Технологическая карта урока экологии в 5 кассе Водная среда обитания

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока в 5 классе

Тема

Водная среда обитания.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Дата

Образовательные ресурсы

УМК

Презентация «Вода - как среда обитания»

Цель

Организация условий для освоение, осознания и осмысления блока новой учебной информации о средах жизни и их обитателях.

Формы и методы обучения

Методы: словесный, наглядный, проблемный

Формы: индивидуальная, фронтальная, в парах, в группах

Основные понятия и термины

Плотность воды, давление воды, планктон.

Планируемый результат

Предметные умения:

характеризовать и выделять существенные особенности условий водной среды обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к водной среде жизни, описывать их; приводить примеры обитателей водной среды жизни.

Личностные УУД: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметный:

1. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

2. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

3. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Промежуточный контроль

  1. Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку. По ходу урока использует презентацию

Слушают, настраиваются к учебной работе.


  1. Мотивационно - целевой

Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, нам необходимо вспомнить материал, изучаемый на прошлых уроках. Перед вами лежат карточки с названиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе.

ЗАЯЦ, РЫСЬ, БАБОЧКА  окружает воздух

ЛЕЩ, ДЕЛЬФИН, ЯЗЬ  окружает вода (живут в воде)

СЛЕПЫШ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА живут в почве (окружает почва)

Уверены ли вы в том, что материал прошлых уроков вами усвоен? Как это проверить?

Проводит биологический диктант (см.ниже)

О какой среде вы знаете меньше всего? Почему?

Значит, можно определить тему нашего урока?


Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил:

« Вода! … Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь» А каким произведением знаменит данный писатель? («Маленький принц»).

Как вы думаете, какой смысл вложил писатель в эти строки?

Молодцы, а окончательно понять смысл этого высказывания мы сможем в конце урока, когда откроем для себя новые знания.

Обсуждение, выделение признаков, ответы.

Отвечают на вопрос

Пишут биологический диктант с последующей взаимомпроверкой.

Учащиеся выдвигают предположения и называют тему урока.

Запись темы урока.

Формулируют цели и задачи урока

Выдвигают предположения

Ответы учащихся


Работа в тетрадях.



Устные ответы

  1. Учебно - познавательная деятельность

Водная среда обитания

Для того, чтобы быстрее и продуктивнее открывать новые знания как необходимо работать - индивидуально или в группах? На время нашего занятия я предлагаю вам стать учеными исследователями -гидробиологами. Кто знает, чем занимаются эти ученые? (изучением организмов, живущих в воде).

Вы будете работать в трех лабораториях.

Лаборатория № 1 «Экологи» - Ваша задача выделить особенности водной среды, к которой необходимо приспособиться живым организмам.

Лаборатория № 2 «Ботаники» - Ваша задача выявить особенности строения растений, обитающих в водной среде.

Лаборатория № 3 «Зоологи» - Ваша задача выявить особенности строения животных, обитающих в водной среде.

Проводит физкультминутку

для улучшения мозгового кровообращения (см.ниже)

Работают по группам с текстом учебника: читают текст, анализируют его, составляют план.


Выполняют упражнения

Письменная работа в тетрадях

  1. Учебно - преобразовательная деятельность

Повторяет слова эпиграфа к уроку и формулирует вопрос: «Так почему же вода не просто необходима для жизни, а и есть жизнь?»

ВЫВОД:

Вода как среда жизни организма является самой древней на нашей планете. В ней с течением времени мало изменились условия обитания, поэтому сохранились «живые ископаемые».

По мнению многих ученых сама жизнь (примитивные живые организмы) зародилась в воде. Об этом вы подробнее узнаете в старших классах.

Отвечают на проблемный вопрос

Устные ответы

  1. Итоги урока. Рефлексия

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты отлично поработал.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Для того, чтобы закрепить знания, полученные на уроке, что возможно сделать? Но наш урок заканчивается. Конечно, закреплять необходимо самостоятельно дома.

Определяют эмоциональное состояние на уроке

Оценивание учащихся за работу на уроке

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.

Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. на счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отнести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи на поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе.

Биологический диктант

Закончите предложения:

  • наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания называется ….. (экология)

  • «дом» каждого живого организма называется …. (среда обитания, окружающая среда)

  • Среда обитания, в которой организм находится в окружении воздуха ….. (наземно-воздушная)

  • Оболочка Земли, заселенная живыми организмами …. (биосфера)


© 2010-2022