- Преподавателю
- Биология
- Земля - наш общий дом
Земля - наш общий дом
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бузмакова Л.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Земля - наш общий дом
Цели:
-
расширить знания учащихся о жизни на Земле;
-
развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;
-
воспитывать любовь к природе, животному и растительному миру планеты.
Мероприятие предназначено для учащихся 3-8 классов.
Ведущий. Наша планета Земля имеет форму шара диаметром около 12750 км. Земля - единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша и вода. Земля окружена воздушной оболочкой - атмосферой. Атмосфера имеет несколько слоев. Наиболее важным для человека является нижний слой - тропосфера, где образуются облака, рождаются грозы, ливни и снегопады. Земля вращается вокруг своей оси, поэтому день сменяется ночью.
Игра «Как зовут людей?»
дом (домочадцы); село (сельчане); город (горожане); Россия (россияне); Земля (земляне).
Кто такие земляне? (Все люди живущие на Земле.) Что такое дом? Как связаны человек и дом?
Игра «Найди связь»
дерево - вода;
море - рыба;
лес - ягода;
поляна - цветы.
Земля - дочь Солнца, а мы - дети Солнца и Земли. «Земля - самая красивая планета», - такой вывод сделали космонавты, летая в космос.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь -
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Ведущий. Да, действительно, другой такой планеты нет. Наша Земля в наших руках. Мы земляне. Земля всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь. Природа Земли едина, и каждого человека касаются ее беды: будь-то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берегов Камчатки сельди, самой распространенной рыбы, или печальная судьба американских мустангов.
Почему охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени?
В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения.
Люди должны иметь представление об экологии и помнить о неразрывной связи между всеми живыми организмами на Земле, о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно бережно относиться к ней. Жизнь человека на Земле просто немыслима без животных и растений: они представляют практическую, эстетическую, научную ценность, а значит, люди должны сделать все, чтобы более не допустить исчезновения ни одного вида растений или животных.
Жалобы зверей
В руках у меня письма. Это письма-жалобы. Я зачитаю вам их, а вы отгадайте, кто их написал.
1. Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят. А за что? Ведь польза от меня большая. Мошек и жуков уничтожаю, чтобы не пор-
тили они листву. А в давнее время люди сажали меня в молоко,
чтобы оно было холодным да студеным. Так за что же меня
так не любят? За то, что сырость люблю, за то, что песни по ночам пою, за то, что такая пучеглазая?
(Лягушка)
2. Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится, глаза, говорят, страшные. Но если бы не я, трудно людям пришлось бы.
Ведь питаюсь я мышами-полевками, чтобы они не уничтожали
посевы ржи и пшеницы, чтобы зерно сохранилось до следующего урожая. Охочусь на мышей я, когда стемнеет, а днем сплю.
(Сова)
-
А нам как плохо живется - хуже некуда, хоть и не видно нас почти, а только слышно тонкий голосок. Каждый норовит нас обидеть. А ведь мы пользу приносим, нашими личинками, которые мы откладываем в воде, питаются рыбы и разная водная живность. Но от нас все отмахиваются, пытаются убить. Хоть мы не кусаемся, а просто прокалываем кожу человека хоботком, что бы выпить капельку крови, которая необходима самке. Только после этого она сможет отложить яички, из которых наши дети выводя
(Комары)
Узнай животное
По описанию узнайте, о каком животном идёт речь.
1.Млекопитающее животное семейства куньих, из волос его меха изготавливают кисти для живописи, а жир используют как медикаментозное средство. (Барсук.)
2.Подвижный хищник с гибким сильным телом, немногим больше степного хорька. Окраска меха серовато-коричневая, на груди и горле выделяется большое желтое пятно. (Куница.)
3.Крупный представитель семейства оленей, питается травянистыми растениями, а зимой ветками и древесной корой. (Лось.)
4.Крупное млекопитающее отряда хищников, масса его тела может достигать свыше 480 килограммов. На зиму впадает в спячку. Любит мед и малину. (Медведь.)
Ведущий.
За всю историю развития человечества на Земле растения играли очень важную роль. Они служили строительным материалом для жилья от камышовых хижин до затейливых теремов, из них создавали средства передвижения от тростниковой лодочки до огромных морских кораблей. Растения давали тепло, пищу, одежду. Наши далекие предки писали на папирусе и бересте, делали из трубчатых стеблей немудреные музыкальные инструменты. Цветы и травы помогают нам дышать, лечить разные болезни - словом, растения - это жизнь. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускаются цветы. Какие вы знаете цветы? (Ответы детей.)
Загадки
1.Стоит в поле кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое, что это такое?
(Ромашка)
2.На зеленой хрупкой ножке,
Вырос шарик у дорожки,
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
3.Колосится в поле рожь,
Там, во ржи, цветок найдешь,
Ярко-синий, пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
4.Он стоит в одежке,
Как огонь на ножке,
Станет без одежки
Шариком на ножке.
(Мак)
5.Белые горошки на зеленой ножке.
(Ландыш)
6.Зовут меня люди царицей цветов
За цвет и за запах,
Хоть куст мой вас ранить готов,
Но кто ж не простит мне колючих цветов?
(Роза)
Ведущий. В лесу живут «братья наши меньшие». Среди них много верных друзей. Они уничтожают огромное количество прожорливых насекомых. Хищные птицы ловят на полях вредных грызунов. Птицы, наконец, украшают нашу жизнь. А вы не забыли, как называются птицы, которые живут в наших лесах? Сейчас проверим.
- Он соло пел среди ветвей, Певца назвали... (соловей).
-У дупла листок пришпилен, А живет там дядя... (филин).
-Прячьтесь, куры! В небе ясном Черной тенью кружит...
(ястреб).
-Кто на елке на суку, Счет ведет «ку-ку, ку-ку»?
(Кукушка)
-Плотник острым долотом, Строит дом с одним окном.
(Дятел)
-Верещунья, белобока, А зовут ее...
(Сорока).
-Днем спит, ночью летает.
(Сова.)
Ведущий. Некоторые растения и животные стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. В Красную книгу заносятся данные обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране и защите человека, иначе, они могут навсегда исчезнуть с лица Земли.
Казалось бы, чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу! Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи жизни - они улучшают стада травоядных, истребляя больных и слабых. Разгадайте кроссворды из названий растений и животных Красной книги Кировской области.
Вопросы: По горизонтали: 4. Бабочка, названная в честь греческого бога. 5. Летучая мышь. 6. Младший брат орла. 7. Гроза змей. 8. Птица-гриб. 9. «Мохнатый на душистый хмель...». 10. Царская рыба. 11. Богиня, потерявшая башмачок. 12. Хищный жук.
По вертикали: 1. Муж совы. 2. Любительница рыбы. 3. Живущая под камнями. 6. Премудрая рыба у Салтыкова-Щедрина. 13. Хитиновый длинноус.
Ответы: По горизонтали: 4. Аполлон. 5. Нетопырь. 6. Подорлик. 7. Змееяд. 8. Поганка. 9. Шмель. 10. Стерлядь. 11. Венера. 12. Жужелица.
По вертикали: 1. Филин. 2. Скопа. 3. Подкаменщик. 6. Пескарь. 13. Усач.
Ведущий. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. наша задача сберечь планету Земля.
Жюри объявляет итог игры. Награждение победителей
Список используемой литературы:
1. Журнал: Педагогическое творчество № 3 - 1999г.
2. Журнал: Досуг в школе № 6 - 2005г.
3. Журнал: Досуг в школе № 6 - 2002г.
4. Журнал: Последний звонок № 7 - 2008г.
5. Журнал: ПедСовет № 2 - 20001г.
6. Учебное пособие: По страницам Красной книги Кировской области,
г. Киров - 2004г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа п. Томызь
Афанасьевского района Кировской области
Познавательная игра:
(конкурс)
Разработчик:
учитель биологии
МОУ ООШ п. Томызь
Афанасьевского района
Кировской области
Бузмакова Лидия Аркадьевна
2008г