Рабочая программа по предмету Биология ( 6 класс)

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Дата про

ведения

План

факт


Тема 1. Общее значение с растениями (2 часа)

  1. 1

Наука о растениях - ботаника. Мир растений.


1

Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Наука о растениях - ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы

Приводить примеры значение ботанических знаний.

Называть основные царства живых организмов.

Давать определение термину ботаника

Распознавать и описывать жизненные формы растений.

Объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Введение п.1.

Вопрос 2-3 стр. 8

07.09


  1. 2

Разнообразие растений. Лабораторная работа №1

"Знакомство с цветковым растением"


1

Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений

Семенные и споровые растения. Растение - живой организм (биосистема).

Распознавать и описывать основные органы растения

Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей.

Доказывать, что растение - живой организм (биосистема).

П. 2,

Вопрос 2-3 стр. 18

П.3

14.09



Тема 2. Клеточное строение организмов (2 часа)

  1. 3

Строение растительной клетки. Жизнедеятельность.

Лабораторная работа №. 2 «Клеточное строение кожицы лука».


1

Правила работы с микроскопом.

Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро.

Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл.

Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы

Деление и рост.


Распознавать и описывать:

- клеточное строение кожицы лука, мякоти плода;

- деление клетки, рост

Называть клеточные структуры и их значение.

Сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа.

Объяснять возможность определения по внешнему виду растения состояние процессов его жизнедеятельности.

П. 7 П. 8

Зарисовать клетку

21.09


  1. 4.

Ткани


1

Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные.

Функции основных видов тканей

Распознавать и описывать строение и функции тканей растений.

Давать определение термину «ткань».

Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.

П. 9,

заполнить таблицу

28.09



Тема 3 Органы цветковых растений (9 часов + 1час)

  1. 5

Строение семени.

Лабораторная работа №3 «Строение семян фасоли и пшеницы»


1

Двудольные. Однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.

Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.

Значение семян для растений как орган его размножения и распространения.

Назвать значение семян.

Давать определение терминам двудольные и однодольные растения

Распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений.

Устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка.

Сравнивать по определенным критериям семена двудольных и однодольных растений.

П. 10 П.12.

05.10


  1. 6.

Корень. Внешнее и внутреннее строение.

Лабораторная работа № 4

«Строение корня. Типы корневых систем"

1

Виды корней: главный, боковой, придаточные. Функции корня. Корневые системы.

Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая.

Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения.

Распознавать и описывать:

- виды корней,

- зоны корня,

Устанавливать соответствие

Между видоизменениями корня и его функциями

Сравнить по заданным критериям типы корневых систем.

Различать корневые системы однодольных и двудольных растений

П. 13 стр. 52 - 53.

П. 14. стр. 55 - 56.

П. 15. стр. 57 - 58.

12.09


  1. 7.

Побег. Строение и значение побега.

Лабораторная работа №5 "Знакомство с расположением почек"


1

Побег - сложный орган. Строение побега: стебель. Лист, почки.

Строение почки.

Виды почек: пазушные, верхушечные,; генеративные и вегетативные.

Распознавать и описывать на живых объектах строение:

- побега;

- почки.

Доказывать, что почка - видоизмененный побег.

Отличать вегетативную почку от генеративной почки

П. 16. П.17.

19.10


  1. 8.

Лист - часть побега. Значение листа для растения.

Лабораторная работа № 6 «Знакомство со строением листа».


1

Функции листа. Простые и сложные.

Жилкование.

Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц). Столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна).

Видоизменения листьев - приспособления к условиям жизни.

Распознавать и описывать по рисунку или на живых объектах строение листа.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа.

Выделять условия жизни, влияющие на видоизменения листьев.

П. 18, П. 19

26.10.


  1. 9.

Стебель. Внешнее и внутренне строение.

Лабораторная работа № 7 «Строение стебля».


1

Функции стебля. Рост стебля в толщину.

Внешнее строение стебля.

Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина.Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань.

Называть функции стебля.

Распознавать и описывать на живых объектах внешнее строение стебля.

Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Объяснять взаимосвязь стебля с другими органами растения.

П. 20 вопрос 2-4 стр. 79

09.11


  1. 10.

Видоизменения подземных побегов.

Лабораторная работа № 8 «Строения корневища, клубня, луковицы»

1

Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.

Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги.

Распознавать и описывать на живых объектах видоизменения побегов

Доказывать, что корневище, клубень, луковица - видоизмененные побеги.

П. 22 задание 3 стр. 43

16.11


  1. 11.

Цветок. Строение и значение.

Лабораторная работа № 9 «Знакомство со строением цветка и соцветиями».

1

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.

Соцветия.

Виды соцветий: кисть, метелка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка. Опыление.

Распознавать и описывать по рисункам:

- строение цветка ветроопыляемых растений и насекомоопыляемых растений; типы соцветий.

Объяснять взаимосвязь строения цветка и его опылителей.

Выявлять приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Сравнивать по заданным критериям строение цветков различных растений.

П. 23 П. 24.

Вопрос 4 стр. 93

23.11


  1. 12.

Плод. Разнообразие и значение.

Лабораторная работа № 10

«Изучение органов (плодов) цветкового растения»


1

Функции плода.

Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.

Сухие и сочные плоды. Односемянные и многосемянные плоды. Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных.

Давать определение термину покрытосемянные.

Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.

Приводить примеры растений с различными типами плодов.

Выделять приспособления для распространения плодов.

П. 25 вопрос 2-4 стр.96

30.11


  1. 13.

Взаимосвязь органов растения как организма.


1

Растение - биосистема. Признаки взаимосвязи органов.

Называть признаки взаимосвязи органов.

Доказывать, что растение - биосистема.

Объяснять влияние окружающей среды на растения.

П. 26.

07.12


  1. 14

Контроль знаний по теме" Органы цветковых растений"

14.12


Тема 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов)

  1. 15.

Корневое и воздушное питание растений.


1

Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей.

Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость.

Калий: рост подземных побегов, холодостойкость.

Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты.

Описывать механизм почвенного питания.

Объяснять роль и механизм почвенного питания в жизни растений.

Объяснять влияние удобрений на растения

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ.

Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.

Объяснять космическую роль зеленых растений.

П.27.

П. 28. П. 29.

21.12


  1. 16.

Дыхание растений и обмен веществ.


1

Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями.

Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Описывать опыты, подтверждающие дыхание растений.

Выделять приспособления растений для дыхания.

Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

П. 30.

28.12


  1. 17.

Значение воды в жизни растений.

Лабораторная работа № 11 «Выявление приспособлений у растений к среде обитания».

1

Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы и механизмы водообмена.

Называть этапы водообмена.

Распознавать и описывать растения различных экологических групп.

П. 31



  1. 18.

Размножение и оплодотворение у растений.

Рост и развитие растений.


1

Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения.

Рост и индивидуальное развитие.

Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды.

Описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.

Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножени1.

Отличать оплодотворение от опыления. Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и их последовательность.

Выделять различия между процессами роста и развития.

Приводить примеры гибели растений от влияния условии среды.

П. 32.

вопрос 1 стр 120

П. 35 П. 36



  1. 19.

Бесполое размножение растений.

Лабораторная работа № 12 «Размножение комнатных растений».


1

Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения.

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно.

Называть способы вегетативного размножения.

Распознавать и описывать способы вегетативного размножения.

Наблюдать за развитием растения при вегетативном размножении.

П. 33.

Вопрос 1-3 стр 123



    Контроль знаний по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"




    Тема 5. Основные отделы царства растений (7+1 часов).

      Водоросли.

      Лабораторная работа № 13

      «Знакомство с водорослями»


      1

      Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды.

      Зеленые, бурые, красные водоросли.

      Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и в жизни человека

      Давать определение термину низшие растения.

      Распознавать водоросли различных отделов.

      Распознавать и описывать внешнее строение водорослей.

      Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

      Сравнивать по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли.

      П. 38. П. 39.

      вопрос 3-5 стр 141


        Высшие споровые растения. Мхи. Лабораторная работа № 14 «Строение мхов».


        1

        Основные признаки мхов. Споровые высшие растения. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу.

        Листостебельные мхи: кукушкин лен и сфагнум (на выбор).

        Давать определение термину высшие растения.

        Распознавать и описывать:

        - строение мхов,

        - растения отдела Мохообразные.

        Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

        Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей.

        П. 40



          Папоротники.

          Лабораторная работа №.15 "Строение папоротников"

          1

          Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников.

          Давать определение термину высшие растения.

          Распознавать и описывать:

          - строение папоротников;

          - растения отдела Папоротникообразные.

          П. 42


            Голосеменные.

            Лабораторная работа № 16

            «Изучение внешнего строения голосеменных растений».

            1

            Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель).

            Давать определение термину голосеменные растения.

            Распознавать растения отдела Голосеменные растения.

            Описывать процесс размножение сосны.

            Распознавать и описывать строение хвои и шишек наиболее представителей голосеменных.

            Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги.

            П.43



              Отдел Покрытосеменные.

              Общая характеристика и значение.

              Лабораторная работа № 17 «Знакомство с разнообразием Покрытосеменных»

              1

              Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы.

              Давать определение термину покрытосеменные растения.

              Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения.

              Распознавать и описывать строение цветкового растения.

              Сравнивать по заданным критериям, используя данные информационной таблицы:

              - покрытосеменные и голосеменные растения;

              - однодольные и двудольные растения.

              П.43 вопрос 4 стр 157


                Класс Двудольные. Сравнительная характеристика семейств.

                Лабораторная работа № 18

                "Определение принадлежности растений к классу двудольные"

                1

                Признаки класса Двудольные.

                Значение растений основных семейств класса Двудольные

                Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово - ягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения.

                Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейства класса Двудольные.

                Определять принадлежность растений к классу Двудольные.


                П.44

                Вопрос 2-4 стр 167


                  Класс Однодольные. Сравнительная характеристика семейств класса Однодольные. Лабораторная работа № 19 «Определение принадлежности растений к классу однодольные».


                  1

                  Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные.

                  Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.

                  Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения

                  Распознавать растения семейств: Лилейные , Злаки..

                  Определять принадлежность растений к классу однодольные.

                  Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.

                  Доказывать принадлежность лилейных растений и злаков к классу однодольных.

                  П.45

                  Вопрос 1-3 стр171


                    Контроль знаний по теме " Основные отделы царства растений"





                    Тема 6. Историческое развитие и многообразие растительного мира (2 часа)

                      Понятие об эволюции растительного мира.

                      1

                      Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира.

                      Приспособления к условиям существования.

                      Называть основные этапы эволюции растительного мира.

                      Выявлять основные признаки, необходимые для существования растений на суше.

                      Объяснять процессы жизнедеятельности основных отделов растений.

                      П.46,47

                      Вопрос 1-3 стр 179

                      .


                        Многообразие и происхождение культурных растений.


                        1

                        Дикорастущие и культурные растения.

                        Многообразие и происхождение культурных растений.

                        Центры происхождения культурных растений.

                        Приводить примеры культурных и дикорастущих растений.

                        Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения.

                        Называть центры происхождения культурных растений

                        Описывать происхождение и значение растений на выбор.

                        Объяснять способы расселения культурных растений.

                        П.48,49

                        Вопрос 2-3 стр 186



                        Тема 7. Бактерии. (1 час)

                          Общая характеристика бактерий.

                          Многообразие и значение бактерий.

                          Лабораторная работа № 20 "Строение бактерий"

                          1

                          Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно - кислые, болезнетворные бактерии.

                          Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

                          Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий, роль бактерий

                          Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки.

                          Выделять особенности строения бактерий различных групп.

                          П.51,52

                          Вопрос 2-3 стр 190,193

                          .


                          Тема 8. Грибы. Лишайники (2 часа)

                            Общая характеристика грибов.

                            Многообразие и значение грибов.

                            Лабораторная работа № 21 "Знакомство с грибами"


                            1

                            Признаки царства Грибы.

                            Строение грибов: грибница, плодовое тело.

                            Разнообразие грибов по способу питания.

                            Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи.

                            Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые)

                            Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

                            Распознавать и описывать строение плесневых грибов.

                            Сравнивать грибы с растениями и животными.

                            Приводить примеры шляпочных грибов, Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

                            Называть способы питания многоклеточных грибов.

                            Выделять различия между трубчатыми и пластинчатыми шляпочными грибами.

                            Объяснять роль многоклеточных грибов в природе

                            П.53

                            Вопрос 2-3 стр 202 П.54 вопрос 1-3 стр 205



                              Лишайники.

                              1

                              Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни.

                              Значение.

                              Питание, размножение.

                              Распознавать и описывать строение лишайника.

                              Объяснять возможность роста лишайников в бесплодных местах.

                              П.55 вопрос 3 стр 208



                              Тема 9. Природные сообщества (1 час)

                                Жизнь растений в природе. Многообразие природных сообществ.

                                Итоговая контрольная работа

                                1

                                Фитоценоз.

                                Естественные природные сообщества: лес, степь.

                                Роль растений в круговороте веществ.

                                Называть основные типы природных сообществ.

                                Приводить примеры естественных сообществ.

                                Описывать видовой состав природных сообществ.

                                Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ.





                                © 2010-2022