Урок по биологии на тему: Строение скелета человека

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Визитная карточка урока.


Учитель: Дубинина Н. А.

Класс: 8 «Г»

Предмет: Биология

Тема : Строение скелета человека и его значение

Учебная задача: Изучить строение и функции скелета человека


Образовательная цель: Учащиеся расширяют знания о строении и функции скелета. Учащиеся выявляют особенности скелета человека связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.


Развивающая цель: Учащиеся сравнивают строение и функции органов опоры и движения человека и млекопитающих животных.


Воспитательная цель: Учащиеся осознают влияние прямохождения трудовой деятельности развитие мозга на формирование скелета человека.

Учащиеся самостоятельно добывают знания.

У учащихся формируется само- и взаимооценка.


Тип урока: Постановка учебной задачи и отработка открытого способа.




Партитура урока:

I. Мотивационно- ориентировочный этап

1. Актуализация

2. Постановка учебной задачи

II. Исполнительский этап

1. Конкретизация открытого способа и применение его в новой ситуации

2. Постановка учебной задачи на следующий урок

III. Рефлексивно-оценочный этап

1. Самооценка участия в учебном сотрудничестве

2. Домашнее задание


Примерная схема анализа урока

1. Наличие выравнивания эмоционального состояния

2. Степень закономерности возникновения учебной задачи

3. Степень самостоятельности детей при выполнении переноса открытого способа в условия новой задачи

4. Осуществление оценки своих возможностей решения частных задач с помощью полущенного способа учащимися

5. Осуществление само- и взаимооценки учебных действий

6. Степень самостоятельности определения детьми домашнего задания


ХОД УРОКА


  1. Мотивационно- ориентировочный этап


1. Актуализация


Мир живой природы находится в непрестанном движении. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, бактерии и простейшие в капле воды. Растения поворачивают свои листья к солнцу. Способы движения за миллиарды лет прошли долгий путь эволюции.

А с помощью чего двигаются животные ? (С помощью органов движения)

Что образуют органы движения у членистоногих и хордовых животных ? (Систему опоры и движения)

Ребята, посмотрите на рисунки (прилож. 1) и ответьте, что отличает опорно-двигательные системы этих животных? (Наружный и внутренний скелет)

Какой из скелетов является более перспективным? (Долгое время на суше господствовали животные с наружным скелетом, но более перспективным в эволюционном плане оказался внутренний скелет, который имеют все хордовые животные)

Эволюция вносила в свой первоначальный проект все новые усовершенствования и дополнения. От единственной хорды у ланцетника до 206 костей у человека.

Из чего состоит опорно-двигательный аппарат у млекопитающих животных ? (Из костей скелета, их соединений и мышц)

Какие отделы образуют опорно-двигательную систему? (Отделы черепа, туловища, поясов верхних и нижних конечностей)

Назовите самого высокоорганизованного млекопитающего животного. (Человек)

Работа с постерами. (прилож. 2) Выберите правильные ответы.

А почему вы так считаете ? Кто считает иначе? Что нужно, чтобы добиться единогласия?


2. Постановка учебной задачи. (Нам необходимо изучить строение и функции скелета человека)


  1. Операционно-исполнительный этап


Трудно себе представить как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего он напоминал медузу вытащенную на берег. Он не смог бы активно двигаться и даже незначительная травма повреждала бы внутренние органы. И для того, чтобы изучить строение и функции органов опоры и движения, вам необходимо поработать в группах со страницами учебника.


1. Работа в группах (1гр-стр98; 2гр-стр99; 3гр-стр100; 4гр-стр101)

Рассказ по модели, используя опорные слова. В ходе ответов каждой группы учащиеся заполняют мини-модель.

Проводится самооценка по ключу.


2. Работа с тестом (прилож.3) Взаимопроверка по ключу.


3. Поисковая работа

Сравните скелеты человека и млекопитающего животного. Назовите факты, доказывающие сходство их строения. (Фронтальная беседа)


4. Выступление ученика с заданием опережающего характера. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга


5.Работа с нумератором. (прилож. 4) Взаимопроверка.


6. Работа с постерами


7. Постановка учебной задачи на следующий урок



  1. Рефлексивно-оценочный этап


  1. Самооценка участия в учебном сотрудничестве


2. Домашнее задание

Что вам предстоит закрепить дома? (стр98-104) Обратите внимание на стр. 102-103

Задание:

Сравнить показатели физического развития мужского и женского организма. Составьте советы гигиениста, касающиеся физических нагрузок.





Задание-тест:

1. Наиболее крупные кости лицевого отдела черепа:

а) скуловые и челюстные;

б) теменные и височные;

в) лобная и затылочная.

2. Крестцовый отдел позвоночника состоит из:

а) 12 позвонков;

б) 5 позвонков;

в) 7 позвонков.

3. Скелет свободной верхней конечности образуют:

а) плечевая кость, лучевая и локтевая кости;

б) лопатка и ключица;

в) ребра и грудина.

4. Пояс нижних конечностей образуют:

а) тазовые кости;

б) бедренная и берцовая кости;

в) крестец.

5. Какие кости черепа подвижны:

а) клиновидная;

б) решетчатая;

в) нижняя челюсть.

6. Какая часть черепа крупнее:

а) мозговой отдел;

б) лицевой отдел;

7. Сколько костей входит в состав плечевого пояса:

а) 2;

б) 3;

в) 4.

8. Сколько тазовых костей у человека:

а) 2;

б) 3;

в) 4.

Задание-нумератор


1. Грудная клетка

2. Стопа

3. Позвоночник

4. Верхняя конечность

5. Таз


6. С изгибами

7. Расширена в стороны

8. Сводчатая

9. Широкий как чаша

10. Большой палец противопоставляется остальным


11. Опора для внутренних органов

12. Увеличение размаха

13. Удержание орудия труда

14. Пружинный смягчает толчки при движении



© 2010-2022