• Преподавателю
  • Биология
  • Открытый урок биологии в 10-м классе по теме: «Органоиды цитоплазмы. Цитолазматическая мембрана»

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме: «Органоиды цитоплазмы. Цитолазматическая мембрана»

Тип урока комбинированный, с применением элементов сингапурской методики. Каждый этап урока  сопровождается демонстрацией слайдов презентаций о строении клеток ,составленные учителем и учениками. При их рассмотрении используется « финк-райт-раунд робин» «-подумай-запиши-обсуди в команде». На первом этапе уроке (Орг.момент:1-2мин) используется Тимбилдинг. При повторении и обобщении материала уроке использую обучающую структуру « коннект –экстенд- челендж»-«связать»-«расширить»-«продумать»   На данном уроке  учащиеся сравнивают растительные, грибные, бактериальные, животные  клетки, охарактеризовав строение, функции их органоидов,   закрепляют  знания о строении цитоплазматической мембраны и  умения работать с микроскопом. ЛПР «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»(7-8 мин.) проводится  как закрепление материала. На уроке используется информационная карта ученика, по которой оценивается работа учеников.
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Старомокшинская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф.Тарасова»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан





Открытый урок биологии в 10-м классе по теме:

« Органоиды цитоплазмы. Цитоплазматическая мембрана»



Учителя биологии и химии высшей квалификационной

категории Гавриловой Людмилы Юрьевны





Декабрь 2013

Цель урока: сравнить растительные, грибные, бактериальные, животные клетки, охарактеризовав строение, функции их органоидов, закрепить знания о строении цитоплазматической мембраны и умения работать с микроскопом.

Тип урока: комбинированный, с применением элементов сингапурской методики.

Задачи урока:

Образовательная: изучить строение органоидов растительных, животных клеток.

Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся. Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям.

Оборудование:

Техническое: мультимедийный проектор, ноутбук, микроскопы.

Другое: Опорные таблицы (карточки), предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, скальпель, пипетка, лабораторная посуда, раствор йода, раствор поваренной соли, вода,

Ход урока

Орг.момент(1-2мин)Слайд 1. Тимбилдинг. Учитель. Здравствуйте, садитесь. Поприветствуем друг друга. Открываем учебники, тетради. На нашем сегодняшнем уроке мы продолжим изучение темы: "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды", подробнее остановимся на цитоплазматической мембране. На прошлом уроке вы узнали много нового о сложном строении растительной, животной, грибной, бактериальной клеток, об истории их открытия и создании клеточной теории. Достичь цели урока нам поможет материал по теме "Клетка", который вы повторили дома по учебнику 9-го класса, опорные таблицы, презентация к уроку и иллюстрации учебника. Оценить ваш труд на уроке поможет информационная карта. Подпишите её.

1.Повторение и обобщение пройденного(15 мин.)

На этом этапе уроке мы используем обучающую структуру « коннект -экстенд- челендж»-«связать»-«расширить»-«продумать»А теперь вспомните:

1.Ученые, открывшие впервые клетки растений и животных.(Слайды2,3)

2. Какие типы клеток выделяют в настоящее время в зависимости от генетического материала? Слайд 4.

3.Какие организмы относятся к прокариотам и эукариотам? Слайд 5.

4. На слайде 6 вы видите примеры различных эукариотических клеток. Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны, и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты. Назовите три структурных элемента, характерных для всех эукариот. Ядро. Цитоплазма. Клеточная мембрана. Теме "Ядро" мы посвятим следующий урок.

5.Цитоплазма составляет основную массу клетки. Какими веществами она представлена? Она на 85% состоит из воды 10%- из белков. Cлайд 7.

Остальной объем приходится на долю липидов, углеводов, нуклеиновых кислот и минеральных соединений. В цитоплазме различают гиалоплазму, органоиды и включения.Словарная работа

Гиалоплазма (или цитоплазматический матрикс) представлена однородным мелкозернистым веществом, обеспечивающим вязкость, эластичность, сократимость и движение цитоплазмы. Она представляет собой коллоидный раствор, который в зависимости от физиологического состояния и воздействия внешней среды может находиться в состоянии золя (жидкости) или геля (более упругого плотного вещества). Гиалоплазма является внутренней средой клетки, где протекают реакции внутриклеточного обмена.

6. Слайды 8-9-10-11-12-13 При их рассмотрении используется « финк-райт-раунд робин» «-подумай-запиши-обсуди в команде».

Ученики называют и записывают эти органоиды на слайдах.

Органоиды - это специализированные участки цитоплазмы. клетки, имеющие определённую структуру и выполняющие определённые функции в клетке.

Их подразделяют на органоиды общего назначения, которые имеются только в большинстве клеток (митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, рибосомы, клеточный центр, лизосомы, пластиды и вакуоли), и органоиды специального назначения, которые имеются только в специализированных клетках (миофибриллы- в мышечных клетках, жгутики, реснички, пульсирующие вакуоли - в клетках простейших). Большинство органоидов имеет мембранное строение, а в структуре рибосом и клеточного центра мембраны отсутствуют.

Включения - это непостоянные компоненты цитоплазмы, содержание которых меняется в зависимости от функционального состояния клетки. ..

2.Изучение нового материала. (18 мин)(Учитель демонстрирует мыльные пузыри).

О каком органоиде мы поведем речь сейчас?

Молекулы мыла и липидов, которые входят в состав клеточной мембраны, построены сходным образом. Если мыльный пузырь разрезать микроножом, то получится не 2 половинки, а целых 2 пузыря. Столкнувшись в воздухе, 2 мыльных пузыря сольются в один крупный. Такими же уникальными свойствами обладает и мембрана. Если проткнуть ее иглой, то отверстие тотчас же исчезнет. А если клетку разрезать пополам, то каждая её часть окажется окруженной своей мембраной.

О строении и свойствах клеточных мембран расскажет ученица или учитель.

А вам предстоит ответить на вопрос: какие функции выполняет клеточная мембрана?

Слайды 14-19. (Рассказ ученицы или учителя).

Цитоплазматическая мембрана (элементарная мембрана, покрывающая клетку, - плазмалемма) участвует в обменных процессах клетки с окружающей средой. Она образует выросты, впячивания, складки, микроворсинки, которые многократно увеличивают поверхность клетки. В наружной клеточной мембране локализованы некоторые ферменты, участвующие в обмене веществ.

Цитоплазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью, т.е. одни вещества проходят через неё легче, чем другие. Избирательная проницаемость мембраны связана с тем, что на ее поверхности имеются особые структуры - рецепторы (преимущественно гликопротеиды), которые воспринимают ("узнают") определённые химические вещества, окружающие клетку.

Поступление некоторых веществ в клетку (ионов, мелких молекул) может происходить по законам диффузии(вещество диффундирует туда, где концентрация его меньше) без затраты энергии. При облегчённой диффузии белок-переносчик соединяется с молекулой вещества и проводит его через мембрану. При активном транспорте идёт перемещение веществ против градиента концентрации с затратой энергии АТФ.

Через цитоплазматическую мембрану могут поступать в клетку не только отдельные молекулы или ионы, но и крупные молекулы и даже частицы. При этом мембрана окружает частицу, края ее смыкаются и частица оказывается в мембранном пузырьке в цитоплазме. Такой способ поглощения твёрдых частиц называется фагоцитозом, а жидких - пиноцитозом (и т.д.).

Итак, какие функции выполняет плазматическая мембрана? (Учащиеся отвечают на вопрос).

Слайд 20. При ответе используем финк-райт-раунд робин «-подумай-запиши-обсуди в команде»

Цитоплазматическая мембрана выполняет следующие основные функции:

  • ограничивает и защищает клетку от воздействий окружающей среды;

  • регулирует обмен веществ и энергии между клеткой и внешней средой;

  • обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточного организма;

  • выполняет рецепторную функцию. Для проверки поменяемся карточками. (Учащиеся проводят взаимопроверку работ). Оценивают выполнение таблицы; проставьте результаты в информационную карту. Какой вывод мы можем сделать на данном этапе урока?

Закрепление. Лабораторная работа № 2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука(7-8 мин.)

Цель: познакомиться с основным свойством мембраны -полупроницаемостью.

Оборудование: микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, скальпель, пипетка, лабораторнаяпосуда, раствор йода, раствор поваренной соли, вода,

Ход работы:

1 .Приготовить препарат кожицы чешуи лука. 1). Протереть предметное стекло.

2). Пипеткой на предметное стекло поместить 1-2 капли воды.

3). Снять кожицу с белой чешуи лука и поместить в каплю воды на

предметное стекло. 4). Расправить кожицу препаровальной иглой. 5). Окрасить кожицу лука каплей раствора йода. 6). Накрыть препарат покровным стеклом так, чтобы под ним не

осталось пузырьков воздуха. 7). Установить приготовленный препарат на предметный столик

микроскопа.

8). Рассмотреть и зарисовать многоклеточное строение кожицы чешуи лука, подписать видимые органоиды клетки.

2. Провести и пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз.

1). Снять препарат со столика микроскопа, на предметное стекло вплотную к покровному стеклу нанести каплю раствора поваренной соли.

2). С противоположной стороны покровного стекла, также вплотную к нему, поместить полоску фильтрованной бумаги, которой оттягивается вода до тех пор, пока раствор соли, войдя под покровное стекло, полностью не заместит ее.

Через некоторое время начнется плазмолиз.

3). Затем, не снимая покровного стекла, оттянуть фильтрованной бумагой плазмолизирующий раствор и заменить его водой, наступит деплазмолиз.

4). Зарисовать несколько клеток с разной формой плазмолиза. Сделать необходимые подписи к рисунку.

3. Сделать вывод: о чем свидетельствует изменение состояния
цитоплазмы в клетке, помещенной в воду и раствор поваренной
затем вода на клетку?

Плазмолиз - это отделение пристеночного слоя цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки вследствии утраты ею воды. Данный процесс обратим. Увеличение объема цитоплазмы до исходного уровня называют деплазмолизом.

Для плазмолиза используют гипертонический раствор физиологически безвредного вещества.

Динамика плазмолиза следующая: сначала этим процессов охватываются крайние клетки среза, а затем - остальные, протопласт сжимается и отходит от клеточных стенок.

Причина плазмолиза - диффузия воды через перегородку в сторону раствора с более высокой концентрацией из области раствора с более низкой концентрацией.

В клетках кожицы лука цитоплазма обладает большой вязкостью, поэтому сначала будет наблюдаться вогнутый плазмолиз: цитоплазма отстанет от клеточных стенок неравномерно (только в некоторых углах и на некоторых участках), а затем он перейдет в выпуклый плазмолиз. Причем цитоплазма в вытянутых, дифференциальных клетках может распадаться на несколько комочков, часто связанных между собой тяжами цитоплазмы. После слишком длительного (глубокого) плазмолиза, деплазмолиз не происходит, т.к. нарушается проницаемость мембран. Для деплазмолиза неоходимо заменить гипертонический раствор на гипотонический, или воду.

Итог урока. (2-3 мин.) А теперь я попрошу каждого из вас мысленно построить логическую цепочку этапов нашего урока .Что мы узнали сегодня на уроке ?Выводы: 1)клетки эукариот имеют сходные органоиды;2)обеспечивают себя необходимыми веществами;3)обменные процессы идут на уровне клетки;3)с помощью цитоплазмы клетка работает как единая система.

Иначе говоря, в клетке есть все, что нужно, и нет ничего лишнего. Это идеальное устройство по компактности и эффективности работы .Слайд 21. Клетка - это универсальная единица жизни.

А теперь пришло время подвести итоги вашей работы на уроке.

По информационной карте подсчитайте число баллов. Определите оценку.

Поставьте ее в дневник.

Д/з:

  1. Изучить тему по учебнику (параграф 7) и проанализировать презентацию на дискете.

  2. Изготовить или зарисовать модели животной и растительной клетки.

© 2010-2022