учебные действия
Оценивание учащихся
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Примеры самооценивания, которые я использую на уроках
«Спидометр успеха» (рисуют спидометр с пятибалльной шкалой и ставят оценку своей деятельности за урок)
Оцени свою работу на уроке. «Как я поработал на уроке?» (лист самооценки)
-
Меня заинтересовал материал урока, заставил задуматься
-
Мои знания по теме выросли
-
Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу
-
Участвовал в диалоге и полилоге на уроке
-
Активно работал в группе с раздаточным материалом: писал, рисовал, заполнял таблицу…
-
Работал с литературой учебной и дополнительной
-
Выступал перед классом с рассказом, представлял итоги работы группы
-
Помогал товарищам работать на общее дело группы
-
Я буду применять знания полученные на уроке, т.к. они полезны для будущей жизни
-
Я слушал всех участников урока
Требования к уроку
Урок современного типа
Универсальные учебные действия
Итог урока
Проводится рефлексия
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Использую в основном такие способы рефлексии
Продолжи предложение
-
Сегодня я узнал(а)…..
-
Было трудно….
-
Теперь я могу….
-
Я понял(а)….
-
У меня получилось….
-
Было интересно….
-
Меня удивило….
-
Мне захотелось….
-
Я думаю, что …
Требования к уроку
Урок современного типа
Универсальные учебные действия
Домашнее задание
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Домашнее задание всегда предлагаю дифференцированное, под значком *выполняется по желанию
Примеры
§8, прочитать и ответить на вопросы, рабочая тетрадь, §8, задания 3,6
-
Найти информацию о самых маленьких и самых больших обитателях планеты или составить кроссворд по теме «Царства живой природы».
§5 повторить, зарисовать в тетради строение клетки растений или животных
*выполнить аппликацию клетки из пластилина
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельного подхода.
Так что же для нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Урок направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
При оценке результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
По итогам 1 полугодия 5 класс, в котором я работаю, выполняли контрольный тест. Результаты следующие: 50% обучающихся справились с работой на повышенном уровне, 50 % на базовом уровне.