Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рас­смотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каж­дый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной програм­мы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнооб­разные аргументы, принимать независимые продуманные решения.   В ос...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

СОЛОМАХИНА В.А.

МБОУ СОШ №14 им. А.А.Перфильева г.Александрова.

Там, где думают одинаково -

никто не думает слишком много!

Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана Технология Развития Критического Мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рас­смотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каж­дый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной програм­мы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнооб­разные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

В основе технологии РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая название «вызов - осмысление - рефлексия».

I. Стадия вызова. Первый этап работы направ­лен на актуализацию и обобщение имеющихся зна­ний по изучаемой теме, формирование личност­ной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации. На данном этапе работы необходимо вызвать интерес к теме и мо­тивировать школьников к активной учебной деятельности. На стадии вызова целесообразно соче­тать индивидуальную и групповую формы работы.

II. Стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мо­тивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информа­ции с тем, что школьнику уже известно; последу­ющая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции. Задача учителя на данном этапе заключается в том, чтобы с помо­щью ряда методических приемов помочь учени­кам отследить сам процесс познания (получения новых знаний) и понимания.

III. Стадия рефлексии. Орга­низация работы школьников на третьем этапе на­правлена на целостное осмысление и присвоение информации; выработку собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пя­тен» (отсутствие информации по каким-либо воп­росам), формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения в инфор­мационном поле («стадия нового вызова»); анализ всего процесса изучения материала.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

  • повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по биологии;

  • формирование информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;

  • повышение социальной компетентности;

  • формирование навыков анализа и синтеза текстов.

Существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Необходимо:

1. предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления;

2.давать возможность учащимся размышлять;
3.принимать различные идеи и мнения;
4.способствовать активности учащихся в учебном процессе;
5. ценить проявление критического мышления;

При этом учащиеся должны:
1. развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и

идей;
2.активно участвовать в учебном процессе;
3.с уважением выслушивать различные мнения;
4.быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.

В своей работе применяю технологию преимущественно на уроках изучения новой темы. На каждом из этапов использую свои методические приёмы, которых в технологии достаточно много: «Корзина идей, понятий, имён...», «Составление кластера», «Бортовой журнал», «Выходная карта», «Двойной дневник», «Пометки на по­лях», «Чтение с остановками», «Совместный поиск», «Продвинутая лекция», «Взаимоопрос», «Перекрёстная дискуссия», «Зигзаг», «Составление таблицы ЗХУ», «Написание синквейна», «Учебный мозговой штурм», «На­писание эссе», «Лекция с остановками», «Кон­цептуальная таблица» и др. На уроках использую стратегии: «ПРИМА», «Шесть шляп мышления», и наиболее часто, следующие приёмы: «Кластеры» - так похожие на опорные схемы и сигналы. Значимость их в обобщении и запоминании материала трудно переоценить. «Тонкие и толстые вопросы» - любой диалог на уроке не обходится без них. «Чтение с остановками» - практический прием, позволяющий экономить время и энергию учащихся и учителя на этапе знакомства с новыми текстами. «Инсерт» - приучает школьников к более осознанному чтению, развивает аналитический ум. «Синквейн» - помогает обобщить или охарактеризовать понятие, явление. Развивает речь, умение обобщать.

Некоторым учащимся нравится преподносить информацию творчески, по-новому. Поэтому приходится осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию. На уроках приходится дозировать «порции материала», так как не все в классе могут работать в одном и том же темпе. Некоторые приёмы технологии приходится адаптировать под свой контингент учащихся, что не возбраняется.

Данный опыт имеет преимущества по отношению к другим методам обучения, а именно:

  • учащиеся развивают в себе ряд качеств, которые направлены на готовность к планированию, гибкости, настойчивости, готовности исправлять свои ошибки, поиску компромиссных решений;

  • формирует у ребят самостоятельное мышление, вооружает их способами и методами самостоятельной работы, дает возможность самостоятельно управлять образовательным процессом в системе «ученик-учитель»;

  • содержится много методических приемов, ориентированных на создание условий для свободного развития каждой личности.

Назову основные педагогические результаты применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

  • появляется возможность соединить в обра­зовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками обще­ния;

  • повышается ответственность за качество собс­твенного образования;

  • формируются навыки работы с информаци­онными источниками разных типов, с большими объемами информации;

  • раскрывается творческий потенциал школьни­ков.

Применяя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, убедилась в их эффективности. Они делают урок мобильнее, экономят время, структурируют изучаемый материал. На занятиях царит атмосфера доверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке учащийся спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся ещё более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята их с удовольствием посещают и активно работают.



© 2010-2022