- Преподавателю
- Биология
- План-конспект интегрированного урока Химический состав клетки
План-конспект интегрированного урока Химический состав клетки
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Латушко Е.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5
(слайд 1)
Развёрнутый план-конспект урока «Химический состав клетки» в 7 классе с использованием межпредметной интеграции (химия + биология).
(Слайд 2)
Цели урока:
-
Закрепить знания о химическом составе клеток и роли этих веществ в жизнедеятельности клетки;
-
Продолжить развитие представлений о веществах, ознакомление с понятиями: органические и неорганические вещества, химическая реакция, качественная реакция;
-
Сформировать умение объяснять единство органического мира сходством состава и клеточного строения и обосновать ответ.
Тип урока: комбинированный, лабораторная работа «Определение содержания воды, жиров, белков и углеводов», демонстрационный эксперимент «Качественная реакция на белок».
Домашняя подготовка учащихся: вспомнить строение растительной и животной клеток из курса 6-го класса; подготовить сообщения о воде, жирах, белках, углеводах, нуклеиновых кислотах, содержащие следующую информацию: представители класса, классификация, функции.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
(слайд 3) Структура урока:
-
Актуализация знаний.
-
Разнообразие и классификация химических веществ клеток и их роль в жизнедеятельности клетки:
а) вода, её свойства и роль в жизни клетки;
б) минеральные соли и их значение в жизни клетки;
в) органические вещества клетки. Белки - основные вещества клетки, их роль в организме;
г) углеводы, их разнообразие и значение в жизнедеятельности организма;
д) нуклеиновые кислоты, их местонахождение в клетке и функции.
3. Лабораторная работа.
4. Сходство неорганических веществ клеток растений и животных с веществами неживой природы как доказательство единства живой и неживой природы.
5. Единство органического мира на основе сходства химического состава и клеточного строения.
6. Закрепление знаний. Подведение итогов.
Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки».
Ход урока.
Учитель биологии. Мы уже изучили строение клеток растений и животных и их состав. Давайте вспомним и проверим наши знания.
Тест.(слайд 4)
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии
5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС
таблица ответов
1
2
3
4
5
в
а
а
б
б
(Клеточная оболочка не характерна для: а) растений, б) животных, в) грибов.
-
Растительная клетка отличается от животной наличием: а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
-
Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде….
(Ответы:1 - б, 2 - б, 3 - ложноножек или псевдоподобий, ресничек, жгутиков).
Учащиеся проверяют ответы, анализируют их.
(слайд 5)
Учитель биологии. Что объединяет и растительную и животную клетки? (Вещества). Сегодня мы будем говорить о химических веществах, которые входят в состав клетки. В составе клетки более 80 химических элементов из 111 известных.
Учащиеся записывают тему: «Химический состав клетки»
(слайд 6)
Учитель биологии приводит классификацию веществ, входящих в состав растительной и животной клеток, составляя на доске (а учащиеся в тетради) схему:
(слайд 7)
Химический состав клетки.
Органические вещества Неорганические вещества
Белки Жиры Углеводы Нуклеиновые кислоты Вода Минеральные соли
10-20, 1-5% 0,2-2% 1-2% 70-80% 1-1,5%
до 50%
(слайд 8)
Итак, химический состав клетки довольно разнообразен. Рассмотрим его более подробно, заслушав сообщения учащихся.
Учитель биологии. (Слайд 9)(или разложить на 3-это 10,11,12)
Лабораторная работа «Определение содержания воды, жиров, белков и углеводов».
-
Определение содержания воды в растении.
Оборудование: стебли комнатных растений, фильтровальная бумага.
Опыт: Между листов фильтровальной бумаги поместить стебель растения и надавить до промокания фильтровальной бумаги.
Учитель химии. Вода принимает участие в процессах превращения одних веществ в другие, непрерывно происходящие в живых клетках. Как называются эти превращения в химии? (Химическая реакция, записывают определение в тетрадь). Учащиеся формулируют определение им известной химической реакции - фотосинтеза.
Учитель биологии.
-
Обнаружение жиров (масел) в семенах подсолнечника.
Оборудование: семена подсолнечника, лист бумаги.
Опыт: для обнаружения масла раздавить семечки (без кожуры) на листе бумаги.
Учитель химии.
-
Обнаружение крахмала и белка в пшеничной муке.
Оборудование: йод, пшеничная мука, вода, стакан, кусочек марли.
Опыт: На кусочек марли, сложенный в несколько раз, насыпать немного пшеничной муки, сделать мешочек и прополоскать в стакане с водой. К полученной мутной воде добавить несколько капель спиртового раствора йода. О чём свидетельствует появление тёмно-синего окрашивания? (Наличие крахмала). Реакции, с помощью которых распознают определённые вещества, называют качественными (определение записывают в тетрадь).
В марле осталась липкая тягучая масса. Это растительный белок, который называют клейковиной. Белки тоже можно распознать с помощью качественной реакции.
Демонстрационный эксперимент «Качественная реакция на белок».
Реактивы и оборудование: куриное яйцо, 10%-е растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия, вода; химические стаканы, стеклянная палочка.
Опыт: Отделить белок от желтка, разбавить белок водой. В полученный раствор белка добавить 1 мл раствора сульфата меди (II) и 2 мл раствора гидроксида натрия, перемешать.
Учащиеся отмечают появление фиолетового окрашивания.
Учитель биологии. Какие можно сделать выводы?
Ученики: В состав растений, а значит, и всех живых организмов, исходя из общности химического состава всего живого, входят белки, жиры (масла), углеводы ( крахмал).
Учитель биологии. Как вы думаете, почему одни вещества называются органическими, а другие неорганическими? Учащиеся, как правило, отвечают, что одни могут быть в составе организме, а другие нет. Правильный ли ответ? Найдите подтверждение или опровержение в тексте учебника.
Ученики работают с текстом, доказывают, что нет таких элементов, которые встретились бы только в живых организмах, а вот химические соединения их, а также вещества, могут быть. Эти соединения и называют органическими.
Учитель биологии. Какой же можно сделать вывод?
Учащиеся (вместе с учителем) делают вывод: на уровне химических элементов различий между живой и неживой природой нет. Они появляются лишь на уровне химических соединений.
(слайд 13) Подведение итогов по изученной теме.
-
Какие вещества необходимы для полноценного существования и растительной и животной клеток? (Неорганические: вода и минеральные соли; органические: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).
-
Перечислите элементы, наиболее распространённые в живых организмах. (Кислород, азот, углерод, водород).
-
Сходен ли химический состав растительной и животной клеток?
Тест
А1. Сколько химических элементов встречается в клетке?
-
более 70; 2. более 80; 3. более 90; 4. более 111
А2. Самое распространенное неорганическое вещество в клетке
-
соли калия 2. соли кальция 3. вода 4. йод
А3. В клетке различают вещества
-
органические и внеклеточные 3. органические и неорганические
-
клеточные и внеклеточные 4. внеклеточные и неорганические
А4. К органическим веществам клетки относятся:
-
белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты 3. белки, соли, углеводы, жиры
-
жиры, белки, углеводы, жирные кислоты 4. вода, белки, жиры, углеводы
-
Как называется группа органических веществ, в которую входят глюкоза, сахароза, клетчатка, целлюлоза? (углеводы)
-
Какие вещества в клетке выполняют роль хранения и передачи наследственной информации? (нуклеиновые кислоты)
(слайд 14)
Домашнее задание.
Изучить соответствующий теме раздел учебника ( ), оформить лабораторную работу, сделав в ней рисунки и соответствующие выводы.