Рабочая программа по биологии 6 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса  "Живой организм" автора Н. И, Сонина  /Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11 классы./ Рабочая программа составлена на основе •        Федерального Государственного стандарта по биологии •         Примерной программы основного общего образования по биологии •         Про...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Комитет по образованию и делам молодёжи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

____________________

« » августа 20 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР

______________________

« » августа 20 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

Протокол №

« » августа 20 г.

Рабочая программа

по биологии 6 класс




Рабочая программа составлена на основе программы Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5-11 классы/ авт.-сост. И.Б. Морзунова. - М.: Дрофа, 2008.)


Составитель Любовникова Евгения Владимировна, учитель биологии, высшей квалификационной категории


г.Камень-на-Оби

2014-2015


Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса "Живой организм" автора Н. И, Сонина /Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11 классы./ Рабочая программа составлена на основе

• Федерального Государственного стандарта по биологии

• Примерной программы основного общего образования по биологии

• Программы основного общего образования по биологии для 6 класса "Живой организм" автора Н. И, Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 - 11 классы. - М.: Дрофа, 2011)

Рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в .В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений, навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

  • строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

  • человеке как биосоциальном существе;

  • о роли биологической науки в практической деятельности людей;

  • методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

  • использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

  • работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

  • культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;

  • оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;

  • для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Обоснование изменения количества часов: в разделе 1 , теме 1.5 на 2 часа больше чем в авторской программе за счет резервного времени) в связи с микроскопическим изучением тканей, детальным их изучением.

Место предмета в базисном учебном плане

  1. Программа предназначена для изучения основ биологии в 6-ых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением программы «Природоведение» 5 класс. Программа включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных. Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  2. сравнительное изучение основных групп организмов, их строение и жизнедеятельности;

  3. воспитание позитивного отношения к живой природе;

  4. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

С целью достижения учащимися уровня обязательной общебиологической подготовки в программе предусматривается проведение

лабораторных и практических работ, наблюдений за жизнью растений и животных. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной деятельности. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.И. Сонин. «Биология. Живой организм» 6 класс

Результаты обучения

  1. Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

  2. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

  3. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

  4. Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

  5. Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

  6. Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  7. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

  8. Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

  9. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

  10. Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

  11. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Лабораторные работы

№ 1. Определение состава семян пшеницы

№ 2 Строение клеток живых организмов.

№3. Ткани растений.

№ 4 Ткани животных.

№ 5. Изучение органов цветкового растения

№6 Распознавание органов у животных

№ 7 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

№8 Разнообразие опорных систем животных

№ 9 Движение инфузории туфельки.

№10 Перемещение дождевого червя

№11 Вегетативное размножение комнатных растений

№12 Прямое и непрямое развитие насекомых



Требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);

  2. Химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

  3. Особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;

  4. Строение ядерной клетки, основные функции ее органоидов;

  5. Типы деления клеток, их роль в организме;

  6. Особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

  7. Основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

  8. Характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания;

Учащиеся должны уметь:

  1. Распознавать органоиды клетки;

  2. Узнавать основные формы цветкового растения;

  3. Распознавать органы и системы органов изученных организмов;

  4. Составлять простейшие цепи питания;

  5. Размножать комнатные растения вегетативным способом;

  6. Пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты

Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

  • Оценка "5" ставится, если ученик:

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

  • Оценка "4" ставится, если ученик:

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  • В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • Ответ самостоятельный;

  • Наличие неточностей в изложении материала;

  • Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  • Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  • Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

  • Оценка "3" ставится, если ученик:

  • Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  • Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  • Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  • Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  • Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  • Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  • Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  • Оценка "2" ставится, если ученик:

  • Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  • Не делает выводов и обобщений.

  • Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  • Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  • При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  • Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

  • Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

  • Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

  • Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

  • Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

  • Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  • Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  • Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  • Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003.


Основное содержание курса Биология живой организм


РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов(22 часа)
Тема 1.1
Основные свойства живых организмов (2 часа)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2
Химический состав клеток (2 часа)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки , жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторная работа
Определение состава семян пшеницы, подсолнечника.
Тема 1.3
Строение растительной и животной клеток (2 часа)
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.
Вирусы - неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторная работа
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.
Тема1.4
Деление клетки (2 часа)
Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.
Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.
Тема1.5
Ткани растений и животных (2+2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы.
Ткани растительных организмов.
Ткани животных организмов.
Тема 1.6
Органы и системы органов (10 часов)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.
Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.
Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные и практические работы
Изучение органов цветкового растения.
Распознавание органов у животных.
Тема 1.7
Растения и животные как целостные организмы(2 часа)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организма. Живые организмы и окружающая среда.
РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма (36 часов)
Тема 2.1
Питание и пищеварение (8 часов)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
Тема2.2 Дыхание (3 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3
Передвижение веществ в организме (4 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления и процессе переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).
Практическая работа
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.
Тема 2.4
Выделение(4 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.
Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.
Тема 2.5. Опорные системы (2 часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.
Лабораторная работа
Разнообразие опорных систем животных.
Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Рабочая программа по биологии 6 классТема 2.6 Движение (2 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.
Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7
Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окру­жающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции про­цессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Тема 2.8 Размножение (4 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения живот­ных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Практическая работа
Вегетативное размножение комнатных растений.
Демонстрация способов размножения растений; разноообразия и строения соцветий.
Тема2.9
Рост и развитие (4 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.
Демонстрация способов распространения плодов семян; прорастания семян.
РАЗДЕЛ 3
Организм и среда (4 часа)
Тема 3.1
Среда обитания. Факторы среды (2 часа)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и пищевые сети.

Тема 3.2 Природные сообщества(2 часа)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Резервное время -8 часов.

Список литературы.

  1. Н. И. Сонин. Биология 6 класс. Живой организм. М.: Дрофа, 2006.

Перечень учебно - методического обеспечения.

  1. А. А. Калинина. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 (7) класс. М.: ВАКО, 2005.

  2. Т. С. Сухова. Тесты по биологии. 6- 11 класс. М.: Дрофа, 1997.

  3. В. С. Кучменко. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. М.: Дрофа, 2001.

  4. Л. А. Попова. Открытые уроки: Природоведение. Биология: 5-8 классы. М.: ВАКО, 2009.

  5. М. В. Высоцкая. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина. Волгоград: Учитель,2005.

  6. Библиотека электронных наглядных пособий «Кирилл и Мефодий». Биология 6-9 класс.










Содержание программы (68+2 резерв)

Разделы учебного предмета (курса)

Количество часов

Виды деятельности

Планируемые результаты

Раздел 1 . Строение и свойства живых организмов

Тема 1.1. Строение и свойства живых организмов

2

Эвристическая беседа, диалог

освоение свойств, критериев , уровней развития живой природы

Тема 1.2 Химический состав клеток

2

Демонстрация, опыты

Освоение химического состава: органические, неорганические вещества

Тема 1.3 Строение растительной и животной клеток

2

Лабораторная работа

Выяснение различий клеточных и неклеточных форм жизни

Тема 1.4 Деление клетки

2

Демонстрация

Освоение значимости для организма деления клеток, различия в типах деления клеток

Тема 1.5 Ткани растений и животных

2+2 резерв

Лабораторные и практические

Усвоение темы "Ткань", выяснение многообразия, различий тканей по строению, роли

Тема 1.6 Органы и системы органов

10

Лабораторные и практические

Приспособления органов растений и животных среды в зависимости от различных условий среды

Тема 1.7 Растения и животные как целостные организмы

2

Демонстрация

Взаимосвязи частей в целом организме

Раздел 2. Жизнедеятельность организма




Тема 2.1 Питание и пищеварение

8

демонстрация

Роль питания для поддержания энергии в живом организме

Тема 2.1 Дыхание

3

демонстрация

Роль дыхания для живых организмов

Тема 2.3 Передвижение веществ в организме

4

Практическая работа, демонстрация

Роль транспорта веществ в живом организме

Тема 2.4 Выделение

4

демонстрация

Роль выделения продуктов обмена веществ в живом организме

Тема 2.5 Опорные системы

2

Лабораторная, демонстрация

Виды и роль опорных систем

Тема 2.6 Движение

2

Лабораторная и практическая

Двигательные реакции растений, одноклеточных и многоклеточных организмов

Тема 2.7 Регуляция процессов жизнедеятельности

5

демонстрация

Роль эндокринной системы в регуляции жизнеобеспечения

Тема 2.8 Размножение

4

Практическая, демонстрация

Практические навыки по агротехническим мероприятиям по уходу за комнатными и уличными растениями

Тема 2.9 Рост и развитие

4

Лабораторная, практическая, демонстрация

Практические навыки по агротехническим мероприятиям по уходу за комнатными и уличными растениями

Раздел 3. Организм и среда



Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды

2

демонстрация

Взаимосвязи в живом организме, влияние факторов на организм

Тема 3.2 Природные сообщества

2

демонстрация

Умение составлять цепи питания, осознание важности сохранения всех ее звеньев

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока. (Тип урока)

вид деятельности

сроки

РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ СИСТЕМ (22 часов+2 из резерва)

Тема 1.1. Строение и свойства живых организмов (2часа)

1

Многообразие живых организмов.

Вводный

Работа с текстом. Беседа

2

Основные свойства живых организмов.

Комбинированный урок

Работа с текстом и схемами. Работа в парах, взаимопроверка

Тема 1.2. Химический состав клеток (2часа)

3

Основные свойства живых организмов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с текстом.

4

Определение физических свойств БЖУ.

Урок комплексного применения ЗУН

Лабораторная работа №1, «Определение состава семян пшеницы» Работа с натуральными объектами, в парах

Тема 1.3. Строение растительных и животных клеток. (2часа)

5

Строение растительной и животной клетки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с натуральными объектами. работа в парах, взаимопроверка

16-21.09

6

Строение клеток растений и животных. Урок комплексного применения ЗУН

Лабораторная работа №2 «Строение клеток растений и животных»

Работа с микропрепаратами

Тема 1.4. Деление клетки (2часа)

7

Деление клетки. Митоз

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с моделями, таблицами

8

Деление клетки Мейоз

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа по с таблицей

Тема 1.5. Ткани растений и животных (2часа+2 из резерва)

9

Ткани растений

Комбинированный урок

Работа с микропрепаратами

10

Ткани растений

Урок комплексного применения ЗУН

Лабораторная работа №3 «Ткани растений»

абота с микропрепаратами

11

Ткани животных

Комбинированный урок

Работа с микропрепаратами

12

Ткани животных. Урок комплексного применения ЗУН

Лабораторная работа №4 «Ткани животных »

Работа с микропрепаратами


Тема 1.6 Органы и системы органов (10)

13

Органы цветкового растения Корень . Комбинированный урок .

Работа с натуральными объектами

14

Органы цветкового растения Побег

Комбинированный урок

Работа с натуральными объектами

15

Органы цветкового растения. Стебель. Расположение почек на стебле. Комбинированный урок.

Работа с натуральными объектами

16

Органы цветкового растения. Лист

Урок комплексного применения ЗУН .

Работа с натуральными объектами

17

Цветок, соцветия.

Урок комплексного применения ЗУН

Работа с натуральными объектами

18

Плод. Строение семян и их функции. Урок комплексного применения ЗУН

Лаб. р. № 5. Изучение органов цветкового растения Работа с натуральными объектами

19

Пищеварительная и система органов животных.

Комбинированный урок

Работа с моделями

20

Кровеносная и дыхательная системы органов животных.

Комбинированный урок

Работа с моделями

21

Выделительная система органов и система размножения

Урок комплексного применения ЗУН

Работа с рисунками и муляжами

22

Опорно- двигательная, нервная и эндокринная системы органов. Урок контроля и оценки знаний

Лаб.раб. №6 «Распознавание органов у животных». Индивидуальная работа


Тема 1.7 Растения и животные как целостный организм(2)

23

Организм растения как единое целое

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с текстом

24

Целостность животных организмов. Комбинированный урок

Работа по схемам и рисункам


РАЗДЕЛ 2. ЖИЗЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (36 ЧАСОВ)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (8 часов)

25

Питание и пищеварение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с текстом

26

Почвенное питание растений

Комбинированный урок

Работа с рисунками

27

Фотосинтез

Комбинированный урок

Работа с текстом и схемами

28

Особенности питания животных.

Комбинированный урок

Работа с текстом

39

Пищеварение и его значение

Комбинированный урок

Работа по схемам

30

Особенности строения пищеварительных систем животных

Комбинированный урок

Работа по схемам

31

Пищеварительные ферменты и их значение

32

Пищеварительные ферменты и их значение

индивидуальная


Тема 2.2. Дыхание (3часа)


33

Значение дыхания. Роль кислорода.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с текстом и схемами

34

Дыхание растений.

Комбинированный урок

Работа по схемам и рисункам

35

Дыхание животных

Комбинированный урок

Работа по рисункам

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4часа)

36

Перенос веществ в организме, его значение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с текстом и рисунками

37

Перенос веществ в растениях. Движение растений.

Комбинированный урок. Лаб. р. № 7. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Работа с натуральными объектами

38

Перенос веществ в организме животных

Комбинированный урок

Работа по рисункам

39

Кровеносная система, ее значение и функции

индивидуальная

Тема 2.4. Выделение (4 часа)

40

Выделение у растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа по схемам и с текстом

41

Выделение у животных

Комбинированный урок

Работа по схемам и рисункам

42

Обмен веществ и энергии у растений. Комбинированный урок

Работа по схемам

43

Обмен веществ и энергии у животных

Комбинированный урок

Работа по схемам

Тема 2.5. Опорные системы (2 часа)

44

Опорные системы растений

Комбинированный урок

Работа с натуральными объектами

45

Опорные системы животных

Работа муляжами. Лаб.р№8 «Разнообразие опорных систем животных»

Тема 2.6. Движение (2 часа)

46

Движение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с текстом и таблицами. Лаб. р. № 9 «Движение инфузории туфельки»

47

Механизмы движения живых организмов

Комбинированный урок. Проверочная работа

Работа с рисунками. Лаб. р. № 10

«Наблюдение за движением дождевого червя»


Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов)

48

Жизнедеятельность организм и ее связь с окружающей средой

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с текстом

3-7.03

49

Регуляция жизнедеятельности организмов. Раздражимость

Комбинированный урок

Работа с текстом

50

Регуляция жизнедеятельности. Нервная система

Комбинированный урок

Работа по рисункам

51

Регуляция жизнедеятельности. Рефлекс, инстинкт

Комбинированный урок

Работа с текстом

52

Эндокринная система. Ростовые вещества

Комбинированный урок

Работа по схемам

Тема 2.8 Размножение (4 часа)

53

Размножение, его значение. Виды размножения.

Лаб. р. № 11. Черенкование комнатных растений. Урок комплексного применения ЗУН. . Работа с натуральными объектами

54

Половое размножение животных

Комбинированный урок

Работа с рисунками и схемами

55

Половое размножение растений

Комбинированный урок

Работа с рисунками, схемами и муляжами

56

Опыление, двойное оплодотворение растений.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Проверочная работа: индивидуальная

Тема 2.9 Рост и развитие (4часа)

57

Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития цветкового растения

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с рисунками и натуральными объектами

58

Рост и развитие животных

Комбинированный урок

Работа по схемам

59

Особенности индивидуального развития животных

Работа с текстом и рисунками.

60

Постэмбриональное развитие животных

Комбинированный урок. Лабораторная работа № 12 Прямое и непрямое развитие насекомых.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА(4 часа)

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды

61

Среда обитания. Экологические факторы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с текстом

62

Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека. Комбинированный урок

Работа с текстом

Тема 3.2 Природные сообщества (2 часа)

63

Природные сообщества и экосистема

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Работа с текстом

64

Связи в природном сообществе.

Комбинированный урок

Работа с текстом и схемами


Итого 64+6 резерв




Номер изменений

Дата

Страницы (пункты) с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание откорректированных разделов (тем)

Подпись
























22


© 2010-2022