УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений»

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 14



УРОК по биологии

Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

для учащихся 6 класса по программе В.В. Пасечника.



Учебник: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - 16-е изд. - М.: «Дрофа», 2013. - 304 с.





Разработала:

Учитель биологии МОУ СОШ 14

Комиссарова Ольга Владимировна




Введение


Урок по биологи рассчитан на учащихся 6класса.

Тема урока: Обобщение знаний по теме: «Классификация растений»

Тип урока: урок обобщения и повторения, форма проведения: групповая.

Данный урок - последний в теме «Классификация растений». Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Цель урока: диагностика и коррекция знаний учащихся по данной теме.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о многообразии растительного мира покрытосеменных растений, характерных признаках классов (Однодольных и Двудольных) и семейств;

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать умения и навыки работать по группам;

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи, поддержки друг друга; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении биологии - наглядности. Урок содержит большой объем информации, способствует подготовке к сдаче ОГЭ.

На уроке применяются различные формы учебной деятельности: работа с гербарием, работа с моделями цветка, работа с продуктами растительного происхождения, фронтальный опрос, беседа, тестирование, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

На уроке формируются следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

Урок состоит из 6 этапов:

  1. Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовалось музыкальное сопровождение), эмоциональный и психологический настрой.

  2. Подготовка учащихся к активному и сознательному обобщению знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем.

  3. Обобщение и повторение материала, состоящее из 2-х частей: актуализация знаний и тестирование с взаимопроверкой, и групповая форма работы. На этом этапе использовалась наглядность, анализ, сравнения, постановка проблемного вопроса, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Привлекается класс к корректировке ответов. Создается ситуация успеха (самооценка).

  4. Подведение итогов. Рефлексия. Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке.

  5. Информирование о домашнем задании по интересам и степени сложности.

Внимание и интерес к содержанию урока предполагается стимулировать применением разнообразных форм и методов проведения этапов урока, сменой видов деятельности учеников. Смена видов деятельности и возможность применить свои знания в практической работе могут способствовать активизации внимания учащихся в течение всего урока. Весь материал, предполагаемый к использованию на уроке, соответствует возрасту ребят и стимулирует их на поисковую деятельность. Цель деятельности учащихся на уроке формируется в начале урока, а промежуточные цели определяются при переходе к каждому новому этапу работы. Постановка перед ребятами новых задач на каждом этапе урока позволят поддерживать внимание учеников при выполнении каждого задания.

Важную роль в усвоении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке должно играет применение компьютерных технологий, обеспечивающей яркость и новизну изучаемого материала. Анимация слайдов в презентации привлечет внимание учеников, акцентирует его на наиболее значимых моментах изучаемой темы.





УРОК

Цель: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства

Задачи:

1. образовательные: закрепить знания о многообразии растительного мира покрытосеменных растений, характерных признаках классов (Однодольных и Двудольных) и семейств.

2. развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать умения и навыки работать по группам.

3. воспитательные: воспитывать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи, поддержки друг друга; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Оборудование: гербарий, модели цветов, презентация, продукты питания.

Тип урока:

• По содержанию - систематический;

• По дидактической цели - урок обобщения и систематизации знаний;

• По положению в теме - обобщающий.

Форма проведения: групповая форма работа.


Ход урока:

I Организационный момент:

Ролик про цветы и музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Здравствуйте, ребята! Вы только что посмотрели небольшой видеоклип. А как вы думаете, почему он был про цветы? Какое отношение они имеют к нашему уроку?

II Актуализация знаний:

Тема нашего урока «Обобщение знаний по теме «Классификация растений»». А как вы думаете, что мы должны на этом уроке сделать, каковы цели нашего урока?

Итак, план нашего урока таков:

1. Тест

2. Разминка

3. Четвертый лишний

4. Составь формулу

5. Ярмарка

6. Ай, болит

Для начала давайте выполним тест, достаньте его из файла. На выполнение - 3 минуты.

А сейчас давайте проверим: поменяйтесь друг с другом вариантами и посмотрите на слайд. Поставьте оценку товарищу.

III Основной этап:

Во время игры необходимо выполнять 3 основных правила:

хорошо себя вести;

активно работать;

уважительно относиться к ответам своих одноклассников.

1. «Разминка»

Каждой команде задается по 5 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ - жетон.

Вопросы для первой команды:

Стебель Злаковых (соломина)

Из неё делают чёрную муку (рожь)

Бамбук это злаковое? (да)

В каком растении содержится никотин? (табак)

Корневая система тюльпана? (мочковатая)

Вопросы для второй команды:

Плод репы (стручок)

К какому классу относится одуванчик (двудольные)

Другое название дикой розы? (шиповник)

Корневая система гороха? (стержневая)

Родина картофеля (Южная Америка)

Вопросы для третьей команды:

Жилкование листьев у двудольных растений? (сетчатое)

Соцветие ромашки? (корзинка)

Плод гороха? (боб)

Корневая система риса? (мочковатая)

На корнях, каких растений живут клубеньковые бактерии? (бобовые).

2. «Четвертый лишний»

В каждом из предложенных рядов есть одно лишнее название, его подчеркнуть и объяснить почему.

шиповник, черемуха, томат, вишня (все представители Розоцветных, а томат - Пасленовые)

акация, клевер, ячмень, арахис (все - Бобовые, ячмень - Злаковые)

одуванчик, ромашка, полынь, тюльпан (все - Сложноцветные, а тюльпан - Лилейные)

дуговое жилкование, мочковатая корневая система, сетчатое жилкование, одна семядоля в зародыше (все признаки класса Однодольные, сетчатое жилкование - признак класса Двудольные).

3. «Составь формулу».

Командам выдаются модели цветка, необходимо написать формулу и определить, к какому семейству относится это растение.

4. Ярмарка

На столе лежат различные предметы:

Цветная капуста.

Белокочанная капуста.

Сладкий перец.

Помидоры.

Яблоки.

Горошек консервированный (банка).

Фасоль (банка).

Картофель.

Лук.

Чеснок.

Пшеничная мука (пакет).

Ромашка аптечная (чай).

От команды выходит по 2 представителя, выбирают предмет, называют растение и семейство (по очереди 3 раза). Каждый правильный ответ - 2 балла.

Цветная капуста; семейство крестоцветные.

Белокочанная капуста; семейство крестоцветные.

Сладкий перец; семейство пасленовые.

Томат; семейство пасленовые.

Яблоня; семейство розоцветные.

Груша ; семейство розоцветные.

Малина; семейство розоцветные.

Горох; семейство бобовые.

Фасоль; семейство бобовые.

Картофель; семейство пасленовые.

Лук; семейство лилейные.

Чеснок; семейство лилейные.

Пшеница; семейство злаковые.

Ромашка аптечная; семейство сложноцветные.

Солодка; семейство бобовые.

Репа; семейство крестоцветные.

Горчица; семейство крестоцветные.

Шиповник; семейство розоцветные.

Кукуруза; семейство злаковые.

Рисунок 1

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Рисунок 2

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Рисунок 3

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Рисунок 4

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».





Рисунок 5

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Рисунок 6

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».


Рисунок 7

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

5. "Выбирай-ка"

У учащихся на парте перечень признаков растений различных семейств. Им нужно выбрать из них только те, которые характерны для определённого семейства, и на листочке написать цифры, под которыми расположены эти признаки.

Плод зерновка.

Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок одинаковой величины, расположенные в 2 круга.

В цветке 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.

Многолетние растения с луковицами или корневищами.

Плод ягода или коробочка.

Листья длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.

Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок, расположенных свободно.

Соцветие корзинка.

Плод стручок или стручочек.

Стебель соломина с узлами.

Цветок имеет 2 цветковые чешуи, 3 тычинки, 1 пестик.

Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 лепестков.

Цветки трубчатые, воронковидные, язычковые.

Соцветие - только кисть.

Плод семянка.

Околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков.

Околоцветник простой, состоит из 6 листочков.

Чашечка цветка заменена хохолком из волосков или плёнок.

Чашечка цветка сростнолистная, состоит из 5 чашелистиков.

Ответ:

1 группа (Крестоцветные) - 3,9,14,16.

2 группа (Паслёновые) - 5,7,12,19.

3 группа (Сложноцветные) - 8,13,15.18.

4 группа (Лилейные) - 2,4,5.17.

5 группа (Злаковые) - 1,6,10,11. взаимопроверка групп.

6. "Ай, болит".

Представьте себе, что вы пришли к товарищу, а он заболел. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему для лечения, используя знания о растениях выбранного вами семейства.

1 группа - Крестоцветные.

Хорошее средство от кашля - редька с мёдом. Приготовить его надо так: взять чёрную редьку, вымыть её, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в неё вошли 2 чайные ложки мёда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 часа. Жидкость, образующуюся внутри редьки, 3-4 раза в день пить до еды.

2 группа - Паслёновые.

Рекомендуем вдыхание пара только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

3 группа - Лилейные.

Если кашель только начинается, поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натёртого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через неё попеременно дышат то одной, то другой ноздрёй по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Дополнение учителя:

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Подвинь себе кружку, в которой дымится,

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Сухие цветки ромашки заварить кипятком и спустя 15 минут выпить 1 стакан, и вы будете крепко и спокойно спать.

А вот заросли малины.

Не проходите мимо.

Послушайте, что они говорят:

Не зовите докторов
Вы из поликлиники,
А ищите докторов
Где-нибудь в малиннике.

Ягоды вкусны, ароматны и полезны. Настой из сушёных ягод излечивает кашель и понижает жар. 2 столовые ложки сухой малины заварить стаканам кипятка, дать настояться 20 минут, затем процедить. 2-3 стакана горячего настоя нужно выпить в течение 1-2 часов и вы будете здоровы.

IV Подведение итогов:

Рефлексия:

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был


Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

V Задание на дом:

Спасибо за работу, ребята! Вы сегодня были молодцы! И в конце нашего урока мне бы хотелось вам подарить небольшой подарок. На стуле у вас приклеено изображение цветка. Возьмите его. Это ваш именной талисман. А домашнее задание будет таким: опишите это растение: семейство, формула, интересные факты из жизни этого растения.

VI Заключительный этап:

А теперь приклейте распустившийся цветок на ватман, если урок вам понравился, и нераспустившийся - если нет.

До свидания, ребята.



Приложение 1

Тест

Вариант 1:

1. К классу Двудольных не относится:

А) Семейство Крестоцветные,

Б) Семейство Розоцветные,

В) Семейство Злаковые.

2. Корневая система Однодольных растений, обычно:

А) стержневая,

Б) придаточная,

В) корневищная,

Г) мочковатая.

3. У растений класса Двудольные жилкование листьев обычно:

А) сетчатое,

Б) параллельное

В) прямое,

Г) дуговое.

4. Клубеньки развиваются на корнях растений семейства

А) Лилейные,

Б) Бобовые,

В) Сложноцветные,

Г) Пасленовые.

5. Среди перечисленных растений к семейству Пасленовых не относят:

А) картофель,

Б) томат,

В) капуста,

Г) перец.

Выполнял__________________________

Проверил___________________________





Тест

Вариант 2:

1. К классу Однодольных не относится:

А) Семейство Крестоцветные,

Б) Семейство Лилейные,

В) Семейство Злаковые.

2. Корневая система Двудольных растений, обычно:

А) мочковатая,

Б) придаточная,

В) корневищная,

Г) стержневая.

3. У растений класса Однодольные жилкование листьев обычно:

А) прямое,

Б) параллельное или дуговое,

В) сетчатое,

Г) узорчатое.

4. Семейство Бобовые также называют

А) Гороховые

Б) Фасолевые,

В) Мотыльковые,

Г) Чечевичные.

5. Среди перечисленных растений к семейству Крестоцветных не относят:

А) картофель,

Б) редис,

В) капуста,

Г) редька.

Выполнял__________________________

Проверил___________________________







Приложение 2

Рефлексия

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был


Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным/ неинтересным





Приложение 3


УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».


Приложение 4

Хризантема

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Хризантема

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Ирис

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».


Анемона

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Гладиолус

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Гладиолус

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».



Гладиолус

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Гладиолус

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Клен

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Сирень

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Береза

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Кувшинка

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Каштан

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».


Колокольчик

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Мелисса

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Фиалка

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».



Шиповник

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Шиповник

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Орхидея

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».



Розовая астра

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».


Лотос

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Гвоздика

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».



Вереск

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Маргаритка

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Анютины глазки

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».




© 2010-2022