Урок биологии 8 класса на тему «Строение органа слуха»

Пояснительная записка:Данный урок позволяет учащимся с помощью разнообразных приемов изучить строение органа слуха, выявить значение слуха для жизни человека. Определить меры гигиены органов слуха. С помощью проведенной лабораторной работы учащиеся могут определить остроту собственного слуха, выявить возможные нарушения. Привлечение учащихся к изучению дополнительной литературы способствует развитию познавательного интереса учащихся, интереса к изучению предмета и повышению общего интеллектуальн...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок биологии 8 класса на тему «Строение органа слуха»

Автор: учитель биологии Лебедева Оксана Анатольевна

Сабақ - Урок: Биология 8 класс

Тақырып - Тема: Строение органа слуха.

Мақсат - Цель: Формирование знаний о строении органа слуха.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері - Учебно-воспитательные задачи: Ознакомить с функциями различных отделов органа слуха, закрепить представление о правила гигиены слуха, научить определять остроту слуха, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Стратегия: «Мозговой штурм»

Оборудование: раздаточный материал, дополнительная литература.

САБАҚ БАРЫСЫ - ХОД УРОКА


  1. Целеполагание (3 минуты)

Знать: Строение и функции уха.

Понимать: Как человек воспринимает слуховые колебания.

Уметь: Выполнять лабораторные исследования, изучать особенности своего организма.

  1. Опрос учащихся (7 минут)

1. Каково строение глаза?

2. Какие функции выполняют зрачок и хрусталик?

3. Каковы причины нарушения зрения?

Часть учащихся работает по карточкам:

Подпишите части глаза

Урок биологии 8 класса на тему «Строение органа слуха»



Ключ для проверки:

  1. роговица

  2. зрачок

  3. сетчатка

  4. сосудистая оболочка

  5. зрительный нерв

  6. кровеносные сосуды

  7. стекловидное тело

  8. белковая оболочка

  9. хрусталик

  10. радужка

3. Новая тема (7 минут)

С рождения человек начинает воспринимать мир звуков. Слух и речь составля­ют важное средство общения между людьми, служат ос­новой взаимоотношений людей в обществе.

Орган слуха подразделяется на (записать в тетр.):

1. наружное ухо (ушная раковина и наружный слуховой проход)

2. среднее ухо (барабанная перепонка, слуховые косточки, евстахиева труба)

3. внутреннее ухо (система изогнутых каналов, улитка)

Ушные раковины улавли­вают звуковые волны и направляют их в слуховой проход. Ба­рабанная перепонка преобразует звуковые вол­ны в механические колебания и передает на слуховые кос­точки среднего уха. Евстахиева труба открывается в глотку. Это позволяет выравнивать давление в полости среднего уха и барабанной перепонке с атмосферным давлением.

Три слуховые косточки (записать в тетр.) молоточек, наковальня, стре­мя - соединены подвижно суставами. Через систему слуховых косточек колебания передаются во внутреннее ухо через овальное оконце перепончатого лабиринта, так как стремя упирается в него. Данные колебания вызывают движение жидкости в улитке. Улитка составляет 2,5 вит­ка. Одна из стенок перепонча­той части улитки состоит из 24 тыс. волоконец разной дли­ны. Каждое волоконце отвеча­ет за свой звук. На улитке располагаются рецепторы. К каждому рецептору подходят окончания слухо­вого нерва. Возбуждения передаются в центральный отдел слухового анализатора - в височную долю, слухо­вую зону полушарий большого мозга. Здесь происходит различение характера звука, его тона, ритма, силы, высо­ты, смысла.

У человека орган равновесия находится во внутреннем ухе и состоит из двух мешочков и полукружных каналов. Полости полукружных каналов заполнены жидкостью. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг. Вестибулярный аппарат постоянно информирует цент­ральную нервную систему о положении тела и его частей в пространстве.

Орган слуха глубоко запрятан в височ­ную кость черепа. Но все равно его необходимо предохра­нять от вредных воздействий и проникновения инфекции. Заболевания среднего уха могут возникнуть при инфек­ционных заболеваниях (скарлатина, ангина, грипп и др.), когда микробы из носоглотки вместе с носовой слизью че­рез слуховую трубу попадают в среднее ухо. В основании слухового прохода имеются железы, выде­ляющие ушную серу. Липкость серы - это условие для склеивания и задержания пыли и микробов, попадающих из наружного уха. По мере накопления сера выделяется и при мытье ушей удаляется. Сера мо­жет накапливаться и образовывать серные пробки.

Большой вред органу слуха наносит сильный шум, дей­ствующий на человека ежедневно, что может снизить ост­роту слуха, вызвать беспокойство, бессонницу.

  1. Сообщение учащегося «Это интересно…» (3 минуты)

  • Если на ухо долго действует тот или иной звук, то чувствительность слуха падает. Степень снижения чувствительности зависит как от длительности, так и от силы и частоты звука. Шум снижает слуховую чувствительность, влияет на психику человека, вызывая эмоциональный стресс.

  • Человек способен воспринимать звуки с частотой от 16 до 20 000 Гц (колебаний в секунду). Все, что лежит ниже этого предела до 20 Гц), называется инфразвуком, все, что выше 20 кГц, - ультразвуком. С возрастом верхняя граница снижается, и люди преклонного возраста воспринимают звуки с частотой лишь до 15 000 Гц. Уровень звука около 120 дБ считается болевым порогом, а звук взрыва интенсивностью более 150 дБ может привести к разрыву барабанной перепонки. Но абсолютная тишина для человека губительна: в «звуковом вакууме» он выдержит не больше 40 часов.

  • Человек слышит рев огромной полосатой кошки, но не догадывается, что гораздо сильнее действуют неулавливаемые инфразвуковые волны. Именно это неслышимое рычание и вызывает кратковременный паралич. Военные уже разработали несколько приборов, которые могут останавливать противника при помощи звуковых волн низкой частоты.

  • Инфразвуковые разной интенсивности вызывают звон в ушах, тошноту, могут привести к расстройству зрения, нарушают работу органов пищеварения и мозга, способны разорвать кровеносные сосуды, вызвать в дальнейшем остановку сердца.

  • Самая маленькая кость - стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2,6-3,4 миллиметра, а вес - от 2 до 4,3 миллиграмма.

  • Известно, что великий композитор Людвиг Бетховен, будучи глухим, слушал игру на рояле с помощью трости, которой он опирался на рояль, а другой конец держал в зубах.

  • В старину «капушками» называли специальные палочки изготовленные из дерева для чистки слуховых проходов, а человека который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, называли капушами.

  • Почему итальянский или французский языки называют языками любви? Потому что большинство звуков этого языка звучат мягко, что называется «ласкают слух». А немецкий язык из-за своего «грубого» и жесткого звучания он изначально кажется агрессивным.

  • Нос у человека растет всю жизнь. Этот факт был подтвержден учеными из Швейцарии, которые исследовали 2500 носов у разных людей. В ходе исследований было установлено, что у мужчины в 97 лет он длиннее примерно на 0,8 см, чем у 30-летнего.

  1. Обобщение знаний (8 минут)

Стратегия «Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса учащимся в парах предлагается найти как можно больше путей, предложений, каждое из которых фиксируется на листе бумаги. После создания такого «банка идей» проводится совместный анализ.

1. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему? (Звуковая волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может порвать её. Рекомендуется открывать рот к моменту, когда произойдёт взрыв).

2. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека? (Увеличить зелёные насаждения, т.к. они заглушают шум, применять изоляционные материалы при строительстве, соблюдать тишину в общественных местах).

  1. Лабораторная работа № 6 (12 минут)

Тема: Определение остроты слуха.

Цель: Проверить остроту слуха, выявить возможные нарушения.

Оборудование: часы, линейка.

Задания:

1. Запишите в тетради произнесенные учителем слова. При исследовании слуха шепотной речью исследователь должен произносить слова с одинаковой интенсивностью, после выдоха: санки, бабушка, шуба, ворона, спички, лак, снегурочка, ворота, щетка, лампа, дедушка, радуга.
2. Возьмите механические часы в руку. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см).

3. Сделайте вывод по остроте собственного слуха. Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно высокая, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого снижена.

5. Итог урока

6. Рефлексия (4 минуты)

П+

М+

Н

Записывается все, что понравилось, информация и формы работы.

Записывается все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным.

Записываются все любопытные факты, о которых узнали и чтобы еще хотелось узнать.

6. Үйге тапсырма беру - Домашнее задание (1 минута): Пр. 19 (с 68-72)

© 2010-2022