Рабочая программа по биологии Биология. Живой организм Н. И. Сонин

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Живой организм

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и программы курса «Живой организм» для 6 класса автора Н.И. Сонин 2011г.// Биология в основной школе: Программы. - М.: Дрофа, 2009,отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Настоящая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и учетом плана МБОУ ЛСОШ №2 им. Н.Ф. Струченкова с учетом 34 учебных недель на 68 часов (2 часа в неделю, из них 12 лабораторных работ).

Данный УМК рекомендован отделом народного образования, а так же выбран и утвержден районным методическим объединением.

Цели и задачи обучения биологии:

-овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения;

-установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

-подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства и здравоохранения.

Структура и содержание программы определены с учетом опыта обучения биологии в школе и достижений биологической науки. В программе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры: клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, учение об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, экологические закономерности.

Изменения в программе:

Лабораторные работы:

1. Строение корневых систем

2. Строение почек

3. Расположение почек на стебле, простые и сложные листья

4. Перемещение дождевого червя

5. Черенкование комнатных растений;

Перенести на апрель - май, провести их после повторения соответствующего теоретического материала.

Выделить время на проведение экскурсий с целью изучения природы и активизации познавательной активности обучающихся.

Планируемый результат.

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.

Учащиеся должны знать:

-основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие размножение);

- химический состав клетки, значение основных органических и не органических веществ;

- особенности строения ядерных и безъядерных клеток; важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;

- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

- типы деления клеток , их роль в организме;

- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание и перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

-характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать органоиды клетки;

- узнавать основные формы цветкового растения;

- распознавать органы и системы органов изученных организмов;

- составлять простейшие цепи питания;

- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.




Содержание курса

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема Ι. Строение и свойства живых организмов (22 часа)

Основные свойства живых организмов. Многообразие живых организмов. Химический состав клетки. Содержание химических элементов в клетке. Неорганические и органические вещества: белки, жиры, углеводы… клетка - элементарная единица живого. Деление клетки. Ткани растений и животных. Органы и системы органов (корень, почка, стебель, лист, цветок, семя, строение семени). Растения и животные как целостные организмы. Взаимосвязь клеток тканей органов.

Лабораторные работы:

Определение строения клеток живых организмов. Ткани растительных организмов. Ткани животных организмов. Строение семян. Распознание органов животных.

Тема ΙΙ. Жизнедеятельность организма (36 часов)

Питание и пищеварение. Питание животных. Питание растений. Воздушное питание. Травоядные и хищные животные. Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

Дыхание. Роль кислорода. Дыхание растений и животных.

Движение веществ в организме. Перенос веществ у позвоночных и беспозвоночных животных. Гемолимфа. Кровь.

Выделение. Выделение у растений. Выделение у животных. Обмен веществ и энергии.

Опорные системы. Движение.

Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Нервная система. Рефлексы. Эндокринная система.

Размножение (бесполое, половое, семенами у растений). Цветок как орган полового размножения.

Рост. Развитие. Состояние покоя. Постэмбриональное развитие.

Лабораторные работы:

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Разнообразие опорных систем животных. Бесполое размножение растений. Развитие насекомых.


Тема ΙΙΙ. Организм и среда (10 часов)

Среда обитания. Факторы среды. Взаимосвязи живых организмов. Влияние факторов неживой природы.

Природные сообщества. Экосистемы. Цепи питания. Экскурсии в лес и на водоем.

Лабораторные работы:

Строение корневых систем. Строение почек. Передвижение дождевого червя.











Поурочно-тематическое планирование (6 класс)

Автор Н.И. Сонин (68 часов, 2 часа в неделю)

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол. Часов.

Дата проведения

п/п

В теме

План

факт

Тема Ι. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

22

1.1. Основные свойства живых организмов

2

1

1

Многообразие живых организмов

1

2

2

Основные свойства живых организмов

1


1.2. Химический состав клеток

2

3

1

Содержание химических элементов в клетке. Неорганические вещества.

1

4

2

Органические вещества: белки, жиры, углеводы… Л/р. №1.

1


1.3.Строение растительной и животной клеток

2

5

1

Клетка - элементарная единица живого. Строение и функции органоидов клеток.

1

6

2

Вирусы - неклеточная форма жизни. Различие в строении растительной и животной клеток. Л/р. № 2.

1


1.4. деление клетки.

2

7

1

Деление клетки. Основные типы деления. Митоз.

1

8

2

Мейоз, его биологическое значение.

1


1.5. Ткани растений и животных.

2

9

1

Ткани животных. Л/Р. № 3

1

10

2

Ткани растений. Л/Р. № 4

1


1.6. органы и системы органов.

10

11

1

Органы цветкового растения. Корень.

1

12

2

Корневые системы. Видоизменения корней.

1

13

3

Строение и значение побега. Почка.

1

14

4

Стебель как осевой орган побега.

1

15

5

Лист. Строение и функции.

1

16

6

Цветок, его строение и значение. Соцветия.

1

17

7

Строение семян. Л/р. №5.

1

18

8

Органы и системы органов животных.

1

19

9

Органы и системы органов животных.

1

20

10

Лабораторная работа № 6.

1


1.7. растения и животные как целостные огранизмы.

2

21

1

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах.

1

22

2

Живые организмы и окружающая среда.

1

Тема ΙΙ. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА.

36

2.1. Питание и пищеварение

8

23

1

Питание и пищеварение. Питание растений.

1

24

2

Почвенное питание. Роль корня.

1

25

3

Воздушное питание.

1

26

4

Фотосинтез.

1

27

5

Питание животных.

1

28

6

Травоядные животные. Хищники.

1

29

7

Пищеварение и его значение.

1

30

8

Пищеварительные ферменты.

1


2.2. Дыхание.

3

31

1

Значение дыхания. Роль кислорода.

1

32

2

Дыхание растений.

1

33

3

Дыхание животных.

1


2.3. Передвижение веществ в организме

4

34

1

Передвижение веществ минеральных и органических в растении. Л/р. №8

1

35

2

Перенос веществ в организме беспозвоночных животных.

1

36

3

Перенос веществ в организме позвоночных животных.

1

37

4

Гемолимфа, кровь и составные части.

1


2.4. Выделение.

4

38

1

Роль выделения в процессе жизнедеятельности.

1

39

2

Выделение у растений.

1

40

3

Выделение у животных.

1

41

4

Обмен веществ и энергии.

1


2.5.Опорные системы.

2

42

1

Опорная система. Значение в организме.

1

43

2

Опорная система растений и позвоночных животных. Л/р. № 8.

1


2.6. Движение.

2

44

1

Движение как особенность живых организмов. Двигательные реакции растений.

1

45

2

Движение одноклеточных и многоклеточных животных.

1


2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.

5

46

1

Жизнедеятельность организмов и ее связь с окружающей средой.

1

47

2

Регуляция процессов жизнедеятельности.

1

48

3

Раздражимость. Нервная система.

1

49

4

Основные типы нервных систем. Рефлекс.

1

50

5

Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества.

1


2.8. Размножение.

4

51

1

Размножение растений. Бесполое размножение. Л/р. № 11.

1

52

2

Половое размножение животных и растений.

1

53

3

Размножение растений семенами.

1

54

4

Цветок как орган полового размножения

1


2.9. Рост и развитие

4

55

1

Рост и развитие растений. Распространение семян и плодов.

1

56

2

Состояние покоя. Условия проростания семян.

1

57

3

Особенности развития животных. Постэмбриональное развитие животных.

1

58

4

л/р. №12 прямое и непрямое развитие насекомых.

1

Тема ΙΙΙ. ОРГАНИЗМ И СРЕДА

10

3.1. Среда Обитания. Факторы среды.

2

59

1

Влияние факторов неживой природы

1

60

2

Взаимосвязи живых организмов.

1


3.2. Природные сообщества.

2

61

1

Природные сообщества и экосистемы.

1

62

2

Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

1


Повторение

2

63

1

Повторение материала. Л/р. № 9.

1

64

2

Повторение материала. Л/р. №10.

1


Экскурсии.

4

65

1

Экскурсия в лес.

1

66

2

Экскурсия в лес.

1

67

3

Экскурсия на водоем.

1

68

4

Экскурсия на водоем.

1


© 2010-2022