Статья Система организации исследовательской работы в школе

1.      Создание условий для развития творческих способностей учащихся - одно из приоритетных направлений в работе. 2.       Актуальность темы. 3.      Система урочной, внеурочной и внеклассной деятельности. 4.      «Результат исследовательской деятельности – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни». 5.         Формы массовой и индивидуальной работы учащихся, групповые занятия.    
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

«Система организации исследовательской работы в МБОУ СОШ № 5 города Ковров»

Учитель биологии: Голубева Людмила Николаевна

Учитель географии: Голубев Владимир Ильич

Вот уже 35 года мы работаем в МБОУ СОШ № 5 г Ковров, а поскольку наши дисциплины смежные, то интеграция учебной работы идёт как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Внеклассная работа неразрывно связана с учебной, но в отличие от нее строится по принципу добровольности, а личным интересам школьников соответствует ее содержание.

Развитие творческих способностей учащихся мы рассматриваем как одно из приоритетных направлений в своей работе. Актуальность темы вытекает из потребностей современной школы в реализации возможностей каждого ученика, где возникает необходимость творчества учащихся через обучение приёмам поисково-исследовательской работы.

Процесс исследования состоит из трех этапов - подготовительный, поисковый, исполнительный. Первая этап связан с контактом со средой и умением ставить проблемы и темы, задаваться вопросами и выдвигать идеи. Вторая фаза связана с центральной мыслительной переработкой и поисков способов решения поставленной проблемы. Третья - с воплощением найденного решения в конкретный продукт.

Для реализации этих условий в школе сложилась система урочной, внеурочной и внеклассной деятельности. В начальной школе - это предметные курсы «Окружающий мир и основы здорового питания». Внеурочная проектная работа и внеклассная - кружки «Я исследователь», «Юный исследователь», «Проектная деятельность», «Экология растений». Темы исследований в школе первой ступени носят познавательный характер и включают наблюдения и изучение живых организмов.

В основной школе - краеведческий модуль в курсах «Биология» и «География», факультативы и элективные курсы, в старшей школе - экологизация предметных курсов и краеведческий компонент факультативных и элективных курсов, кружок «Биологический эксперимент». Это одна из форм групповой организации исследовательской деятельности школьников во внеучебное время, объединяющая учащихся, проявляющих общий интерес к определённой области знаний и желающих заниматься практической деятельностью в этом направлении. Такая система помогает учащимся овладеть экологическими и природоохранными знаниями. Внеклассная работа направлена на формирование у детей навыков исследовательской деятельности.

В средней и особенно в старшей школе ребята изучают и исследуют причины, выявляют факторы, влияющие на жизнь не только отдельных организмов, природных компонентов, но и экосистем или природных комплексов, создают презентации и проекты, защищают их на уроках, факультативах, кружках, элективных курсах, конференциях, участвуют в различных конкурсах. Вот примеры таких исследовательских работ: «Изучение состояния экосистемы берёзовая роща», «Изучение медоносной базы деревни Ручей и прилегающих территорий», «Изучение факторов, оказывающих влияние на распределение рыжих лесных муравьёв в урочище Ладыгино» и другие. Данные работы, представленные учащимися нашей школы, были отмечены и стали победителями и призёрами на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. При изучении, исследовании и описании этих территорий использовались знания, умения и навыки: не только географии, биологии, но и других учебных дисциплин.

И все-таки приобщение детей к знаниям, и формирование навыков не является конечным результатом нашего труда. Не случайно в стандартах второго поколения отмечена особенность: «Результат образования - это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни». Сколько раз, исследуя тот или иной природный объект, мы наблюдали такую картину: Рядом с плакатами и стендами, призывающими беречь родную природу, лежит мусор. Граждане, которые считают себя любителями природы, после своего отдыха оставляют в лесах, на берегах водоёмов различную упаковку из-под еды и напитков. Прекрасные лужайки превращаются в футбольные поля, а лесные тропинки - в дороги для автомобилей. Такие примеры из жизни приводят учеников к пониманию, что нужно не только изучать, но и помогать сохранять родную природу. Так знания перерастают в деятельность, а деятельность в убежденность, что приводит к формированию ценностно-смысловых установок учащихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции. Поэтому каждая исследовательская работа детей заканчивается предложениями. Есть прекрасные слова А. П. Чехова: «Если бы каждый человек на клочке своей земли сделал бы все от него зависящее, как прекрасна бы стала земля наша». Тогда был поставлен вопрос: «А что можем сделать мы для сохранения и улучшения качества окружающей среды?» Учащиеся школы выполняют проекты благоустройства школьной территории и микрорайона и стараются претворить их в жизнь. За последние годы к этой работе привлекли и родителей. Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на решение важной проблемы. Чтобы добиться такого результата, мы стараемся научить школьников работать самостоятельно, выявлять и решать проблемы, прогнозировать результаты и оценивать возможные последствия, анализировать различные варианты решения.

Так работая над темой «Оценка водных объектов методами биоиндикации», ребята пришли к выводу, что водоем нашего микрорайона имеет 3 степень загрязнения, а побережье - сильное. На совете школы решили навести порядок силами экологического отряда. Два года очищали побережье, выступили на родительском собрании школы, пригласили кандидата в депутаты гор совета А.В.Волгина, он включил этот вопрос в свою программу предвыборную программу.

После выполнения работы «Изучение экосистемы березовой рощи» мальчики пришли к выводу, что участок рощи, прилегающий к саду № 4 ,находится в состоянии дигрессии 3 стадии, а это значит - требуется значительное регулирование рекреации. Инициативная группа учащихся обратилась к правлению сада с предложением вынести мусорные баки с территории лесных ворот к центральным. Ребята помогли садоводам провести уборку территории.

Выполнение исследования «Изучение медоносной базы» привело ребят в клуб пчеловодов, где они рассказали о результатах работы, предложили свой положительный опыт по улучшению медоносной базы. Так возникают экологически грамотные взаимоотношения с социоприродной средой. Потребность делать нужное для других, порождает способность творить. Поскольку в результате исследований у учеников происходит процесс познания, то вместе с творческой деятельностью осуществляется и познавательная деятельность.

Для развития у учащихся любознательности, творческой активности, стремления к научному поиску в той или иной области в настоящее время мы используем разнообразные формы массовой работы: тематические вечера, встречи с учеными, проводим научно-практические конференции, олимпиады и конкурсы, лекции, экскурсии, выставки творческих работ и т.д. Реализовать задачу развития творческих способностей можно используя и другие формы внеклассной работы: индивидуальная работа учащихся; групповые занятия в кружках, обществах и других творческих объединениях по интересам. Так, использование разнообразных форм и методов организации учебной и внеклассной деятельности позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся.

Главным результатом исследований школьников является развитие личности. Это определяется в ходе рефлексивно-оценочного этапа. Где отслеживается развитие
общеучебных, исследовательских умений, а также уровень мотивации по предмету.

Оценку деятельности ученика проводим не только по конечному результату, а по процессу его достижения.


© 2010-2022