Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Для меня, всегда был и остаётся важным вопрос: как эффективнее учить школьников? Как и какие методы использовать в обучении, чтобы оно повышало интерес к изучаемому предмету и позволяло ученикам развиваться как личность? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит:  «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Поэтому забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии

МБОУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Зубово-Полянского муниципального района

Зубковой Ирины Николаевны

(педагогический стаж -18лет, вторая квалификационная категория)

Я, Зубкова Ирина Николаевна, родилась 9 апреля 1975 года в поселке Молочница Зубово-Полянского района республики Мордовия.

В период с 1982 по 1992 год обучалась в Сосновской средней школе. По окончании школы поступила в Мордовский Государственный университет имени Н.П. Огарева на биологический факультет. В 1999 году закончила обучение в ВУЗе по специальности «Биолог. Преподаватель по специальности «Биология».

В данной школе работаю по специальности с 1 сентября 2001 года. Общий педагогический стаж-18 лет, стаж работы по специальности 13 лет.

Имею вторую квалификационную категорию. В настоящее время, работая в 5-11 классах, веду учебные занятия по государственным программам (типовая программа по биологии для учащихся 5-11 классов: авторы Н.И. Сонин, А.А. Плешаков и др.). Недельная нагрузка составляет 33 часа (14 часов биологии + 9 часов географии + 8 часов химии) + 2 часа элективных курсов по экологии в 10-11 классах. В настоящее время работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности на уроках биологии»

Для меня, всегда был и остаётся важным вопрос: как эффективнее учить школьников? Как и какие методы использовать в обучении, чтобы оно повышало интерес к изучаемому предмету и позволяло ученикам развиваться как личность? Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Поэтому забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.

Педагогическая проблема:

«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»

1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Актуальность и перспективность опыта обусловлена изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении биологии переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий.

На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта, творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании, через активность не только учителя, но и учеников.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательной активности учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъект-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях.

Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, информационно-коммуникационных методов обучения и др. Они представлены и как фрагменты в уроке, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Причем использование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Содержание указанных форм работы определяется сообразно с принципами: связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным особенностям учащихся, особенностям их умственного развития и интересов

3. Наличие теоретической базы опыта.

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

В наше время обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом - все это помогает осуществить цели развивающего обучения.

Важное значение в обучении каждого предмета имеет оборудование кабинета. Мой кабинет отвечает современным требованиям. В нем есть все необходимое, без чего нельзя представить себе современный урок: ноутбук, компьютер и мультимедийный проектор, а также наличие учебно-методического комплекта по предмету. УМК включает учебники Н.И.Сонина, комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы. На уроках биологии использую всевозможные электронные издания, презентации, интернет - ресурсы.

В построении схемы работы я опиралась на понятие субъектного опыта, введенного И. С. Якиманской, принципы личностно ориентированной технологии образования, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А. А. Плигиным, принципы демократизации, дифференциации, гуманизма. Мною также использованы материалы следующих литературных источников:

1. Сборник " Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек»- Москва, издательство «Дрофа» 2008 год; авторы Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.

2.Аклерова И.А. « Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек. 8 класс»- Москва, издательство «Дрофа» 2008 год.

3.Воронин Л.Г., Маш Р.Д. «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: книга для учителя» Москва, издательство «Просвещение», 2007 год.

Технология опыта

Для решения поставленных задач использую ИКТ, ведь изучаемый в школе предмет может стать привлекательным, когда возникает ситуация проблемы, понятной школьникам.

Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения моего предмета - это овладение учащимися компьютером в качестве средства познания языковых явлений, используемых в практической деятельности.

Использование ИКТ позволяет визуализировать эти явления; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.

На уроках биологии и при подготовке к урокам учащиеся применяют следующие формы использования ИКТ:

  • создание презентаций по темам, изучаемым по базовому курсу биологии 5 - 11 классов:
    созданы презентации по темам - «Многообразие птиц и их значение», «Паукообразные», «Редкие и исчезающие виды животных Мордовии» и др.

  • использование готовых мультимедийных пособий на уроках.

  • использование Интернет-ресурсов;

  • использование виртуальных экскурсий;

  • осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала, подготовки к ЕГЭ.

Урок-презентация:

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока - это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. К поиску материалов привлекаю учеников. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах. Ряд презентаций, созданных мною были размешены на сайте.

Урок-исследование:

Это форма урока, при которой активная роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока: формирование навыков поиска информации в Интернет, ее анализа, структурирования, поведения итогов.

Электронная лабораторная работа:

Эта форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.

Тематический проект:

Коллективная работа учащихся по созданию сайта, посвященного отдельной теме или объекту. Например, сайт по итогам проекта «Пресмыкающиеся».

Электронная викторина.

Организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету. Коммуникация учащихся осуществляется, как правило, посредством компьютерных технологий.

Электронное тестирование:

Это самоанализ и самооценка ученика.

Организация индивидуального обучения:

Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий комплекс доступных электронных материалов.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет:

  • сделать урок более интересным, наглядным;

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

  • вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

  • способствует стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;

  • работать в интерактивном режиме;

  • визуализировать учебную информацию;

  • визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;

  • осуществлять контроль, самоконтроль и самокоррекцию;

  • проводить лабораторные и практические работы в условиях имитации.

4.Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках биологии современных образовательных технологий. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.

5.Оптимальность и эффективность средств.

На мой взгляд, обучение любому предмету в школе, в том числе и биологии, должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал.

Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие познавательной активности учащихся - это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников

Из всего многообразия современных педагогических технологий отдаю предпочтение личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. В своей работе наряду с традиционными уроками использую следующие технологии личностно-ориентированного обучения:

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Обучение в сотрудничестве (Работа в малых группах);

  • Исследовательские и проектные методы в обучении

  • Игровые технологии

  • Технология разноуровневого обучения

Мой опыт преподавания с использованием ИКТ на уроках в течение ряда лет, показал, что этот вид обучения имеет преимущества: у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Данная технология повышает качество наглядности в учебном процессе (презентации, выполнение сложных графиков, таблиц , лабораторных опытов и т. д.) Повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку динамизм и выразительность.

Основная цель уроков игровой педагогической технологии - создание условий для проявления познавательной активности учеников. На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока - беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.

Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.

Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы, т. е. позволяет учащимся овладеть алгоритмом исследовательской работы.

Различные формы уроков дают возможность выявить способности каждого ученика, вызвать интерес к предмету, реализовать идею сотрудничества учителя и ученика, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказать свое мнение.

6. Результативность опыта.

Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивать их познавательную активность на уроках.

За межаттестационный период 2010-2014гг:

  • По результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ за последние четыре года мои ученики показали результаты выше уровня среднереспубликанских результатов - 69,1% от числа участвующих;

  • Учащиеся 9 классов выбирают биологию для сдачи экзамена по выбору в форме ГИА; по результатам итоговой аттестации в форме ГИА уровень обученности за 2010-2011, 2013-2014 учебные годы составил - 100% , качество знаний - 69 % и выше;

  • У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета.

  • Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на предметных олимпиадах, становятся победителями и лауреатами различных конкурсов.

  • Выпускники школы при поступлении в ВУЗ выбирают факультеты, где профильным являются биология.

Учащиеся 10 - 11 классов систематически посещают элективные курсы по биологии.

Результаты муниципального и республиканского этапов олимпиады за межаттестационный период 2009-2013


Учеб-ный год


Ф.И. ученика


Класс

Муниципальный уровень

победи-тель

призер

участие


2009-

2010

Порватова Марина

(биология)


11




+

Соколова Ирина

(биология)


7




+




2010-

2011

Васина Валентина

(биология)


11




+

Андреев Роман

(экология)


11




+

Хрёмкина Катя

(экология)


8


+




2013-

2014

Глинова Таня

(биология)


10


+



Соколова Ирина

(биология)

11



=

Ежегодно мои ученики занимают призовые места в районах, республиканских и всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Олимпиада (конкурс)

Число победителей и призеров

Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады по биологии

1 победитель, 3 призера

Всероссийский заочный конкурс «Олимпус»

1 лауреат

Муниципальная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». Номинация «Социально-значимый проект»


2 лауреата


Выпускники школы при поступлении в ВУЗ выбирают факультеты, где профильным предметом является биология.

Выпуск 2009-2010 учебного года

Порватова Марина - студентка I курса академии Рязанской педагогической академии.

Шумал Ирина - студентка I курса Темниковского медицинского училища.

Выпуск 2010-2011 учебного года

Андреев Роман и Тярин Роман - студенты I курса академии лесного хозяйства им. Тимерязева г. Москва.

Васина Валентина - студентка I курса биолого-химического факультета педагогического института им. Евсевьева.

Адайкина Елена - студентка I курса биологического факультета МГУ им. Н.П. Огарева.

Выпуск 2013-2014 учебного года

Ломовцева Виктория - студентка I курса медицинского факультета МГУ им. Огарева.

Все эти достижения - это результат содружества с детьми, желание идти вперед и добиваться успехов, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы урок отвечал не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды.

7. Возможность тиражирования.

Опытом своей работы делюсь на педагогических советах школы на заседании методического объединения учителей биологии и химии Зубово-Полянского района, кустовых семинарах. Для этого принимаю активное участие в проведении недели биологии и химии, на которых провожу разнообразные открытые уроки и мероприятия, кустовые семинары, где в марте 2010 года выступала с докладом по теме «Игровые моменты на уроках биологии», на базе нашей школы в феврале 2014 года проводила открытый урок по теме «Заболевания органов дыхания» и мероприятие «Путешествие в страну «Простейшие». На районом семинаре учителей биологии и химии в августе 2014 года выступила с докладом по теме «Профессиональный стандарт педагога как главный ориентир для совершенствования процедуры повышения квалификации работников сферы общего образования».

20.10.2014г. Директор школы ____________ Забаева Е.П.

© 2010-2022