Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»

"Описание материала: В своей педагогической деятельности я столкнулась с рядом проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное усвоение нового материала: Во-первых, снижение интереса к предмету, интеллектуальная пассивность. Если у обучающихся 5 класса интерес к предмету достаточно высокий, то к 11-му классу он заметно снижается. Всплеск заинтересованности наблюдается у обучающихся 8-го класса при изучении курса: «Биология. Человек». Во-вторых, у современных школьников отсутствует стремление к всестороннему развитию. Это связано с тем, что в последние годы в нашей жизни произошли огромные изменения, и у школьников появилась возможность «не напрягать» свои мозги, а воспользоваться готовым продуктом: решебниками, вариантами ответов по всем предметам, используя всемирную паутину Интернет. В-третьих, отсутствие развития у детей творческого мышления. Неразвитость творческого мышления объясняется тем, что современные школьники практически не читают ни художественных, ни научно-популярных изданий. Всё свободное время дети проводят за компьютером, причём, играют в игры с узкой специфической направленностью, которые уводят в виртуальный мир, не давая возможности ребёнку самому что-либо интересное придумать, подавляют развитие творческого потенциала. В четвертых, большинство обуча... В своей педагогической деятельности я стараюсь обеспечить развитие в каждом ребенке его способностей, формирование его потенциальных возможностей, культуры мышления. Считаю необходимым дать возможность всем без исключения обучающимся проявить свои возможности, весь свой творческий потенциал, чтобы образование превратилось в процесс непрерывного развития личности, знаний, навыков.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Активизация познавательной деятельности

на уроках биологии


(Методическая разработка)




Выполнила:

учитель биологии II категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 3 г. Йошкар-Олы»

Бобыкина Наталья Владимировна.








Йошкар- Ола


2012

Содержание:

Введение ................................................................................................................3

Глава 1 Дидактические основы активизации учения обучающихся.................8

1.1Активизация познавательной деятельности обучающихся..........................8

1.2 Уровни познавательной активности..............................................................11

1.3 Принципы активизации познавательной деятельности обучающихся......11

1.3.1 Принцип проблемности...............................................................................12

1.3.2 Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач..........................13

1.3.3 Принцип взаимообучения...........................................................................13

1.3.4 Принцип исследования изучаемых проблем и явлений...........................13

1.3.5 Принцип индивидуальзма...........................................................................14

1.3.6 Принцип самообучения...............................................................................14

1.4 Факторы, побуждающие обучающихся к активности..................................15

1.5 Приемы активизации познавательной деятельности...................................16

1.6 Методы активизации познавательной деятельности обучающихся...........19

1.6.1 Словесные методы........................................................................................19

1.6.2 Наглядные методы........................................................................................22

Глава 2 Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.......23

2.1 Опыт применения отдельных приемов и методов активизиции познавательной деятельности на уроках.............................................................23

2.2 Результаты использования приемов и методов активизиции познавательной деятельности на уроках.........................................................................................26

2.3 Прогнозирование результатов использования приемов и методов активизации познавательной деятельности........................................................28

Заключение.............................................................................................................29

Список литературы................................................................................................30

Приложения............................................................................................................32


Введение

Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В. Сухомлинский

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого обучающегося через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания обучающихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления обучающихся - наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обощать, делать выводы, классифицировать, сравнивать.

Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познаваетльный интерес.

Вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических положений от умения применять их на практике.

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления, проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него отвественность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Таким образом, актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приемы учения.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с рядом проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное усвоение нового материала:

Во-первых, снижение интереса к предмету, интеллектуальная пассивность. Если у обучающихся 5 класса интерес к предмету достаточно высокий, то к 11-му классу он заметно снижается. Всплеск заинтересованности наблюдается у обучающихся 8-го класса при изучении курса: «Биология. Человек».Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»

Во-вторых, у современных школьников отсутствует стремление к всестороннему развитию. Это связано с тем, что в последние годы в нашей жизни произошли огромные изменения, и у школьников появилась возможность «не напрягать» свои мозги, а воспользоваться готовым продуктом: решебниками, вариантами ответов по всем предметам, используя всемирную паутину Интернет.

В-третьих, отсутствие развития у детей творческого мышления. Неразвитость творческого мышления объясняется тем, что современные школьники практически не читают ни художественных, ни научно-популярных изданий. Всё свободное время дети проводят за компьютером, причём, играют в игры с узкой специфической направленностью, которые уводят в виртуальный мир, не давая возможности ребёнку самому что-либо интересное придумать, подавляют развитие творческого потенциала.

В четвертых, большинство обучающихся не хотят работать самостоятельно, т.к. нацелены на получение уже готовых знаний.

Поэтому, начиная с 2009-2010 учебного года, в начале и в конце учебного года я провожу диагностику ориентированности на учебно-познавательную деятельность, диагностику мышления, наличия у школьников теоретического анализа и синтеза. Анализ результатов показал, что большинство обучающихся имеют средний уровень познавательной активности, есть также школьники с высоким и низким уровнем. С применением приемов, форм и методов активизации познавательной деятельности количество детей с низким уровнем познавательной активности уменьшилось в среднем на 8%.[Приложение 1].


Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»






Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»








В своей педагогической деятельности я стараюсь обеспечить развитие в каждом ребенке его способностей, формирование его потенциальных возможностей, культуры мышления. Считаю необходимым дать возможность всем без исключения обучающимся проявить свои возможности, весь свой творческий потенциал, чтобы образование превратилось в процесс непрерывного развития личности, знаний, навыков.

Цель методической разработки: выяснить эффективность применения принципов и методов активизации познавательной деятельности на уроках биологии.

Задачи:

1. Раскрыть суть принципов и методов активизации познавательной деятельности обучающихся.

2. Проиллюстрировать на примере конкретных уроков возможность использования принципов и методов активизации познавательной деятельности.

3. Выявлять уровень повышения интереса к предмету и уровень познавательной активности обучающихся на каждом этапе обучения.























Глава 1 Дидактические основы активизации учения обучающихся

1.1 Активизация познавательной деятельности обучающихся

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия [3].

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании обучающегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучающихся (ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении [4].

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности обучающихся. Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая обучающегося по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение [3].

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;

  • стремление к самостоятельной деятельности;

  • сознательность выполнения заданий;

  • систематичность обучения;

  • стремление повысить свой личный уровень [5].

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим обучающимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность обучающегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса [6].

В педагогической практике используются различные пути активации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;

  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

  • рецензировать ответы товарищей;

  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;

  • объяснять более слабым обучающимся непонятный материал;

  • самостоятельно выбирать посильное задание;

  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения [7].

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности обучающихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения, в конечном итоге, определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью [8].


1.2 Уровни познавательной активности

Первый уровень - воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у обучаюшихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?».

Второй уровень - интерпритирующая активность.

Характеризуется стремлением обучающегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи мужду явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что обучающийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческая активность.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств обучающегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что обучающийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения [9].

1.3 Принципы активизации познавательной деятельности обучающихся

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремиться к продуктивному результату. При этом от обучающегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающегося [10].

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная активность обучающегося не может не сводиться только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У обучающегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный богаж обучающегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности имеет столь важное значение [11].

1.3.1 Принцип проблемности

Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности.

Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении обучающегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других обучающихся, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, обучающийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что он должен быть направлен на решение соответствующих дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование естественнонаучного мышления.

1.3.2 Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки обучающихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности обучающихся по своему характеру максимально приближалась к реальной действительности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

1.3.3 Принцип взаимообучения

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности обучающихся является принцип взаимообучения.

Следует иметь в виду, что школьники в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения [13].

1.3.4 Принцип исследования изучаемых проблем и явлений

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность обучающихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должен по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

1.3.5 Принцип индивидуальзма

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуальзма - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей, например:

  • адаптация к учебному процессу;

  • способность к восприятию и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого обучающегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса [14].

1.3.6 Принцип самообучения

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения.

Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого обучающегося на основе его личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности обучающихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание обучающегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают обучающихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность обучающихся [9].

1.4 Факторы, побуждающие обучающихся к активности

В числе основных факторов, побуждающих обучающихся к активности, авторы [1] выделяют:

  • творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет побудить у обучающихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний;

  • состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности обучающегося. Однако, в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на уроках, проводимых в игровой форме [15].

  • игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивированный процесс мыслительной активности обучающегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает ее участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность обучающихся, так как различный подход к занятиям, вызовет у обущающихся интерес, обучающиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на обучающегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует как самостоятельный фактор и является методом, который побуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение [16].

Особое значение для успешной реализации принципа в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера, такие как програмированные задания, тесты, домашние биологические опыты и т.д.

Активизация учения обучающихся не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучающихся на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения обучающегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности [12].

1.5 Приемы активизации познавательной деятельности

В процессе приобретения обучающимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для обучающихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех обучающихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей обучающихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого обучающегося.

В процессе обучения школьник также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности обучающихся. Б.П.Есипов считает [13], что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками. Г.М. Лебедев указывает [14], что «познавательная активность - это инициативное, действенное отношение обучающихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». В первом случае речь идет о самостоятельной деятельности преподавателя и обучающихся, а во втором - о деятельности обучающихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия обучающихся.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий, в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят обучающихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно выделить несколько приемов активизации познавательной деятельности:

  • Метод проблемного обучения составляет органическую связь системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение обучающихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

  • Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т.е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями [9].

  • Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

  • Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса обучающихся является наблюдение, смыкающееся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности обучающегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.


1.6 Методы активизации познавательной деятельности обучающихся

В педагогической практике и методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным [20].

1.6.1 Словесные методы

  1. Метод дискуссии.

Применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы обучающиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

  1. Метод самостоятельной работы с обучающимися.

С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя план-конспект, обучающиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у обучающихся теоретического и обзорно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают обучающимся различные посильные задания.

В классе обучающиеся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы обучающиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, обучающиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения [12].

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Организовывается самостоятельная работа следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Здесь есть свои требования:

  • текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, обучающиеся вынуждены часто переспрашивать);

  • нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

    Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для обучающихся.

    К сожалению, я вынуждена, как и многие учителя пользоваться самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делять на три типа:

  1. дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их учителем:

  • карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;

  • карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы и словесные ответы;

  • карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

    1. дидактческие материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью закрепления и применения знаний и умений:

  • карточка с вопросами для размышлений;

  • карточка с заданием выполнить рисунок;

  • карточка с биологической задачей.

      1. дидактические материалы для самостоятельной работы обучающихся с целью контроля знаний и умений:

  • карточка с немым рисунком;

Возможно использование в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта и как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

  • тестовые задания.

Их применяют также и в индивидуальном порядке и для класса в целом. В последнее время более эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда обучающиеся пытаются просто угадать ответ [7].

4. Метод проблемного изложения.

Заключается в создании на уроке проблемной ситуации. Обучающиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у обучающихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обощения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

  • выдвижение проблемного вопроса,

  • создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

  • создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

  • демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.

Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью обучающихся [19].

      1. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач.

Все обучающиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцируют - более сложные, творческого характера - сильным обучающимся, а аналогичные - слабым.

При этом у самих обучающихся на этом не акцентируют внимание. Каждый обучающийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению [11].

1.6.2 Наглядные методы

Одним из таких методов является частично-поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа обучающихся таким образом, чтобы часть новых знаний они добывали сами.

Также используются методы усного изложения - рассказ, лекция. При подготовке лекции планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Для того, чтобы на уроке высокая познавательная активность сохранилась, нужно:

      1. компетентное и независимое жюри (преподаватель и обучающиеся - консультанты из других групп);

      2. задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым обучающимся будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным-простые;

      3. оценивать деятельность группы и каждого обучающегося;

      4. давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя обучающиеся тихие, незаметные на фоне более активных.



Глава 2 Активизация познавательной деятельности на уроках биологии

2.1 Опыт применения отдельных приемов и методов активизиции познавательной деятельности на уроках

Деятельность - источник познания, формирования личности обучающегося и основа совершенствования учебного процесса.

Научить думать, развивать мышление, создавать условия для творческой работы, благодаря которой каждый обучающийся получает удовлетворение своей деятельностью и обнаруживает на что он способен - это самое главное в моей работе.

Я стараюсь применять разнообразные приемы, которые способствуют развитию активной самостоятельной деятельности обучающихся.

«Природа» - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть»,- писал Сухомлинский. Природа - сильнейшее средство активизации познавательного процесса. Именно на экскурсии у школьников пробуждается чувство восторга переживаний, навеянных красотой природы, формируются убеждения в необходимости охраны природы. Это уроки-экскурсии:

    • «Тела живой и неживой природы. Явления природы» (5 класс).

Ребята называют признаки живой и неживой природы, осознанно их разделяют, приводят примеры.

  • «Мир растений» (6 класс).

    Во время экскурсии обучающиеся разделяют растения на группы по внешнему виду и самостоятельно выделяют признаки, характерные для каждой жизненной формы.

  • «Понятие о биогеоценозе, экосистеме и растительном сообществе». (6 класс).

На уроках в целях активизации познавательной деятельности применяю загадки, ребусы, кроссворды [Приложение 2].

При изучении новой темы использую групповую форму работы, которая имеет ряд преимуществ:

- побуждает участников группы к активности, самостоятельности, ответственности, т.к. результат работы зависит от вклада каждого;

- облегчает процесс усвоения, запоминания и применения новых знаний;

- позволяет повышать познавательную мотивацию и дольше сохранять работоспособность участников группы;

- способствует развитию коммуникативных особенностей, которые необходимы для успешной работы в любом коллективе[Приложение 3].

Использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у обучащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей [Приложение 4].

Одним из существенных слагаемых активизации познавательной деятельности обучающихся является игра. Практика показывает, что использование игровых элементов на уроках позволяет естесственным и простым способом «возбудить» деятельность научного воображения и создать в памяти обучающегося многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнообразными явлениями жизни [Приложение 5].

На уроках для развития познавательного интереса обучающихся я использую:

  • всевозможные биологические задачи.

    Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность обучающихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии [Приложение 6].

  • составление схем, таблиц.

    Например, в 6 классе при изучении признаков классов прошу обучающихся заполнить таблицу: «Основные признаки классов»

Признаки

Класс Однодольные

Класс Двудольные




В 7 классе при изучении темы: «Класс Земноводные» отвечая на вопрос: Укажите, какие особенности лягушки указывают на то, что она земноводное животное? обучающиеся заполняют таблицу:

Черты приспособленности к водной среде

Черты приспособленности к наземной среде



Развитию познавательной активности обучающихся способствует широкое использование лабораторных работ. Они позволяют школьникам осуществить необходимые наблюдения за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение; прогнозировать результат. Запись результатов наблюдения я предлагаю делать ребятам в виде текстовых записей, рисунков, схем, таблиц.


2.2 Результаты использования приемов и методов активизиции познавательной деятельности на уроках

Использование приемов и методов активизации познавательной деятельности на уроках дало положительные результаты:

1. Наблюдается повышение интереса к изучению предмета.



Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»

2. Проведенная в 2009 -2011 годах диагностика ориентированности на учебно-познавательную деятельность показала, что на 8% снизилось количество обучающихся с низким уровнем развития познавательной активности; количество обучающихся со средним уровнем познавательной активности увеличилось на 8%, а количество обучающихся с высоким уровнем, к сожалению, осталось неизменным.Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»






Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»







Ежегодно обучающиеся 7-11 классов принимают участие в Молодежном биологическом чемпионате. В 2011 году обучающаяся 7 класса Королева Анна заняла 1 место в районе и 3 место в регионе. Во всероссийском конкурсе «Человек и природа» в 2012 году обучающаяся 11 класса Патрушева Анастасия заняла 3 место в районе.

Каждый учебный год обучающиеся 8 класса заявляют о себе на школьных и муниципальных этапах всероссийской олимпиады школьников по биологии.

В 2008 -2009 учебном году Мамаев Константин принял участие в очном туре Республиканской олимпиады имени Красникова А.М.

По сравнению с 2008-2009 учебным годом обучающиеся стали активнее принимать участие в городских экологических конкурсах и акциях:

  • Выставка цветов (городское мероприятие);

  • Выставка рисунков «Мир заповедной природы республики Марий Эл», фотовыскавка «Заповедная природа республики Марий Эл» (эколого-биологический центр)

  • «Марш парков» (республиканская акция).

    Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения школьникам очень нравятся. Они дают им возможность активно включаться в познавательную деятельность, проявлять свое творчество и индивидуальность, применять знания на практике.




2.3 Прогнозирование результатов использования приемов и методов активизации познавательной деятельности

Ребятам, окончившим школу, необходимо адаптироваться в сложном современном мире, им, скорее всего, нужна не столько сумма полученных на уроках знаний, сколько умение их находить самим, ощущение себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими. В результате моей педагогической деятельности я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету, развивая интеллектуальные и творческие способности обучающихся. Анализируя представленный выше практический материал, можно сделать вывод, что использование приемов и методов активизации познавательной деятельности в процессе обучения создает личностную мотивацию школьника в решении той или иной проблемы. Я считаю, что умение обучающихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.

В целях дальнейшего развития интеллектуальных способностей обучающихся, а значит и повышения результативности обучения, необходимо решать в ходе моей дальнейшей педагогической деятельности заявленные мною проблемы, а это значит:

  • Повышать интерес к изучению предмета.

  • Прививать стремление к всестороннему развитию.

  • Развивать у детей творческое мышление.

  • Развивать у школьников стремление самостоятельно добывать знания.

Я уверена в том, что решение данных проблем позволит повысить результативность обучения.




Заключение

На современном этапе развития школьного образования проблема

активизации познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность обучающихся. Активное обучение способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств обучающихся; развивают их познавательные силы; выявляют и реализуют потенциальные возможности обучающегося; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у них интерес к овладению знаниями.
















Список литературы:

  1. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. 62 с.

  2. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта - Наука, 1986. 150 с.

  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Просвящение, 1995. 38 с.

  4. Бордовская Н.В., Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011. 269 с.

  5. Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. Волгоград: Учитель, 2004.

  6. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. 27 с.

  7. Замов Л.В. Наглядность и активизация у учащихся в обучении. М.: Просвящение, 1997. 238 с.

  8. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7. с.18.

  9. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.

  10. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Роспедагенство, 2005. 54 с.

  11. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвящение, 2007. 158 с.

  12. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. М.: Академия, 2004. 224 с.

  13. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвящение, 1986. 218 с

  14. Организация познавательной деятельности учащихся. / Под ред. В.Д. Семенов. Свердловск: Амалфея, 1985. 140 с.

  15. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвящение, 1991. 150с

  16. Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. М.: Просвящение, 1985. 271 с.

  17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Педагогика, 1984. 92 с.

  18. Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.

  19. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.72 с.

  20. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвящение, 1982. 160 с.

  21. Шамова Т.И. Активация учения школьников. М.: Академия. 1982. 356 с.







Приложение 1

Диагностика мотивации познавательной деятельности

  1. Методика мотивации учения «Учебная мотивация как показатель качества образования» (М. Лукиянова, ж. «Народное образование», 8/2001г.)

    Цель методики - выявить характер мотивации, смысл учения для школьника. Данная методика позволяет выявить:

    1) личностный смысл учения;

    2) способность к целепологанию;

    3) виды мотивов.

    Карта диагностики познавательной активности школьника.

    1. Как долго ученик подолгу (2-2,5 часа в день) занимается умственной деятельностью (кроме уроков в школе)?

    а) часто; б) иногда; в) очень редко.

    2. Как ведет себя ученик, когда задан вопрос на сообразительность?

    а) предпочитает помучиться, но сам находит ответ; б) когда как;

    в) предпочитает получить готовый ответ от других.

    3. Много ли читает ученик дополнительной литературы?

    а) постоянно много; б) мало читает; в) не читает совсем.

    4. Насколько эмоционально относится к интеллектуальной деятельности?

    а) очень эмоционально; б) средний уровень выраженности эмоций;

    в) эмоции ярко не выражены.

    5. Часто ли ученик задает вопросы?

    а) часто; б) иногда; в) не задает совсем.

    Беседуя с обучающимся, наблюдая за его поведением на уроках, беседуя с родителями, можно заполнить данную карту. Подсчитав средний балл, получаем индекс познавательной активности или индекс мотивации познавательной деятельности (I).

    I. от 3,5 до 5 - высокий уровень познавательной активности;

    I. от 2,5 до 3,5 - средний уровень познавательной активности;

    I. меньше 2,5 - низкий уровень познавательной активности.

    При низком уровне познавательной активности у школьника очень трудно с ним заниматься, в том числе и развитием познавательных процессов и интеллектуальных способностей. Поэтому в такой ситуации предварительно нужно заниматься формированием положительной мотивации познавательной деятельности.

    Тест «10 существительных».

    Для диагностики мотивов деятельности, их ценностных ориентаций.

    Задания обучающимся: расставьте слова в порядке значимости для вас, начиная с самого значимого.

    Книги, хлеб, одежда, деньги, человек, природа, спорт, искусство, учеба, развлечения.

    Что будет помещено на 1-е, 2-е место, те ориентации и будут преобладать в деятельности обучающихся.

    Данные диагностики позволяют установить, насколько подросток ориентирован именно на учебную и познавательную деятельность. От уровня мотивации познавательной деятельности подростка будет зависеть эффективность занятий по развитию интеллектуальных способностей у школьника.

    Способность к анализу и синтезу.

    Можно выявить при анализе условий задачи на известные и неизвестные элементы, искомые.

    Тест «Анаграмма».

    Цель: выявить наличие или отсутствие у школьника теоретического анализа и синтеза.

    Инструкция: обучающимся прелагаются анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв). Обучающиеся должны по данным анаграмм найти исходные слова.

    Задание: лбко, упкс, раяи, еравшн, ркдети, ашнрри, окамднри, вцтеко, лкбуинак, умызак.

    Ответы: блок, пуск, ария, реванш, кредит, шарнир, командир, цветок, клубника, музыка.

    Обучаюшиеся в результате выполнения задания разделяются на две группы: 1-а группа - решают каждую задачу как новую. У них отсутствует теоретический анализ.

    2-я группа - быстро находят ответы, обнаружив общее правило: две соседние буквы переставлены местами. На эту деятельность и направлен их анализ.

    Если 3 задания из 5 предложенных обучающийся выполняет - удовлетворительный уровень сформированности мыслительной операции.






Приложение 2

Кроссворд по теме: «Вегетативные органы. Корень» 6 класс

Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»



1. Корень, развивающийся от стебля или листа.

2. Осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев.

3. Ответвление главного, бокового или придаточного корня.

4. Корневая система с хорошо выраженным главным корнем.

5. Видоизменённый утолщённый боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ.

6. Зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация.

7. Зона, где конус нарастания, представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивает рост корня в длину за счёт непрерывного деления клеток.

8. Зона корня, расположенная выше зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы.

9. Корень, развивающийся из зародышевого корешка.

10. Корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень.

11. Перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы при помощи корневых волосков.

12. Защитное, постоянно обновляющее клетки образование на верхушке растущего корня.

  1. Видоизменённый утолщённый главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ.

«Опорно-двигательная система» 8 класс


Статья «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»


1. Совокупность костей, являющихся частью опорно-двигательной системы организма.

2. Железа внутренней секреции, вырабатывающая гормон роста.

3. Одна из функций скелета.

4. Плотная соединительная ткань, наружная часть кости.

5. Кости, имеющие вид цилиндров с утолщенными краевыми концами.

6. Мышцы, работающие попеременно, например при сгибании и разгибании руки.

7. Часть мышцы из прочной соединительной ткани, прикрепляющейся к кости.

8. Кости, имеющие на поверхности тонкое компактное вещество, под которым находится вещество, заполненное красным костным мозгом.

9. Вещество кости, состоящее из костных перемычек и балок, которые образуют многочисленные ячейки, заполненные красным костным мозгом.

10. Одна из функций костей и мышц, как единой системы.

11. Название костей, к которым относятся лопатки, тазовые кости, кости черепа.

12. Мышцы, работающие одновременно в одном направлении, например при напряжении руки.


Загадки по теме: «Бактерии, водоросли, грибы, лишайники».

Гриб и водоросль дружно жили.

Вместе ели, вместе пили.

Чтобы я и дальше рос,

Очень важен симбиоз.(Лишайник)

Тундра ягелем богата,

Ест меня олень рогатый. .(Лишайник)

1. Я в еловом лесу,

Бородой своей трясу. (Лишайник бородач)

2. Оглянуться не успел,

Весь забор позеленел.(водоросль, плеврококк)

3. Хоть капустой и прозвали,

Но на грядках не сажали.(водоросль, морская капуста)

4. Хоть меня не видит глаз,

Заразить могу я вас.

И холерой, и ангиной,

Насморком и скарлатиной. (бактерии)

5. Без меня не сваришь сыра,

И не сделаешь кефира.

Простоквашу и творог,

Приготовить я помог.(бактерии)

6. Мама тесто замесила,

Меня в тесто положила.

От пузырьков углекислого газа,

Тесто вылезло из таза. (грибы, дрожжи)

7. Что случилось с нашим хлебом?

Хлеб таким, ведь, раньше не был.

Стал белым, пушистым, наш хлеб друзья.

Но есть, к сожаленью, его нельзя! (грибы, плесень мукор)

8. На берёзе я расту,

Не щажу её красу.

Чахнет деревце, скрипит.

Вот такой я паразит. (гриб трутовик)












Приложение 3

Тема урока: Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц

«Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика»

Цель урока: Знакомство обучающихся с многообразием, систематическими и экологическими группами птиц.

Задачи урока: образовательные:

  • сформировать у обучающихся знания о многообразии и систематических группах птиц;

  • раскрыть особенности образа жизни птиц разных экологических групп;

  • раскрыть особенности строения птиц разных экологических групп.

    воспитательные:

  • формировать у обучающихся экологическую грамотность;

  • способствовать формированию умения работать в группе.

    Развивающие:

  • развивать умение анализировать, делать выводы.

Форма урока: работа обучающихся в группе.

Оборудование: иллюстрации, раздаточный материал.

Ход урока: 1 Актуализация знаний

  1. Фронтальная проверка знаний.

  • Каковы основные части куриного яйца?

  • Где расположен зародышевый диск и почему?

  • В чем сходство в строении зародышей пресмыкающихся и птиц на ранних стадиях развития? О чем свидетельствует это сходство?

  • В чем сходство и различие в размножении птиц и пресмыкающихся?

  • Почему у большинства гнездовых птиц число яиц в кладке меньше, чем у выводковых?

  1. Индивидуальная работа обучающихся по заданиям.

  • Расскажите о типах развития птенцов - выводковом, птенцевом.

  • Объясните, что такое годовой жизненный цикл у птиц.

  • Какое влияние на жизнь птиц оказывают сезонные изменения в природе?

  • Зарисуйте строение яйца и обозначьте его части.

    2 Изучение нового материала

Учитель: Птицы - это самый многочисленный класс позвоночных, обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие птиц с которым вы познакомитесь на этом уроке.

- Ребята, какая наука помогает ориентироваться в многообразии живых организмов? (Систематика).

- Чем занимается систематика? (Распределением животных по группам - их классификацией).

Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда (систематические группы): Пингвины, Страусовые и Типичные птицы и три экологических типа птиц.

Самостоятельная работа с текстом учебника. Обучающиеся заполняют таблицу.

Название надотряда

Характерные признаки

Представители








Учитель: А сейчас, глядя на внешний облик птиц, попробуйте распределить птиц на группы.

Работа в группах. Каждая группа получает набор карточек с изображением птиц разных экологических групп. В течении 3-4 минут обучающиеся распределяют птиц по группам.

Учитель: - Сколько групп у вас получилось, по каким признакам производился отбор? (По типу питания, места обитания и гнездования)

  • Что называют экологической группой животных? (группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения).

  • По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?

Работа с текстом учебника.

Учитель: В процессе эволюции представители класса приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию видов.

Экологические группы птиц:

По типу питания

По местам обитания

Растительноядные птицы

Водоплавающие птицы

Насекомоядные птицы

Птицы побережий, водоемов и болот

Хищные птицы

Птицы открытых пространств

Всеядные птицы

Птицы степей и пустынь

Падлееды

Птицы леса


Мы подробно остановимся только на одной группе.

3 Закрепление

Работа в группах. Задание: Перед вами лежит карточка № 1 с заданием. Разложите карточки с изображением птиц по местам их обитания. Из цветных карточек выберите описание образа жизни птиц и приспособления к месту обитания.

Инструктивная карточка.

  1. Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.

  2. Отметьте особенности питания данных птиц.

  3. Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц к данной экологической группе.

    Карточка № 1.

Экологическая группа птиц по месту обитания

Виды

Образ жизни и приспособления к месту обитания


Птицы леса

Синицы, дятлы, дрозды, рябчики, тетерева, глухари

Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.
По способу питания есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные

Птицы степей и пустынь

Дрофа, журавли, страусы

Сильные ноги и длинная шея позволяют им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов.
Растительноядные,
насекомоядные


Птицы побережий водоемов и болот

Аисты, цапли, кулики

Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники

Водоплавающие птицы

Утки, гуси, лебеди

Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны

Птицы открытых воздушных пространств

Ласточки, стрижи

Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенные хвост руль при полете. Насекомоядные.

После подготовки обучающиеся рассказывают 3 минуты о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.

Выводы:

  1. Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины, распространенные в Южном полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному шару.

  2. Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам гнездования и т. д.

  3. Птицы какой - либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным систематическим подразделениям.

Домашнее задание:

  1. Параграф 49

  2. Приготовьте сообщение об одной птице, которая занесена в Красную книгу Республики Марий Эл, в виде творческой работы.



В 8-м классе при изучении темы «Орган зрения и зрительный анализатор» перед обучающимися ставиться проблемный вопрос: Почему говорят «береги как зеницу ока»? Обучающиеся высказывают гипотезы: значение органа зрения, сложность строения, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Далее составляется схема «Системы глаза».

  • Вспомогательные оболочки глаза;

  • Системы глаза:

Оптическая;

Световоспринимающая.

Затем обучающиеся в группах по заданиям изучают новый материал, используя текст учебника в течении 15 минут.

Задания:

1 группа: Назовите и покажите расположение глазных оболочек. Какие функции они выполняют?

2 группа: Назовите структурные компоненты оптической системы глаза. Где они расположены? Каковы их функции?

3 группа: Назовите структурные компоненты световоспринимающей системы глаза. Что такое слепое пятно, желтое пятно?

4 группа: Как возникает изображение на сетчатке? Назовите отделы зрительного анализатора.

Затем проводится отчет групп, дополнение схемы. Обучающиеся убеждаются в правоте высказывания «береги как зеницу ока».











































Приложение 4

В процессе проблемного обучения я использую методы различных уровней сложности, что позволяет, с одной стороны, более дифференцированно подходить к изучению различных тем курса биологии, а с другой - работать с группами учащихся, которые имеют разный уровень подготовленности. Одной из форм проблемного обучения является проблемное изложение. Перед учащимися ставится проблемная ситуация, определяются противоречия и пути решения. Так, например, при изучении темы «Строение, состав, соединение костей» предлагаю осмыслить следующую информацию: масса скелета человека, вес которого 70 кг, равна 8-9 кг. Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой 1500 кг, хотя её масса только 0,2 кг. Объясните, почему кость легкая и в тоже время столь прочна, тверда и упруга? Учащиеся высказывают самые разные предложения, но в ходе беседы определяются пути решения данной проблемы:

1. Необходимо выяснить состав кости, т.к. состав вещества определяет его свойства.

2. Необходимо изучить строение кости, и выяснить причины, обуславливающие её прочность.

Рассматривая свойства прокаленной и декальцинированной кости, определяются свойства неорганических веществ - они придают кости прочность. Органические вещества обуславливают гибкость и упругость, их сочетание определяет прочность костной ткани. Рассматривая внутреннее строение кости, учащиеся отмечают наличие плотного и губчатого вещества, определяют по аналогии с нефтяной вышкой, роль костных пластин.

Из всей проделанной работы формулируется вывод:

1. Легкость костей обусловлена их трубчатым строением и наличием губчатого вещества.

2. Прочность кости обусловлена химическим составом и строением. Неорганические вещества придают кости твердость, органические - гибкость и упругость. Прочная костная ткань и расположение костных пластин по линиям сжатия и растяжение кости обуславливают высокую прочность кости. Такое изложение материала заставляет школьников следить за последовательностью решения проблемы, высказывать сомнения, задавать вопросы, возражать, проявляя тем самым творческое мышление на том или ином уровне.

Еще одной формой проблемного обучения является исследовательский метод. При решении проблемных исследовательских задач учащиеся постепенно овладевают приемами научного познания, у них формируются черты творческой деятельности. Так, например, при изучении темы «Условия прорастания семян» учащиеся получают опережающее задание для выяснения, какие условия необходимы для прорастания семян. Они оставляют семена сухими, помещают семена в пробирки с кипяченой и холодной водой, ставят семена в холодильник. Все изменения фиксируются в таблице наблюдений. Одна из групп учащихся выясняют, какое количество воды необходимо для прорастания семян у растений разных видов. На уроке они демонстрируют результаты опытов и делают самостоятельно выводы о тех условиях, которые необходимы для прорастания семян.

Также в практике преподавания биологии, особенно в старших классах, я использую поисковый метод. Обучающиеся самостоятельно, без существенной помощи со стороны учителя, открывают и усваивают новые знания, а цель учителя - только нацелить школьников на постановку проблемы и стимулировать их решение. Так, при изучении большого раздела «Основы экологии» я предлагаю обучающимся определить наиболее важные, по их мнению, экологические проблемы, как в планетарном масштабе, так и на уровне нашего города, изучить их и предложить свои пути решения. На круглом столе по теме: «Что мы натворили или построение общества устойчивого развития» ребята выступают со своими работами, иногда предлагают очень интересные пути решения многих проблем. Наряду с работами планетарного масштаба, такими как «Влияние автотранспорта на окружающую среду» «Парниковый эффект и его последствия» и другими, есть работы, затрагивающие проблемы местного масштаба.

Например: - «Влияние автотранспорта на состояние окружающей среды в микрорайоне школы»;

  • «Здоровье городского населения» и т.д.









































Приложение 5

Игра: "Кладоискатели"

Класс делится на группы по четыре - пять человек. Каждый участник получает карточку, где из перечисленных признаков ему придется выбрать признаки определенного семейства (см. таблицу).

Признаки растений

Признаки семейства крестоцветные

Ошибки

Проверил

Оценка

1. Корневая система


2.Стебель прямостоячий


3. Стебель ползучий


4 Лист простой


5. Лист сложный


6. Соцветие корзинка


7. Соцветие кисть


8. Плод стручок или стручочек


9. Плод зерновка


10. ЧЛТП


На обратной стороне карточки пишется задание и фамилия ученика, которому было дано задание.

Например:

Карточка-задание

Выбери признак крестоцветных растений.

Выполнил: (Фамилия, имя ученика)

Через две минуты ученики заканчивают заполнять карточку и обмениваются карточками внутри группы, начинают проверять ошибки своих товарищей, исправляют, обязательно пастой другого цвета, фиксируют в третьей колонке и ставят оценку в последней колонке. На обратной стороне карточки пишется задание и фамилия ученика, кому было дано задание. После этого учитель собирает карточки и проверяет первого и второго учеников.

Данная игра имеет не только познавательную, но и воспитательную сторону, происходит самовоспитание личности, создается условие для самореализации.

Фрагмент обобщающего урока по теме "Цветковые растения"

Эти задания нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

1. Задания по группам. Конкурс "Объяснялки"

Инструкция по выполнению:

- Внимательно прочитайте свои отрывки, попробуйте догадаться о каком растении в каждой подборке идет речь.

- К какому семейству оно относится? По каким признакам вы сделали такой вывод?

- Какие отрывки служили для вас главной подсказкой? О чем вы узнали впервые?

- Какие объяснялки вам понравились больше всего?

Подборки "объяснялок":

Вишня.

  • Это дерево или кустарник.

  • Листья простые, черешковые с сетчатым жилкованием.

  • Про плод этого растения есть загадка: "Сижу на дереве: красная как кровь, круглая как шар, вкусная как мед".

  • Плод сочная шаровидная костянка различных оттенков красного и бурого цвета.

  • Плоды этого растения употребляют в пищу в свежем виде, а также перерабатывают на мармелад, джем, варенье.

  • Листья этого растения используют при засолке и мариновании овощей, грибов, а также как заменитель чая.

  • Цветки без запаха, правильные, чашечка из 5 чашелистиков, венчик из 5 белых лепестков, тычинок много, пестик один.

  • Соцветие щиток.

Горох

  • Это однолетнее, травянистое растение.

  • Листья сложные, с усиками на конце, с большими прилистниками, черешковые, с сетчатым жилкованием.

  • Про плод этого растения есть загадка: "Десять мальчиков живут в зеленых чуланчиках".

  • Семена этого растения употребляют в пищу в свежем и засушенном виде (кладут в салаты, варят суп).

  • Плод боб.

  • На конях этого растения в симбиозе с ним живут клубеньковые растения.

  • Цветок неправильный, белого цвета, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 лепестков: 2 из них срастаются в лодочку, 2 по бокам - это весла, 1 самый большой - парус. Внутри лодочки 10 тычинок (9 из них срастаются) в 1 пестик.

Томат

  • Это однолетнее травянистое растение.

  • Зеленые части этого растения ядовиты.

  • Цветки желтые, правильные, чашечка состоит из 5 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок, 1 пестик.

  • О плодах этого растения есть загадка: "Ягода красна, ягода вкусна, режь да соли, ешь да хвали".

  • Плоды - вкусные, сочные ягоды красного, желтого и оранжевого цвета.

  • Плоды употребляют в пищу в свежем, соленом, маринованном виде.

  • Итальянцы называли это растение "золотое яблоко" и первыми научились изготовлять из его плодов разнообразные соусы и кетчупы.

  • Соцветие кисть.

Капуста

  • Это двулетнее, травянистое растение.

  • Листья простые с сетчатым жилкованием.

  • О побеге этого растения есть загадка: "Сто одежек и все без застежек".

  • Цветки белого цвета, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик - из 4 лепестков, 6 тычинок (4 длинные, 2 короткие), 1 пестик.

  • Плод стручок.

  • В пищу употребляют видоизмененный надземный побег - кочан.

  • Едят его в свежем виде и квашенном, делают салаты, варят борщ, щи; ценится он из-за большого содержания витамина С.

  • Соцветие кисть.

Пшеница

  • Это однолетнее травянистое растение.

  • О плодах этого растения есть загадка: "Одно бросил - горсть взял".

  • Плод зерновка.

  • Соцветие сложный колос.

  • Цветки невзрачные, состоят из 2 цветочных чешуи, 2 цветочных пленок, 3 тычинок, 1 пестика.

  • Стебель соломина.

  • Об этом растении есть стихотворение:

С неба солнце золотое золотые льет лучи
В поле дружною стеною золотые усачи.
Шевелят они усами и тихонько шелестят...
Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А когда уходят с поля золотые усачи,
В нашей печке золотятся золотые калачи.

Ландыш

  • Это многолетнее травянистое растение.

  • Листья простые, с дуговым жилкованием.

  • Цветет в мае, июне; цветки без чашелистиков, имеют 6 белых сросшихся лепестков, 6 тычинок, 1 пестик.

  • Плод - ядовитая красная ягода.

  • Об этом растении есть загадка: "Белые горошки на зеленой ножке".

  • Есть легенда о том, что эти красивые белые цветы выросли из слез Божьей матери, которые она пролила из-за смерти своего сына Иисуса Христа.

  • Это были самые любимые цветы П.И.Чайковского, ог им даже посвятил стихотворение.

  • Соцветие кисть.

2. Конкурс "Пятый лишний"

Найдите в каждом задании лишнее растение, объясните, почему оно лишнее.

  • Пшеница, рожь, одуванчик, мятлик, овес.

  • Редька, капуста, хрен, пастушья сумка, шиповник.

  • Горох, картофель, бобы, донник, клевер.

  • Картофель, томаты, белена черная, сурепка обыкновенная, табак.

  • Одуванчик, василек, лук, ромашка, астра.

  • Гиацинт, тюльпан, кукуруза, ландыш, вороний глаз.

Уроки-соревнования

Уроки соревнования можно использовать как для проверки пройденного материала, так и для закрепления в конце урока. Например, «боксерский ринг». Учащиеся делятся по «весовым категориям»: Отличники против отличников, хорошисты против хорошистов, а учитель в этой игре - главный судья. Итак, вызываются учащиеся «легкого» веса, слабые или учащиеся со средними способностями. Им задают конкретный вопрос, отвечает один из них, но до тех пор, пока не сделает паузу, тогда его ответ продолжает другой ученик. Тот, кто ответит более подробно - побеждает. В ходе «состязания» другие учащиеся внимательно слушают ответ своих товарищей и им дается возможность заработать очко, исправляя или дополняя ответ своих товарищей. Чтобы получить хорошую оценку, перед учащимися возникает необходимость прочитать дополнительный материал и быть очень внимательным и во время урока. У многих ребят возникает желание перейти от «легкого» веса к «среднему» или «тяжеловесам» и проверить свои возможности, а «тяжеловесы» стараются стать «супертяжеловесами». Но данная игра имеет свои недостатки, так как при проверке пройденного материала учитель успевает опросить всего 6-8 учащихся. Когда возникает необходимость выяснить подготовку всего класса, я использую несколько другую форму - это тестовая проверка знаний учащихся. Урок проходит в виде игры под названием «футбол», при этом учащиеся класса делятся на две группы - команды. Каждая команда имеет мяч определенного цвета (синий или красный). В каждой команде выбирается вратарь, это самый сильный ученик, один или два помощника вратаря, а также капитан. А остальные простые игроки. Учитель опять является главным судьей. В начале игры идет жеребьевка, после этого по команде учителя та команда, которая выиграла подачу, задает вопрос команде противника по определенной теме. Игрок, который задал вопрос, поднимает свой мяч, и не отпускает до тех пор, пока команда соперников не даст полный ответ. В команде противника ребята передают мяч по «своему полю» друг другу пока не ответят полностью. Ребята отвечают по очереди, поднимая при этом свой мяч (один отпускает, другой поднимает), дополняя и исправляя ответ своего товарища. Капитан команды действует в данной ситуации как координатор игры, определяя, кому из игроков сейчас отвечать или задавать вопрос. Если на заданный вопрос игроки не смогли ответить, на него отвечает вратарь. После ответа вратаря команда не имеет право ответить на вопрос. Если команда не смогла ответить на вопрос, то очко присуждается команде противника.

В ходе игры выясняется, как усвоили учащиеся материал, кто лучше подготовился к уроку и, в основном, за довольно короткое время выясняется подготовка класса к уроку и усвоение ими материала пройденной темы.

Уроки-игры способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности.

55

© 2010-2022