Конспект урока по биологии 9 класс

конспект урока по биологии 9 класс "Индивидуальное развитие организма. Онтогенез"                                                                                                                                                                               
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Индивидуальное развитие организмов

Учебно-воспитательные задачи урока:
1. Образовательные:

сформировать знания о закономерностях эмбрионального (зародышевого) развития организмов, его цитологических основах;

изучить стадии дробления и гаструляции;

углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов;

раскрыть зависимость онтогенеза от условий окружающей среды.

2. Развивающие

развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, воспроизведении потомства;

формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках;

научить учащихся формулировать выводы;

развивать мышление учащихся, речь.

3. Воспитательные

формировать мировоззренческие представления о влиянии вредных веществ на внутриутробное развитие организмов.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, таблица «Индивидуальное развитие организмов»

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

- Что такое размножение?

- Какие типы размножения вы знаете?

- Что такое бесполое размножение? Приведите примеры.

- Что такое половое размножение?

- Чем половое размножение отличается от бесполого?

- Где происходит образование половых клеток?

- Как называются половые железы самца и самки?

- Назовите половые клетки мужского и женского организма.

- Какой хромосомный набор несут половые клетки?

- В результате какого процесса образуются половые клетки?

-Что такое оплодотворение?

-Какие типы оплодотворения существуют в природе?

-Приведите примеры животных с разными типами оплодотворения.

-Как называется оплодотворенная яйцеклетка?

-Какой набор хромосом имеет зигота?

Изучение нового материала:

Сообщение темы и цели урока: изучить эмбриональный период онтогенеза, его этапы, влияние на него условий окружающей среды;

Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. еmbryon - зародыш).

Основателем современной эмбриологии считается академик Российской Академии К.М.Бэр.

В 1828 году он опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными.

Демонстрация схемы:

Онтогенез

(индивидуальное развитие особи от ее образования до смерти)

Эмбриональный период Постэмбриональный период

(от образования зиготы до рождения) (от рождения до смерти)

Эмбриональное развитие - период жизни организма, который начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.

Рассказ учителя об этапах эмбрионального развития позвоночных животных на примере ланцетника, образовании зародышевых листков и их производных.

Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника):

1) дробление - многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких клеток (при этом они не растут), образование бластулы - однослойного зародыша с полостью внутри;

2) гаструляция. В результате деления клеток образуется гаструла - двухслойный зародыш с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость (энтодермой).

3) нейрула. Происходит образование трехслойного зародыша - появление третьего, среднего слоя клеток - мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков;

4) органогенез - закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

Зародышевые листки и их производные

Зародышевые листки

производные

эктодерма

Кожа, кожные железы, органы чувств. Нервная система, эмаль зубов.

Мезодерма

Скелет, мышцы, почки, половая система, кровеносная система.

энтодерма

Пищеварительная система, дыхательная система

Закон зародышевого сходства

«В пределах одного типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство». Карл Бэр

Биогенетический закон Мюллера и Геккеля

Каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенеза), т.е. онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

В онтогенезе повторяются стадии не взрослых особей, а их зародышей

Постэмбриональный период

Постэмбриональное развитие может быть:

Прямым - когда из яйца или организма матери появляется существо, сходное со взрослым;

Непрямое - когда образовавшаяся личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается способом питания, движения и др.

Постэмбриональное развитие может быть:

Прямым - когда из яйца или организма матери появляется существо, сходное со взрослым;

Непрямое - когда образовавшаяся личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается способом питания, движения и др.

Развитие зародыша человека. (Слайд )

Рождение ребенка - это чудо! Своим появлением на свет мы обязаны нашим ласковым мамам, терпеливым и строгим, нежным и чутким. Мы благодарим, что они дали нам жизнь. Всё, что нам свято и дорого, озарено именем матери! Земля - кормилица - мать, Родина - мать! Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено её именем.

Материнство - священный долг женщины. Отрицать Материнство - отрицать жизнь. Сколько радости, доверия, любви у малыша, который тянет ручонки к своей маме. Но к этим словам благодарности мамам, не могут присоединиться дети, которые не родились.

Аборт - самопроизвольное или искусственное прекращение беременности(в первые 28 недель).

Аборт очень вреден для здоровья. Представим себе железнодорожный состав, который мчится, набрав скорость. И в этот момент включает экстренное торможение. Скрежет колес, вагоны налетают один на другой, с полок падают вещи и пассажиры. Примерно то же самое только на уровне физиологических и биологических процессов происходит при аборте в женском организме, и не у всех женщин прочность его оказывается достаточной для полного восстановления. Одни могут еще забеременеть, другим многие годы приходиться лечиться от бесплодия.

Дневник неродившегося ребенка (Слайд)

Я ребенок, не родившийся на свет.

Я - безродная душа по кличке НЕТ.

Я - колючий холодок в душе врача,

Узелок, людьми разрубленный сплеча.

Пусть же будет вам легко, отец и мать!

Жить как все и ничего не понимать,

Всё равно я вас люблю сильнее всех,

Даже если вы забыли этот грех…

Закрепление знаний учащихся.

Работа в группах

1)Наукой доказано, что алкоголь, никотин, наркотики особенно вредны для эмбриона. Почему? Выскажите свое мнение.

2) Определяем стадию развития зародыша

Выполните задание. Подберите к названию органа название зародышевого листка, из которого он развивается.

Название органов: лёгкие, позвоночник, спинной мозг, орган зрения, яичники, кишечник, скелет.

Название зародышевого листка: энтодерма, эктодерма, мезодерма.

1.Что такое онтогенез?

2.Какие этапы можно выделить в онтогенезе животных и растений?

3.Дайте ответ:

Индивидуальное развитие организма (онтогенез)

Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)

Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)

Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)

Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)

Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)

Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)

Третий зародышевый листок (мезодерма)

Оценивание учащихся.

Домашнее задание: 3.4, подготовиться к биологическому диктанту по основным понятиям и терминам параграфа. Подготовить сообщение: "Влияние вредных веществ на внутриутробное развитие зародышей"







Лист самоконтроля

Онтогенез

Зигота - первая … клетка будущего организма

Бластула - имеет … слой

Гаструла - имеет … слоя: …. ….

Нейрула - имеет …. слоя: … … …

Органогенез - процесс …

Зародышевый листок

Какие органы и системы органов образуются.

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

Тест на закрепление

1. Печень и желудок развиваются из:

А) экзодермы Б) мезодермы В) энтодермы

5. Внутренний зародышевый листок называется:

А) мезодермой Б) энтодермой В) эктодермой

2. Период дробление завершается образованием:

А) гаструлы Б) нейрулы В) бластулы

6. Органы чувств и нервная система развиваются из:

А) мезодермы Б) энтодермы В) эктодермы

3. Процесс индивидуального развития организмов:

А) филогенез Б) овогенез В) онтогенез

7. Двухслойная стадия зародыша называется:

А) бластулой Б) гаструлой В) нейрулой

4. Стадия однослойного зародыша называется:

А) гаструлой Б) бластулой В) морулой

Лист самоконтроля

Онтогенез

Зигота - первая … клетка будущего организма

Бластула - имеет … слой

Гаструла - имеет … слоя: …. ….

Нейрула - имеет …. слоя: … … …

Органогенез - процесс …

Зародышевый листок

Какие органы и системы органов образуются.

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

Тест на закрепление

1. Печень и желудок развиваются из:

А) экзодермы Б) мезодермы В) энтодермы

5. Внутренний зародышевый листок называется:

А) мезодермой Б) энтодермой В) эктодермой

2. Период дробление завершается образованием:

А) гаструлы Б) нейрулы В) бластулы

6. Органы чувств и нервная система развиваются из:

А) мезодермы Б) энтодермы В) эктодермы

3. Процесс индивидуального развития организмов:

А) филогенез Б) овогенез В) онтогенез

7. Двухслойная стадия зародыша называется:

А) бластулой Б) гаструлой В) нейрулой

4. Стадия однослойного зародыша называется:

А) гаструлой Б) бластулой В) морулой


© 2010-2022