Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биолоогии 8 класс, 68 часа, 2 часа в неделю. Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Цель курса биологии «Человек»: в процессе изучения биологии в 8 классе учащиеся должны усвоить определенный круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы. В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и е...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Балашова Саратовской области им. П.А. Столыпина»



Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы

Протокол №__ от ________О.В. Смирнова ______А.Г. Рыжков

«___»______20___г. «___»__________20___г «___»________20___г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММАРабочая программа по биологии 8 класс

по биологии

8 класс



Учитель : Атапина Наталия Юрьевна



Балашов

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(8 класс, 68 часа, 2 часа в неделю)

Авторы: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.



Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273

3 Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень. 4. Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана - Граф», 2005).

5. Учебного плана школы.

Преподавание курса биологии в 8-м классе осуществляется по программе «Человек и его здоровье» авторов А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш, опубликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. М. Вентана-граф. 2006г допущенном Министерством образования Российской Федерации с использованием учебника Биология. Человек: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш - М.: Вентана-Граф, 2012

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

Курс биологии 8-го класса продолжает систематическое изучение данной дисциплины в основном (общем) образовании школьников. Он является частью программы по биологии 6-9 классов.

Курс биологии 8-го класса определяет круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы, которые учащиеся познают в процессе изучения.

В результате обучения у школьников формируется научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. В процессе изучения курса биологии учащиеся усваивают следующие основные понятия: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.

Цель курса биологии «Человек»: в процессе изучения биологии в 8 классе учащиеся должны усвоить определенный круг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы.

Задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение (1 час)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.

Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Тема 1. Общий обзор организма человека (5 часов)

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животным и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Тема 2. Опорно-двигательный аппарат (8 часов)

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Тема 3. Кровь и кровообращение (9 часов)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Знание постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Тема 4. Дыхание (5 часов)

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Тема 5. Пищеварение (7 часов)

Питание. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Тема 7. Выделение (4 часа)

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Тема 8. Кожа (4 часа)

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Тема 9. Эндокринная система (2 часа)

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез.

Тема 10. Нервная система (6 часов)

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Тема 11. Органы чувств и анализаторы (6 часов)

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Тема 12. Поведение и психика (4 часа)

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

Тема 13. Индивидуальное развитие организма (3 часа)

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.


Календарно - тематическое планирование 8 класс



Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Содержание материала

Вид контроля

Оборудование

Домашнее задание

дата

План

Факт

8 «А»

8 «Б»

Введение 1 час

1

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека

Изучения нового материала и первичного закрепления

1

Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Схемы «Науки о человеке», «Методы изучения организма человека»

Стр.3-6,

§1, стр.6-10

Общий обзор организма человека 5 часов

2

Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.


Комбинированный

1

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Части тела, полости тела, внутренние органы

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Муляж «Торс человека»

§2, стр.10-15

3

Клетка, её строение, химический состав, жизнедеятельность

Комбинированный

1

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, ЭПС, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы, клеточный центр, ядрышко, хромосомы, гены. Состав клетки: неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты - ДНК и РНК, АТФ, ферменты). Рост, возбудимость, обмен веществ, деление клетки

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Л.р № 1 « Изучение строения клеток человека»

Таблица «Клетка», микроскоп, микропрепараты клеток

§3, стр.15-20

4

Ткани животных и человека


Комбинированный

1

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Синапс. Нейроглия

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Л.р. №2 « клетки и ткани под микроскопом»

Таблица «Ткани», микроскоп, микропрепараты тканей

§4, стр.20-25

5

Органы, системы органов, организм.

Нервная и гуморальная регуляция

Комбинированный

1

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Системы органов: исполнительные, регуляторные

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его»

Таблицы «Рефлекторная дуга», «Железы внутренней секреции»

§5, стр.25-34

6

Обобщение знаний по теме «Общий обзор организма человека»

Обобщение и закрепление знаний

1

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Уровни организации организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный, поведенческий

Тестирование. Работа с тестами.

Раздаточный материал, дидактические карточки

Работа с тестами

онлайн

Опорно-двигательный аппарат 8 часов

7

Скелет. Строение, состав и соединение костей

Урок ознакомления с новым материалом

1

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Л.р. №3» Состав костей»

Скелет; таблицы «Скелет», «Соединения костей»

§6, стр.34-40

8

Скелет головы

Комбинированный

1

Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой); кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Скелет, скелет головы; таблица «Скелет»

§7, стр.40-45

9

Скелет туловища

Комбинированный

1

Строение и функции опорной системы. Скелет туловища: позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый); грудная клетка (ребра, грудина)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Скелет; набор позвонков; таблица «Скелет»

§7, стр.40-45

10

Скелет конечностей

Комбинированный


Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки); тазовый пояс. Скелет свободных конечностей: верхней (плечо - плечевая кость, предплечье - локтевая и лучевая кость, кисть - запястье, пясть, фаланги пальцев); нижней (бедро - бедренная кость, голень - малоберцовая и большеберцовая кости, стопа - предпюсна, плюсна, фаланги пальцев)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Скелет; таблица «Скелет»

§8, стр.45-48

11

Мышцы человека


Комбинированный

1

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные диафрагма). Сухожилия

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблица «Мышцы», презентация

§10, стр.51-55

12

Работа мышц


Комбинированный

1

Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, работа с учебником

Таблица «Мышцы»

§11, стр.55-57

13

Нарушение осанки. Плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы

Комбинированный

1

Развитие ОДС: роль зарядки уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения. Укрепление здоровья: двигательная активность. Осанка. Признаки хорошей осанки

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П.р « Проверка правильности осанки», « Есть ли у нас плоскостопие?», « Гибок ли ваш позвоночник»

Скелет; таблицы «Скелет», «Мышцы»

Повторить §9,10,12подготовить сообщения

14

Обобщение знаний по теме «Опорно-двигательный аппарат»

Обобщение и закрепление знаний

1

1

Строение скелета и мышечной системы. Особенности ОДС человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга и трудовой деятельностью

Тестирование, работа с тестами

Раздаточный материал, дидактические карточки

Работа с тестами онлайн

Кровь и кровообращение 9 часов

15

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

Урок ознакомления с новым материалом

1

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. Гомеостаз. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Л.р. № 4 « Строение крови человека с кровью лягушки»

Таблица «Соединительная ткань. Кровь»

§14, стр.68-73

16

Иммунитет

Комбинированный

1

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Работы Л. Пастера, И. И. Мечникова. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Портреты Л. Пастера, Э. Дженнера, И. И. Мечникова

§15, стр.73-77

17

Тканевая совместимость и переливание крови

Комбинированный

1

Группы крови. Белки эритроцитов А, В, антитела , . Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, работа с учебником

Динамическое пособие «Группы крови»

§16, стр.77-79

18

Строение и работа сердца

Комбинированный

1

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение сердца (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и его функции (фазы сердечной деятельности)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, работа с учебником

Таблицы «Кровеносная система», «Сердце»; муляж сердца

§17, стр.79-84

19

Круги кровообращения

Комбинированный

1

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, вены, капилляры. Значение кровообращения. Большой и малый круги кровообращения

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, работа по рисунку в учебнике

Таблица «Кровеносная система»

§17, стр.79-84

20

Движение лимфы

Комбинированный

1

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Кислородное голодание», « определение кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца»

Таблица «Кровообращение и лимфообращение»

§18, стр.84-87

21

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения

Комбинированный

1

Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейро-гуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Симпатический и блуждающий нервы. Гуморальная регуляция: адреналин, ацетилхолин

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Доказательства вреда курения» ( выполн. дома)

Таблица «Кровообращение и лимфообращение»; тонометр

§19-20, стр.87-93


Регуляция работы сердца. Заболевания. Первая помощь при кровотечениях

Комбинированный

1

Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Гипертония. Гипотония. Инсульт. Инфаркт. Тренированное и нетренированное сердце. Тренировочный эффект. Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Фкнкциональная сердечно-сосудистая проба»

Таблица «Виды кровотечений», тонометр

§21-22, стр.93-101

23

Обобщение знаний по теме «Кровь и кровообращение»


Обобщения и закрепления знаний

1

Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Состав крови, группы крови. Циркуляция всех компонентов внутренней среды. Строение и работа сердца

Тестирование, работа тестами

Раздаточный материал, дидактические карточки

Работа с тестами

онлайн

Дыхание 5 часов

24

Значение дыхания. Органы дыхания

Урок ознакомления с новым материалом

1

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути.

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблица «Дыхательная система»; муляж «Торс человека»

§23, стр.101-103

25

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Комбинированный

1

Система органов дыхания. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях.

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Л.р № 5 « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Таблица «Дыхательная система»; муляж «Торс человека»

§24, стр.103-106

26

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

Комбинированный

1

Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейро-гуморальная регуляция дыхания

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблица «Дыхательная система»

§25-26, стр.106-111

27

Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания

Комбинированный

1

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Измерение обхвата грудной клетки( дома), « Определение запыленности воздуха в зимнее время»

Таблицы «Дыхательная система», «Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца»; спирометр

§27, стр.111-115

28

Обобщение знаний по теме «Дыхание»

Обобщения и закрепления знаний

1

Дыхание. Механизм дыхательных движений. Регуляция дыхания

Тестирование, работа с тестами

Раздаточный материал, дидактические карточки

Работа с тестами онлайн

Пищеварение 7 часов

29

Значение и состав пищи

Урок ознакомления с новым материалом


1

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Месторасположение слюнных желез (дома)

Таблица «Пищевые продукты и питательные вещества»

§29, стр. 122-123

30

Органы пищеварения


Комбинированный

1

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа и печень)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблица «Пищеварительная система»; муляж «Торс человека»

§30, стр. 123-125

31

Пищеварение в ротовой полости и желудке


Комбинированный

1

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Форма и функции зубов. Пищеварение в желудке. Роль ферментов в пищеварении: ферменты ротовой полости, ферменты желудка

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Л.р № 6 « Действие ферментов желудочного сока на белки»

Таблица «Пищеварительная система»; муляж «Торс человека», «Зуб»

§31-32, стр. 129-134

32

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

Комбинированный

1

Строение и функции тонкой и толстой кишки. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении)

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблица «Пищеварительная система»; муляж «Торс человека»

§33, стр.134-138

33

Регуляция пищеварения


Комбинированный

1

Нейро-гуморальная регуляция пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Режим питания

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Портрет И. П. Павлова, презентация

§34, стр.138-141

34

Гигиена питания


Комбинированный

1

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита

Фронтальный опрос, беседа по вопросам. Работа по сообщениям.

Раздаточный материал, дидактические карточки

§35, стр. 141-147

35

Обобщение знаний по теме «Пищеварение»

Обобщения и закрепления знаний

1

Питание и пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения

Тестирование, работа с тестами

Раздаточный материал, дидактические карточки

Работа с тестами онлайн

Обмен веществ и энергии 3 часа

36

Обменные процессы в организме

Урок ознакомления с новым материалом

1

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после»

Таблицы «Пищеварительная система», «Дыхательная система», «Кровеносная система»

§36, стр. 147-149

37

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Определение норм питания

Комбинированный

1

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблицы «Пищеварительная система», «Дыхательная система», «Кровеносная система»

§37, стр.149-153

38

Витамины


Комбинированный

( семинар)

1

Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы A, B, C, D. Проявление авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение

Фронтальный опрос, беседа по вопросам. Работа по презентациям учащихся.

Таблица «Витамины»

§38, стр.153-157

Выделение 4 часа

39

Строение почек

Урок ознакомления с новым материалом

1

Выделение. Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделительной системы, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - функциональная единица почки

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблицы «Мочевыделительная система», «Строение почки», «Строение нефрона»

§39, стр.157-159

40

Работа почек


Комбинированный

1

Образование первичной и вторичной мочи. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблицы «Образование первичной и вторичной мочи», «Строение нефрона»

§39, стр.157-159

41

Гигиена мочеполовой системы

Комбинированный

1

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблицы «Мочевыделительная система», «Строение почки»

§40, стр.159-163

42

Обобщение знаний по теме «Выделение»

Обобщения и закрепления знаний

1

Роль почек в поддержании гомеостаза. Строение и функции мочевыделительной системы

Тестирование, работа с тестами

Раздаточный материал, дидактические карточки

Работа с тестами онлайн

Кожа 4 часа

43

Кожа. Строение и значение кожи

Урок ознакомления с новым материалом

1

Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблица «Кожа»

§41, стр. 163-165

44

Роль кожи в теплорегуляции

Комбинированный

1

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Укрепление здоровья: закаливание. Факторы риска: переохлаждение

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблица «Кожа»

§42, стр. 165-168

45

Гигиена кожи


Комбинированный

1

Нарушения кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблицы «Ожоги», «Обморожения»

§43, стр.168-173

46

Обобщение знаний по теме «Кожа»

Обобщения и закрепления знаний

1

Морфофункциональные особенности кожных покровов. Роль кожи в терморегуляции

Тестирование, работа с тестами

Раздаточный материал, дидактические карточки

Работа с тестами онлайн

Эндокринная система 2 часа

47

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции

1

Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции, их строение и функции

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблица «Железы внутренней секреции», презентация

§44, стр.173-174

48

Роль гормонов в жизнедеятельности организма

Комбинированный

1

Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблица «Железы внутренней секреции», презентация

§45, стр.174-178

Нервная система 6 часов

49

Значение и строение нервной системы

Урок ознакомления с новым материалом

1

Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Действие прямых и обратных связей»

Таблица «Нервная система»

§46, стр.178-181

50

Вегетативная нервная система

Комбинированный

1

Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, работа с учебником

Таблицы «Нервная система», «Вегетативная нервная система»

§47, стр.181-184

51

Нейрогормональ-

ная регуляция

Комбинированный

1

Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблицы «Нервная система», «Рефлекторная дуга»

§48, стр.184-186

52

Строение и функции спинного мозга

Комбинированный

1

Спинной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблица «Спинной мозг», презентация

§49, стр.186-190

53

Отделы головного мозга, их значение

Комбинированный

1

Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, работа с рисунками в учебнике

Таблица «Головной мозг»; муляж «Мозг человека», презентация

§50, стр.190-196

54

Обобщение знаний по теме «Нервная система»

Обобщения и закрепления знаний

1

Тестирование, работа с тестами

Раздаточный материал, дидактические карточки

Работа с тестами онлайн

Органы чувств. Анализаторы 6 часов

55

Значение органов чувств и анализаторов

Урок ознакомления с новым материалом

1

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Муляж «Мозг человека», презентация

§51, стр.196-197

56

Орган зрения и зрительный анализатор

Комбинированный

1

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, ресницы, веки). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка: палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Сужение и расширение зрачка», « Принцип работы хрусталика» ( дома)

Таблица «Строение глаза. Зрительный анализатор»; муляж «Мозг человека»

§52, стр.197-203

57

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

Комбинированный

1

Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Вестибулярный аппарат - орган равновесия

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Орган слуха и равновесия»

Таблица «Строение органа слуха. Слуховой анализатор»; муляж «Мозг человека»

§54, стр.203-208

58

Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторов

Комбинированный

1

Органы обоняния, осязания, вкуса. Их анализаторы.

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р « Раздражение тактильных рецепторов» ( дома)

Таблицы «Орган обоняния. Обонятельный анализатор», «Орган вкуса. Вкусовой анализатор»

§55, стр.208-210

59

Гигиена органов чувств

Комбинированный

1

Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Нарушения зрения, их профилактика. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость. Проникающие ранения глаза. Гигиена зрения. Нарушения слуха и их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Раздаточный материал, дидактические карточки

§56, стр.210-212

60

Обобщение знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы»

Обобщения и закрепления знаний

1

Анализатор - единая система. Строение и функции звеньев анализаторов

Тестирование, работа с тестами

Раздаточный материал, дидактические карточки

Тесты онлайн

Поведение и психика 4 часа

61

Врожденные и приобретенные формы поведения

Урок ознакомления с новым материалом

1

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

П/р Перестройка динамичного стереотипа: Овладение навыками зеркального письма»

Раздаточный материал, дидактические карточки

§56-57,

стр. 210-218

62

Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы

Комбинированный

1

Исследования И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Открытие И. М. Сеченовым центрального торможения. Работы И. П. Павлова: открытие условного и безусловного торможения, закон взаимной индукции возбуждения-торможения. А. А. Ухтомский: открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения. Сон и бодрствование, значение сна

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Раздаточный материал, дидактические карточки

§58-59, стр.218-224

63

Особенности высшей нервной деятельности человека. Динамика работоспособности

Комбинированный

1

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Мышление. Память. Эмоции. Воля. Внимание. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, работа с учебником

Раздаточный материал, дидактические карточки

§60-62, 224-238

64

Обобщение знаний по теме «Поведение и психика»

Обобщения и закрепления знаний

1

Механизм работы головного мозга. Общие свойства ВНД. Специфические формы, свойственные только людям: речь, трудовая деятельность, социальный образ жизни

Тестирование, работа с тестами

Раздаточный материал, дидактические карточки

Работа с тестами онлайн

Индивидуальное развитие организма 3 часа

65

Половая система человека

Урок ознакомления с новым материалом

1

Мочеполовая система. Роль половых хромосом в определении пола. Женская половая система. Мужская половая система

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Таблицы «Женская половая система» «Мужская половая система»

§63, стр.238

66

Развитие организма человека. Личность и ее особенности

Комбинированный

1

Размножение и развитие. Роль генетических знаний в планировании семьи. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Календарный, биологический и социальный возраст человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности

Фронтальный опрос, беседа по вопросам

Раздаточный материал, дидактические карточки

§65, 67,

стр.241,252

67

Гигиена половой системы

Комбинированный

1

Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих

Фронтальный опрос, беседа по вопросам, сообщения учащихся

Раздаточный материал, дидактические карточки

§64, 66, стр.241,249

68

Обобщение знаний по курсу «Человек»

1

Контроль знаний по курсу «Человек»

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Анатомические и физиологические особенности, характерные только для человека

Итоговое тестирование

Раздаточный материал, дидактические карточки

-


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды.

По окончании курса учащиеся должны

знать:

  • систематическое положение человека и его происхождение,

  • особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены, сохраняющих здоровье,

  • факторы, разрушающие здоровье человека,

уметь:

  • распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях,

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены,

  • пользоваться микроскопом, ставить опыты,

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Формы, способы и средства проверки и оценки результатов: поурочная проверка (фронтальный опрос, работа по дидактическим карточкам, решение кроссвордов и т.д.); промежуточный контроль (биологический диктант, самостоятельная работа, проверочная работа); по окончании курса проводится итоговое тестирование в форме ГИА .



Учебно- тематическое планирование



Название темы

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы

1

Введение.

1

2

Общий обзор организма человека

5

Л.р № 1 « Изучение строения клеток человека»

Л.р. №2 « клетки и ткани под микроскопом»

П/р « Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его»

3

Опорно-двигательный аппарат

8

Л.р. №3» Состав костей»

П.р « Проверка правильности осанки», « Есть ли у нас плоскостопие?», « Гибок ли ваш позвоночник»

4

Кровь и кровообращение

9

Л.р. № 4 « Строение крови человека с кровью лягушки»

П/р « Кислородное голодание», « определение кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца»

П/р « Доказательства вреда курения» ( выполн. дома)

П/р « Фкнкциональная сердечно-сосудистая проба»

5

Дыхание

5

Л.р № 5 « Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

П/р « Измерение обхвата грудной клетки( дома), « Определение запыленности воздуха в зимнее время»

6

Пищеварение 7 часов

7

Л.р № 6 « Действие ферментов желудочного сока на белки»

П/р « Месторасположение слюнных желез (дома)

7

Обмен веществ и энергии

3

П/р « Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после»

8

Выделение

4

9

Кожа

4

10

Эндокринная система

2

11

Нервная система

6

П/р « Действие прямых и обратных связей»

12

Органы чувств. Анализаторы

6

П/р « Сужение и расширение зрачка», « Принцип работы хрусталика» ( дома)

П/р « Орган слуха и равновесия»

П/р « Раздражение тактильных рецепторов» ( дома)

13

Поведение и психика

4

П/р Перестройка динамичного стереотипа: Овладение навыками зеркального письма»

14

Индивидуальное развитие организма

3

















ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебник:

  • Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовтельных учреждений. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 272 с.: ил.

Литература для учащихся

  • Резанова Е. А., Антонова И. П., Резанов А. А. Биология человека. В таблицах, рисунках и схемах. - М.: «Издат-школа 2000» - 208 с.

  • Акимушкин И. И. Занимательная биология. - Смоленск: Русич, 1999. - 336 с.

  • Богданова Т. Л.. Солодова Е. А. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. - 816 с.: ил.

  • Каменский А. А., Ким А. И. Биология. Высшее образование. - М.: Изд-во «ЭКСМО», 2003. - 640 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для учителя

  • Биология: Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша / авт.-сост. О. Л. Ващенко. - Волгоград: Учитель, 2009. - 165 с.

  • Бодрова Н. Ф. Изучение курса «Человек и здоровье» в 8 классе: Книга для учителя. - Воронеж: ГОУ «ВГПУ», 2002. - 196 с.

  • Пепеляева О. В., Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 (9) класс. - М.: ВАКО, 2010

  • Лернер Г. И. Биология. Тема «Человек» (8-9 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы. - М.: Эксмо, 2009. - 192 с.

  • Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

  • Сапин М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 456 с.


© 2010-2022