Презентация по биологии на тему

В данной работе учтанавливается взаимосвяз с ранее изученным материалом о строениий и значении нервной системы человека. Основной целью данного урока является - характеристика строения спинного мозга, его месторасположение, разделение на сегменты. после изучение особенностей внешнего строения материал направлен на изучение внутреннего строения- особенности строения и место расположения серого и белого веществ, их значение в жизнедеятельности организма человека. После изучения строения спинного м...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: спиной мозг

Цель: развивать понятие «нервная система», изучить строение и функции спинного мозга

ЗАДАЧИ УРОКА.

Образовательные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга..

Развивающая:

- формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.

- обеспечить ситуации, способствующие развитию у обучающихся аналитико-синтетических умений: сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

- способствовать развитию умений обучающихся работать с учебником, находить главные мысли в тексте параграфа;

- обеспечить условия для развития информационной культуры учащихся, коммуникативных умений: вести диалог с учителем и одноклассниками, грамотно, четко и точно выражать свои мысли

Воспитывающая: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

способствовать воспитанию положительного интереса и творческого отношения к учебной деятельности с помощью дифференцированных и опережающих заданий, учитывающих способности, индивидуальные особенности, интересы детей

ОБОРУДОВАНИЕ: учебные таблицы: «Строение спинного мозга», карточки с заданиями, видеофильм «Нервная система»

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Домашнее задание.

  6. Рефлексия.

КОНСПЕКТ УРОКА.

  1. Организационный момент.
    Проверка готовности к уроку: наличие учебных принадлежностей, учебника, рабочей тетради. Сообщение темы и плана урока.

  2. Проверка домашнего задания

Виды работы:

  1. Работа у доски:

- изобразить схему «Строение нервной системы»;

- перечислить функции нервной системы.

2. Работа с индивидуальными карточками с заданиями разного уровня сложности.

Карточка 1. (Низкий уровень сложности (оценка «3»))

Задание: выпиши номера верных утверждений.

  1. К центральной нервной системе относится спинной и головной мозг.

  2. Функцией нервной системы не является обеспечение согласованной деятельности всех органов.

  3. Структурной и функциональной единицей нервной системы является нефрон.

  4. Нервная ткань- это ткань, основными свойствами которой является возбудимость и проводимость.

  5. Белое вещество нервной системы образовано телами нейронов и короткими отростками.

Карточка 2. (Средний уровень сложности (оценка «4»))

1. задание: напиши определение:

- нейрон;

- рефлекс.

2. задание: реши тест.

1) Белое вещество мозга образовано в основном:

А) телами нейронов В) телами и дендритами

Б) телами и аксонами Г) аксонами нейронов.

2) Ткань, основными свойствами которой является возбудимость и

проводимость:

А) соединительная В) нервная

Б) эпителиальная Г) мышечная

3) По дендритам импульсы распространяются:

А. От одного нейрона к другому. В.От рецепторов к ЦНС.

Б. От ЦНС к рабочему органу.

Карточка 3. (Высокий уровень сложности (оценка «5»))

1. задание: подпиши части рефлекторной дуги.

Презентация по биологии на тему:

2. задание: письменно ответь на вопрос.

Какие условия, необходимы для образования условного рефлекса?

3. задание: реши тест.

1. Нервная система выполняет функции:

А) регуляторную

Б) транспортную

В) согласующую

Г) обеспечивающую связь с внешней средой.

2. К центральной нервной системе относятся:

А) нервы и спинной мозг

Б) головной мозг и спинной мозг

В) нервные узлы

Г) нервы.

3. Особенность условных рефлексов

А) являются индивидуальными

Б) передаются по наследству

В) стабильны в течение жизни

Г) являются врожденными.

4.Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:

А) спинного мозга

Б) головного мозга

В) печени и почек

Г) желудка и кишечника


3. Фронтальная беседа по вопросам (проводится в то время, пока выполняются индивидуальные задания):

1) Какие функции выполняет нервная система?

2) На какие два отдела делится нервная система?

3) Что значит ЦНС, что значит - периферическая?

4) Какой принцип деятельности нервной системы?

5) Что такое рефлекс?

6) Какие бывают рефлексы?

7) Перечислите составляющие рефлекторной дуги.

8) Дайте характеристику безусловному рефлексу.

9) Дайте характеристику условному рефлексу.

10) Перечислите условия, необходимые для образования условного рефлекса.

ІІ. Изучение нового материала

Первый этап

Цель: изучить особенности строения спинного мозга; раскрыть значение позвоночника и спинномозговой жидкости; определить особенности строения, местоположение и функции серого( белого) вещества

Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека - спинной мозг. Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями внешнего и внутреннего строения и функциями спинного мозга.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале и представляет собой тяж длиной 43-45 см и массой около 30 г. Верхняя часть спинного мозга переходит в нижний отдел головного мозга - продолговатый мозг; внизу спинной мозг заканчивается на уровне поясничных позвонков. Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью.

Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка. Спинной мозг намного короче позвоночника и из-за этого нервные корешки, отходящие от спинного мозга образуют густой пучок, который носит название "конского хвоста" (слайд 3).

В спинном мозге различают пять отделов (слайд 4).

Передней и задней продольными бороздами он делится на две симметричные половины. На поперечном разрезе хорошо видно, что в центре спинного мозга вокруг спинномозгового канала находятся тела нейронов, образующие серое вещество спинного мозга. Вокруг серого вещества расположены отростки нервных клеток самого спинного мозга, а также приходящие в спинной мозг аксоны нейронов головного мозга и периферических нервных узлов, которые и образуют белое вещество спинного мозга.

На поперечном разрезе серое вещество похоже на бабочку; в нем различают передние, задние и боковые рога (слайд 5 - 9).

В передних рогах расположены тела двигательных нейронов (мотонейроны), по аксонам которых возбуждение достигает скелетных мышц конечностей и туловища, заставляя их сокращаться (слайд 10).

В задних рогах находятся главным образом тела вставочных нейронов, связывающих отростки чувствительных нейронов с телами двигательных нейронов, а также передающие информацию в другие отделы центральной нервной системы (слайд 11).

В боковых рогах серого вещества расположены тела нейронов симпатического отдела вегетативной нервной системы (слайд 12).

Спинной мозг разделяется на сегменты, от каждого из которых отходит пара смешанных (т. е. содержащих двигательные и чувствительные волокна) спинномозговых нервов. Всего таких пар 31. Каждый из указанных нервов начинается двумя корешками: передним - двигательным - и задним - чувствительным. Каждый сегмент спинного мозга иннервирует определенный участок тела человека. Так, от шейных и верхних грудных сегментов отходят нервы к мышцам шеи, верхних конечностей и к органам, расположенным в грудной полости. Нижние грудные и верхние поясничные сегменты иннервируют мышцы туловища и органы брюшной полости. Нижние поясничные и крестцовые сегменты управляют работой мышц нижних конечностей и органами, расположенными в тазовой области (слайд 13).

Второй этап.

Цель: самостоятельно изучить функции спинного мозга .

(При заполнении таблицы учащиеся самостоятельно добывают информацию о рефлекторной и проводниковой функциях спинного мозга, раскрывают значение этих функций. Обсуждение результатов работы с таблицей)

Спинной мозг

Серое вещество

Белое вещество

Рефлекторная - принимает участие в двигательных реакциях

Проводниковая - проведение нервных импульсов

(нисходящие и восходящие проводящие пути)

Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.)

Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка

Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;

Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;

Соединение рецепторов с исполнительными органами;


(слайд 14).

После обсуждения результатов работы с таблицей учащимся задается вопрос: "Почему при повреждении спинного мозга часть туловища, расположенная ниже места повреждения, теряет чувствительность и способность к движению?" (слайд 15).

IV.Закрепление изученного материала

1.Определить верные суждения:

  1. Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.

  2. Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.

  3. Серое вещество находится в спинном мозге на периферии.

  4. В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды

  5. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.

  6. Толщина спинного мозга около 2 см.

  7. Спинной мозг выполняет проводниковую функцию.

  8. Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию.

  9. При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты головы, можно говорить, совершать жевательные движения.

2.Ответе на вопросы

  1. Как расположено серое и белое вещество в спинном мозге?

  2. Что находится в задних рогах спинного мозга?

  3. Что находится в передних рогах спинного мозга?

  4. Где расположены тела чувствительных нейронов?

  5. В передних корешках проходят:

  6. В задних корешках проходят:

  7. Сколько спинномозговых нервов отходит от спинного мозга?

  8. Какие две основные функции выполняет спинной мозг?

  9. К чему приводит повреждение передних корешков?

  10. К чему приводит повреждение задних корешков?

Рефлексия
1.Понравился ли тебе урок.
2.Что нового ты взял из этого урока.
Закончите высказывания

1.Сегодня на уроке я узнал(а) …

  1. Сегодня на уроке я научился(ась) …

  2. Сегодня на уроке мне было сложно …

  3. Сегодня на уроке мне было легко …

  4. Сегодня на уроке мне понравилось …



© 2010-2022