- Преподавателю
- Биология
- Учебная программа на 2015-2016гг
Учебная программа на 2015-2016гг
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Глухова Н.Г. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное автономное учреждение
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«РАЙЧИХИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО
На заседании МО «Социально-педагогическое»
Протокол № 1 от «___» сентября 2015 г.
____________/ Шкарина В.В.
(подпись) (ФИО рук-ля МО)
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УПР
_______________А.И.Баль
«____» сентября 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОУД. 15 Биология
08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
Курс: I
Кол-во часов: 36 ч
Разработчик: Глухова Наталья Геннадьевна, преподаватель биологии-химии ГПОАУ «РИТ»
Райчихинск
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины
7
-
содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
-
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
13
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Общая характеристика учебной дисциплины:
-
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.15. Биология является частью программно-методического сопровождения ОПОП СПО по профессии учебным планом и рабочим учебным планом ГПОАУ «РИТ» по профессии СПО 08.01.07. Мастер общестроительных работ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Профиль получаемого образования - технический.
Программа предназначена для изучения в учреждении среднего профессионального образования (далее - СПО) в соответствии с федеральным базисным учебным планом для учреждений, реализующих программы среднего общего образования, и рабочим учебным планом ГПОАУ «РИТ». Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования (СОО), ФГОС СПО и Примерной программы для профессий среднего профессионального образования по предмету Биология, автор программы - Константинов В.М., год издания- 2012 с учетом получаемой профессии.
Рабочая программа направлена на подготовку квалифицированных рабочих, по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ».
-
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
-
Программа учебной дисциплины входит в предметную область ФГОС СОО «Биология» базовой части общеобразовательного цикла ОПОП по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ». Отличительной особенностью рабочей программы состоит в том, что для учащихся курса ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности: развитие индивидуальных способностей.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся таким образом при изучении тем в содержание материала урока, в логической последовательности. включены элементы профессиональной направленности, не перегружая учебной программы. Профильная составляющая рабочей программы реализуется на углубленное изучение темы «Основы экологии»; «Биосфера и человек» при этом обращается внимание на экологические воспитание. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины ориентирована на достижение следующих целей:
-
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
-
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
-
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Изучение учебной дисциплины направлено на реализацию требований ФГОС СОО к достижению следующих результатов:
предметных:
-
-сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
-
-владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
-
- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
-
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
личностных:
-
- имеет чувство гордости и уважение к истории и достижениям отечественной биологической науки; имеет представление о целостной естественнонаучной картине мира;
-
- понимает взаимосвязь и взаимозависимость естественных наук, их влияние на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
-
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
-
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей её достижения в профессиональной сфере;
- способен руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
-
- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
-
- обладает навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
-
- способен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-
- готов к оказанию первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
-
осознает социальную значимость своей профессии/специальности, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
-
- повышает интеллектуальный уровень в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
-
- способен организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
-
- способен понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факто-ров, способен к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
-
- умеет обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-
- способен применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
-
- способен к самостоятельному проведению исследований, постановке естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
-
- способен к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
В части реализации требований ФГОС СПО освоение учебной дисциплины направлено на развитие для развития общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
1.4. Объем учебной дисциплины
Виды учебной работы и объем учебных часов.
Вид учебной работы
Объем в часах
Максимальная учебная нагрузка
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
36
В том числе:
практические занятия
18
лабораторные занятия
-
Самостоятельная работа обучающегося:
Подготовка докладов, сообщений по темам на выбор
Подготовка к дифференцированному зачету, тестам
18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование раздела
Кол-во
часов
1
Введение
1
2
Учение о клетке
5
3
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
4
4
Основы генетики и селекции
8
5
Происхождение и развитие жизни на Земле
8
6
Происхождение человека
3
7
Основы экологии.
6
8
Бионика
1
Итого
36
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 Биология по профессии
08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Характеристика основных видов деятельности студентов (по разделам содержания УД)
Объем часов
1. Введение.
1. Введение.
Познакомиться с биологическими системами разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Определить роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей.
Научиться соблюдению правил
1
Т
ЛР
ПЗ
К
1
-
-
Тема 2.
Учение о клетке
Содержание учебного материала
5
Т
ЛР
ПЗ
К
3
-
2
-
1.Химическая организация клетки.
П.р1 « Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание».
Уметь проводить сравнение химической организации живых и
неживых объектов. Получить представление о роли органических и неорганических веществ в клетке. Уметь строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Получить представление о пространственной структуре белка
2.Строение и функции клетки.
3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
4. Жизненный цикл клетки.
5.Пр № 2 «Клетка»
Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад по теме на выбор Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние: «Клетка и ее значение», «Клеточная теория», «Вирусы в жизни людей»,
2
Тема 3.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Содержание учебного материала
4
Т
ЛР
ПЗ
К
2
-
2
-
1. Размножение организмов.
Овладеть знаниями о размножении как о важнейшем свойстве
живых организмов. Уметь самостоятельно находить отличия митоза от мейоза, определяя эволюционную роль этих видов деления клетки. Познакомиться с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных.
Умение характеризовать стадии постэмбрионального развития на примере человека. Познакомиться с
причинами нарушений в развитии организмов. Развивать умение правильно формировать доказательную базу
эволюционного развития животного мира. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и
других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. Получить представление о последствиях влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека.
2 Индивидуальное развитие организма.
3. Индивидуальное развитие человека. П.р 3 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
-
Пр № 4 Коллоквиум « Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад по теме на выбор:
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение». «Клетка - функциональная и генетическая единица живого». «Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях». «Клеточная теория строения организмов.
2
Тема 1.3.
Основы генетики и селекции
Содержание учебного материала
8
Т
ЛР
ПЗ
К
3
-
4
1
1. Основы учения о наследственности и изменчивости.
Познакомиться с наследственной и ненаследственной изменчивостью и их биологической ролью в эволюции живого мира. Получить представление о
связи генетики и медицины. Познакомиться с наследственные болезнями человека, их причинами и профилактикой.
На видеоматериале изучить влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в
окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Получить представление о генетике как о теоретической основе селекции. Развивать метапредметные
умения, находя на карте Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, открытые Н.И. Вавиловым. Изучить методы гибридизации
и искусственного отбора. Уметь разбираться в этических аспектах некоторых достижений в биотехнологии: клонирование животных и проблемы клонирования человека.
Познакомиться с основными достижениями современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
2.Генотип и фенотип. Аллельные гены.
3. Закономерности изменчивости. П/р 5 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания».
4. Модификационная, или ненаследтвенная, изменчивость. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. П/р6 «Анализ фенотипической изменчивости».
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. П/р 7 «Центры многообразия и происхождения культурных растений».
6. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
7. П/р. 8 Решение генетических задач. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
8.К №1 «Генетика и селекция» Решение задач
Самостоятельная работа обучающихся
Сообщения по теме на выбор: « Взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков» «Цитоплазматическая наследственность». «Драматические страницы в истории развития генетики». « Мутационная изменчивость». «Наследственная изменчивость человека
4
Тема 1.4.
Происхождение и развитие жизни на Земле.
Содержание учебного материала
8
Т
ЛР
ПЗ
К
5
-
3
-
1. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получить представление об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции. Уметь экспериментальным
путем выявлять адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Познакомиться с некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. При выполнении лабораторной работы провести описание особей одного вида по морфологическому критерию. Выявление черт приспособленности организмов к
разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Изучить наследие человечества на примере знакомства с историей развития эволюционных идей
К. Линнея, Ж.Б. Ламарка Ч. Дарвина. Оценить роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развить способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Познакомиться с концепцией вида, его критериями. подобрать примеры того, что популяция - структурная единица вида и эволюции. Познакомиться с движущимися
силами эволюции и доказательствами эволюции. Усвоить, что основными направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Уметь отстаивать мнение, что сохранение биологического многообразия является основой устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Уметь выявлять причины
вымирания видов
2. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. П/р 9 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».
3. История развития эволюционных идей.
4. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.
5. Микроэволюция и макроэволюция.
6. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. П/р 10 «Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)».
7. Современные представления о видообразовании.
8. П/р№ 11 Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Самостоятельная работа обучающихся
Сообщение по теме на выбор: « Доказательства эволюции» «Теория происхождения видов» «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина». «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции». « Дрейф генов» « Приспособленность» « Видообразование» «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных». «Современные представления о зарождении жизни.
4
Тема 1.5.
Происхождение человека
Содержание учебного материала
3
Т
ЛР
ПЗ
К
1
-
2
-
1. Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. П/р 12 Заполнение схемы «Движущие силы антропогенеза».
2. Современные люди. Человеческие расы. П/р 13
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. Развивать умение строить доказательную базу по сравнительной характеристике человека и приматов, доказывая их родство. Выявить этапы эволюции человека. Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях.
3. П/р 14 Семинар «Происхождение человека»
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к тесту
-
Тема1.6
Основы экологии.
Содержание учебного материала
6
Т
ЛР
ПЗ
К
4
-
2
-
1 Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. П/р 15 « Приспособленность организмов Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе».
Изучить экологические факторы и их влияние на организмы. Знакомство с экологическими системами, их видовой и пространственной структурами. Уметь объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Познакомиться с межвидовыми взаимоотношениями в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Уметь построить ярусность растительного сообщества, пищевые
цепи и сети в биоценозе, а также экологические пирамиды.
Знать отличительные признаки искусственных сообществ - агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Познакомиться с учением В.И. Вернадского о биосфере как о глобальной экосистеме. Иметь представление о схеме экосистемы на примере биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Уметь доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах.
2. Биосфера - глобальная экосистема.
3. Биосфера и человек.
4. Состав и функции биосферы.
5 . П/р 16 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Тема 1.7 Бионика (1) час
1
1.Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Пр/16 «Естественные и искусственные экосистемы своего района».
Познакомиться с примерами использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. при создании совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Знакомство с трубчатыми
структурами в живой природе и в технике, аэродинамическими и гидродинамическими устройствами в
живой природе и в технике. Умение строить модели склад-чатой структуры, используемой в строительстве.
Т
ЛР
ПЗ
К
1
-
-
Дифференцированный зачет Семинар «Глобальные экологические проблемы мира»
Самостоятельная работа обучающихся
Сообщение по теме на выбор: Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность
в глобальной экосистеме - биосфере. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа
его устойчивости. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
3
Защита индивидуального проекта
-
Всего обязательной аудиторной нагрузки
36
Всего лабораторных работ
-
Всего практических занятий
18
Всего самостоятельной работы
18
Всего:
54
3.1. Темы индивидуальных проектов:
Тема проекта
Срок выполнения
«Бытовые отходы человечества. Как спасти город от мусора».
«Драматические страницы в истории развития генетики»
«Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма».
«Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».
«Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей».
4.УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Для студентов
Беляев Д.К. , Дымшиц Г.М. Биология , 10-11 класс. Общая биология.
- М.: 2012
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах.
- М.: 2014
Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. - М.: 2015
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая
биология Базовый уровень, 10-11 класс. - М.: 2010
Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. -
М.: 2011
Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и
процессы. - М.: 2012
Для преподавателей
Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий
курс: Учебное пособие для вузов. - М.: 2010
Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.- М.: 2010
Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М.: 2010
Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М.: 2010
Интернет-ресурсы:
college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.
informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.
nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
Электронные образовательные ресурсы:
Учебно-методические материалы:
-
Нормативные документы дисциплины (рабочая программа дисциплины, паспорт кабинета, журнал по технике безопасности, инструкции по технике безопасности)
-
Контрольно-измерительные материалы (материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по УД, критерии оценок)
-
Учебные пособия «Сборник лабораторных работ», «Сборник практических заданий»
4.2. Материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины:
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебной мебели (посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебная доска, шкаф для хранения учебного оборудования)
- наглядные средства обучения: (комплекты тематических плакатов, тематические сменные стенды, наглядные пособия, модели и др.)
- пособия и приспособления: (приборы для демонстрационных опытов, для лабораторных и практических работ, принадлежности для опытов)
- технические средства обучения: (персональный компьютер, проектор, экран, колонки)
5. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
№ изменения, дата внесения изменения, страницы с изменением
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица, внесшего изменения: