Урок по биологии для 6 класса «Жизнедеятельность корня»

"Описание материала: "Конспект урока разработан для изучения раздела «Жизнь растений» к учебно- методическому комплексу, разработанному под руководством В.В. Пасечника. Урок дает возможность определить функции корня и его процессы жизнедеятельности с помощью опытов, доступных в рамках одного урока. "Такой метод изучения нового материала повышает интерес к предмету исследования. Учащиеся проявляют активный интерес и к процессу проведения работ и к результатам. Материал урока выхоит за рамки уче...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии для 6 класса « Жизнедеятельность корня.»

Цели урока:

1.Дать представление об особенностях жизнедеятельности корня.

2. Выяснить усло­вия, необходимые для нормального развития корня.

3. Познако­мить учащихся со свойствами и составом почвы, основными удобрениями и способами их применения.

4. Дать представление о гидропонике как одном из способов выра­щивания растений.

Оборудование:

таблицы «Клеточное строение корня», «Проводящая ткань растений», оборудование для опытов..

Ход урока:

  1. Опрос учащихся ( фронтальный)

  • Назовите основные зоны корня

  • Где находится зона деления?

  • Дайте определение ткани.

  • Какой тканью представлена зона роста корня?

  • Опишите строение корневого волоска.

  • Для какой зоны корня характерно наличие корневых волосков?

  • Что представляют собой сосуды?

  • Какие сосуды присутствуют в корне растения?

  • В чем состоит основное отличие сосудов древесины и луба?

2.. Изучение нового материала

Давайте вспомним, каковы основные функции корня. Мы уже гово­рили, что основной функцией корня, кроме укрепления растения в по­чве, является поглощение воды с растворенными в ней минеральными веществами. Но как это доказать?

Мы с вами проведем урок - практикум.

Опыт № 1. « Демонстрация поглощения воды корнями»

Оборудование : проростки фасоли, пробирка, растительное масло.

Ход опыта:

  1. Проростки фасоли поместить в пробирку с во­дой. Вода должна покрывать только корневую систему растения.

  2. На по­верхность воды капнем пипеткой растительное масла для того, что­бы вода не испарялась. Отметим на стекле уровень воды в пробирке.

Вывод: Че­рез один дня уровень воды в пробирке стал заметно ниже. Корни поглощают воду и поднимают ее к стеблю и ли­стьям.

Но для того чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна определенная сила. Силу, обеспечивающую подачу воды от корней расте­ния вверх, к стеблям и листьям, называют корневым давлением. Поглощая воду из почвы, они подают ее вверх под давлением. Представьте, каким должно быть давление, чтобы доставить влагу от корней к верхушке большого дерева! Давайте проведем опыт, наглядно показывающий силу корневого давления.

Опыт №2 « Корневое давление».

Оборудование: растение бальзамин, стеклянная трубка, резиновая пробка, вазелин, штатив, пластилин.

Ход опыта:

1. У молодого растения срезать стебель, оставив 3-5 см выше корневой шейки . Пенек вокруг смазать вазелином. Наденем на него резиновую пробку с отверстием. Сверху на пробку наденем стеклянную трубку и укрепим ее на штативе в вертикаль­ном положении. Стык стебля растения и пробки для герметичности зале­пим пластилином.

2. Польем растение теплой водой

Вывод: корни поглощают воду из почвы и поднимают ее по сосудам вверх.

Опыт №3 « Поглощение минеральных веществ корнем и перемещение их к стеблю и листья .»

Оборудование: бальзамин, слабый раствор пищевого красителя .

Ход опыта:

1. В течение 6 дней будем поливать бальзамин водным раствором пищевого красителя.

2. Посмотрим на результат.

Итог: листья и стебель окрасились в цвет красителя .

Вывод: корень растения, поглощая растворенные в воде минеральные вещества, доставляет их к стеблю и листьям.

Для того чтобы корни растения могли выполнять свои функции, они должны находиться в благоприятных условиях. Какие условия необходи­мы корню растения для нормальной жизнедеятельности? (Дети отвеча­ют.) Кроме уже перечисленных условий корню необходим кислород. Вспомните, мы с вами говорили о том, что прорастающие семена дышат. Но дышат не только семена. Корню растения также необходим кислород для дыхания.

Опыт №4 « Значение воздуха для корней»

Оборудование: две банки с тремя отверстиями в крышках, проростки фасоли, пипетка, растительное масло, стеклянная трубка с резиновой грушей.

Ход опыта:

  1. В обе банки до половины налить воды

  2. Прорости фасоли вставить в два отверстия крышек .

  3. В третье отверстие первой банки вставить стеклянную трубку с резиновой грушей для продувания воздуха.

  4. В третье отверстие второй банки налить пипеткой растительное масло.

  5. Банки обвернуть плотной темной бумагой и поставить на свет .

Вывод: Растения во второй банке погибнет оттого, что его корневая система не будет получать кислород, необходи­мый ей для дыхания. Поступлению кислорода будет препятствовать мас­ляная пленка на поверхности воды.

Для обеспечения корневой системы комнатных растений кислородом, необходимо :

1. Выращивать растения в глиняных или керамических горшках с отверстиями на дне, чтобы обеспечить наилучшую вентиля­цию корней.

2. Поливать растения по мере необходимости, так как излишки воды заполняют поры между частичками почвы и вытесняют из нее воздух.

3. Периодически рыхлить почву, чтобы избежать образо­вания на ее поверхности плотной корки, препятствующей проник­новению кислорода.

Опыт №5 « Значение определенных температур для нормальной жизнедеятельности корней»

Оборудование: два проростка фасоли, две стеклянные трубки, две резиновые пробки, пластилин, два штатива.

Ход опыта:

1. Срежем растение на расстоянии 2-4 см от уровня почвы. На срез наденем резиновую пробку с отверстием. Сверху на пробку наденем стеклянную трубку и укрепим ее на штативе в вертикаль­ном положении. Стык стебля растения и пробки закрепим пластилином.

2 Второе растение также подготовим к опыту.

3.Первое растение польем теплой водой (25 °С), а второе хо­лодной водой (+2°С).

Вывод: При благопри­ятной температуре поглощения воды из почвы корнями происходят активнее, тогда как при низких температурах всасывающая способность корней уменьшается.

Состав почвы.

Почва- верхний слой земли, обладающий плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

В состав почвы входят минеральные вещества, органические вещества и микроорганизмы. Для повышения плодородия в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Гидропоника - один из способов выращивания культурных растений. Субстратом является мох, крупный песок, битый кирпич, галька, керамзит. Он необходим для удерживания корней растения . Сам субстрат не содержит питательные вещества , но через него пропускают водный ра­створ минеральных веществ.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы:

  • Назовите основные функции корня?

  • Перечислите условия необходимые корню для нормальной жизнедеятель­ности?

  • Какую роль играет корневое давление?

  • Опишите опыт, показывающий силу корневого давления.

  • Опишите опыт, доказывающий поглощение воды корнем.

  • Опишите опыт, доказывающий поглощение минеральных веществ корнем и перемещение их к стеблю и листьям.

  • Опишите опыт, доказывающий, что корни растения дышат (по­глощают кислород и выделяют углекислый газ).

  • Опишите опыт, доказывающий необходимость определенных тем­ператур для нормальной жизнедеятельности корней.

  • Что такое гидропоника?

  • В чем преимущество этого способа выращивания растений?

Домашнее задание п 21 и.33.

.

Буланова Ирина Ильинична

© 2010-2022