• Преподавателю
  • Биология
  • "Рабочая программа по биологии 9 класс; Программа разработана на основе: авторской программы В. В. Пасечника, В. М. Константинова, В. С. Кучменко. «Биология. Введение в общую биологию и экологию», М. : «Дрофа»"

"Рабочая программа по биологии 9 класс; Программа разработана на основе: авторской программы В. В. Пасечника, В. М. Константинова, В. С. Кучменко. «Биология. Введение в общую биологию и экологию», М. : «Дрофа»"

          Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию».          Программа направлена на формирование всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способностей творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.           Курс «Введение в общ...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пролетарская средняя общеобразовательная школа №5


«Утверждаю»:

Директор МБОУ Пролетарская СОШ № 5

Приказ от 30.08.2014 г. № 73/08

Подпись руководителя __________ Н.В. Липодаева

Печать


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии

Уровень общего образования (класс): основное общее, 9 класс

Количество часов: в 9А - 67; в 9Б - 66.

Учитель: Катрюхина Татьяна Дмитриевна

Программа разработана на основе: авторской программы В.В.Пасечника, В.М.Константинова, В.С.Кучменко. «Биология. Введение в общую биологию и экологию», М.: «Дрофа», 2010



I. Пояснительная записка.

1. 1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089.


2

Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.


3

Авторская программа В.В.Пасечника, В.М.Константинова, В.С.Кучменко. «Биология. Введение в общую биологию и экологию», М.: «Дрофа», 2010.


4

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.


5

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного

образовательного стандарта.

6

Федеральный перечень учебников, утверждённых приказом от 31.03.14 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».

7

Основная образовательная программа МБОУ Пролетарской СОШ №5

8

Учебный план МБОУ Пролетарской СОШ №5 на 2014-2015 учебный год

1.2. Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию».

Программа направлена на формирование всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способностей творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Курс «Введение в общую биологию» в 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами знаний, базирующихся на мышлении способном творчески использовать в соответствии с законами природы.

Планирование составлено с учебным методическим компонентом для изучения биологии.

Я работаю по учебнику: «Биология. Введение в общую биологию и экологию» А.А. Каменский, Е.А. Криксунова. Издательство «Дрофа» 2008г.

Данный учебник рекомендован Министерством РФ образования и включён в Федеральный перечень.

Базовое школьное биологическое образование в 9 классе курсом «Биология. Введение в общую биологию и экологию» рассчитано на 68 часов

(2 часа в неделю), по программе составленной авторским коллективом: В.В. Пасечник, В.М.Константинов, В.С.Кучменко. М.: «Дрофа», 2010г.

Программа типовая. Согласно расписанию, утверждённому директором школы, в 9 А классе один урок выпал на государственный праздник (9 мая), а в 9 Б два урока выпали на государственные праздники (4 ноября и 9 мая). В связи с этим произведено сокращение часов отведённых на изучение по плану. Сокращение произведено за счёт уплотнения материала.

2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Компетенции

Общеучебные

Развитие познавательных, мыслительных, поисковых, деловых, адаптационных компетенций, компетенции сотрудничества.

Предметно-ориентированные

Обобщить современные знания о жизни и уровнях ее организации, раскрыть мировоззренческие вопросы о происхождении жизни на Земле, углубить понятие об эволюционном развитии организмов, получить знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции, обеспечение дальнейшего биологического образования. Обогащение содержания курса правилами и нормами (экологической) этики, его гуманизации и гуманитаризации. Формирование методологии познания: методологическая рефлексия результатов познания. Изучение теорий, концепций, законов и фундаментальных положений. Развитие теоретических идей на материале систематики. Связь теории с практикой. Обр. жизни, экологизация производства, автотрофизация человеческой деятельности, приобщение к научному поиску, реализация экспериментальных методов: лаб. работ, экскурсий в природу, экосистем, основных производств, самонаблюдение.


Компоненты

Региональные

Изучение представителей Донской флоры и фауны, и мер, применяемых в РО для охраны. Развивать умения работать с определителями, наблюдать и документировать особенности окружающей жизни отдельных представителей флоры и фауны региона.

Школьные

Опираться на региональные экологические, краеведческие, фенологические материалы. Вовлечение учащихся в выполнение школьных экологических проектов.

1.3. СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Примерное

количество

часов

1

Введение

3

2

Молекулярный уровень

10

3

Клеточный уровень

15

4

Организменный уровень

13

5

Популяционно-видовой уровень

2

6

Экосистемный уровень

5

7

Биосферный уровень

3

8

Основы учения об эволюции

7

9

Возникновение и развитие жизни на Земле

6

10

Биосфера и человек

3


Всего

67


Модуль (глава)

Примерное

количество

часов

1

Введение

3

2

Молекулярный уровень

10

3

Клеточный уровень

15

4

Организменный уровень

13

5

Популяционно-видовой уровень

2

6

Экосистемный уровень

5

7

Биосферный уровень

3

8

Основы учения об эволюции

7

9

Возникновение и развитие жизни на Земле

5

10

Биосфера и человек

3


Всего

66


ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ

Тема

1

Стартовый контроль

2

Молекулярный уровень

3

Клеточный уровень

4

Организменный уровень

5

Экосистемный уровень

6

Биосферный уровень

7

Основы учения об эволюции

8

Возникновение жизни на Земле

9

Итоговый контроль




Входная контрольная работа №1

1. Что изучает анатомия?

А.строение организма, его органов, тканей, клеток.

Б. функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем в совокупности

В. общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства

2. Клеточное строение организмов свидетельствует о:

А. сходстве живой и неживой природе

Б. единстве органического мира

В. связи организма со средой

Г. отличии растений от животных

3. Какие функции выполняет мембрана клетки?

А. в ней образуются белки

Б. является носителем наследственной информации

В. обеспечивает избирательную проницаемость

Г. в ней вырабатываются вещества, служащие источником энергии

4. Где находятся хромосомы?

А. только в ядре

Б. только в цитоплазме

В. в мембране

Г. в ядре и цитоплазме

5. В какой части клетки происходит образование и накопление энергии:

А в рибосомах

Б. в митохондриях

В. в цитоплазме

Г. в ядре

6. Какие из перечисленных соединений относятся к органическим:

А. вода

Б. соли кальция

В. углеводы

Г. соли железа

7. Что понимают под понятием ткань:

А. совокупность клеток одинаковой формы

Б. совокупность клеток и межклеточного вещества

В. совокупность сходных по строению и функции клеток и межклеточного вещества

Г. систему взаимосвязанных тканей, образующих части организма, имеющих определенное строение и функции

8. Какой способ регуляции организма называется гуморальным:

А. осуществляется с помощью химических веществ, которые поступают из желез внутренней секреции в кровь

Б. заключается во взаимосвязи органов с помощью нервной системы

9. Среди названных ниже найдите железы внутренней секреции:

А. половые железы

Б. потовые железы

В. щитовидная железа

Г. сальные железы

Д. надпочечники

10. Какова роль симпатической нервной системы:

А. управляет движениями

Б. управляет работой сердца

В. управляет работой желудка

Г. управляет органами чувств

11. Что участвует в свертывании крови:

А. поваренная соль

Б. фибрин

В. гемоглобин

Г. фибриноген

Д. лейкоциты

Е. соли кальция

12. Как называется кровь, бедная кислородом и насыщенная углекислым газом:

А. артериальная

Б. венозная

В. свернувшаяся

13. К непарным костям мозгового отдела относят:

А. лобная

Б. височная

В. теменная

Г. затылочная

14. Органоид клетки, синтезирующий белок:

А. ЭПС

Б. рибосомы

В. лизосомы

Г. митохондрии

Д. АГ

15. Какими являются безусловные рефлексы?

А. врожденными

Б. приобретенными

Г. наследственными

Контрольная работа № 2 по теме: «Молекулярный уровень»

Вариант 1

1. Какие процессы исследуют учённые на молекулярном уровне?

2. Какие органические соединения получили название биологических полимеров?

3. Какой состав и какими свойствами характеризуются моно- и ди- сахариды?

4. Какие функции выполняют липиды?

5. Какие вещества называются белками, или протеинами?

6. Что такое денатурация белка?

7. Какую роль грают белки-гормоны?

8. Какое строение имеет нуклеотид?

9. Какие типы РНК вам известны? Каковы их функции?

10. Какие связи называются макроэргическими?

11. Какую роль играют ферменты в клетке?

12. От каких факторов может зависеть скорость ферментативных реакций?

13. На основании чего вирусы относят к живым организмам?

Вариант 2

1.Какие элементы преобладают в составе живых организмов?

2. Что такое полимер?

3. Какой составом и свойствами характеризуются полисахариды?

4. Перечислите основные функции углеводов?

5. Какое строение имеет большинство липидов?

6. Что такое первичная структура белка?

7. По какому принципу белки делятся на простые и сложные?

8. Чем объясняется многообразие функций белков?

9. Какую функцию выполняют белки-ферменты?

10. Какое строение имеет молекула ДНК?

11. В чём заключается принцип комплементарности?

12. Какое строение имеет молекула АТФ?

13. Какие особенности отличают вирусы от других организмов?

Вариант 3

1. Почему молекулы белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов рассматриваются как биополимеры только в клетке?

2. Какие вещества называются углеводами, и в результате какого процесса они образуются в клетках зелёных растений?

3. Какие клетки и ткани наиболее богаты липидами?

4. Как образуется вторичная, третичная и четвертичная структуры белка?

5. Почему белки редко используются в качестве источника энергии?

6. Что общего и какие различия в строении молекул ДНК и РНК?

7. Какую роль в организме выполняют витамины?

8. Почему большинство ферментов при высокой температуре теряет каталитические свойства?

9. Какое строение имеют вирусы?

10. Какие вещества называются катализаторами?

11.Какую функцию выполняет АТФ?

12. Что является мономерами белков?

13. Какие вещества относятся к липидам?

Контрольная работа № 3 по теме: «Клеточный уровень»

Вариант № 1

1. Для процесса ассимиляции, характерен следующий тип реакции:

а) Совокупность реакций образования сложных веществ из более простых;

б) Совокупность реакций расщепления сложных веществ на более простые.

2. В результате процесса диссимиляции:

а) происходит поглощение энергии;

б) происходит выделение энергии.

3. Подготовительный этап энергетического обмена протекает в:

а) митохондриях б) лизосомах в) в полости пищеварительного тракта.

4. На третьем этапе энергетического обмена энергия:

а) при расщеплении углеводов значительная часть энергии запасается в виде молекул АТФ;

б) при расщеплении углеводов небольшая часть энергии запасается в виде молекул АТФ;

в) вся энергия, образующаяся при расщеплении органических веществ,

рассеивается в виде тепла.

5. Где протекает световая фаза фотосинтеза?

а) на строме хлоропластов; б) на мембранах хлоропластов.

6. Конечные продукты темновой фазы:

а) кислород; б) углекислый газ; в) АТФ; г) глюкоза.

7. Источником энергии для фотосинтезе является:

а) световая энергия; б) энергия АТФ.

8. К автотрофным организмам относятся:

а) грибы; б) растения; в) животные; г) хемосинтезирующие бактерии;

д) человек; е) большинство микроорганизмов.

9.Представители гетеротрофных организмов:

а) дрожжи; б) сернокислая бактерия; в) подберёзовик; г) берёза; д) олень.

10. При протекании процесса хемосинтеза:

а) необходимо наличие молекул хлорофилла;

б) необходимо отсутствие молекул хлорофилла.

11. При расщеплении, какого соединения выделяется свободный кислород при

фотосинтезе:

а) углекислый газ; б) вода; в) АТФ.

12. Какие растения создают наибольшую биомассу и выделяют в атмосферу

большую часть кислорода:

а) споровые; б) семенные; в) водоросли; г) грибы.

13. Какую роль играют ферменты при фотосинтезе:

а) нейтрализуют; б) катализируют; в) расщепляют; г) окисляют.

14. Автотрофные организмы:

а) способны синтезировать органические вещества из неорганических, используя солнечную энергию или другие подходящие источники энергии;

б) способные синтезировать органические вещества, используя энергию химических связей;

в) не способные синтезировать органические вещества из неорганических и

нуждающиеся в поступлении готовых органических соединений.

Вариант № 2

1. Для процесса диссимиляции, характерен следующий тип реакции:

а) совокупность реакций образования сложных веществ из более простых;

б) совокупность реакций расщепления сложных веществ на более простые.

2. В результате процесса ассимиляции:

а) происходит поглощение энергии;

б) происходит выделение энергии.

3. Кислородный этап энергетического обмена протекает в:

а) митохондриях б) лизосомах в) в полости пищеварительного тракта.

4. На первом этапе энергетического обмена энергия:

а) при расщеплении углеводов значительная часть энергии запасается в виде молекул АТФ;

б) при расщеплении углеводов небольшая часть энергии запасается в виде молекул АТФ;

в) вся энергия, образующаяся при расщеплении органических веществ,

рассеивается в виде тепла.

5. Где протекает темновая фаза фотосинтеза?

а) на строме хлоропластов; б) на мембранах хлоропластов.

6. Конечные продукты световой фазы:

а) кислород; б) углекислый газ; в) АТФ; г) глюкоза; д) ионы водорода.

7. Источником энергии для хемосинтеза является:

а) световая энергия; б) энергия АТФ; в) энергия химических реакций.

8. К гетеротрофным организмам относятся:

а) грибы; б) растения; в) животные; г) хемосинтезирующие бактерии;

д) человек; е) большинство микроорганизмов.

9.Представители автотрофных организмов:

а) дрожжи; б) сернокислая бактерия; в) подберёзовик; г) берёза; д) олень.

10. При протекании процесса фотосинтеза:

а) необходимо наличие молекул хлорофилла;

б) необходимо отсутствие молекул хлорофилла.

11. При восстановлении, какого соединения образуется глюкоза при фотосинтезе:

а) углекислый газ; б) вода; в) АТФ.

12. Количество молекул АТФ, образующихся при расщеплении органических веществ ( на примере углеводов).

а) 2 молекулы АТФ; б) 38 молекул АТФ; в) 36 молекул АТФ.

13. Процесс фотолиза протекает при:

а) участии энергии солнечного света; б) энергии химических реакций; в) энергии АТФ.

14. Какие процессы, происходящие в клетке, относятся к ассимиляционным:

а) синтез белка; б) фотосинтез; в) синтез липидов; г) синтез АТФ; д) дыхание.

Контрольная работа № 4 по теме: «Организменный уровень »

Вариант 1

А1. Какой вклад в развитие генетики внёс американский учёный Т.Морган?

1. ввёл в науку понятие «ген»

2. экспериментально доказал линейное расположение генов в хромосомах

3. сформулировал закон гомологических рядов наследственности и изменчивости

4. ввёл в науку термин «генофонд»

А2. Что такое фенотип?

1. совокупность всех аллелей конкретного живого организма

2. гены всех особей, которые образуют одну популяцию

3. гены, находящиеся в гаплоидном наборе хромосом конкретного живого организма

4. совокупность всех внешних и внутренних признаков организма

А3. Какой живой организм послужил объектом исследования в генетических опытах Г.Менделя?

1. комнатная муха 2. дрозофила 3. горох посевной 4. фасоль обыкновенная

А4. Как называется тип скрещивания, когда родители различаются по трём признакам?

1. тригибридное скрещивание 2. анализирующее скрещивание

3. дигибридное скрещивание 4. моногибридное скрещивание

А5. Что представляет собой группа сцепления?

1. совокупность хромосом одной клетки 2. совокупность хромосом организма

3. совокупность генов одной хромосомы 4. совокупность всех генов организма

А6. Какой метод не используется в селекции животных?

1. самооплодотворение 2. искусственный отбор

3. гибридизация 4. искусственное осеменение

В1. Как называются клетки тела человеческого организма, содержащие 46 хромосом?

____________

В2. Как называется близкородственное скрещивание особей, в результате которого обычно снижается жизнеспособность потомства?

____________________________

В3. Какой отечественный селекционер создал множество морозоустойчивых сортов плодово-ягодных культур?

________________________

В4. Где находится центр происхождения дикого вида кофе?

________________________

С1. В чём значение модификационной изменчивости?

С2. У человека гемералопия (куриная слепота) наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х- хромосомой. Родители здоровы, но отец матери был болен. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм, генотипы и фенотипы детей. Какова вероятность рождения здоровых детей в этой семье?

Вариант 2

А1. Кто сформулировал закон сцепленного наследования?

1. Г.Мендель 2. С.С.Четвериков 3. Т.Морган 4. А.С.Серебровский

А2.Что такое генотип (геном)?

1. гены, находящиеся в гаплоидном наборе хромосом конкретного живого организма

2. совокупность всех аллелей конкретного живого организма

3. совокупность всех признаков организма

4. гены всех особей, которые образуют одну популяцию

А3. Какой живой организм послужил объектом исследования в генетических опытах Т. Моргана?

1. горох посевной 2. кукуруза 3. комнатная муха 4. дрозофила

А4. Когда проводится анализирующее скрещивание?

1. при различии родителей по двум признакам

2. при наличии гомозиготной по рецессивным аллелям особи и особи неопределённого генотипа

3. при различии родителей по трём признакам

4. при различии родителей по одному признаку

А5. Как называются гены, отвечающие за один и тот же признак в гомологичных хромосомах?

1. сцепленные 2. доминантные 3. рецессивные 4. аллельные

А6. Какой метод селекции может носить спонтанный характер?

1.мутагенез 2. искусственный отбор

3. полиплоидия 4. гибридизация

В1. Как называются гомологичные хромосомы, одинаковые у самцов и самок?

_____________________

В2. Как называется способность организмов передавать свои признаки и особенности развития следующему поколению?

___________________________

В3. Кто вывел на Кубани ценный сорт подсолнечника, в семенах которого содержится более 50% масла?

___________________________

В4. Где находится первичный центр происхождения подсолнечника масличного?

_____________________________

С1. Почему гемофилия у женщин не проявляется?

________________________________

С2. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких, а широкие пушистые брови - над нормальными, Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормальные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными признаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможного потомства.

Контрольная работа № 5 по теме: «Экосистемный уровень»

Вариант 1

1. Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определённой территории с однородными природными условиями, представляет собой:

а) экосистему б) биосферу в) сообщество г) агроценоз

2. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:

а) её изменения б) её устойчивости в) её закономерного развития г) конкуренции видов

3. Почему дубраву считают биогеоценозом?

а) между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи

б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи

в) особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством

г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы

4. Наименьшее число видов входит в биоценоз:

а) тропического леса б) степи в) широколиственного леса г) тундры

5. Примером природной экосистемы служит:

а) пшеничное поле б) оранжерея в) дубрава г) теплица

6. Ярусное строение фитоценоза:

а) даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды

б) не имеет никакого значения для растений

в) связано с ярусным распределением животных в сообществе

г) приводит к уменьшению видового разнообразия

7.Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи- лишайники- травянистые растения

б) лишайники - травянистые растения - мхи

в) лишайники - мхи - травянистые растения

г) травянистые растения - мхи - лишайники

8. В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:

а) смена видового разнообразия организмов

б) уменьшение видового разнообразия организмов

в) уменьшение биомассы органического вещества

г) увеличение чистой продукции сообщества

9. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят:

а) к автотрофам б) гетеротрофам в) продуцентам г) хемотрофам

10. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:

а) экологической пирамидой массы б) экологической пирамидой энергии

в) цепью питания г) саморегуляцией

11. Азотфиксирующие бактерии относятся:

а) к продуцентам б) консументам 1 порядка

в) консументам 2 порядка г) редуцентам

12. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:

а) бактерии б) грибы в) животные г) растения

13. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:

а) они обеспечивают все организмы пищей и энергией

б) на Земле существует огромное разнообразие растений

в) растения расселились во все среды обитания

г) законом превращения энергии

Вариант 2

1. Наибольшее число видов характерно для экосистемы:

а) берёзовой рощи б) экваториального леса в) дубравы г) тайги

2. К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:

а) видовой состав, видовое разнообразие

б) перемещение ( круговорот) веществ и энергии

в) экологические взаимодействия организмов

3. Естественная смена одних растительных сообществ другими выражается в том, что:

а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом

б) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов

в) менее приспособленные виды вытесняются более приспособленными

г) на смену менее устойчивой экосистеме приходит более устойчивая

4. Какие организмы первыми заселяют остров, залитый вулканической лавой?

а) деревья б) лишайники в) кустарники г) лисицы

5. Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определённой территории с однородными природными условиями, представляет собой:

а) экосистему б) биосферу в) сообщество г) агроценоз

6. Растение «петров крест» в биоценозе функционирует как:

а) продуцент б) консумент 1 порядка в) консумент 2 порядка г) редуцент

7. Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1% б) 5 % в) 10 % г) 15 %

8. Отношения «паразит - хозяин» состоят в том, что паразит:

а) не оказывает существенного влияния на хозяина б) всегда приводит хозяина к смерти

в) приносит определённую пользу хозяина г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина

9. Примером природной экосистемы служит:

а) пшеничное поле б) оранжерея в) дубрава г) теплица

10. Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:

а) поедают растительноядных животных б) живут в сходных местообитаниях

в) имеют примерно одинаковые размеры г) имеют разнообразную кормовую базу

11. Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

а) уменьшается б) увеличивается

в) имеют примерно одинаковые размеры г) имеют разнообразную кормовую базу

12. Популяцию характеризуют следующие свойства:

а) рождаемость, смертность б) площадь территории

в) распределение в пространстве г) среда обитания, условия жизни

13. Перевёрнутая пирамида численности характерна для:

а) водных экосистем б) наземных экосистем

в) не встречаются вообще г) почвенных биоценозов

Контрольная работа №6 по теме: «Биосферный уровень»

Вариант 1

1. Дать определение, что такое биосфера?

2. Дайте подробную характеристику основным особенностям жизни организмов в водной среде.

3. В чём проявляется воздействие живых организмов на среду обитания?

4. Какие вещества организмы используют в процессе жизнедеятельности?

5. Опишите биогеохимический цикл азота.

Вариант 2

1. Кто является основоположником учения о биосфере?

2. Дайте подробную характеристику основным особенностям жизни организмов в наземно-воздушной среде.

3. Какие виды воздействия живых организмов на среду вам известны?

4. Почему использование различных веществ растениями и животными не ведёт к истощению их запасов?

5. Опишите биогеохимический цикл углерода.

Вариант 3

1. Какие среды жизни вам известны?

2. Дайте подробную характеристику основным особенностям жизни организмов в почвенной среде и среде созданной самими организмами.

3. Какова роль растений в жизни нашей планеты?

4. Существует ли строгая связь между биомассой, или продуктивностью, вида и его значением в поддержании функционирования сообщества?

5. Опишите биогеохимический цикл фосфора.

Контрольная работа № 7 по теме: «Основы учения об эволюции»

Вариант 1

1. Что такое вид?

2. Напишите основные формы видообразования. Приведите примеры географического видообразования.

3. В чём различие макро- и микроэволюции? Какие факты лежат в основе изучения и доказательств макроэволюции?

4. Напишите основные типы эволюционных изменений и дайте описание каждому из них.

5. Что такое эволюция?

Вариант 2

1. Что такое полиплоидия? Какую роль она играет в образовании видов?

2. Какие процессы являются движущими силами макроэволюции? Приведите примеры макроэволюционных изменений.

3. Какое значение имеет исследование филогенетических рядов?

4. Перечислите главные линии эволюции и дайте описание каждой из них.

5. В чём отличие гомологичных структур от аналогичных?

Контрольная работа №8 по теме:

« Возникновение жизни на Земле»

Вариант 1

Задания А

1. Кто в XVII в. сделал открытие, после которого началось исследование биогенеза?

а) Парацельс б) Ж.Б.Ламарк в) Ф.Реди г) А. Ван Левенгук

2. В какой гипотезе говорится о том, что жизнь на Земле занесена из космоса?

а) в гипотезе биохимической эволюции б) в гипотезе стационарного состояния

в) в генетической гипотезе г) в гипотезе панспермии

3. Что такое коацерваты?

а) комплексы нуклеиновых кислот б) комплексы белков

в) комплексы жиров

г) самопроизвольно концентрирующиеся комплексы первичных органических веществ

4. Как называются организмы, которые питаются готовыми органическими веществами?

а) протобионты б) хемотрофы в) гетеротрофы г) автотрофы

5. Почему со временем гетеротрофам стало не хватать органических веществ в Мировом океане?

а) из-за размножения гетеротрофов стало больше

б) произошёл некий катаклизм

в) гетеротрофы увеличились в размерах

г) органические соединения стали токсичны

6. Какие организмы, способные к фотосинтезу, самые древние?

а) вирусы б) растения в) эвглена зелёная г) цианобактерии

7. Что обусловило появление у живых организмов процесса дыхания?

а) появление автотрофов б) накопление в атмосфере кислорода

в) появление растений г) возникновение у автотрофов пигмента хлорофилла

8. Как называется наибольшая единица геологического летоисчисления?

а) эпоха б) период в) эра г) век

9. Когда на Земле появились первые живые организмы?

а) в катархее б) на границе между археем и протерозоем

в) в архее г) на границе между археем и протерозоем

10. Какие животные первыми освоили суши?

а) динозавры б) черепахи в) крокодилы г) ракоскорпионы

11. Какие организмы не относятся к самым первым эукариотам?

а) беспозвоночные животные б) водоросли

в) грибы г) простейшие

Задания В

1. Сторонники, какой теории утверждали, что все живые организмы происходят исключительно из живой материи?

2. На каком этапе белковые комплексы, согласно теории А.И. Опарина, приобрели свойства организмов?

3. Какие органические вещества подвергаются брожению быстрее всех?

4. Когда на Земле появились первые прокариоты?

5. В какую эру происходил процесс коацервации?

6. Какую эру часто называют эпохой рептилий?

Задания С

1. Чем атмосфера древнейшей Земли отличалась от современной атмосферы нашей планеты, согласно теории А.И. Опарина?

Вариант 2

Задания А

1. Какой учёный провёл опыты, которые окончательно утвердили идею биогенеза?

а) Ф. Реди б) А. ван Левенгук в) Парацельс г) Л. Пастер

2. В какой гипотезе говорится о том, что жизнь на нашей планете всегда существовала и претерпевала разные катаклизмы?

а) в гипотезе панспермии б) в гипотезе стационарного состояния

в) в генетической гипотезе г) в гипотезе биохимической эволюции

3. Как называются организмы, которые сами синтезируют органические вещества из неорганических?

а) автотрофы б) гетеротрофы в) протобионты г) хемотрофы

4. Какой процесс вначале удовлетворял потребность анаэробных гетеротрофов в энергии?

а) процесс выделения б) процесс дыхания в) процесс брожения г) процесс горения

5. Какие организмы стали развиваться в результате появления хлорофилла у эукариот?

а) грибы б) растения в) лишайники г) насекомые

6. Что способствовало прекращению абиогенного синтеза органических веществ и защите первых организмов от ультрафиолетового излучения?

а) в атмосферу стало поступать много углекислого газа

б) в химических связях органических веществ накопилась солнечная энергия

в) в атмосфере накопилось много свободного кислорода, и появился озоновый экран

г) появились анаэробные гетеротрофные организмы

7. Сколько эр выделяют в истории развития нашей планеты?

а) пять б) шесть в) семь г) восемь

8. Какая эра продолжается и на современном этапе развития Земли?

а) протерозой б) палеозой в) мезозой г) кайнозой

9. Когда живые организмы стали выходить на сушу?

а) в конце протерозоя б) в начале мезозоя

в) в середине палеозоя г) в начале кайнозоя

10. От каких водных организмов произошли наземные позвоночные животные?

а) от кистепёрых рыб б) от моллюсков в) от акул г) от кольчатых червей

11. Какой способ питания был у первых живых организмов?

а) автотрофный б) гетеротрофный

Задания В

1. Сторонники, какой теории утверждали, что живые организмы способны самозарождаться из неживой материи?

2. На каком этапе, согласно теории эволюции живой материи А.И.Опарина, произошло развитие живой материи и возникновение огромного разнообразия форм жизни?

3. Появление, какого процесса жизнедеятельности организмов положило конец процессу зарождения жизни?

4. Когда на Земле появились одноклеточные эукариоты?

5. Как назывались первые растения (уже вымершие), которые появились на суше?

6. В какую эру появились паразитические и симбиотические формы организмов?

Задания С

1. Почему А.И.Опарин полагал, что превращению органических соединений в живые организмы способствовали главным образом белки?


Итоговая контрольная № 9


Вариант № 1

1.Что является основной структурной и функциональной единицей всех живых организмов?

а) клетка б) молекула в) атом г) ткань

2. Как называется способность биологических систем сохранять относительное постоянство структуры и свойств?

а) гетерозис б) гомеостаз в) гликолиз г) гаметофит

3. В чём заключается сущность мейоза?

а) в делении ядра клетки б) в развитии нового организма из зиготы

в) в делении клеток с образованием гамет, имеющих в ядре вдвое меньше хромосом

г) в делении клеток надвое

4. Как называется наука, которая изучает наследственность, изменчивость организмов и механизмы управления данными процессами?

а) селекция б) биохимия в) цитология г) генетика

5. Как называется явление превосходства первого поколения гибридов по нескольким свойствам и признакам над формами обоих родителей?

а) мутагенез б) гетерозис в) гомеостаз г) полиплоидия

6. Где, согласно теории эволюции живой материи А.И.Опарина, на Земле зародилась жизнь?

а) в мировом океане б) на мелководье в) в первичной атмосфере Земли

г) в верхних слоях литосферы

7. Как называется различие между особями в пределах вида, появляющееся за счёт наследственных свойств организмов и влияния окружающей среды?

8. Как называются крупные эволюционные преобразования в строении и функциях

организмов?

___________________________________________________________________________

9. Какие экологические факторы представляют собой различные формы воздействия

человека на другие живые организмы и условия их обитания?

_________________________________________________________________________10. Как учёный В.И.Вернадский назвал совокупность всех живых организмов на Земле?

_________________________________________________________________________


Вариант № 2



1. Как называется длительный исторический процесс развития природы?

а) антропогенез б) онтогенез в) биогенез г) эволюция

2. На какие группы делятся все живые организмы по типу клеток?

а) автотрофы и гетеротрофы б) аэробы и анаэробы в) прокариоты и эукариоты

3. В чём заключается сущность митоза?

а) в делении клеток надвое б) в образовании двух дочерних клеток

с точно таким же набором хромосом, как у материнской

в) в развитии нового организма из зиготы

г) в делении клеток с образованием гамет, имеющих в ядре вдвое меньше хромосом

4. Какой учёный считается основоположником генетики?

а) Г.Мендель б) Н.И.Вавилов в) Т.Морган г) В.Иогансен

5. Каким понятием обозначают пределы фенотипических проявлений признака у особи без изменения генотипов под воздействием внешней среды?

а) фенотип б) модификация в) норма реакции г) мутация

6. Как условно называлось скопление органических молекул в Мировом океане, согласно теории эволюции живой материи А.И.Опарина?

а) первичный компот б) первичный борщ

в) первичный бульон г) первичный суп

7. Как называется способность живых организмов передавать свои особенности развития и признаки потомству?

______________________________________________________________________


8. Как называется наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях

исторического развития живой природы?

_____________________________________________________________________

9. Как называется исторически сложившаяся группировка внутри вида Homo sapiens, которая состоит из популяции, характеризующихся сходством морфофизиологических и психических свойств?

______________________________________________________________________

10. Как называется реакция организмов на изменение длины дня?

______________________________________________________________________


ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Тема

1

Роль ферментов в ускорении реакций обмена веществ

2

Строение клеток растений и животных

3

Выявление модификационной изменчивости организмов

4

Изучение морфологического критерия вида



Лабораторная работа № 1

Тема: Роль ферментов в ускорении реакций обмена веществ.

Цель работы: выявить действие фермента каталаза на пероксид водорода и условия, в которых он функционирует.

Оборудование: микроскоп электронный, пробирки.

Дополнительно: перекись водорода 3%, сырое мясо, картофель и отварной картофель.

Ход работы:

1. Поместите в первую из трёх пробирок кусочек сырого мяса, во вторую - кусочек сырого картофеля, в третью - кусочек варёного картофеля.

2. Прилейте в пробирки по 2 мл 3%-го раствора пероксида водорода.

3. Запишите наблюдаемые в каждой пробирке явления.

Вывод: (формулируется в соответствии с целью работы):



Лабораторная работа №2

Тема: Строение клеток растений и животных .

Цель работы: выявить черты сходства и различия в строении животной и растительной клеток.

Оборудование: микроскопы световые и электронный, готовые микропрепараты животных и растительных клеток.

Ход работы:

1. Рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.

2. Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

3. Сравните строение растительной и животной клеток.

Вывод:

Лабораторная работа № 3

«Выявление модификационной изменчивости организмов»

1. Рассмотрите предложенные вам объекты. Сравните их. Найдите сходства и различия.

2. Изучите внешний вид (фенотип) каждого объекта (отметьте различия в размерах, форме, окраске и т.д.).

3. Выскажите предположения о причинах модификационной изменчивости у изученных объектов.

4. Результаты внесите в таблицу.

Изменение признаков…

Объект

Отмеченные различия





Лабораторная работа № 4

«Изучение морфологического критерия вида»

Цель работы: определить, можно ли только по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определённому виду.

Ход работы:

1. Рассмотрите предложенные вам объекты.

2. Сделайте их морфологические описания. Заполните таблицу.

Объект

Морфологическое описание

3. В соответствии с целью работы сделайте вывод.


КОМПЛЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ НА КОНЕЦ ГОДА

1

Что изучает биология и как происходило её становление как науки?

2

Какие методы применяются в биологии?

3

Какова роль биологических знаний в современном мире?

4

Что такое биополимеры?

5

Какое строение имеют биомолекулы?

6

Какие функции выполняют биомолекулы?

7

Что такое вирусы и в чём их особенность?

8

Как устроена клетка - элементарная единица жизни на Земле?

9

Каковы функции ядра клетки и её органоидов?

10

Как клетка получает энергию?

11

Как клетка синтезирует вещества необходимые ей для жизнедеятельности?

12

Как клетка делится?

13

Какими способами размножаются живые организмы?

14

Как развивается эмбрион у животных?

15

Что такое изменчивость?

16

Почему дети не всегда не похожи на родителей?

17

Каковы законы наследственности и как ими пользуется человек в практической деятельности?

18

Что такое биологический вид и каковы его биологические критерии?

19

Что называют популяцией?

20

Почему важно изучать демографические характеристики популяций и что это такое?

21

Как строится биологическая классификация и каким образом она связана с эволюцией живых организмов?

22

Каков состав и основные свойства экосистем?

23

Как происходит перенос энергии в сообществах?

24

Каковы закономерности продуцирования биологического вещества?

25

Какие вы знаете направления и каковы темпы изменения природных экосистем?

26

Каковы главные движущие силы эволюции?

27

Какие существуют формы изменчивости организмов?

28

Как полезные изменения закрепляются в популяции под действием естественного отбора?

29

Как работают механизмы видообразования?

30

Что такое макро и микроэволюция?

31

Каковы основные закономерности этих процессов?

32

Какие вы знаете гипотезы возникновения жизни?

33

Различные эволюционные взгляды на возникновение и развитие жизни на Земле?

34

Каковы основные этапы развития жизни на Земле?

35

Что такое экологические условия или экологические ресурсы?

36

В чём сходство и различие между экологическими условиями и экологическими ресурсами?

37

Как проявляется приспособленность организмов к среде обитания?

38

Что такое биотические взаимоотношения и какую роль они играют в жизни видов?

39

С какими факторами связаны колебания численности организмов?

40

Как осуществляется экологическая регуляция в природе?

41

Каковы основные этапы эволюции биосферы?

42

Каково место и роль человека в биосфере?

43

Ноосфера как стадия разумного преобразования биосферы человеком?

44

Каковы основы рационального природопользования?


3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс: 9 А Учитель: Катрюхина Т.Д.


Сроки

урока

Тема урока

Форма контроля

Информационное

обеспечение

Д\З

Введение (3ч)

3.09.2014г.

1

Биология- наука о жизни.

С.р.

ЭОР

Таблицы

Введение, § 1, сообщение в раб.т. № 4

6.09.

2

Методы исследования в биологии

Опрос

Сообщение

ЭОР, световые и электронный микроскоп, прибор Архемед -5000.

Электронное приложение к уроку, демонстрация опыта (условия прорастания семян)

§ 2

В раб.т. № 8

10.09.

3

Сущность жизни и свойства живого

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 3 в раб. т. № 9,10

Молекулярный уровень (10ч)

13.09.

4

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

Входной контроль

Фронтальная беседа

Т.р.

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 1.1 в раб. т. № 14

17.09.

5

Углеводы.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 1.2

20.09.

6

Липиды.

Опрос

Фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 1.3

24.09.

7

Состав и строение белков.

Опрос

Фронтальная беседа

ЭОР

Табл. «Состав и строение белков»

§ 1.4 в раб.т. № 21,23

27.09.

8

Функции белков.

Опрос

Фронтальная беседа

ЭОР

Табл. «Состав и строение белков»

§ 1.5

1.10.

9

Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК).

Т.р.

ЭОР

Табл. «Виды РНК и молекулы ДНК, клетка. Модель ДНК»

§ 1. 6 в раб.т. № 25,27,28

4.10.

10

АТФ и др. органические соединения.

Опрос

ЭОР

Табл. «Строение молекулы АТФ», «Витамины»

§ 1.7, повтор. § 1.5

В раб.т. № 31

8.10

11

Биологические катализаторы.

Л/р № 1 по теме: «Роль ферментов в ускорении реакций обмена веществ»

Опрос

ЭОР, электронный микроскоп.

Табл. «Строение молекулы АТФ», «Витамины», «Биологические катализаторы»; лабораторное оборудование: пробирки (3), перекись водорода 3 %, сырой и отварной картофель и мясо.

§ 1.8 повтор § 1.4, 1.6, в раб.т. № 34

11.10.

12

Вирусы.

Фронтальная беседа

ЭОР

Таблица «Вирусы», электронное приложение к уроку

§ 1.9 повтор § 1.1,1.8 в раб.т. № 36-38

15.10.

13

Контрольно-обобщающий урок № 2 по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

Обобщающая беседа по вопросам, письменная работа по вариантам

Вспомнить строение клетки

Клеточный уровень (15 ч)

18.10.

14

Основные положения клеточной теории

Л/р № 2 по теме: «Строение клеток растений и животных»

Л. р.

ЭОР

Портреты ученых

Таблицы «Строение растительной и животной клеток», микроскопы световые и электронный, готовые микропрепараты, кожицы лука, листа, эпителия слизистой оболочки полости рта и др.

§ 2.1 в раб.т. № 40, 42, 44-46

22.10.

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Строение растительной и животной клеток»,

§ 2.2 в раб.т. № 47,48, 50-52

25.10.

16

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

Фронтальная беседа по вопросам

ЭОР

Таблицы «Строение клетки»

§ 2.3 в раб.т. № 58-61

5.11.

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Аппарат Гольджи.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Строение клетки»

§ 2.4, повтор. § 1.7

8.11.

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Строение клетки»

§ 2.5

12.11.

19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Строение клетки»

§ 2.6

15.11.

20

Различие в строении клеток эукариот и прокариот.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Строение клеток эукариот и прокариот»

§ 2.7 в раб.т. № 68

19.11.

21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 2.8, повтор § 1.7

В раб.т. № 71

22.11.

22

Энергетический обмен в клетке.

Фронтальная беседа

ЭОР

Таблица «Строение АТФ», «Схема энергетического обмена углеводов»

§ 2.9 в раб.т. № 73,74

26.11.

23

Типы питания клеток.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 2.10, 2.12 в раб.т. № 76,77

29.11.

24

Фотосинтез и хемосинтез.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Фотосинтез»

§ 2.11, повтор § 1.4, 1.6 в раб.т. № 87,88

3.12.

25

Синтез белков в клетке. Генетический год. Транскрипция.

Опрос и фронтальная беседа, проверка заполнения таблицы (сравнение фотосинтеза и хемосинтеза)

ЭОР

Таблицы «Синтез белков в клетке», «Генетический код»

§ 2.13 (до раздела «Транспортные РНК») в раб.т. № 90

6.12.

26

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Синтез белков в клетке», «Генетический код»

§ 2.13 до конца

В раб.т. № 92,93

10.12.

27

Деление клетки. Митоз.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Митоз»

Таблица

§ 2.14 Повт. § 2.1-2.13

13.12.

28

Контрольно -обобщающий урок № 3 по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»

Т.р.

Не задано

Организменный уровень (13ч)

17.12.

29

Бесполое размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку.

Таблицы «Бесполое размножение », «Мейоз», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

§ 3.1- 3.3 в раб.т. № 97,98,103,106

20.12.

30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку. Таблица «Эмбриональное развитие зародышей»

§ 3.4 в раб.т. № 109,110

24.12.

31

Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Фронтальная беседа-опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г.Менделя.

§ 3.5, до «Закона чистоты гамет»

В раб.т. № 120-122

27.12.

32

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Решение задач

Фронтальная опрос-беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Моногибридное скрещивание»

§ 3.5 до конца

В раб.т. № 123,124

14.01.2015 г.

33

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Решение задач. Фронтальный опрос-беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Анализирующее скрещивание», гербарные экземпляры

§ 3.6

В раб.т. № 127,128

17.01.

34

Дигибридное скрещивание.

Решение задач. Фронтальный опрос-беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Дигибридное скрещивание»

§ 3.7

В раб.т. № 131- 135

21.01.

35

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

Фронтальный опрос-беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку. Таблица «Сцепленное наследование признаков»

§ 3.8, 3.9 (самостоятельно)

24.01.

36

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Фронтальный опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 3.10 в раб.т. № 139,140

28.01.

37

Модификационная изменчивость.

Л/р № 3 по теме: «Выявление модификационной изменчивости организмов»

Л.р.

Решение задач

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Модификационная изменчивость», объекты природы

§ 3.11

В раб.т. № 143,144

31.01.

38

Мутационная изменчивость.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Мутации»

§ 3.12, сообщение

В раб.т. № 146

4.02.

39

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Центры происхождения культурных растений»

§ 3.13

7.02.

40

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблицы «Гибридизация и полиплоидия»

§ 3.14

Повт. § 3.1-3.13

11.02.

41

Контрольно-обобщающий урок № 4 по теме: «Организменный уровень организации живого»

Опрос, карточки с условиями задач, тестовая работа

Проработать текст «Краткое содержание главы»

Популяционно-видовой уровень (2ч)

14.02.

42

Вид. Критерии вида.

Л/р № 4 по теме: «Изучение морфологического критерия вида»

Л.р.

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Критерии вида», объекты живой природы

§ 4.1 в раб.т. № 152

18.02.

43

Популяции.

Фронтальный опрос - беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Популяции»

§ 4.2, 4.3 в раб.т. № 155

Экосистемный уровень (5ч)

21.02.

44

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Фронтальный опрос - беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Экосистемы и биогеоценозы»

§ 5.1 в раб.т. № 159-161

25.02.

45

Состав и структура сообщества.

Фронтальный опрос - беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица

§ 5.2

В раб.т. № 162

28.02.

46

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Пирамиды численности и биомассы»

§ 5.3, 5.4 (самостоятельно)

В раб.т. № 164

3.03.

47

Саморазвитие экосистемы.

Опрос. Фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Экологическая сукцессия. Ее стадии»

§ 5.5

Повт. § 4.1-5.4

7.03.

48

Контрольно-обобщающий урок № 5 по теме: «Экосистемный уровень»

Т.р.

Проработать текст «Краткое содержание главы»

Биосферный уровень (3ч)

10.03.

49

Биосфера. Среды жизни.

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица

§ 6.1, 6.2

В раб.т. № 168

14.03.

50

Круговорот веществ в биосфере.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора»

§ 6.3 Повтор. § 6.1,6.2

17.03.

51

Контрольно-обобщающий урок № 6 по теме:

« Биосферный уровень»

Т.р.

Проработать текст «Краткое содержание главы», сообщение

Основы учения об эволюции (7ч)

21.03.

52

Развитие эволюционного учения.

Заслушивание сообщений

Электронное приложение к ЭОР

уроку, портрет Ч. Дарвина

§ 7.1, повтор. § 3.11, 3.12 в раб.т. № 176

1.04.

53

Изменчивость организмов.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблицы

§ 7.2, 7.3 (самостоятельно), повтор. § 3.5, 3.7, 3.8

4.04.

54

Борьба за существование. Естественный отбор.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Формы борьбы за существование»

§ 7.4- 7.6

повтор. § 4.1, 4.2

в раб.т. № 181

8.04.

55

Видообразование.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Основные формы видообразования»

§ 7.7

В раб.т. № 184

11.04.

56

Макроэволюция.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Филогенетические ряды»

§ 7.8

15.04.

57

Основные закономерности эволюции.

Опрос

Электронное приложение к уроку, таблицы «Типы эволюционных изменений», «Главные линии эволюции»

§ 7.9 Повтор. § 7.1-7.8

18.04.

58

Контрольно-обобщающий урок № 7 по теме: « Основы учения об эволюции»

Т/р

Сообщения, проработать текст «Краткое содержание главы»

Возникновение и развитие жизни на Земле (6ч)

22.04.

59

Гипотезы возникновения жизни.

Доклады

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 8.1

В раб.т. № 192

25.04.

60

Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные представления о происхождении жизни.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 8.2,8,3

В раб.т. № 193-196

29.04.

61

Основные этапы жизни на Земле

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 8.4 в раб.т. № 197

2.05.

62

Развитие жизни в Архее, Протерозое и Палеозое

Опрос, фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Развитие жизни на Земле»

§ 8.5, 8.6

В раб.т. № 198

6.05.

63

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Развитие жизни на Земле»

§ 8.7, 8.8, повтор § 8.1- 8.6 в раб.т. № 198

13.05.

64

Контрольно-обобщающий урок № 8 по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Т/р

Сообщения

Биосфера и человек

(3ч)

16.05.

65

Эволюция биосферы.

.


Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 10.1

20.05.

66

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Опрос

ЭОР

§ 10.2,10.3

Повторить материал за курс 9 класса.

23.05.

67

Итоговый контроль знаний

Т.р.

Не задано


3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Класс: 9 Б Учитель: Катрюхина Т.Д.


Сроки

урока

Тема урока

Форма контроля

Информационное

обеспечение

Д\З

Введение (3ч)

2.09.2014г.

1

Биология- наука о жизни.

С.р.

ЭОР

Таблицы

Введение, § 1, сообщение в раб.т. № 4

6.09.

2

Методы исследования в биологии

Опрос

Сообщение

ЭОР, световые и электронный микроскоп, прибор Архимед -5000.

Электронное приложение к уроку, демонстрация опыта (условия прорастания семян)

§ 2

В раб.т. № 8

9.09.

3

Сущность жизни и свойства живого

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 3 в раб. т. № 9,10

Молекулярный уровень (10ч)

13.09.

4

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

Входной контроль

Фронтальная беседа

Т.р.

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 1.1 в раб. т. № 14

16.09.

5

Углеводы.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 1.2

20.09.

6

Липиды.

Опрос

Фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 1.3

23.09.

7

Состав и строение белков.

Опрос

Фронтальная беседа

ЭОР

Табл. «Состав и строение белков»

§ 1.4 в раб.т. № 21,23

27.09.

8

Функции белков.

Опрос

Фронтальная беседа

ЭОР

Табл. «Состав и строение белков»

§ 1.5

30.09.

9

Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК).

Т.р.

ЭОР

Табл. «Виды РНК и молекулы ДНК, клетка. Модель ДНК»

§ 1. 6 в раб.т. № 25,27,28

4.10.

10

АТФ и др. органические соединения.

Опрос

ЭОР

Табл. «Строение молекулы АТФ», «Витамины»

§ 1.7, повтор. § 1.5

В раб.т. № 31

7.10

11

Биологические катализаторы.

Л/р № 1 по теме: «Роль ферментов в ускорении реакций обмена веществ»

Опрос

ЭОР, электронный микроскоп.

Табл. «Строение молекулы АТФ», «Витамины», «Биологические катализаторы»; лабораторное оборудование: пробирки (3), перекись водорода 3 %, сырой и отварной картофель и мясо.

§ 1.8 повтор § 1.4, 1.6, в раб.т. № 34

11.10.

12

Вирусы.

Фронтальная беседа

ЭОР

Таблица «Вирусы», электронное приложение к уроку

§ 1.9 повтор § 1.1,1.8 в раб.т. № 36-38

14.10.

13

Контрольно-обобщающий урок № 2 по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

Обобщающая беседа по вопросам, письменная работа по вариантам

Вспомнить строение клетки

Клеточный уровень (15 ч)

18.10.

14

Основные положения клеточной теории

Л/р № 2 по теме: «Строение клеток растений и животных»

Л. р.

ЭОР

Портреты ученых

Таблицы «Строение растительной и животной клеток», микроскопы световые и электронный, готовые микропрепараты, кожицы лука, листа, эпителия слизистой оболочки полости рта и др.

§ 2.1 в раб.т. № 40, 42, 44-46

21.10.

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Строение растительной и животной клеток»,

§ 2.2 в раб.т. № 47,48, 50-52

25.10.

16

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

Фронтальная беседа по вопросам

ЭОР

Таблицы «Строение клетки»

§ 2.3 в раб.т. № 58-61

8.11.

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Аппарат Гольджи.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Строение клетки»

§ 2.4, повтор. § 1.7

11.11.

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Строение клетки»

§ 2.5

15.11.

19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Строение клетки»

§ 2.6

18.11.

20

Различие в строении клеток эукариот и прокариот.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Строение клеток эукариот и прокариот»

§ 2.7 в раб.т. № 68

22.11.

21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 2.8, повтор § 1.7

В раб.т. № 71

25.11.

22

Энергетический обмен в клетке.

Фронтальная беседа

ЭОР

Таблица «Строение АТФ», «Схема энергетического обмена углеводов»

§ 2.9 в раб.т. № 73,74

29.11.

23

Типы питания клеток.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 2.10, 2.12 в раб.т. № 76,77

2.12.

24

Фотосинтез и хемосинтез.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Фотосинтез»

§ 2.11, повтор § 1.4, 1.6 в раб.т. № 87,88

6.12.

25

Синтез белков в клетке. Генетический год. Транскрипция.

Опрос и фронтальная беседа, проверка заполнения таблицы (сравнение фотосинтеза и хемосинтеза)

ЭОР

Таблицы «Синтез белков в клетке», «Генетический код»

§ 2.13 (до раздела «Транспортные РНК») в раб.т. № 90

9.12.

26

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Таблицы «Синтез белков в клетке», «Генетический код»

§ 2.13 до конца

В раб.т. № 92,93

13.12.

27

Деление клетки. Митоз.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Митоз»

§ 2.14 Повт. § 2.1-2.13

16.12.

28

Контрольно -обобщающий урок № 3 по теме: «Клеточный уровень организации живой природы»

Т.р.

Не задано

Организменный уровень (13ч)

20.12.

29

Бесполое размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку.

Таблицы «Бесполое размножение », «Мейоз», «Строение яйцеклетки и сперматозоида».

§ 3.1- 3.3 в раб.т. № 97,98,103,106

23.12.

30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

Опрос и фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку. Таблица «Эмбриональное развитие зародышей»

§ 3.4 в раб.т. № 109,110

27.12.

31

Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Фронтальная беседа-опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г.Менделя.

§ 3.5, до «Закона чистоты гамет»

В раб.т. № 120-122

13.012015.

32

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Решение задач

Фронтальная опрос-беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Моногибридное скрещивание»

§ 3.5 до конца

В раб.т. № 123,124

17.01.

33

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Решение задач. Фронтальный опрос-беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Анализирующее скрещивание», гербарные экземпляры

§ 3.6

В раб.т. № 127,128

20.01.

34

Дигибридное скрещивание.

Решение задач. Фронтальный опрос-беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Дигибридное скрещивание»

§ 3.7

В раб.т. № 131- 135

24.01.

35

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

Фронтальный опрос-беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку. Таблица «Сцепленное наследование признаков»

§ 3.8, 3.9 (самостоятельно)

27.01.

36

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Фронтальный опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 3.10 в раб.т. № 139,140

31.01.

37

Модификационная изменчивость.

Л/р № 3 по теме: «Выявление модификационной изменчивости организмов»

Л.р.

Решение задач

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Модификационная изменчивость», объекты природы

§ 3.11

В раб.т. № 143,144

3.02.

38

Мутационная изменчивость.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Мутации»

§ 3.12, сообщение

В раб.т. № 146

7.02.

39

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Центры происхождения культурных растений»

§ 3.13

10.02.

40

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблицы «Гибридизация и полиплоидия»

§ 3.14

Повт. § 3.1-3.13

14.02.

41

Контрольно-обобщающий урок № 4 по теме: «Организменный уровень организации живого»

Опрос, карточки с условиями задач, тестовая работа

Проработать текст «Краткое содержание главы»

Популяционно-видовой уровень (2ч)

17.02.

42

Вид. Критерии вида.

Л/р № 4 по теме: «Изучение морфологического критерия вида»

Л.р.

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Критерии вида», объекты живой природы

§ 4.1 в раб.т. № 152

21.02.

43

Популяции.

Фронтальный опрос - беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Популяции»

§ 4.2, 4.3 в раб.т. № 155

Экосистемный уровень (5ч)

24.02.

44

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Фронтальный опрос - беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Экосистемы и биогеоценозы»

§ 5.1 в раб.т. № 159-161

28.02.

45

Состав и структура сообщества.

Фронтальный опрос - беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица

§ 5.2

В раб.т. № 162

3.03.

46

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Пирамиды численности и биомассы»

§ 5.3, 5.4 (самостоятельно)

В раб.т. № 164

7.03.

47

Саморазвитие экосистемы.

Опрос. Фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Экологическая сукцессия. Ее стадии»

§ 5.5

Повт. § 4.1-5.4

10.03.

48

Контрольно-обобщающий урок № 5 по теме: «Экосистемный уровень»

Т.р.

Проработать текст «Краткое содержание главы»

Биосферный уровень (3ч)

14.03.

49

Биосфера. Среды жизни.

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица

§ 6.1, 6.2

В раб.т. № 168

17.03.

50

Круговорот веществ в биосфере.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

Таблица «Биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора»

§ 6.3 Повтор. § 6.1,6.2

21.03.

51

Контрольно-обобщающий урок № 6 по теме:

« Биосферный уровень»

Т.р.

Проработать текст «Краткое содержание главы», сообщение

Основы учения об эволюции (7ч)

31.03.

52

Развитие эволюционного учения.

Заслушивание сообщений

Электронное приложение к ЭОР

уроку, портрет Ч. Дарвина

§ 7.1, повтор. § 3.11, 3.12 в раб.т. № 176

4.04.

53

Изменчивость организмов.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Изменчивость видов»

§ 7.2, 7.3 (самостоятельно), повтор. § 3.5, 3.7, 3.8

7.04.

54

Борьба за существование. Естественный отбор.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Формы борьбы за существование»

§ 7.4- 7.6

повтор. § 4.1, 4.2

в раб.т. № 181

11.04.

55

Видообразование.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Основные формы видообразования»

§ 7.7

В раб.т. № 184

14.04.

56

Макроэволюция.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Филогенетические ряды»

§ 7.8

18.04.

57

Основные закономерности эволюции.

Опрос

Электронное приложение к уроку, таблицы «Типы эволюционных изменений», «Главные линии эволюции»

§ 7.9 Повтор. § 7.1-7.8

21.04.

58

Контрольно-обобщающий урок № 7 по теме: « Основы учения об эволюции»

Т/р

Сообщения, проработать текст «Краткое содержание главы»

Возникновение и развитие жизни на Земле (5ч)

25.04.

59

Гипотезы возникновения жизни.

Доклады

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 8.1

В раб.т. № 192

28.04.

60

Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные представления о происхождении жизни.

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 8.2,8,3

В раб.т. № 193-196

2.05.

61

Основные этапы жизни на Земле.

Развитие жизни в Архее, Протерозое и Палеозое

Опрос, фронтальная беседа

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Развитие жизни на Земле»

§ 8.4- 8.6 в раб.т. № 197,198

5.05.

62

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку, таблица «Развитие жизни на Земле»

§ 8.7, 8.8, повтор § 8.1- 8.6 в раб.т. № 198

12.05.

63

Контрольно-обобщающий урок № 8 по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Т/р

Сообщения

Биосфера и человек

(3ч)

16.05.

64

Эволюция биосферы.

.


Опрос

ЭОР

Электронное приложение к уроку

§ 10.1

19.05.

65

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Опрос

ЭОР

§ 10.2,10.3

Повторить материал за курс 9 класса.

23.05.

66

Итоговый контроль знаний

Т.р.

Не задано



4. Планируемые результат

Учащиеся должны знать и уметь:

1. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере, его значение, функции

живого вещества, изменения биосферы.

2. Положения клеточной теории, основные функции ядра, оболочки,

цитоплазмы, митохондрий, хлоропластов, рибосом, хромосом.

3. Особенности строения клеток прокариот и эукариот, сущность и

превращения энергии, пластического обмена (фотосинтез, биосинтеза

белков), матричный и ферментативный характер реакций обмена веществ,

значение деления клеток, мейоза и оплодотворения в осуществлении

преемственности между поколениями, закономерности индивидуального

развития.

4. Типы скрещиваний, основную генетическую терминологию и их

цитологические основы, хромосомную теорию наследственности, значение

генетики для селекции и медицины.

5. Пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты.

6. Узнавать основные компоненты клетки.

7. Сравнивать растительную и животную клетки, разные типы деления клеток,

исходные формы с потомством.

8. Давать характеристику биогеоценоза, агроценоза, цепи питания, правила

экологической пирамиды.

9. Сравнивать методы селекции растений и животных, мутации и модификации,

сорта растений, породы животных.

10. Самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять

конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать

сообщения.

5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


УМК

АВТОР

НАЗВАНИЕ

ИЗД-ВО

Год

1

А.А.Каменский,

Е.А.Криксунов

Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс

Дрофа

2008

2

В.В.Пасечник

Биология. Введение в общую биологию и экологию. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. 9 класс

Дрофа

2002

3

В.В.Пасечник

Г.Г.Швецов

Рабочая тетрадь по биологии

(для всех учащихся)

Дрофа

2014

4

Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев

Сборник нормативных документов. Биология

Дрофа

2008

5

Г.С. Калинова

Биология. Тематические и итоговые контрольные работы 6-9 классы

Вентана-Граф

2013


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

АВТОР

НАЗВАНИЕ

ИЗД-ВО

Год

1

В.Н.Кузнецов

Экология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы

Вентана-Граф

2007

2

Л.В.Реброва

НМЖ Биология в школе

Школа-Пресс


3

Т.А.Козлова, В.С. Кучменко

Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие

Дрофа

2002

4

Н.И.Деркачёва, А.Г.Соловьёв

Билогия. ЕГЭ. Выполнение заданий

Экзамен

2008

5

Г.И. Лернер

Биология. Тренировочные задания

Эксмо

2009

6

М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина,

Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-10 классы.

Учитель

2007


7

Е.В. Спирина

Решение трудных задач по биологии. «Молекулярная биология» и « Генетика»

Аркти

2013

8

О.Л.Ващенко

Олимпиадные задания по биологии 8-11 классы

Учитель

2013

9

В.В.Пасечник

Всероссийские олимпиады по биологии

Просвещение

2008

10

А.А.Кириленко

Молекулярная биология

Легион

2012

11

Н.А.Лемеза

Биология в вопросах и ответах. ФГОС

Виктория плюс

2012

12

В.Н. Кузнецов

Экология

Вентана-Граф

2007

13

Г.А.Воронина

Школьные олимпиады. Биология. 6-9 классы

Айрис-пресс

2011

14

А.А.Кириленко

Биология. Тематические тесты.

Легион

2012




Беседы по здоровьесбережению, проводимые в ткани

урока - биология 9 класс

Тема урока

Тема беседы

1.

Вирусы

Меры предупреждения вирусных заболеваний

2.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Наследственные заболевания

3.

Мутационная изменчивость

Влияние радиации и других факторов на организм человека



Multimedia - поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию»

1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

2. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия. ЕГЭ (учебное электронное

издание), 2008;

3. 1С: Репетитор: Биология, 2005 г.

4. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология. 9 класс.-

М.: Просвещение, 2003

5. Интернет-ресурсы (см. Пособие для учителей общеобразовательных школ. Интерактивное оборудование и Интернет-ресурсы в школе. Биология 9 класс. М: «Просвещение - регион», 2011г.

Материально-технические средства

Интерактивная доска, экран, мультимедийный проектор, компьютер, принтер, сканер, Beb- камера, цифровой фотоаппарат, видеокамера, цифровые микроскопы, прибор «Архимед» - 5000.


ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

К/р

Контрольная работа

С.р.

Самостоятельная работа

Т.р.

Тестовая работа

Л/р

Лабораторная работа






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Пролетарской СОШ №5



от_____________2014 года №_______


Подпись руководителя МО

ФИО

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


(ФИО)


_________2014 года

дата

© 2010-2022