- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока в 9 классе на тему: Организм -целостная саморегулирующая система
Конспект урока в 9 классе на тему: Организм -целостная саморегулирующая система
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дрыгина Е.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Поурочное планирование. Биология - 9 класс
Тема: «Организма - целостная саморегулирующаяся система»
Урок № 3
Тема урока «Организм - целостная саморегулирующаяся система»
Базовый учебник
Сухорукова Л.Н. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс, учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд - во «Просвещение». - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2011
Цель урока: формирование понятий об организме как биологической системе
Задачи:на основе актуализации знаний из ранее изученных разделов биологии систематизировать знания о многообразии организмов и из роли в природе; развивать умения обобщать и систематизировать информацию; прививать экологическую грамотность; убежденность в необходимости владения биологическими знаниями для сохранения целостности природных систем.
Планируемые результаты: учащийся должен: называть основные группы органического мира; характеризовать представителей прокариот и эукариот (растений, грибов, животных), их роль в природе; сравнивать автотрофный и гетеротрофный способ питания.
Тип урока: урок изучения нового материала с поэтапным закреплением.
Формы работы учащихся: работа с учебником, электронным приложением к учебнику.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, электронный учебник.
Ход урока
-
Организационный этап - 2 - 3 минуты.
Учитель знакомит с планом работы, проверяет наличие учебника и электронного приложения к учебнику у учащегося.
-
Изучение нового материала.
-
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.
Тема нашего урока - «Организм - целостная саморегулирующаяся система». Для начала давай вспомним:
-
Какое строение имеет клетка животного? Открой интерактивную таблицу - стр. 14 «Строение животной клетки». Расскажи о функциях органоидов клетки.
-
Вспомни уровни организации живого организма, при ответе используй рисунок 1.1 (Учащийся должен выстроить цепочку: клетка - ткани - орган - система органов - организм)
-
Одним из признаков живого организма является - клеточное строение. А что такое клетка? Дай определение. (Если возникли трудности можно открыть словарик электронного учебника)
-
Может ли одна клетка являться целостным организмом? Приведи примеры одноклеточных организмов.
(При ответе использовать интерактивную таблицу «Одноклеточные и многоклеточные организмы»)
-
Дай определение понятию - «ткани».
-
Что образуют ткани?
Открой презентацию «Ткани человека» и повтори особенности строения тканей.
Что такое система органов? Приведи примеры
1. Уровни организации жизни на Земле
(по Северцову)
Биоценоз
Человеческоеобщество
4
3
Популяция
Вид
Многоклеточный организм
Одноклеточный организм
2
Клетка
-
-
клеточно-молекулярный
-
организменный
-
популяционно-видовой
-
биоценотический
-
биосферный
-
1
Молекула
Молекула
Клетка
Ткань
Орган
Система органов
Организм
Орган - часть тела, имеющая определенную форму, строение, место расположения и выполняющая одну или несколько функций.
Система органов - это органы, объединенные анатомически, имеющие общий план строения, общее происхождение и выполняющие единые функции.
-
СООД (скелет, мышцы)
-
Лимфатическая система (лимфатические узлы, лимфатические сосуды)
-
Кровеносная система (сердце, кровеносные сосуды)
-
Половая система (половые органы, половые железы)
-
Нервная система (органы чувств, нервы, головной и спинной мозг)
-
Эндокринная система (железы внутренней секреции)
-
Пищеварительная система (кишечник, пищеварительные железы)
-
Дыхательная система (легкие, воздухоносные пути)
-
Выделительная система (почки, мочевыводящие пути0
-
Покровная (кожа, слизистые оболочки.
Биологический смысл жизни на планете Земля - воспроизведение себе подомных, т.е. размножение.
Размножение бывает двух видов - половое и бесполое. Мы уже знаем, что главное преимущество полового размножения - генетическое разнообразие потомков, которые имеют больше шансов приспособиться к изменениям окружающей среды.
-
Какое влияние окружающая среда оказывает или может оказать на организм?
-
Связь организма с внешней средой
-
С помощью каких органов воспринимаются сигналы из внешней среды?
Поток информации осуществляется по каналам прямой и обратной связи: в исполнительных нейронах возникают нервные импульсы, поступающие в ЦНС и сигнализирующие о его состоянии. В ответ на них к органам поступают импульсы, усиливающие или ослабляющие ответную реакцию. Наличие сигнальной формы информации, ее передача по принципу обратной связи - характерная черта организма как живой системы.
Открой слайд - шоу «Прямая и обратная связь».
Ответь на вопросы:
-
Кто в данном случае является управляющим звеном, кто является исполнительным звеном?
-
Что происходит ворганизмов при возникновении опасности?
Физкультминутка. Настало время сделать небольшую паузу, провести физкультминутку для глаз. Открой электронную физкультминутку и выполни задания.
-
Организм - саморегулирующаяся система.
Прочитай текст учебника «Организм - саморегулирующаяся система».
-
Что такое гомеостаз?
-
Закрепление изученного материала.
-
Почему живой организм следует считать целостной и открытой системой?
-
В чем состоит принцип саморегуляции организма?
-
Что определяет поведение организма?
Проверь свои знания при помощи теста на стр. 15
-
Домашнее задание
Изучить материал §3, ответить на вопросы стр.15, используя интерактивную таблицу «Потребности - основа поведения» составить рассказ о жизни одного из животных.