- Преподавателю
- Биология
- Открытый урок Разнообразие грибов
Открытый урок Разнообразие грибов
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Литовская Л.Н. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Социально-технологический техникум»
( СТТ)
Согласовано
_________________________
Г.Н. Грушевская, методист
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по предмету «Ботаника»
по теме «Разнообразие грибов»
Подготовила и провела
Литовская Л.Н.
Рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии
Протокол №_____ от «_____» ______________20 ___г.
Председатель ЦК________________ Т.А. Печенникова
2015 год
Дата 19.11.15
Тема: «Разнообразие грибов»- обобщающий урок
Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить усвоенные знания, по теме «Грибы»
Задачи:
-
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по темам «Разнообразие, классификация и строение грибов.
-
Воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетического восприятия окружающего, создание условий для реальной самооценки учащихся, реализации их как личности.
-
Развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развитие познавательного интереса, развитие умения объяснять, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Тип урока: урок повторения, систематизация и обобщения знаний.
Форма урока: урок-игра.
Компетенции: ОК- 2-8
Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация «Элементы питания и их роль в жизни растений», система тестирования «Вердикт»
План урока:
-
Организационный момент. Сообщение плана и цели урока. (2мин)
-
Оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях (20 мин)
-
Физкультминутка. (3 мин)
-
Развлекательно-познавательная игра (10мин)
-
Домашнее задание. (3 мин)
-
Итог урока. Рефлексия. (2мин)
Ход урока:
-
Организационный момент. Сообщение плана и цели урока. (2 мин)
Проверка посещаемости. Сообщение плана и цели урока. Учащиеся произвольно выбирают один из двух предложенных символов, таким образом произвольно делятся на 4 группы.
-
Оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях (20 мин)
-
Значение грибов в природе и жизни человека(10 мин).
Демонстрация презентации «Значение грибов в природе и жизни человека» с комментариями - ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Мозговой штурм - учащиеся работают в группе. В группе выбирается консультант. Независимое лицо выступает в роли эксперта. После выступление консультанта, команды меняются работами и выставляют друг, другу оценки. Работы с оценками отдают эксперту для выставления общей оценки.
1 группа.
Проблема: Какое значение в жизни леса имеют ядовитые грибы? (Нужно сформировать несколько гипотез).
Ответ: в качестве лекарства лосю или другому лесному зверю. Выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный мусор.
2 группа.
Проблема: Могут ли плесени улучшать качество продуктов? (Нужно сформировать несколько гипотез).
Ответ: некоторые виды плесени придают определенным сортам сыра вид, запах и вкус, высоко, ценимые гурманами.
3 группа.
Проблема: Вам попадались червивые грибы. Чья это работа? (Сформировать гипотезы).
Ответ: это работа грибных мух и комаров, личинки которых выедают ходы в плодовых телах грибов. На самом деле эти насекомые способствуют переносу грибных спор на новое место.
4 группа.
Проблема: В лесу какого типа встречается больше всего грибов: хвойном, лиственном, смешанном? (Сформировать гипотезы)
Ответ: в смешанном. Здесь растут белые грибы, подосиновики, подберезовики, грузди, лисички.
Создание проблемной ситуации-сообщение учащегося «Нужны ли лесу грибы» (презентация)-5 мин.
-
Проверка освоение знаний. (5 мин)
Тестирование с помощью программы «Вердикт» - ПРИЛОЖЕНИЕ №3
-
Физкультминутка (3мин.)
Проводит физорг.
-
Развлекательно- познавательная игра (10 мин)
Вопросы «Верите ли вы?» - ПРИЛОЖЕНИЕ№4
Учащиеся в группе обсуждают вопросы и дают ответы с помощью реквизита ( двухцветные ромашки).
Презентация «Верите ли вы?»
-
Домашнее задание. (3мин)
Проблемные задачи:
1. С какой целью человек пытается одомашнить хищные грибы?
Ответ: Нематоды - основная пища этих грибов - объедают корни культурных растений, сильно вредя им. Особенный урон они наносят в тепличном хозяйстве. Вот здесь и необходимы ловчие сети хищных грибов - их стали вносить в парниковую почву. И грибам пища, и человеку польза!
2. Почему опасно длительное использование антибиотиков?
Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно.
-
Итог урока. (2мин)
Выставление оценок. Рефлексия. ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Список используемой литературы.
-
Т.А.Бабакова, А.П. Момотава. 500 экологических задач. Петрозаводск. "Карелия". 1991 год.
-
Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. - М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.", 1996.
-
Лернер Г. И. Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.: Аквариум, 1998.
-
Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. - СПб: Акцидент, 1998.
-
Никишов А. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. - М.: "Рауб" - "Илекса", 1998.
-
Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобраз. учрежд. - М.: Мнемозина, 1998.
Интернет-ресурсыpitometc.ru/other_zhiv/95-smeshnye-foto-zhivotnyx-10-foto.html , finlandiaonline.ru/forum/showthread.php?s=6ad46364ccda76a4bd32908b6e3335b7&p=22060(сайты фотографий)
festival.1september.ru/ - урок «Грибы» Журило Татьяны Васильевны, festival.1september.ru/authors/100-318-749/ - урок «Грибы» Жукова Любовь Александровна
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 группа.
Проблема: Какое значение в жизни леса имеют ядовитые грибы? (Нужно сформировать несколько гипотез).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 группа.
Проблема: Могут ли плесени улучшать качество продуктов? (Нужно сформировать несколько гипотез).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 группа.
Проблема: Вам попадались червивые грибы. Чья это работа? (Сформировать гипотезы).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 группа.
Проблема: В лесу какого типа встречается больше всего грибов: хвойном, лиственном, смешанном? (Сформировать гипотезы)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест
1. Пеницилл относится:
а) к плесневым грибам;
б) к дрожжам;
в) к ржавчинным гриба
2. Дрожжи размножаются:
а) только делением;
б) только почкованием;
в) делением и почкованием.
3. Пекарские дрожжи в природе:
а) не известны;
б) встречаются в нектаре цветов;
в) встречаются, но очень редко.
4. Пушистый налет мукора через время становится черным, потому что:
а) это нити погибают и загнивают;
б) с возрастом в нитях образуются вещества черного цвета;
в) в образующихся головках образуются споры.
5. Распределить грибы по группам: сморчок, вешенка, пеницилл, мукор, спорынья, опенок, волнушка, головня.
6. Шляпочные грибы имеют:
а) пенек и шляпку
б) шляпку и грибницу;
в) пенек, шляпку, грибницу.
7. Шляпочные грибы размножаются:
а) семенами;
б) спорами;
в) клетками.
8. Сахаром питаются:
а) дрожжи
б) мукор;
в) пеницилл.
9. Трутовики паразитируют:
а) на картофеле;
б) на деревьях;
в) на яблоках.
10. К ядовитым грибам относится:
а) мукор;
б) мухомор;
в) грузди
11. У каких грибов есть грибница без плодового тела:
а) дрожжи;
б) мукор ;
в) белый гриб.
12. Плодовое тело образует:
а) пенек и шляпка;
б) шляпка;
в) шляпка, пенек и грибница.
Кроссворд «Разнообразие грибов»
1. Одноклеточные грибы, используемые человеком в хлебопечении и виноделии.
2. Она у грибов имеет различную окраску и форму.
3. Незаметные, невидимые глазу грибы.
4. Съедобный гриб, живущий под осиной.
5. Тело гриба.
6. Съедобный пластинчатый гриб.
7. Съедобный шляпочный гриб.
8. Особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным.
9. Тело гриба, которое люди кладут в корзинку.
10. Гриб, поселяющийся на деревьях и разрушающий их древесину.
11. Шляпочный гриб.
12. Съедобные грибы.
13. Съедобные грибы, похожие на грузди.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВЕРЮ НЕ ВЕРЮ
Наука, изучающая грибы, называется микология.
Грибы могут быть одноклеточными и многоклеточными
1) многие шляпочные грибы - ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А, В, С, Д, ), по питательности грибы превосходят мясо и яйца;
2) шляпочные грибы используются в медицине (средство от рака - гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре);
3) плесневые грибы служат источником антибиотиков;
4) дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога;
5) раньше из гриба навозника делали чернила.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рефлексия.
Достигли ли мы поставленной цели?_____________________
Вы узнали что-то новое и полезное на сегодняшнем уроке?_____________________________________________________________________________________________________
Будете ли вы применять полученные знания в жизни?____________________________________________________________________________________________________
Что вам понравилось на уроке?_____________________________________________________________________________________________________
А что не понравилось? __________________________________________________________________________________________________________
В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
Коды формируемых компетенций
Общекультурные компетенции (ОК):
-Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК-1
-Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК-2
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК-3
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК-4
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК-5
- Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК-6
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК-7
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК-8
- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК-9