- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса по биологии Природа и экологические проблемы
Программа элективного курса по биологии Природа и экологические проблемы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вилисова Т.В. |
Дата | 28.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса по биологии
Природа и экологические проблемы.
Элективный курс ориентирован на учащихся X классов, которых интересует биология и которые хотели бы заниматься предметом на повышенном уровне.
Удовлетворение человеческих потребностей немыслимо без эксплуатации природных ресурсов. Человек, как и любой биологический вид, представляет собой часть единой природной системы. Вместе с тем человек как социальное существо эксплуатирует природу для производства материальных благ и обеспечения своего существования. Создается противоречивое положение человека и природы, которое приводит к возникновению экологических проблем. Курс «Природа и экологические проблемы» поможет воспитанию и развитию у учащихся экологического сознания, чувства ответственности за природу перед обществом и перед самой природой.
Элективный курс имеет четко выраженную практико-творческую направленность. Большую часть времени учащиеся ведут поисковую работу: выполняют лабораторный эксперимент, наблюдают, решают биологические задачи, диагностируют и оценивают свои возможности, моделируют ситуации.
По ходу освоения курса планируется решение проблемных задач интегрированного, межпредметного содержания, выполнение экспериментально-расчетных заданий исследовательского характера, в которых учащиеся с позиций биологии изучают свой собственный организм и его взаимодействие с окружающим миром.
Задачи курса:
-
Закрепление и развитие системы экологических понятий, законов и закономерностей.
-
Формирование навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды, ее отдельных компонентов.
-
Создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
-
Формирование умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе «Природа-Общество»
-
Формирование умения систематизации наблюдений, проведения экспериментальных исследований, использования измерительных приборов;
-
Формирование умения использования языка биологии для анализа научной информации.
Особенности курса:
-
Вносит существенный вклад в развитие мышления учащихся, так как приучает их выполнять анализ, выделять существенные свойства объекта, явления и на их основе составлять определения экологических понятий, делать выводы, планировать свою деятельность.
-
Вовлекает учащихся в исследовательскую деятельность.
-
Учит оформлять результаты работы с различными источниками (конспект, доклад, план, текст, плакат)
-
Формирует важные общеучебные умения - работать с книгой (справочником, учебником, энциклопедией), анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязь, пользоваться исследовательскими умениями, составлять план выступления и выступать перед аудиторией, вести диалог и т. д.
-
Имеет практическую значимость (учащиеся осознают общественную значимость учебной работы).
Занятия курса позволяют учащимся накапливать умения самостоятельно расширять знания, постигать логику научной деятельности в исследованиях явлений, в накоплении и обработке информации об этих явлениях, в систематизации информации и поиске закономерностей.
Формирование познавательного интереса стимулирует связь содержания изучаемого экологического материала с жизнью самого школьника, практической значимостью тех или иных сведений. В содержание курса включен ряд вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации, например, «парниковый эффект», пищевые добавки, мутагенные факторы и т.д.
В процессе изучения курса предусматривается система комбинированных занятий с элементами лекции, конференций, семинаров, защитой проектов, мини-исследований.
Заканчивается изучение курса организацией и проведением в школе для учащихся младших классов - «Дня экологии».
Содержание курса:
Примерное тематическое планирование рассчитано на 8 часов, из расчета 1 час в неделю. Предусмотрено выполнение 19 практических заданий, которые ориентированы как на урочную, так и на внеурочную форму.
Тема №1. Экологическое состояние окружающей среды. Кто живет в городе рядом с нами?
Экологические факторы. Экосистема. Факторы городской среды, их специфика. Многообразие животных, обитающих рядом снами, проблемы их вреда и пользы. Экологические аспекты, связанные с охраной животных, их ролью в городских экосистемах.
Ключевые понятия и термины:
Абиотические и биотические факторы, антропогенный фактор, взаимодействие факторов, фитоклимат, открытая система, продуценты, консументы, редуценты, сукцессии. Антропогенные ландшафты, экологическая культура.
Тема №2. Каким воздухом мы дышим?
Атмосфера в жизни человека имеет особое значение. Она является резервуаром для кислорода - необходимого компонента для окислительно-восстановительных реакций в живом организме. «Чистота» воздуха имеет важное значение. От состояния воздушной среды зависят практически все заболевания органов дыхания человека. В процессе своей деятельности человек загрязняет воздушную среду. Над городом и промышленными районами в атмосфере возрастает концентрация газов, которые вредны для здоровья и соединяясь с атмосферной влагой выпадают в виде кислых дождей.
Ключевые понятия и термины:
Атмосфера, воздух и его состав, запыленность воздуха, парниковый эффект, кислотные осадки, выхлопные газы, дыхательная система.
Практическая часть:
Задание №1 Оценка запыленности воздуха в зимнее время.
Задание №2. Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта.
Задание № 3. Выявление парникового эффекта.
Задание № 4. Оценка запыленности воздуха в школе
Тема №3. Каково экологическое состояние воды, которую мы пьём?
Вода - один из основных элементов мироздания. Земля почти на три четверти покрыта водой. Она входит в состав живых организмов. Человек примерно на 65 % состоит из воды. Эмбрион состоит из воды на 97 %. Общий объем воды, потребляемый человеком в сутки, составляет 2-2,5 литра. Потеря 10 % воды может привести к смерти. Чрезвычайно важным вопросом для любого человека является качество воды. Масштабы использования водных ресурсов быстро увеличиваются, растет и загрязнение воды вследствие сброса в реки отходов промышленного производства и коммунальных сточных вод. Различные вещества, присутствующие в воде, придают ей запах, делают ее то сладковатой, то соленой, то и горькой. Существуют 5-бальная школа оценки интенсивности запаха и привкуса питьевой воды.
Ключевые понятия и термины:
Гидросфера, водная среда жизни, качество воды, жесткость воды, сточные воды, очистка воды, антропогенные загрязнения, ядохимикаты, методы очистки воды.
Практическая часть:
Задание № 5. Определение жесткости воды.
Задание № 6. Определение кислотности природной воды.
Задание № 7. Определение наличия органических соединений в воде.
Тема № 4. Экология рабочего места в классе и дома.
Основное место ученика в школе и дома - его рабочий стол. За работой учащиеся проводят несколько часов подряд. Плохая организация труда на рабочем месте может привести к физической и умственной усталости и даже ухудшению здоровья. Важно знать, как грамотно оценить рабочее место.
Ключевые понятия и термины:
Рабочая зона, рабочая поза, санитарно-гигееническое нормирование, антропометрические показатели, освещенность, шумовое загрязнение, теплоощущение, осанка, сколиоз, лордоз, близорукость, дальнезоркость, гигиена.
Практическая часть:
Задание № 8. Изучение размеров рабочего стола и стула. Соответствие гигиеническим требованиям.
Задание № 9. Характеристика основных экологических параметров рабочего места.
Тема №5. Экология квартиры.
Дом, квартира - это место, где мы обычно чувствуем себя наиболее защищенными. Но всегда ли наш дом, наша квартира экологически безопасны? Иногда человек сам вызывает появление экологически опасных факторов. Переходя сразу к категориям высокого порядка, таким как экосистема, биосфера, мы часто забываем, что для нас важнейшей частью среды обитания является наше собственное жилище, в котором мы проводим более половины своей жизни. Многие из нас гораздо в большей степени осведомлены об озоновых дырах и проблемах охраны белого носорога, чем об экосистеме собственного жилища. Изучая свой дом, мы можем практически усвоить многие экологические закономерности. Обычно принято считать, что среду обитания загрязняет кто-то другой, не мы. Однако каждая семья в пределах своего дома в процессе обычной жизни осуществляет обмен с окружающей средой - энергией, воздухом, производит отходы и т.д., и хотя и в меньшей мере, но тоже загрязняет экосистему своего жилища.
Ключевые понятия и термины:
Экосистема, продуценты, консументы, редуценты, открытая система, микроклимат, бытовая химия, фитонциды, антропотоксины, паразиты , визуальная среда, агрессивная и гомогенная видимая среда
Практическая часть:
Задание № 10. Что означают индексы пищевых добавок?
Задание № 11. Экологическая сортировка бытового мусора.
Задание № 12. Составить описание используемых материалов для ремонта квартиры (обои, линолеум, побелка, покраска, строительные материалы и т. д.)
Задание № 13. Характеристика визуальной среды.
Тема №6. Экология классной комнаты.
Самочувствие, работоспособность и состояние здоровья зависят от качества среды в классе, где находится рабочее место. Объем помещения, отделка, микроклимат, освещенность, качество воздуха - характеристики среды в классе. Формирования микроклимата помещения зависит от многих причин: свойств стройматериалов, особенностей планировки помещений, климатических условий местности, режимов работы вентиляции, отопления и т.п. На формирование микроклимата помещений влияют воздухопроницаемость и гигроскопичность стройматериалов - чем она выше, тем существеннее снижается температура воздуха. Если разница между температурой воздуха и стенами помещения превышает 6С, может возникнуть тепловой дискомфорт. Температура в помещении должна быть не ниже 18С.
Ключевые понятия и термины:
Визуальная среда, интерьер, микроклимат, вентиляционный режим, естественная и искусственная освещенность, шумовое загрязнение, «экологический» ремонт, нормы САНПина, визуальная среда
Практическая часть:
Задание № 14. Оценка интерьера классной комнаты.
Задание № 15. Характеристика основных рабочих зон классной комнаты.
Задание № 16. Оценка параметров микроклимата класса.
Тема №7. Экологическая оценка пришкольной территории.
Редко школа бывает расположена вдали от жилых домов, магазинов, дорог и даже промышленных предприятий. Узнать о качестве окружающей среды можно по изменениям, которые происходят с растениями при ее ухудшении. Сегодня стало хуже растениям, а завтра….? Изучив ухудшения пришкольной территории, старшеклассники смогут что-либо сделать для ее улучшения.
Ключевые понятия и термины:
Индикаторы среды, лишайники, биоразнообразие, вирусные заболевания, фитонциды, визуальная среда, видеоэкология
Практическая часть:
Задание №17. Влияние фитонцидов на микроорганизмы.
Задание № 18.Определение количественного состава деревьев и кустарников, их биоразнообразия.
Задание №19. Экологическая характеристика деревьев пришкольного участка.
Тема № 8. Заключение.
Обобщение полученных результатов. Подготовка к проведению школьного «Дня экологии».