КВН по природоведению на тему: Экосистемы

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комсомольская СОШ



КВН по теме: « ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ »

для 6 классов



















Подготовила: учитель биологии

Прохорович Татьяна Ивановна









Тема: Экологические системы.

Задачи:- Учебная повторить, что представляет собой система, кто контролирует их взаимоотношения, их численность. Научиться составлять цепи питания в экосистеме своей местности (степь, водоем). Использование человеком естественных и искусственных экосистем. Охрана экосистем. Изучение состава и свойств почвы.

-развивающая: умение обобщать и анализировать изученное;

_воспитательная: формирование коммуникативной компетенции.

Оборудование: таблицы экосистем, цепи питания, образец почвы , стаканчик с водой, стеклянная палочка, спиртовка, кроссворды, таблицы по охране экосистем.

Ведущий: Окружающий мир сложный и многообразный. Одна из главных его особенностей - системность. Живой организм состоит из клеток, ткани и органы-компоненты системы. Они между собой взаимосвязаны .Чтобы разобраться в этих сложных взаимосвязях, ученые изучают как живые организмы, так и среду в которой они живут. Эти знания помогают нам понять законы, которых должен придерживаться человек, чтобы не причинить вреда себе, другим людям в среде. в которой мы живем. Системы могут быть самыми разнообразными, давайте с вами вспомним, что называется системой? (сложный объект, который состоит из компонентов, которые взаимодействуют и функционируют между собой как единое целое). Какие бывают системы? Работа в командах.

Клетка Машины

Ткань Механизмы

Орган Интернет

Организм Водопровод

Экосистема Электросеть

Конкурс №1 Клетка-это найменьшая из систем организма, но и она имеет сложное строение (мембрана, цитоплазма, ядро).

Будет ли нормально функционировать клетка, если подвергнуть разрушению один из компонентов клетки? К чему это может привести?

Можно ли отдельный компонент клетки назвать системой? Почему?

Конкурс №2. Из перечисленных систем выбрать естественные и искусственные системы. Перечень систем: электросеть, река, электрокар, часы, велосипед. Солнечная система, аквариум, болото, река, сад, степь. (Для первой команды)

(Для второй команды) Из перечисленных систем выбрать естественные и искусственные системы. Перечень систем: атмосфера, аквариум, компьютер, погода. Солнечная система, болото, кукла, цветок, книга.

Задание на понятие термина - системы.

Каждая команда за один правильный ответ получает по баллу.

Конкурс №3. Живые системы называются - организмами. Приведите примеры организмов.

Команда №1 привести примеры растительных организмов.

В чем отличие растений и животных?

Команда №2 привести примеры живых организмов.

Что общего у растений и животных?

Ведущий: Строение животных более разнообразное и более сложное по сравнению с растениями. В строении животных различают органы и системы организма.

Конкурс №4. Назвать составные части живых систем.

Команда №1Дыхательная система голубя (влажные микропрепараты). Назвать функцию дыхательной системы и ее значение?

Команда №2 Дан гербарный экземпляр травянистого растения. Рассмотрите его внешний вид, и укажите, из каких органов состоит цветковое растение?

РАССКАЗ-СКАЗКА (готовит команда №1)

Заспорили как-то раз Слух, Зрение и Дыхание: кто из них важней. Спорили, спорили, а к согласию не пришли. Тогда решили: без чего организм не может обойтись, тот и главный. Первым из организма вышел Слух. Плохо организму, но обойтись можно. Вторым вышло Зрение. Еще хуже организму стало, но жить можно. Третьим вышло Дыхание. Совсем плохо организму стало,…чуть не умер. Тогда они решили все вернуться в организм и никогда больше не спорить.

Вопросы к командам:

Команда №1, Что происходит во время дыхания? Почему у разных животных разные органы дыхания?

Команда №2, Какие органы дыхания вам известны? Почему после дождя, дождевые черви поднимаются на поверхность земли?

Конкурс №5. Конкурс кроссвордов (для первой команды)

1.Насаждение деревьев и кустарников, обеспечивающих человека вкусными и съедобными плодами?

2. Что необходимо для поддержки жизнедеятельности организмов?

3. Как называется размножение частями тела

4. Орган пищеварения животных и человека?

5. Совокупность видов растений, произрастающих на определенной территории?

Конкурс кроссвордов (для второй команды)

  1. Увеличение размеров массы тела?

  2. Часть почвы, образовавшаяся в результате жизнедеятельности живых организмов?

  3. Книга, в которую внесены редкие и исчезающие виды растений и животных, нуждающиеся в охране?

  4. Растительный мир земли?

  5. Агроценоз, созданный человеком с преобладанием плодово-ягодных деревьев?

Ведущий: В природе нет полезных и вредных живых организмов. Каждому организму соответствует определенное место и значение, которое определяется его взаимоотношениями с другими организмами. Например: пчелы собирают с цветков нектар, при этом они опыляют цветковые растения. Это взаимовыгодные отношения. Наиболее важными являются пищевые отношения, в которых один организм является кормом для другого организма.

Готовит команда №2.

СКАЗКА о кошке, которая обиделась на хозяйку.

Как-то раз хозяйка не дала кошке молока, та обиделась на неё и ушла из дому. Развелись в доме мыши, съели всё зерно, а когда нечего, было, есть, убежали в поле и стали там рыть норки. Разрушили гнёзда шмелей. Улетели шмели, некому опять было опылять клевер, не стало клевера. Пошёл муж хозяйки косить сено и вернулся я пустыми руками. Не дала хозяйка сена корове, а та не дала ей молока…

Ответьте на вопросы и выполните задание.

1.Какой вывод можно сделать из этой сказки?

2.Составьте схему цепи питания для местности, в которой мы живем.

3.Как можно помочь хозяйке, используя знания о цепях питания?

4.Составьте схему такой цепи питания.

Учитель: Ребята, мы с вами изучили состав и свойства почвы. Докажите практическим путём, что в состав почвы входит вода, органические вещества.

Конкурс №6.

Команда №1 Прокаливание почвы

Небольшое количество почвы помещаем в пробирку и прокаливаем на спиртовке. Наблюдаем: на стенках пробирки появляются капельки воды. Цвет почвы стал светлее, так как в ней содержатся минеральные вещества.

Команда №2 Растворение почвы.

Небольшое количество почвы поместить в химический стакан и добавить воду. Наблюдаем: выделение пузырьков воздуха, который содержится между частичками почвы. Цвет раствора жидкости стал тёмным, так как почва содержит растворимые вещества. На дне оседает песок, глина (нерастворимые вещества).

Значение искусственных экосистем в жизни человека.

Культурные растения имеют большое значение в жизни человека, об этом свидетельствуют пословицы и поговорки, загадки.

Пословицы и поговорки о хлебе:

Не будет хлеба, не будет и обеда.

Хлеб всему голова.

Хлеб-батюшка, вода матушка.

Картошка хлебу присушка.

Отгадай загадки:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он.

А зовут его… (лимон)

Кто разлёгся среди грядки,

Кто играть не любит в прятки?

Вот Емеля простачок,

Белобокий…(кабачок)

Вот зелёная стрела

К свету, солнышку взошла

Мы её положим в суп,

Ведь приправа эта…(лук)

Семьдесят одежек

И все без застёжек…(капуста)

На сучках висят дары-

Посинели от жары…

Подведение итогов: Окружающий мир сложный и многообразный. Его особенность-системность. Системы могут быть разнообразными. Это сложные объекты, которые состоят из компонентов, взаимодействуя между собой, они функционируют как единое целое. Экосистемы делятся: естественные и искусственные.

Каждому организму соответствует определенное место и значение, которое определяется его взаимоотношениями с другими организмами. Наиболее важными отношениями являются пищевые, в которых один организм является кормом для другого организма (цепь питания). Естественные экосистемы подлежат охране. Охрана видов, занесённых в Красную книгу, осуществляется в заповедниках и заказниках. Как избежать отрицательных последствий деятельности человека? Для этого каждый должен помнить:

-каждый из нас часть природы; уничтожая природу, мы вредим сами себе;

-в природе не существует «вредных» или «полноценных» видов, все виды на земле, необходимые компоненты разных экосистем.

-вся деятельность человека должна осуществляться таким образом, чтобы не наносить вред природе.



© 2010-2022