Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК. 8 класс

Автор: Н.И. Сонин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2009, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культур сообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разно уровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 70 часов в год.

  • В содержание программы были внесены следующие изменения: из резерва добавлены часы в темы «Координация и регуляция» - 1 час, «Транспорт веществ» - 1 час, «Обмен веществ и энергии» - 1 час, «Человек и здоровье» - 1 час.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ по биологии 8 класс

Тема: Место человека в системе органического мира (2 часа)

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Тема: Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Тема: Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Тема: Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема: Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

Изучение головного мозга человека (по муляжам)

Строение и функции глаза. Изучение изменения размера зрачка.

Тема: Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторные и практические работы.

Изучение внешнего строения костей.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Тема: Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Лабораторные и практические работы.

Изучение микроскопического строения крови

Тема: Транспорт веществ (4 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторные и практические работы.

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

Измерение кровяного давления

Тема: Дыхание (5 часов)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Лабораторные и практические работы.

Определение частот дыхания.

Определение жизненной ёмкости лёгких.

Тема: Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы.

Воздействие слюны на крахмал

Воздействие желудочного сока на белки

Определение норм рационального питания.

Тема: Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема: Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Тема: Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Тема: Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема: Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема: Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы.

Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Резервное время 7 часов







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС

п/п

Дата

Тема урока

Лабораторные работы

Домашнее задание

По плану

По факту

I Место человека в системе органического мира. (2 ч)

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии. Место человека в системе органического мира.

2.

Особенности человека.

II Происхождение человека (2 ч)

3.

Происхождение человека, этапы и факторы становления человека.

4.

Расы человека.

III Краткая история развития знаний о человеке (1 ч)

5.

История развития знаний о человеке.

IV Общий обзор строения и функций организма человека (4ч)

6.

Клеточное строение организма.

7.

Ткани.

Л.р. №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

8.

Органы и системы органов.

Л.р.№2«Распознавание на таблицах органов и систем органов»

9.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

V Координация и регуляция (12 ч)

Гуморальная регуляция.(2ч)

10.

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции.

11.

Нервно - гуморальная регуляция. Гормоны и их роль.

Нервная регуляция (5ч)

12.

Строение и значение нервной системы.

13.

Строение и функции спинного мозга.

14.

Строение и функции головного мозга.

Л.р.№3 «Изучение головного мозга» (по муляжам)

15.

Кора больших полушарий мозга.

16.

Обобщение по теме: «Нервно - гуморальная регуляция»

Анализаторы (5ч)

17.

Анализаторы, их строение, функции.

18.

Зрительный анализатор.

19.

Анализаторы слуха и равновесия.

20.

Обоняние. Вкус. Кожно - мышечная чувствительность.

21.

Обобщение по теме: «Анализаторы»

VI Опора и движение (6 ч)

22.

Опорно-двигательный аппарат, его функции.

23.

Строение и свойства костей, их соединения.

Л.р.№4 «Изучение внешнего строения костей»

24.

Заболевания опорно-двигательного аппарата.

25.

Мышцы, их строение и функции.

26.

Работа мышц.

Л.р.№5«Утомление при статической работе»

27.

Обобщение по теме: «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата»

VII Внутренняя среда организма (3ч)

28.

Внутренняя среда организма, её значение.

29.

Состав крови.

Л.р.№ 6«Изучение микроскопического строения крови»

30.

Иммунитет. Группы крови.

VIII Транспорт веществ (5ч)

31.

Органы кровообращения.

32.

Строение сердца

33.

Работа сердца.

34.

Движение крови по сосудам.

Л.р.№ 7 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

35.

Обобщение по теме: «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ».

IX Дыхание (5ч)

36.

Строение и функции органов дыхания.

37.

Газообмен в лёгких и тканях.

38.

Дыхательные движения.

Л.р.№8

«Определение частоты дыхания»

39.

Регуляция дыхания.

40.

Обобщение по теме: «Дыхание»

X Пищеварение (5ч)

41.

Пищеварение.

Пищевые продукты.

42.

Пищеварение в ротовой полости.

43.

Пищеварение в желудке.

44.

Пищеварение в кишечнике. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Л.р.№9 «Действие ферментов слюны на крахмал»

45.

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

XI Обмен веществ и энергии. (3ч)

46.

Обмен веществ и энергии.

47.

Витамины.

48.

Обобщение по темам: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Витамины»

XII Выделение (2ч)

49.

Выделение. Строение и работа почек.

50.

Профилактика заболеваний почек.

XIII Покровы тела (3ч)

51.

Строение и функции кожи.

52.

Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание организма.

53.

Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

XIV Размножение и развитие (2ч)

54.

Размножение.

55.

Возрастные процессы человека.

XV Высшая нервная деятельность(5ч)

56.

Рефлекторная деятельность нервной системы.

57.

Биологические ритмы. Сон. Гигиена сна.

58.

Сознание, мышление и речь.

59.

Типы нервной системы.

60

Память. Эмоции. Особенности психики человека.

XVI Человек и его здоровье (4ч)

61.

Оказание I медицинской помощи.

Л.р.№10«Изучение приемов остановки кровотечений»

62.

Вредные привычки. Двигательная активность и здоровье.

63.

Правила поведения человека в окружающей среде.

64.

Гигиена человека. Закаливание.

65.

Повторение по теме: «Соблюдение правил здорового образа жизни.

66.

Итоговый урок: «Организм человека - целостная система».


66ч+4ч резерва






ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 8 КЛАСС


Дата

Тема лабораторной работы

1

«Изучение строения тканей»

2

«Распознавание на таблицах органов и систем органов»

3

«Изучение головного мозга» (по муляжам)

4

«Изучение внешнего строения костей»

5

«Утомление при статической работе»

6

«Изучение микроскопического строения крови»

7

«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

8

« Определение частоты дыхания»

9

«Действие ферментов слюны на крахмал»

10

«Изучение приемов остановки кровотечений»





ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Базовый учебник:

1.Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 5-е изд,, стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 143 с.

Литература для учителя:

1. Пепеляева О.А. « Разработки по биологии (человек)» М, Вако, 2009г

2. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)

Электронные образовательные ресурсы:

1.Электронные учебные издания 8 класс

2.Уроки биологии Кирилла и Мефодия 8 класс

3.DVD-диски 8 класс «Анатомия и физиология человека»

Интерактивные учебные пособия:

8 класс «Человек. Строение тела человека»



ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ А ПРОЦЕССЕ ОБЕЧЕНИЯ

Организационные формы процесса обучения, используемые при организации учебного процесса в 8 классе, обеспечивают реализацию целей обучения биологии на данной ступени обучения, обозначенных выше образовательных подходов, а также учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы обучающихся, индивидуальные, групповые, фронтальные практические работы.

Важным способом формирования учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся является подготовка ими сообщений по изучаемым темам, которые, по возможности, рекомендуется сопровождать мультимедийными презентациями. Программа предусматривает подготовку обучающимися по 5 темам курса, подготовка сообщений не является обязательным заданием для обучающихся всего класса.

Информация о внесенных изменениях: в примерную программу Н.И. Сонина внесены некоторые изменения, которые позволяют более полно раскрыть материал курса. В частности увеличено количество часов отводимых на изучение раздела «Обмен веществ» (3 вместо 2). Такое распределение учебного материала позволяет учащимся более глубоко осознать связь между строением и функционированием органов и их систем и влиянием на них образа жизни и других факторов внешней среды. В конце учебного курса подводятся итоги изучения этого материала на уроке «Человек и его здоровье». По сравнению с авторской программой в рабочей увеличено количество часов, отводимых на изучение темы «Координация и регуляция» (с 10 до 12), т.к., как показывает опыт, данный раздел является очень сложным для понимания учащихся с одной стороны, а с другой является важнейшим разделом для понимания целостности организма. Увеличено количество часов для изучения раздела «Транспорт веществ» (с 4 до 5) с целью увеличения количества времени отводимого на проведение практических работ.

Программой предусмотрено 4 часа резервного времени, которое может быть использовано для отработки знаний по наиболее сложным темам курса, проведения обобщающе-повторительных уроков, экскурсий, биологических викторин, олимпиад и проч., в зависимости от темпов освоения программы классом, материально-технических и финансовых возможностей.

18


© 2010-2022