Практические работы по теме Дыхание

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инструктивная карточка №1

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Цель: выяснить, как происходит изменение объема грудной клетки при дыхательных движениях.

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

Испытуемому предлагают приподнять руки и накладывают измерительную ленту. Во время измерения руки должны быть опущены.

1. Измерения на вдохе. Испытуемому предлагают спокойно вдохнуть. Мышцы напрягать нельзя, плечи не поднимать. Измерить окружность грудной клетки, записать результаты в оценочный лист.

2. Измерения на выдохе. Испытуемому предлагают сделать спокойный выдох. Плечи не опускать, не сутулиться. Измерить окружность грудной клетки, записать результаты в оценочный лист.

3. Проделать это же, только при глубоком вдохе и при глубоком выдохе. Записать результаты в таблицу.

Спокойное

дыхание

Окружность

грудной

клетки (в см.)

Глубокое дыхание

Окружность

грудной

клетки (в см.)

Вдох

Вдох

Выдох

Выдох

Разница в(см.)

Разница в(см.)

Примечание: В норме разница обхвата грудной клетки при спокойном вдохе и выдохе = 1-3 см. В состоянии глубокого вдоха и выдоха 5-8 см. Обычно окружность грудной клетки увеличивается у мальчиков до 20 лет, у девочек до 18. Как правило, обхват грудной клетки у мужчин больше, чем у женщин.

ВЫВОД:

1) Почему объем легких при глубоком дыхании больше? Объясните, используя знания о строении легких.

2) Когда газообмен протекает интенсивнее: при спокойном или глубоком дыхании?

Почему?

Инструктивная карточка №2

Определение частоты дыхания после физической нагрузки.

Цель: выявить влияние физической нагрузки на частоту дыхание.

Оборудование: секундомер.

Ход работы:

1. Положите руку на грудную клетку и по сигналу учителя с помощью часов подсчитайте число дыхательных движений за 1 минуту. Результаты занесите в таблицу. 2. Встаньте и по сигналу учителя сделайте 10 энергичных рывков руками (5 одной, 5 другой), 5 прыжков на одной и 5 на другой ноге.

3. Быстро сядьте и сосчитайте число дых. движений за 1 минуту сразу после нагрузки, затем спустя 30 секунд, 60 секунд, 90 секунд, 120 секунд, 150 секунд.

Результаты запишите и сделайте вывод.

Число дыхательных движений в спокойном состоянии за 1 мин

Число дыхательных движений после энергичных движений за 1 минуту

Сразу после нагрузки

Спустя 30 минут

Спустя 60 минут

Спустя 90 минут

Спустя 120 минут

Спустя 150 минут

Примечание: В норме при спокойном дыхании 17-22 раза. При физической нагрузке 24-28 раз.

ВЫВОД:

1. Сравните количество вдохов в спокойном состоянии и после физической нагрузки. 2. Почему увеличивается количество вдохов после физической нагрузки?

3. Почему количество дыхательных движений со временем восстанавливается?

4. Как вы думаете, у всех в классе будут одинаковые результаты? Почему?

Инструктивная карточка №3

Определение Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) учащихся

с помощью воздушного шарика.

Цель: определить ЖЁЛ учащихся и сравнить показатели мальчиков и девочек.

Оборудование: воздушные шарики разных цветов, линейка, калькулятор.

Ход работы: Приглашаются два юноши и две девушки

1. Измерение дыхательного объёма (ДО). Возьмите воздушный шарик, разгладьте его несколько раз, что бы удалить из него остатки воздуха. Сделайте нормальный вдох и выдохните воздух в воздушный шарик. Дышите спокойно. Зажмите конец шарика и измерьте его диаметр. 2. Измерение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ). Повторите предыдущую процедуру, только на этот раз сделайте глубокий вдох и сделайте сильный выдох воздуха в воздушный шарик. 3. Переведите полученные результаты в объём лёгких, используя формулу Практические работы по теме Дыхание

Практические работы по теме Дыхание

Например: диаметр шарика 15 см, то V =Практические работы по теме Дыхание. Начало формыКонец формы

Задание

Мальчик

Девочка

Норма

Измерение дыхательного объёма


Измерение жизненной ёмкости лёгких


Примечание: Полученный результат можно сравните с расчётным значением жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ): ЖЕЛ можно рассчитать с помощью формул: ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5*рост (м)., ЖЕЛ (л) женщин = 1,9* рост(м)

Вывод: 1. Как изменились величины шариков ?

2. У кого больше ЖЁЛ у юношей или девушек? 3. От чего зависит ЖЕЛ?

Инструктивная карточка №4

Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха.

Оборудование: секундомер.

Ход работы

Пояснение (Проба проводится в положении сидя).
1. Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.
2. После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание. Начните отсчет.
3. Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и запишите результат.
4. Отдохните 5-7 минут.
5. Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите секундомер.
6. Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и запишите результат.
7. Оцените свои результаты.

Выполняемые действия.

Личные данные.

В норме.

Задержка дыхания на фазе вдоха

Считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание

на 16-55 сек.

Задержка дыхания на фазе выдоха.

Считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание

не ниже 12-13 сек.


Пояснение: Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 сек. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие - хорошими.
Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12-13 сек.




Практическая работа №1

Определения частоты дыхания. Изменения дыхания после физических нагрузок.

Ход работы

Задание 1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Инструктивная карточка №1

Спокойное

дыхание

Окружность

грудной

клетки (в см.)

Глубокое дыхание

Окружность

грудной

клетки (в см.)

Вдох

Вдох

Выдох

Выдох

Разница в(см.)

Разница в(см.)

Задание 2. Определение частоты дыхания после физической нагрузки.

Инструктивная карточка №2

Число дыхательных движений в спокойном состоянии за 1 мин

Число дыхательных движений после энергичных движений за 1 минуту

Сразу после нагрузки

Спустя 30 минут

Спустя 60 минут

Спустя 90 минут

Спустя 120 минут

Спустя 150 минут

Задание 3. Сделайте общие выводы.

Практическая работа №2

Определение Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) учащихся.

Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха.


Ход работы

Задание 1. Измерение дыхательного объёма . Инструктивная карточка № 3

Задание 2 . Измерение жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ). Инструктивная карточка № 3

Задание

Мальчик

Девочка

Норма

Измерение дыхательного объёма


Измерение жизненной ёмкости лёгких


Задание 3. Сделайте выводы.

Задание 4. Проведите дыхательные функциональные пробы и сравните их с нормой. Инструктивная карточка № 4

Выполняемые действия.

Личные данные.

В норме.

Задержка дыхания на фазе вдоха

Считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание

на 16-55 сек.

Задержка дыхания на фазе выдоха.

Считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание

не ниже 12-13 сек.

Задание 5. Оцените свои результаты.



© 2010-2022