Конспект урока биологии 8 класс Гигиена питания

Конспект урока  «Гигиена питания». Методическая разработка урока по биологии в 8 классе по учебно-методическому комплексу Н.И. Сонина.  Цели:   Обеспечить усвоение учащимися принципов рационального питания, как основы здоровья человека. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, через понимание причин нарушения питания и последствий, связанных с этим. Развитие аналитико – синтезирующего и абстрактного мышления, через  развитие умений выделять существенные признаки и отвлекаться от н...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК - 2005

Тема: ГИГЕНА ПИТАНИЯ

Цели:

  • Обеспечить усвоение учащимися принципов рационального питания, как основы здоровья человека.

  • Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, через понимание причин нарушения питания и последствий, связанных с этим.

  • Развитие аналитико - синтезирующего и абстрактного мышления, через развитие умений выделять существенные признаки и отвлекаться от них, решение познавательных задач, коммуникативности и самостоятельности.

Актуализация:

Эпиграфом к нашему уроку я предлагаю слова Сократа.


«Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» (СЛАЙД).

  • как вы понимаете это высказывание великого философа?

(заслушать возможные варианты ответов)

Вопросы гигиены питания можно рассматривать с различных точек зрения. Взгляды на него, порой, абсолютно противоположны, часто ориентированы на национальные традиции, предлагаются разнообразные системы приёма пищи. Но если внимательно изучить и рассмотреть аспекты, с которых подходят к вопросу питания авторы многочисленных диет, систем, гигиенисты, то можно отметить три основных вопроса, на которые они пытаются ответить: ЧТО есть? СКОЛЬКО есть? И КАК есть?

Давайте, обратим внимание на плакат «Здоровый образ жизни», одним из его корней является «рациональное питание». Это и будет нашим исследованием на уроке.

- как вы понимаете - рациональное питание? Обратитесь к словарю, который лежит у вас на столе.




ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:


«рацион» - суточная порция пищи.


«рациональный» - разумный, целесообразный.


«рациональное питание» - восполнение энергетических затрат, обеспечение в пластических веществах и содержание необходимых витаминов и минеральных элементов.


«сбалансированное питание» - полноценное питание, характеризующееся оптимальным количеством и соотношением всех компонентов пищи.


Исходя из перевода с латинского, мы видим, что главными так и остаются вопросы: ЧТО есть? СКОЛЬКО есть? И КАК есть? (слайды или кластеры с вопросами, ответы появляются после выступления учащихся)

ЧТО

есть?

СКОЛЬКО есть?

КАК есть?

Конспект урока биологии 8 класс Гигиена питанияКонспект урока биологии 8 класс Гигиена питанияКонспект урока биологии 8 класс Гигиена питания

Конспект урока биологии 8 класс Гигиена питания

Конспект урока биологии 8 класс Гигиена питанияКонспект урока биологии 8 класс Гигиена питания

Конспект урока биологии 8 класс Гигиена питания

Пищевой

баланс

Энергетический

баланс

Режим питания

Ответы на них помогут вам сделать еду другом, а не врагом. Решать, поставленную задачу мы будем совместно, работая по трём направлениям.




Расход энергии на различные виды деятельности



1 группа:

«Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. Истина здесь, как и повсюду, лежит в середине» И.П. Павлов.

Аргументируйте данное высказывание, опираясь на результаты анализа таблиц расхода энергии на различные виды деятельности за одни сутки и количество потребляемых ккал, необходимых для восполнения энергозатрат в сутки. Соотнесите эти данные с вашим весом и определите, насколько правильно вы питаетесь, с точки зрения энергозатрат и энергопотребления? Вес определите по формуле: рост минус 100.

Вид деятельности

Энергозатраты, ккал/ч

Сон и отдых лежа

Уборка постели, умывание

Чтение, просмотр телевизионных телепередач

Мытье посуды, глаженье белья

Вытирание пыли, подметание полов

Стирка белья, мытье полов

Чтение учебника

Объяснения учителя, ответ на уроке, контрольная работа

Выполнение лабораторной работы

Занятие спортом

Езда в транспорте

65-77

102-144

90-100

130-144

167-180

200-270

100-110

100-120

120-150

200-600

100Примерная необходимая суточная калорийность питания



Возраст, лет

Калорийность, ккал/день

1

2

6

1970

7-10

2300

11-13

2700 (мальчики)

2450 (девочки)

14-17

2900 (мальчики)

2600 (девочки)

Взрослые спортсмены

4000-5000

Полученный результат поможет вам ответить на вопрос, СКОЛЬКО нужно есть? Подумайте над вопросом: а что будет, если калорийность питания будет выше или ниже энергозатрат длительное время?

Подсказки вы сможете найти в учебнике с 148, 159.

2 группа:


Объясните высказывание Гиппократа: «Лучшее лекарство - правильное питание».

Изучите пищевую и энергетическую ценность предложенных продуктов и подумайте, с какой целью даётся эта информация.

Дополнительные данные к размышлению: «Институт питания определил: суточный рацион питания подростков должен состоять из 100-120 г. белков, 100 г. жиров, 450-500г. углеводов, при общей калорийности до 3000 ккал. в сутки.

Сделайте вывод: ЧТО нужно есть, чтобы быть здоровым? И, что может случиться, если организм не будет получать какие-либо вещества?

Подсказки вы сможете найти в учебнике с 159.

3 группа:

Объясните пословицу «Самые точные часы - желудок»

Составьте личный дневник приёма пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) в течение дня, сколько раз в день вы принимаете пищу?

Определите оптимальное для вас время приёма пищи, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал между едой не превышал 4-4,5 ч. Минимальный был не менее 3 ч. Кроме того, учтите, что интервал между ужином и отходом ко сну не должен быть меньше 2 ч. Данные оформите в таблицу и сравните их с рекомендуемыми. Сделайте вывод: КАК надо питаться, чтобы быть здоровыми? К каким последствиям может привести изменение режима питания?

Дополнительные сведения: четырёхразовое питание обеспечивает усвояемость пищи на 82-84%, трёхразовое - 75-76%.

Подсказки вы сможете найти в учебнике с 159.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ В ГРУППАХ


  1. Внимательно прочитайте высказывание или пословицу.

  2. выполните предложенные задания.

  3. прочитайте дополнительные сведения, основные понятия и подсказки.

  4. подготовьте аргументированный ответ.

  5. время работы группы 7минут, выступление до 3 минут.

ЗАСЛУШАТЬ ОТВЕТЫ ГРУПП, ПО ВЫПОЛНЕНЫМ ЗАДАНИЯМ.

ПО СЛАЙДАМ ИЛИ КЛАСТЕРАМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

О многообразии взглядов на рациональное питание, спорности вопросов, но всё-таки мы с вами вывели основные принципы концепции сбалансированного питания, наиболее распространённой у нас в стране. Этими принципами и являются ваши ответы на поставленные вопросы.

Основной закон питания означает, что человек должен есть только то, что нужно для его организма, а не то, что лежит на столе. Пищу надо выбирать! (слайд)





МОУ «СОШ №8» ШЕБАНОВА Е. Ф. УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ 5

© 2010-2022