ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ: «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:


«КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»





(9 КЛАСС)

Учитель ПЕТРОВА Е. В


Цели: систематизировать и обобщить знания учеников о крови и кровообращении в организме.

Задачи:

  • систематизировать знания о строении и работе сердца;

  • повторить и закрепить все понятия раздела;

  • обобщить знания учеников о сосудах и кровообращении, а также нарушениях деятельности сердечно-сосудистой системы, развивать абстрактно-логическое мышление на примере сравнения артерий и вен;

  • продолжать развивать умения анализировать, обобщать, выделять главное;

  • развивать умение оказывать первую помощь в случае разных кровотечений;

  • продолжать развивать интерес к предмету;

  • воспитывать заботливое отношение к своему здоровью;

  • использовать знания для ведения здорового образа жизни, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Основные понятия: аорта, артерии, вены, капилляры, сердце, кровь, кровообращение, пульс, эритроциты, лейкоциты, иммунитет, тромб, круги кровообращения, фагоцитоз, сердечный цикл, кровотечение, плазма.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: таблицы «Сердце», «Кровеносная система», «Круги кровообращения», дидактический материал, бинты, жгут, носовой платок, реквизит для показа моделей.

Ход урока:


I. Организационный момент. Сообщаются цели и задачи урока, объявляются условия проведения игры.

Эпиграф урока: Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет!

С.Я. Маршак

II. Проверка знаний учащихся.

Проводится в виде игры-конкурсов:

  1. «Разминка»: 5 вопросов задаются всем учащимся, 2 балла получает команда, участники, которой первыми ответили на вопрос.

  2. «Термины: каждый отвечает самостоятельно в тетради, затем сообщаются правильные ответы, ученики проверяют и сами выставляют себе оценки. Капитан команды суммирует все оценки и находит среднее арифметическое - это число и является заработанным баллом.

  3. «О чём говорят эти цифры?: работа в группах. 3 балла получает команда, которая быстрее всех справилась с заданием.

  4. «Правильные утверждения»: возле доски работают по одному человеку из команды, остальные работают в тетради. 3 балла человеку, который выбрал все соответствующие утверждения.

  5. «Театральный»: это домашнее задание. Команды разыгрывают модели физиологических процессов. 4 балла.

  6. «Найди ошибку»: команды получают тексты по жеребьёвке, в которых допущены ошибки. В течение 2х минут в группах идёт работа по выявлению ошибок, затем представители команд зачитывают текст и комментируют ошибки. 5 баллов.

7 и 8 проводятся одновременно.

  1. «Подпиши рисунок»: команды выбирают участника, он отсаживается и подписывает все составные части сердца (3 балла).

    1. верхняя полая вена;

    2. нижняя полая вена;

    3. правое предсердие;

    4. левое предсердие;

    5. перегородка;

    6. правый желудочек;

    7. левый желудочек;

    8. створчатые клапаны;

    9. полулунные клапаны;

    10. дуга аорты;

    11. лёгочная артерия;

    12. лёгочная вена.

  2. «Приём в травмпункте»: команды по жребию получают задания, обговаривают его группой. Представитель команды называет вид кровотечения и оказывает первую помощь пострадавшему (4 балла).

  3. «Конкурс капитанов»: капитаны готовили сообщения. На выступления 3 минуты (3 балла).

  4. «Ребусы»: кто первый разгадал - получает 1 балл.

    1. вакцина;

    2. инфаркт;

    3. лейкоцит;

    4. аорта;

    5. кровь;

    6. лимфа;

    7. донор.

III. Подведение итогов урока.

«Разминка»


  1. Почему стенки левого желудочка сердца толще, чем стенки правого? Какова их толщина? Левый желудочек выдерживает большее давление, потому что проталкивает кровь в большой круг кровообращения. Толщина стенок 10-15 мм.

  2. Разновидностью какой ткани является кровь? Соединительной.

  3. Где в организме артериальная кровь идёт по венам, а венозная по артериям? Малый круг кровообращения - по лёгочных артериях - венозная, по лёгочных венах - артериальная.

  4. Известно, что человек, который даёт кровь - донор, как называют человек, которому дают кровь? Реципиент.

  5. В чем отличие в строении между скелетными мышцами и сердечной мышцей? Параллельные волокна сердечной мышцы соединяются между собой на определённых участках, это помогает лучше проводить импульсы.

«О чём говорят эти цифры»


  1. 90% (количество воды в плазме)

  2. 300г (масса сердца)

  3. 60-80 раз в мин (количество сердечных сокращений)

  4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)

  5. 0,8 с (длительность сердечного цикла)

  6. 0,9% (количество NaCl в крови)

  7. 5 млн/мм кубич. (количество эритроцитов)

  8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах)

  9. 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови)

  10. 6-8 тыс/мм кубич. (количество лейкоцитов)

  11. 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте)

  12. 2,5 см (диаметр аорты)

«Термины»


  1. Движение крови по кровеносным сосудам (кровообращение)

  2. Самый крупный сосуд (аорта)

  3. Красные кровяные клетки (эритроциты)

  4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами (фагоцитоз)

  5. Кровь, насыщенная углекислым газом (венозная)

  6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвёртывания крови (гемофилия)

  7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия (большой круг кровообращения)

  8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов (вакцина)

  9. Белые кровяные клетки (лейкоциты)

  10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия (иммунитет)

  11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены)

  12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания (донор)

  13. Вещество, входящее в состав эритроцитов (гемоглобин)

  14. Жидкая часть крови (плазма)

  15. Группа крови универсального донора (раньше была первая, теперь доказано, что переливать можно только одноимённую кровь)

  16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм (антитело)

  17. Кровь, насыщенная кислородом (артериальная)

  18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца (пульс)

  19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия (малый круг кровообращения)

  20. Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)

«Правильные утверждения»


Выпишите номера признаков, которые характерны для:


  1. Сосуды несут кровь к сердцу.

  2. Стенки очень мощные и упругие.

  3. В сосудах очень маленькая скорость движения крови.

  4. Стенки образованы одним слоем эпителиальных клеток.

  5. Сосуды несут кровь от сердца.

  6. Стенки состоят из трех видов тканей.

  7. Сосуды образуют густую сетку, которая пронизывает органы и ткани.

  8. Кровь в сосудах течёт быстро.

  9. Сосуды впадают в предсердия.

  10. В сосудах кровяное давление наименьшее.

  11. Кровяное давление в сосудах наибольшее.

  12. Сквозь стенки сосудов проходят газы и некоторые вещества.

  13. В сосудах венозная кровь превращается в артериальную.

  14. С повреждённых сосудов кровь бьёт фонтаном.

  15. С повреждённых сосудов кровь вытекает медленно.

  16. С повреждённых сосудов кровь вытекает равномерно и имеет тёмный цвет.


артерии

вены

капилляры

2

1

3

5

6

4

6

9

7

8

16

10

11


12

14


13



15

Конкурс «Театральный»

«Круги кровообращения».

Участвуют 4 человека: «кровь», «сердце», «тело» и «лёгкие». «Кровь» идёт от «сердца» к «телу», которому отдаёт «кислород» (красную фишку) и берёт у него «углекислый газ» (синюю фишку), затем «кровь» возвращается к сердцу (это большой круг) и далее движется к «лёгким», где отдаёт СО2 и берёт О2, «кровь» возвращается (малый круг). Всё повторяется.

«Образование тромба».

Участвуют 5 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные - элементы крови. Ведущий читает текст, участники разыгрывают действие.

Ведущий: представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через повреждённую стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3, 4, 5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина (1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их), которые, словно сеточка, закрывают отверстие. И в эту сеть попадают клетки крови (3, 4, 5 «застревают» в сетке рук 1 и 2), они закупоривают порыв. Так образуется тромб.

«Формирование иммунитета».

Действующие лица: девочки (2 клетки), хулиган (болезнетворный организм), милиционер (лейкоцит) и боец спецназа (антитело).

Девочки-клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них нападает хулиган, который начинает их пинать, щекотать (болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок (клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя за собой милиционера (лейкоцит). Милиционер смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

«Найди ошибку»

«Эритроциты» - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм куб. их 10 млн. /5 млн./. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра /не имеют ядер/. Это клетки шаровидной /двояковогнутый диск/, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди /железа/. Эритроциты зарождаются в селезёнке /в красном костном мозге/, а разрушаются в красном костном мозге /селезёнке/. Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ /газов/. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом /малокровием/.

«Лейкоциты» - белые кровяные клетки. Они мельче /крупнее/ эритроцитов, имеют нитевидное /амебовидное/ тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм куб. крови их от 9 до 15 тыс. /от 4 до 8 тыс./. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться /способны активно передвигаться/. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называют пиноцитозом / фагоцитозом/. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки /вещества/, способные нейтрализовать любую /специфическую/ инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов /Мечников/.

«Сердце» - двигатель крови в организме. Это трёхкамерный /четырёхкамерный/ мышечный орган, расположенный в брюшной /грудной/ полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи /снаружи - соединительная ткань/ и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной /полной/ перегородкой и поэтому венозная и артериальная кровь смешивается /не смешивается/. Самая крупная вена /артерия/, несущая кровь от сердца - аорта - начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 минуты /секунды/.

«Приём в травмпункте»


В детском саду дети бегали, шалили. Один малыш споткнулся, упал. На колене появилась ссадина, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определите тип кровотечения. Какую помощь необходимо оказать мальчику?

Пешеход торопился, перебегал дорогу в неположенном месте и его сбил автомобиль. После удара потерпевший побледнел, на лбу выступил холодный пот. Кроме того, он начал жаловаться на сильную боль в животе. О чём говорят такие симптомы? Как ему помочь?

Рабочие устанавливали у вас дома новые окна, из-за неосторожности одного из них, лопнуло стекло, порезав при этом руку другому рабочему в области правого предплечья. Из раны пульсирующим фонтаном начала выделяться ярко-алая кровь. Как вы будете действовать в сложившейся ситуаци













© 2010-2022