- Преподавателю
- Биология
- ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ: «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ: «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петрова Е.В. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:
«КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»
(9 КЛАСС)
Учитель ПЕТРОВА Е. В
Цели: систематизировать и обобщить знания учеников о крови и кровообращении в организме.
Задачи:
-
систематизировать знания о строении и работе сердца;
-
повторить и закрепить все понятия раздела;
-
обобщить знания учеников о сосудах и кровообращении, а также нарушениях деятельности сердечно-сосудистой системы, развивать абстрактно-логическое мышление на примере сравнения артерий и вен;
-
продолжать развивать умения анализировать, обобщать, выделять главное;
-
развивать умение оказывать первую помощь в случае разных кровотечений;
-
продолжать развивать интерес к предмету;
-
воспитывать заботливое отношение к своему здоровью;
-
использовать знания для ведения здорового образа жизни, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Основные понятия: аорта, артерии, вены, капилляры, сердце, кровь, кровообращение, пульс, эритроциты, лейкоциты, иммунитет, тромб, круги кровообращения, фагоцитоз, сердечный цикл, кровотечение, плазма.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: таблицы «Сердце», «Кровеносная система», «Круги кровообращения», дидактический материал, бинты, жгут, носовой платок, реквизит для показа моделей.
Ход урока:
I. Организационный момент. Сообщаются цели и задачи урока, объявляются условия проведения игры.
Эпиграф урока: Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет!
С.Я. Маршак
II. Проверка знаний учащихся.
Проводится в виде игры-конкурсов:
-
«Разминка»: 5 вопросов задаются всем учащимся, 2 балла получает команда, участники, которой первыми ответили на вопрос.
-
«Термины: каждый отвечает самостоятельно в тетради, затем сообщаются правильные ответы, ученики проверяют и сами выставляют себе оценки. Капитан команды суммирует все оценки и находит среднее арифметическое - это число и является заработанным баллом.
-
«О чём говорят эти цифры?: работа в группах. 3 балла получает команда, которая быстрее всех справилась с заданием.
-
«Правильные утверждения»: возле доски работают по одному человеку из команды, остальные работают в тетради. 3 балла человеку, который выбрал все соответствующие утверждения.
-
«Театральный»: это домашнее задание. Команды разыгрывают модели физиологических процессов. 4 балла.
-
«Найди ошибку»: команды получают тексты по жеребьёвке, в которых допущены ошибки. В течение 2х минут в группах идёт работа по выявлению ошибок, затем представители команд зачитывают текст и комментируют ошибки. 5 баллов.
7 и 8 проводятся одновременно.
-
«Подпиши рисунок»: команды выбирают участника, он отсаживается и подписывает все составные части сердца (3 балла).
-
верхняя полая вена;
-
нижняя полая вена;
-
правое предсердие;
-
левое предсердие;
-
перегородка;
-
правый желудочек;
-
левый желудочек;
-
створчатые клапаны;
-
полулунные клапаны;
-
дуга аорты;
-
лёгочная артерия;
-
лёгочная вена.
-
-
«Приём в травмпункте»: команды по жребию получают задания, обговаривают его группой. Представитель команды называет вид кровотечения и оказывает первую помощь пострадавшему (4 балла).
-
«Конкурс капитанов»: капитаны готовили сообщения. На выступления 3 минуты (3 балла).
-
«Ребусы»: кто первый разгадал - получает 1 балл.
-
вакцина;
-
инфаркт;
-
лейкоцит;
-
аорта;
-
кровь;
-
лимфа;
-
донор.
-
III. Подведение итогов урока.
«Разминка»
-
Почему стенки левого желудочка сердца толще, чем стенки правого? Какова их толщина? Левый желудочек выдерживает большее давление, потому что проталкивает кровь в большой круг кровообращения. Толщина стенок 10-15 мм.
-
Разновидностью какой ткани является кровь? Соединительной.
-
Где в организме артериальная кровь идёт по венам, а венозная по артериям? Малый круг кровообращения - по лёгочных артериях - венозная, по лёгочных венах - артериальная.
-
Известно, что человек, который даёт кровь - донор, как называют человек, которому дают кровь? Реципиент.
-
В чем отличие в строении между скелетными мышцами и сердечной мышцей? Параллельные волокна сердечной мышцы соединяются между собой на определённых участках, это помогает лучше проводить импульсы.
«О чём говорят эти цифры»
-
90% (количество воды в плазме)
-
300г (масса сердца)
-
60-80 раз в мин (количество сердечных сокращений)
-
120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)
-
0,8 с (длительность сердечного цикла)
-
0,9% (количество NaCl в крови)
-
5 млн/мм кубич. (количество эритроцитов)
-
0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах)
-
120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови)
-
6-8 тыс/мм кубич. (количество лейкоцитов)
-
30-50 см/с (скорость тока крови в аорте)
-
2,5 см (диаметр аорты)
«Термины»
-
Движение крови по кровеносным сосудам (кровообращение)
-
Самый крупный сосуд (аорта)
-
Красные кровяные клетки (эритроциты)
-
Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами (фагоцитоз)
-
Кровь, насыщенная углекислым газом (венозная)
-
Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвёртывания крови (гемофилия)
-
Путь крови от левого желудочка до правого предсердия (большой круг кровообращения)
-
Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов (вакцина)
-
Белые кровяные клетки (лейкоциты)
-
Способность организма защищаться от инфекционного воздействия (иммунитет)
-
Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены)
-
Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания (донор)
-
Вещество, входящее в состав эритроцитов (гемоглобин)
-
Жидкая часть крови (плазма)
-
Группа крови универсального донора (раньше была первая, теперь доказано, что переливать можно только одноимённую кровь)
-
Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм (антитело)
-
Кровь, насыщенная кислородом (артериальная)
-
Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца (пульс)
-
Путь крови от правого желудочка до левого предсердия (малый круг кровообращения)
-
Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)
«Правильные утверждения»
Выпишите номера признаков, которые характерны для:
-
Сосуды несут кровь к сердцу.
-
Стенки очень мощные и упругие.
-
В сосудах очень маленькая скорость движения крови.
-
Стенки образованы одним слоем эпителиальных клеток.
-
Сосуды несут кровь от сердца.
-
Стенки состоят из трех видов тканей.
-
Сосуды образуют густую сетку, которая пронизывает органы и ткани.
-
Кровь в сосудах течёт быстро.
-
Сосуды впадают в предсердия.
-
В сосудах кровяное давление наименьшее.
-
Кровяное давление в сосудах наибольшее.
-
Сквозь стенки сосудов проходят газы и некоторые вещества.
-
В сосудах венозная кровь превращается в артериальную.
-
С повреждённых сосудов кровь бьёт фонтаном.
-
С повреждённых сосудов кровь вытекает медленно.
-
С повреждённых сосудов кровь вытекает равномерно и имеет тёмный цвет.
-
артерии
вены
капилляры
2
1
3
5
6
4
6
9
7
8
16
10
11
12
14
13
15
Конкурс «Театральный»
«Круги кровообращения».
Участвуют 4 человека: «кровь», «сердце», «тело» и «лёгкие». «Кровь» идёт от «сердца» к «телу», которому отдаёт «кислород» (красную фишку) и берёт у него «углекислый газ» (синюю фишку), затем «кровь» возвращается к сердцу (это большой круг) и далее движется к «лёгким», где отдаёт СО2 и берёт О2, «кровь» возвращается (малый круг). Всё повторяется.
«Образование тромба».
Участвуют 5 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные - элементы крови. Ведущий читает текст, участники разыгрывают действие.
Ведущий: представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через повреждённую стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3, 4, 5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина (1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их), которые, словно сеточка, закрывают отверстие. И в эту сеть попадают клетки крови (3, 4, 5 «застревают» в сетке рук 1 и 2), они закупоривают порыв. Так образуется тромб.
«Формирование иммунитета».
Действующие лица: девочки (2 клетки), хулиган (болезнетворный организм), милиционер (лейкоцит) и боец спецназа (антитело).
Девочки-клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них нападает хулиган, который начинает их пинать, щекотать (болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок (клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя за собой милиционера (лейкоцит). Милиционер смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца (антитело), который уводит упирающегося хулигана.
«Найди ошибку»
«Эритроциты» - красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм куб. их 10 млн. /5 млн./. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра /не имеют ядер/. Это клетки шаровидной /двояковогнутый диск/, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин - соединение белка и меди /железа/. Эритроциты зарождаются в селезёнке /в красном костном мозге/, а разрушаются в красном костном мозге /селезёнке/. Основная функция эритроцитов - транспорт питательных веществ /газов/. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом /малокровием/.
«Лейкоциты» - белые кровяные клетки. Они мельче /крупнее/ эритроцитов, имеют нитевидное /амебовидное/ тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм куб. крови их от 9 до 15 тыс. /от 4 до 8 тыс./. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться /способны активно передвигаться/. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называют пиноцитозом / фагоцитозом/. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки /вещества/, способные нейтрализовать любую /специфическую/ инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов /Мечников/.
«Сердце» - двигатель крови в организме. Это трёхкамерный /четырёхкамерный/ мышечный орган, расположенный в брюшной /грудной/ полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи /снаружи - соединительная ткань/ и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри - клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной /полной/ перегородкой и поэтому венозная и артериальная кровь смешивается /не смешивается/. Самая крупная вена /артерия/, несущая кровь от сердца - аорта - начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 минуты /секунды/.
«Приём в травмпункте»
В детском саду дети бегали, шалили. Один малыш споткнулся, упал. На колене появилась ссадина, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определите тип кровотечения. Какую помощь необходимо оказать мальчику?
Пешеход торопился, перебегал дорогу в неположенном месте и его сбил автомобиль. После удара потерпевший побледнел, на лбу выступил холодный пот. Кроме того, он начал жаловаться на сильную боль в животе. О чём говорят такие симптомы? Как ему помочь?
Рабочие устанавливали у вас дома новые окна, из-за неосторожности одного из них, лопнуло стекло, порезав при этом руку другому рабочему в области правого предплечья. Из раны пульсирующим фонтаном начала выделяться ярко-алая кровь. Как вы будете действовать в сложившейся ситуаци