Виды учебной исследовательской деятельности

Содержание исследовательской деятельности - это изучение универсальных способов получения знаний и развитие универсальных (общепредметных) умений-  логических, информационных, коммуникативных, организационных.   Говоря о самостоятельности школьников в учебно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что научный руководитель консультирует, направляет, советует, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследован...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Иванченко Ирина Ивановна

МОУ «Борисоглебская гимназия №1»

Выступление на педагогическом совете.

Виды учебно-исследовательской деятельности.

Учитель биологии Гущина М.И.

Содержание исследовательской деятельности - это изучение универсальных способов получения знаний и развитие универсальных (общепредметных) умений- логических, информационных, коммуникативных, организационных.

Говоря о самостоятельности школьников в учебно-исследовательской деятельности, мы подразумеваем, что научный руководитель консультирует, направляет, советует, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не пишет работу за ученика. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях экспериментального характера в таких областях как социология или экология, то результаты вполне могут в себе нести определенную объективную новизну (например, работа «Мониторинг экологического состояния водоемов Хоперского заповедника»).

Учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников можно разделить на несколько видов, понимая, однако, что разделение достаточно условное и зачастую предложенные виды сочетаются и успешно дополняют друг друга.

Во-первых, возможности для организации учебно-исследовательской деятельности школьников предоставляет урок.

  • Учитель использует на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа первоисточников, разрешение поставленной учителем проблемы и др.

  • Существуют множество нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок «удивительное рядом», урок-защита исследовательских проектов, урок-рассказ об учёных и др.

  • Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, постановка исследовательской задачи, разработка методики эксперимента, формулировка выводов, защита результатов экспериментального исследования)

  • Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести исследование достаточное продолжительное по времени и включает в себя все виды исследований.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности.

Формы организации исследовательской деятельности:

  • Исследовательскую практику.

  • Защита выпускной экзаменационной работы

  • Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями)

  • Факультативные занятия

  • Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО)

  • Участие старшеклассников в олимпиадах, конференциях.

  • Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов

В настоящее время, по моему мнению, существует проблема по использованию данной технологии в современной школе по причине:

  • Низкая мотивация учителей к использованию данной технологии

  • Недостаточно сформирован у школьников уровень умений исследовательской деятельности

Данные причины нельзя назвать правомочными, и вот почему. Учитель- профессия творческая, ищущая; учитель не должен бояться нового; учитель, как никто другой должен быть заинтересован в развитии индивидуальности детей.

Основные закономерности развития исследовательской деятельности учащихся.

Здесь, наряду с известными связями типа «учитель-ученик» и др. на первый план выступают новые специфические функции, которые в этой образовательной технологии выступают как ведущие. Две главные из них - «коллега-коллега» и «духовный наставник - младший товарищ». Характерная для исследовательской деятельности ситуация, когда и учитель, и ученик становятся как бы «рука об руку» и им противостоит неизведанное явление природы. В отличие от традиционный схемы, где учащийся и учитель разведены по разные стороны - обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, проверяющий и проверяемый, учащийся чувствует в учителе соратника, помощника, наставника. При этом и реализуется связь «коллега-коллега». Важнейшим условием реализации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа учителя с учеником в заданной предметной области, связанная с освоением методики, сбором экспериментального материала и его обсуждением. На этом этапе возникает очень важный момент соотнесения уровня поставленной задачи с возможностями учащегося, контроля его собственной оценки хода выполнения работы. Таким образом, исследовательская деятельность предполагает личностное общение учителя и ученика. А в процессе личностного общения неизбежно происходит выход за рамки исследуемого предмета. В результате реализуется вторая характерная функциональная связь - «духовный наставник - младший товарищ», посредством которой происходит трансляция ценностных ориентаций и нравственных установок от учителя к ученику, что обеспечивает высокий воспитательный эффект исследовательской деятельности. Другими важными функциональными связями, которые необходимо учитывать при развитии исследовательской деятельности учащихся являются, например, такие, как «ученый-педагог». Эта функциональная связь может связывать школьного учителя и куратора-ученого из профильного научного учреждения, а может локализоваться в одном физическом лице в том случае, если в роли руководителя работы выступает ученый-исследователь. Специфика деятельности ученого, в отличие от учителя, предполагает постоянную постановку и решение новых задач. Исходя из этого, при проектировании исследовательской деятельности необходимо предусматривать для ученого-исследователя постоянное продвижение вперед, постановку новых предметных задач в рамках учебного процесса. Наличие указанных смысловых позиций и функциональных связей задает исследовательскую деятельность как особую образовательную технологию, обеспечивающую развитие личности учащихся на основе освоения культуры исследования как универсального средства освоения действительности.

Виды учебных исследований. Ученическое научно-исследовательское общество.

Учебные исследования можно разделить на три вида: монопредметные, межпредметные, и надпредметные.

  • Монопредметные исследования- этоисследования выполняемые по конкретному предмету, предполагающие привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты этого исследования не выходят за рамки предмета. Это исследование направлено на углубление знаний по отдельному предмету.

  • Межпредметные исследования- это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечение знаний из разных учебных предметов.

  • Надпредметные исследование - это исследование предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем.

Надпредметное исследование имеет ряд преимуществ:

  • Оно способствует преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков

  • Этот вид исследования можно рассматривать как способ поддержки процесса самообразования ученика и расширение форм учёта его достижений.

Одним из продуктивных путей организации учебной исследовательской деятельности школьников является создание и дальнейшее развитие ученического научно-исследовательского общества.

В процессе научного сотрудничества педагога и школьника реализуется ряд этапов, каждый из которых оказывает определенное влияние на развитие исследовательских способностей учащихся.



Примерный вариант поэтапного развития исследовательских навыков учащихся.

Универсальная последовательность этапов исследовательской работы

Развиваемые на данном этапе навыки ученика-исследователя

  1. осуществление выбора темы исследования, обоснование актуальности темы;

  1. способность ориентироваться в современных тенденциях науки;

  1. постановка цели и задач исследования;


  1. умение ставить перед собой цель и последовательно продвигаться к её достижению;

  1. изучение литературных данных по избранной теме (посещение библиотек, работа в сети Интернет);

  1. широкое использование информационных ресурсов, самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний;

  1. составление схемы исследований

  1. логичность и абстрактность мышления;

  1. выбор и освоение наиболее подходящих методов исследования;

  1. объективность в оценке допустимой сложности исполнения и погрешности методов;

  1. проведение исследований и компьютерная обработка результатов;

  1. уверенность в работе с лабораторным оборудованием и программным обеспечением, трудолюбие и наблюдательность;

  1. формулирование выводов;

  1. умение кратко и логично представить полученные результаты;

  1. оформление научного отчета и презентации;

  1. логичность отображения хода исследования, творческий подход к оформлению работы;

  1. защита УНИР на школьной, а затем на районной научно-практической конференции «Юные исследователи окружающей среды - родному краю», в Международной Биос-олимпиаде и других мероприятиях природоохранного значения. , оформление заявок на краевые конкурсы юношеских исследовательских работ и участие в них.

9. ответственность за полученные результаты, дружественное восприятие аудитории и членов жюри в качестве опытных советчиков.

Развитие исследовательской деятельности учащихся.

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность мною осуществляется в три этапа:

  • Первый этап - учебно-исследовательская деятельность на уроке. Это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решение сложных вопросов, требующих активизации знаний, построение гипотез.

  • Полевая практика

  • Работа в НИОГ «Искатель»

Использование исследования как метода познания качественно повышает уровень деятельности учащегося, когда, как бы поднимаясь по ступеням интеллектуальной активности и самостоятельности, ученик идет от восприятия и усвоения готовой информации- через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности, через знакомство с образцами научного решения проблем- к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению. Исследовательская деятельность помогает сформировать личность школьника, ибо, как подчеркивае6т известный психолог А.Н. Леонтьев, «личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся».

Активизируя мыслительную деятельность, исследование способствует раскрытию личностных качеств школьника и развитию его эмоциональной сферы. Участие в исследовательской работе помогает убедить учеников в их человеческой ценности. Современные знания об интеллектуальных возможностях детей дают основания предполагать, что каждый ученик обладает неиспользованными способностями к обучению. Интеллект отмечается динамическим потенциалом, и учитель может создать стимулирующую среду, способствующую развитию умственной деятельности ученика.

Считаю, что исследовательскую работу в школе целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод научного познания и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников. Конечно, исследовательский метод никогда не заменит иных учебных методов, но стать ориентиром на учебном пути может.

Тематика и характер исследовательских работ школьника могут быть различны, но в рамках урока должны отвечать школьным программам. В 6 классе ребята изучают ботанику, и здесь мы проводим исследования по изучению лекарственных, редких, ядовитых растений Борисоглебского района. Рассматривая явление листопада, изучаем вредное влияние сжигание листвы на здоровье человека. На весенней экскурсии по пришкольной территории проводится мониторинг состояния зеленых насаждений. Учащиеся выполняют творческий проект по фитодизайну клумб. В 7 классе, изучая курс зоологии, школьники рассматривают многообразие животного мира на местном материале, выявляют редкие виды животных, прослеживают изменения видового состава, численности. Для выполнения такого вида исследовательской деятельности они обращаются к местной печати, районный музей. В этом роде деятельности учащихся я играю роль консультанта. Результаты исследований оформляются в виде реферата или творческого отчета с использованием рисунков, схем, фотографий.

Надо отметить, что не всегда учащиеся хотят заниматься исследовательской деятельностью. Ребята мало верят в свои силы. В этот момент очень важно учителю предметнику создать творческую атмосферу, поддержать ребенка. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учеников. Для того чтобы побудить школьника к такому виду деятельности, я определила для себя источники активности учащегося:

  • познавательная потребность

  • потребность в самовыражении и самореализации

  • потребность в самопознании и в самовоспитании

  • потребность в социальном признании.

Наиболее сложные исследования, как показала практика, необходимо проводить в старших классах. В этом возрасте для учителя важно формировать у учащихся понятийный аппарат для ведения научного исследования. Обычно индивидуально, а также в рамках работы школьного научного и факультатива в 9-х классах, я провожу обучение работы с источниками информации:

  • различные приемы работы с текстами

  • составление плана текста учебного исследования

  • цитирование, копирование фрагментов

  • систематизация полученных данных

  • методика написания чернового варианта работы по требованиям научно-практической конференции

  • история научного поиска

  • Результативность опыта.

Мои воспитанники ежегодно активно участвуют в работе школьной и районной научно-практической конференции «Юные исследователи окружающей среды - родному краю», в Международной Биос-олимпиаде и других мероприятиях природоохранного значения.

Анализ тем исследовательских работ школьников на кафедре естествознания показывает, что их научные интересы достаточно широкие и разносторонние. Это говорит о новизне и универсальности полученных знаний.

Положительный итог исследовательской деятельности очевиден. Учащиеся расширили свой кругозор, ощутили свою личностную значимость, сумели заявить о себе на достаточно высоком уровне и заинтересовали научно-исследовательской работой других школьников.

Мониторинг участия учащихся нашей школы в предметных олимпиадах по биологии показал, что практически ежегодно школьники занимали призовые места на муниципальном областном, российском и международном уровне.

Литература:

1.О.М.Зайченко. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации.- Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000.

2.С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.

3.В.В.Лаптева, А.П.Тряпицына. Модернизация общего образования: Технология образовательной деятельности: Книга для учителя.- СПб.: ООО «Береста», 2002.

4.О.Е.Лебедева. Образовательные результаты. СПб.: Специальная литература, 1999.

5.Е.М.Муравлев. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности.\\Завуч.2004.№5.

6.Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. - М.: Издательский центр «Академия»,2000.

7. М.В.Степанова. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей.- Санкт-Петербург. Издательство «Каро».2005.












7

© 2010-2022