• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа по дисциплине Естествознание для специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа по дисциплине Естествознание для специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»


УТВЕРЖДАЮ


Директор ГБПОУ МО

«Павлово-Посадский промышленно-

экономический техникум»

_________ Е.И. Волкова

«29» августа 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

Естествознание



Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(Общеобразовательный цикл

программы подготовки специалистов среднего звена)




г. Павловский Посад,

2015 год

Рабочая программа учебной дисциплины Естетсвознание разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») Регистрационный номер рецензии 382 от 28 июля 2014 года. В качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования для специальности программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

180403.02 Матрос,

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум».

Разработчик:

Преподаватель ГБПОУ МО ПППЭТ - Полякова О. Б.


Рассмотрена и одобрена на заседании Цикловой методической комиссии

Общих дисциплин естественнонаучного и математического цикла

председатель ЦМК - Позднякова Г.Е.

протокол № 1 от «28 » августа 2015 г



СОДЕРЖАНИЕ:


стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


11

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы:

Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО. По специальностям СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Естествознание изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

1.3. Результаты освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины Естествознание обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук

чувство гордости за российские естественные науки;

- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;

- объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

- умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;

метапредметных:

- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;

- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;

- умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; предметных:

- сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной;

- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

- сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;

- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

- сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.

В результате освоения учебной дисциплины Естествознание в соответствии с требованиями к освоению ФГОС СПО по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) создаются условия для формирования общих компетенций.

Код

Общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

99

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

66

в том числе:


Лабораторные и практические занятия

4

Контрольные работы.

4

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)

33

в том числе:


Подготовка рефератов/докладов

18

Составление таблиц.

6

Подготовка презентаций

9

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся


Объем часов

1

2

3

Раздел 1

Общая и неорганическая химия


Тема 1.1. Основные законы и понятия химии

Содержание учебного материала

Уровень освоения

3

  1. Инструктаж по ТБ. Введение. Роль химии в жизни современного общества.

1

  1. Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула.

2

  1. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества.

2

Тематика учебных занятий

3

  1. Урок: Инструктаж по ТБ. Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения в кабинете химии. Роль химии в жизни современного общества.

1

  1. Урок: Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула.

1

  1. Урок: Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества.

1

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

5


  1. Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

2

  1. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

2

Тематика учебных занятий

2

  1. Урок: Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

1

  1. Урок: Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка рефератов на тему: «Первый русский академик М.В.Ломоносов»

  2. Подготовка рефератов на тему: «Охрана окружающей среды от химического загрязнения» (по выбору обучающихся).

3

Тема 1.3. Строение вещества

Содержание учебного материала

Уровень освоения

6

  1. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы.

2

  1. Металлическая связь. Водородная связь.

2

Тематика учебных занятий

3

  1. Урок: Ковалентная связь: неполярная и полярная.

1

  1. Урок: Ионная связь. Катионы и анионы.

1

  1. Урок: Металлическая связь. Водородная связь.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Составление таблицы: «Типы кристаллических решеток»

2. Составление таблицы: «Виды и характеристика химической связи».

3

Тема 1.4. Вода. Растворы.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

6

  1. Вода в природе, быту, технике и на производстве.

2

  1. Физические и химические свойства воды. Жесткость воды, опреснение воды.

2

  1. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.

2

Тематика учебных занятий


  1. Урок: Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды.

1

  1. Практическая работа №1. «Устранение жесткости воды».

1

  1. Урок: Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.

1

Самостоятельная работа:

1.Подготовить презентацию по теме: «Растворы вокруг нас».

3

Тема 1.5.Химические реакции

Содержание учебного материала

Уровень освоения

2

  1. Понятие о химической реакции. Типы химических реакций.

2

  1. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.

2

Тематика учебных занятий

2

  1. Урок: Понятие о химической реакции. Типы химических реакций.

1

  1. Урок: Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.

1

Тема 1.6. Классификация неорганических соединений.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

2

  1. Оксиды, кислоты, основания, соли.

2

  1. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.

2

Тематика учебных занятий

2

  1. Урок: Оксиды, кислоты, основания, соли.

1

  1. Урок: Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.

1

Тема 1.7. Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала

Уровень

освоения

4

  1. Общие физические и химические свойства металлов.

2

  1. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов.

2

  1. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.

2

  1. Урок: Общие физические и химические свойства металлов.

1

  1. Урок: Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов.

1

  1. Практическая работа №2. «Взаимодействие металлов с растворами кислот»

1

  1. Контрольная работа по разделу: «Общая и неорганическая химия»

1

Самостоятельная работа. Подготовить реферат на тему: « Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях».

3

Раздел 2

Органическая химия


Тема 2.1. Основные понятия органической химии. Основные положения теории строения органических соединений.

Содержание учебного материала

Уровень освоения


  1. Многообразие органических соединений.

Понятие изомерии.

2


  1. Основные положения теории строения органических соединений.

2


Тематика учебных занятий

2

  1. Урок: Многообразие органических соединений.

Понятие изомерии.

1

  1. Урок: Основные положения теории строения органических соединений.

1

Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

6

1. Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации.

2

2.Природные источники углеводородов. Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ.

2

Тематика учебных занятий

3

  1. Урок: Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации.

1

  1. Урок: Природные источники углеводородов.

1

  1. Урок: Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования.

1

Самостоятельная работа.

  1. Подготовка рефератов по теме: « История возникновения и развития органической химии».

3

Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

2

1. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота.

2

2. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

2

Тематика учебных занятий

2

1.Урок: Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота.

1

2. Урок: Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.

1

Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

Уровень освоения

6

1. Амины, аминокислоты, белки.

2

2. Строение и биологическая функция белков.

2

Тематика учебных занятий

3

1. Урок: Амины, аминокислоты.

1

2. Урок: Белки. Строение и свойства. Биологическая функция белков.

1

3. Контрольная работа по разделу: «Органическая химия».

1

Самостоятельная работа.

  1. Составить конспект и устное сообщение по теме: «Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна».

3

Раздел 3.

Химия и жизнь


Тема 3. 1.Химия и организм человека. Химия в быту.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

7

1. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы - главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.

2

2. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

2

3. Вода. Качество воды.

2

4. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

2

Тематика учебных занятий

4

1.Урок: Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. роль в здоровье человека.

1

2.Урок: Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

1

3. Урок: Вода. Качество воды.

1

4. Урок: Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

1

Самостоятельная работа.

1. «Охрана окружающей среды от химического загрязнения».

2. «Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения»

Подготовка презентации по одной из данных тем.

3

Раздел 4

Биология


Тема 4. Введение

Содержание учебного материала

Уровень освоения

1

Биология - совокупность наук о живой природе.

Методы научного познания в биологии.

2

Тематика учебных занятий


  1. Урок: Введение. Биология - совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии.

1

Тема 4.1. Клетка

Содержание учебного материала

Уровень освоения





11

















1. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка - структурно-функциональная (элементарная) единица жизни.

2

2. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты - низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.

2

3. Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов.

2

4. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.

2

Тематика учебных занятий


1. Урок: Клетка - структурно-функциональная (элементарная) единица жизни.

1

2. Урок: Строение клетки. Прокариоты и эукариоты - низшие и высшие клеточные организмы.

1

3. Урок: Клеточное ядро. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.

1

4. Урок: Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки

1

6. Урок: Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.

1

7. Практическая работа №3. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».

1

8. Контрольная работа по теме: «Клетка».

1

Самостоятельная работа. Подготовить реферат по одной из предложенных тем.

1. «Углеводы и их роль в живой природе».

2. «Жиры как продукт питания и химическое сырье».

3

Тема 4.2. Организм

Содержание учебного материала

Уровень

освоения

12

1. Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.

2

2. Способность к самовоспроизведению - одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение.

2

3. Оплодотворение, его биологическое значение.

Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.

2

4. Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

2

5. Современные представления о гене и геноме.

Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.

2

6. Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

2

Тематика учебных занятий


1. Урок: Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.

1

2. Урок: Способность к самовоспроизведению - одна из основных особенностей живых организмов. Бесполое размножение.

1

3. Урок: Половой процесс и половое размножение.

1

4.Урок: Оплодотворение, его биологическое значение.

1

5. Урок: Общие представления о наследственности и изменчивости.

1

6. Урок: Генетическая терминология и символика. Современные представления о гене и геноме.

1

7. Урок: Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

1

8. Урок: Предмет, задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

9. Урок: Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.

1

Самостоятельная работа. Подготовить презентацию по теме: «В.И. Вернадский и его учение о биосфере».

3

Тема 4.3. Вид

Содержание учебного материала

Уровень освоения

10

1. Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции.

2

2. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ. Результаты эволюции.

2

3. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

2

4. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

2

5. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.

2

Тематика учебных занятий


1.Урок: Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции.

1

2. Урок: Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ. Результаты эволюции.

1

3. Урок: Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

1

4. Урок: Гипотезы происхождения жизни.

1

5. Урок: Экологические факторы антропогенеза.

1

6. Урок: Происхождение человеческих рас.

1

6. Практическая работа №4. «Описание особей вида по морфологическому критерию».

1

Самостоятельная работа. Подготовить конспект-таблицу по теме: « Гипотезы происхождения жизни»

3

Тема 4.4. Экосистема

Содержание учебного материала

Уровень освоения

10

1.Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.

Основные направления воздействия человека на биосферу.

2

2. Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах.

2

3. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема.

2

4. Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода).

2

5. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).

2

Тематика учебных занятий

1

1.Урок: Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах.

1

2. Урок: Экологические факторы, особенности их воздействия. Экосистемы.

1

3. Урок: Цепи питания, трофические уровни.

1

4. Урок: Биосфера - глобальная экосистема.

1

5. Урок: Биологические круговороты (на примере круговорота углерода).

1

6. Урок: Особенности агроэкосистем (агроценозов).

1

7. Контрольная работа по теме: «Экосистемы».

1

Самостоятельная работа. Подготовить реферат по теме (по выбору студентов):

1.«Современные взгляды на биологическую эволюцию».

2. « Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений».

3

Итоговое занятие

Дифференцированный зачет.

1

Всего:

99/66/33


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

































3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия в учебном кабинете химии химической лаборатории.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебных и наглядных пособий.

- лабораторные приборы и оборудование;

-лабораторные столы;

- вытяжной шкаф;

- мойки;

- рН-метр;

- лабораторная посуда и химические реактивы.

Микроскопы и набор готовых микропрепаратов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Учебник «Биология» 10 - 11 класс.2012..

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей социальноэкономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Габриелян О.С. Химия. Практикум: учеб. пособие. - М., 2014.

Габриелян О.С. и др. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие. - М., 2014.

Габриелян О.С. Химия. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие. - М., 2014.

Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. - М., 2010.

Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Интернет-ресурсы

chemistry-chemists.com/index.html (электронный журнал «Химики и химия»).

pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

hemi.wallst.ru («Химия. Образовательный сайт для школьников»). alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).

chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).

hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). hij.ru (журнал «Химия и жизнь»). biology.asvu.ru (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

window.edu.ru/window (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

4.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХИМИЯ

Введение

Раскрытие вклада химической картины мира в единую естественно-научную картину мира.

Характеристика химии как производительной силы общества

Важнейшие химические понятия

Умение дать определение и оперировать следующими химическими понятиями: «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула», «относительные атомная и молекулярная массы», «ион», «аллотропия», «изотопы», «химическая связь», «электроотрицательность», «валентность», «степень окисления», «моль», «молярная масса», «молярный объем газообразных веществ», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «растворы», «электролит и неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «окислитель и восстановитель», «окисление и восстановление», «скорость химической реакции», «химическое равновесие», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия»

Основные законы химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установление причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений.

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Раскрытие физического смысла символики Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установление причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых периодов по их положению в

Периодической системе Д.И.Менделеева

Основные теории химии

Установление зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.

Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулирование основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулирование основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств важнейших представителей основных классов органических соединений

Важнейшие вещества и материалы

Характеристика строения атомов и кристаллов и на этой основе - общих физических и химических свойств металлов и неметаллов. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применение важнейших неметаллов.

Характеристика состава, строения и общих свойств важнейших классов неорганических соединений.

Описание состава и свойств важнейших представителей органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), аминокислот, белков, искусственных и синтетических полимеров

Химический язык и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Называние изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам

Химический эксперимент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами техники безопасности.

Наблюдение, фиксирование и описание результатов проведенного эксперимента

Химическая информация

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

Профильное и профессионально значимое содержание

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Окончание таблицы

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников

БИОЛОГИЯ

Биология - совокупность наук о живой природе. Методы научного познания в биологии

Знакомство с объектами изучения биологии.

Выявление роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей

Клетка

Знакомство с клеточной теорией строения организмов.

Получение представления о роли органических и неорганических веществ в клетке.

Знание строения клеток по результатам работы со световым микроскопом.

Умение описывать микропрепараты клеток растений. Умение сравнивать строение клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

Организм

Знание основных способов размножения организмов, стадий онтогенеза на примере человека.

Знание причин, вызывающих нарушения в развитии организмов. Умение пользоваться генетической терминологией и символикой, решать простейшие генетические задачи.

Знание особенностей наследственной и ненаследственной изменчивости и их биологической роли в эволюции живого

Вид

Умение анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни на Земле.

Умение проводить описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Развитие способностей ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Умение доказывать родство человека и млекопитающих, общность и равенство человеческих рас

Экосистемы

Знание основных экологических факторов и их влияния на организмы.

Знание отличительных признаков искусственных сообществ - агроэкосистем.

Получение представления о схеме экосистемы на примере биосферы.

Демонстрация умения постановки целей деятельности, планирование собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране.






1

© 2010-2022