Исследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящее

 Работу написала ученица 7 класса Цуканова Даша под непосредственным руководством Ученовой А.Н. Исследовательская работа "История казачества нашего села" составлена на основе изучения литературы по истории казачества, интервью казаков нашего села,  встречь со старожилами села. Работа интересна тем, что содержит настоящий исторический материал, необходимый для будущего поколения. Возрождение казачечства на натстоящий день очень актуальная тема. Ученица постаралась в своей работе отразить значимос...
Раздел Биология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Калмыкия

Яшалтинский район

МБОУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс исследовательских работ

«Первые шаги в науку и технику»

Номинация: «История и краеведение»

Название работы:

«История казачества нашего села: его прошлое и настоящее»

Автор: Цуканова Дарья Андреевна, 7 класс, 31.05.2000 г.р.

Учреждение: МБОУ «Веселовская СОШ»

Руководитель: Ученова Александра Николаевна,

учитель ИКРК

Директор школы: Санджиева Елена Николаевна





Веселое 2014 год

Оглавление



  • План______________________________ 3

I.Введение_____________________________ 4

II.Основная часть________________________7

III.Заключение, вывод_____________________14-15

IV.Приложение_________________________ 16-17

V.Литература___________________________ 18



















План

I. Введение.

1. Актуальность темы.

2. Цель.

3. Задачи.

4. Методика исследования.

II. Основная часть.

1. История казачества.

а) Кто такие казаки?

б) Казачьи символы и знаки.

в) Чины и звания казаков.

2. Хутор Веселое - казачья станица.

а). История нашего казачества

б). Лучшие традиции казачества.

в). Значение казачества в с. Веселое

III. Заключение.

Возвращение к истокам - путь к возрождению.





Донской казак Николай Туроверов :

«Без России и вне России у казачества не было, нет, и не может быть дорог!»

Актуальность:

В многообразной истории Российского государства казачество играло особую роль. Роль казаков в истории огромна: они заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование - все это составляет лучшие традиции данного сословия. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны.

Казаки участвовали во всех войнах России. Когда армии шли вперед, они были впереди армий, «освещали» местность, вели разведку, наводили панику в тылу противника; когда наши войска отступали, казаки прикрывали их отход, раскинув непроницаемую завесу своей казачьей лавы. Они не боялись никого и ничего, кроме Бога. Их мелкие отряды растрепали, растащили, «разворовали» «великую армию» Наполеона, как только она вторглась в Россию. Вместе с А. В. Суворовым они с одними укороченные пиками взлетели на неприступные стены Измаила, вместе с ним перешли снежные Альпы, где грелись лишь дыханием поставленных в кружок лошадей. И в ХХ в., когда траншеи и колючая проволока опоясали линии фронта, они проявили себя наиболее стойкими, умелыми войнами. Их полки, не знали, что такое «попасть в плен». А когда казаки все-таки прорывались в тыл противника и там рейдами и налетами кромсали вражеские коммуникации, то сами пригоняли сотни пленных.

В последнее время с новой силой возрос интерес к казачеству: истории, культуре, традициям. Актуальность поднимаемого вопроса обусловлена той значимостью, которое современное казачество России приобретает как полноправный приемник лучших традиций государственности и служения Отечеству, выработанных на протяжении многих веков и десятилетий существования казачьей общности. Крепкие многовековые узы дружбы связывают калмыков и российское казачество. Казаки Калмыкии вместе со своими братьями-казаками во все времена достойно несли службу Отечеству, надежно охраняли рубежи России, проявляя мужество и героизм. Это подчеркивает нашу общую историю, наше общее настоящее и наше общее будущее.

В нынешней Калмыкии живет немало и казаков-славян. Насколько известно, в двадцатые-тридцатые годы много «сынов Дона, Кубани и Терека» были сосланы в Калмыкию в плане репрессий. Потомки этих людей сейчас активно участвуют в казачьем движении Республики Калмыкия. В Элисте есть Русская Православная гимназия имени Преподобного Сергия Радонежского, в ней при поддержке казачества были открыты два казачьих класса.

Цель исследования: изучить историю казачества нашего села

Задачи

1).Изучить сведения по теме, используя научно-популярную литературу, интернет-ресурсы;

2).Расширить знания об истории казаков нашего края;

3).Собрать интересные сведения о быте, традициях казаков;

4).Научиться оформлять работу в программе Power Point.

Методы работы:

1). Поиск материала;

2). Анализ полученного материала;

3). Изучение сведений и фактов из истории казачества;

4) Встречи с казаками хутора Веселое.





Чтобы изучить прошлое и настоящее казачества, я самостоятельно читала и выбирала интересную информацию из научно-популярной и энциклопедической литературы, изучала интернет - ресурсы, общалась с казаками, записывала важную информацию и оформляла материал исследовательской работы.

Широко, в приволье зеленых степей, течет Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей, между белых мазанок станиц, между зеленых садов, по широкому степному раздолью. И медленно и плавно его течение.

Недаром и зовется он - тихий.

Тихий Дон!.. Тихо в могучем просторе его степей. Зацветут весною его берега пестрыми цветами, дивным запахом наполнится степь, а потом все сильнее и сильнее станет палить солнце и выгорит, пожелтеет и почернеет степь…

По всему этому краю, по обоим берегам Тихого Дона, живут донские казаки. Из года в год кипит и волнуется жизнь по станицам.

На земле, занимаемой теперь донскими казаками, жили задолго до Рождества Христова - скифы и сарматы - дикие народы, и среди них имели свои торговые города - греки. Потом много лет шла война, и скифов сменили хазары. Они жили несколько столетий по берегам Дона, их потеснили - печенеги, а печенегов сменили половцы. В то время, когда и печенеги и половцы занимали земли теперешнего войска Донского, впервые стали приходить туда русские. Наконец, половцы сменили татары. Во время владычества на Дону татар, на Дон идут одиночные смелые русские люди, которые селятся там, силою удерживаются в донских степях и получают название казаков. Это случилось приблизительно в 1500 году после Рождества Христова.

Время не сохранило ничего, напоминающего о народах, бывших прежде скифов, а древние историки мало пишут о земле Донской до владычества на ней скифов.

Но кто же дал основание донскому казачеству? Кто такие донские казаки?

Степью широкой!..

Степью необъятной!..

Там!.. - на воле, на тихом Дону!

Скучно станет - на Волгу пойдем,

Бедно станет - и денег найдем,

Волга матушка всех приютит,

Всех приласкает и всех одарит…

Жили набегами. Жили войною, жили добычей.

Этих людей звали казаками.

Собирались казаки - други, люди вольные,

Собирались они, братцы, во единый круг,

Они думали думушку все единую.

В казаки принимали всякого. Нужно было только одно непременно условие - вера Христа.

Они были войнами. Доблесть воинская была на Дону выше всего. Храбрость, неутомимость, меткая стрельба, умение владеть оружием ценились больше и дороже богатства. За них выбирали в атаманы, таких людей славили в песнях и молва о подвигах их шла далеко по Дону, разливалась широкой волной по России, делалась слышной и в чужих землях - за границей.

Я долго думала, с чего начать пути исследования. Посоветовалась с руководителем Ученовой Александрой Николаевной, с родителями и решила, что надо встретиться с подъесаулом казачьего общества хутора Веселое Овечка Владимиром Матвеевичем. Моя встреча состоялась у него дома. Владимир Матвеевич радушно встретил меня, угостил чаем. За чаем он и рассказал мне об истории казачества нашего села, и я пишу его рассказ.

В 1992 году состоялась реорганизация Всевеликого Войска Донского. Нужно было возродить казачество, и в Калмыкии образовалось первое казачье войско. Атаманом избрали отца Президента Калмыкии Илюмжинова Николая Доржиновича. Вследствие этого по всем районам появилось казачество. В Яшалтинском районе Главой был Демьяненко Виктор Иванович, который обратился по всем муниципальным образованиям наших сёл, с призывом - «Поднять добровольное казачество». Образовалось Яшалтинское станичное казачество, куда вошли села: Веселое, Маныческое, Юбилейное, Кирово, Октябрьское.

В хуторе Веселое первыми вступили в казачество 11 человек: Высочан И. И., Васиков С. И., Овечка В. М., Клюев М. П., Арабаджиев А. С. и другие.

В 1993 году провели Первый Круг о создании хуторской казачьей управы селе Веселое, где избрали атаманом Овечка В. М., а также атаманское правление, состоящее из трех человек, со своим казачьим уставом и казначейством.

Такая обстановка была в течение 20 лет: из них до 2009 года в казачьем войске Калмыкии, а после вошли в состав Всевеликого Войска Донского, и сейчас на данный момент являемся казаками Всевеликого Войска Донского республики Калмыкии. На сегодняшний день у казачества есть свой Устав и казачье знамя.

В состав казачьего общества входят 34 человека, из них сейчас проживают в селе Веселое 18 человек. В составе казаки разных национальностей: русские, калмыки и карачаевцы.

Казаки нашего села выполняют различные функции: воспитание подрастающего поколения, охрана общественного порядка, охрана флоры и фауны.

В 2012 году казаки нашего села ездили на Большой Круг , состоявшийся в городе Новочеркасске на празднование 20-летия возрождения Всевеликого Войска Донского.

В 2013 году казаки хутора Веселое ездили в Элисту на Большой Круг казаков, на котором решались вопросы воспитания духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. Казаки нашего села живут и в других местах, но представляют наше хуторское казачество. Так Дацко Евгений и его жена Занда в данный момент находятся в Ирландии и представляют нашу общину. В 2013 году в месте проживания Евгения и Занды в городе Дублин собрались 12 человек и по инициативе наших казаков планируют построить там часовню.

Казаки общины хутора Веселое во время строительства нашей сельской церкви Святой Богородицы, а также Ступы Просветления принимали активное участие.

Казаки православной веры и воззвание у них было, когда они шли в бой такое: « За православие и за Отечество!!!» Переняв опыт у других областей: Краснодарского, Ставропольского хуторов, которые ранее установили поселения, учитывая традиции православия, по решению атаманского правления хутора Веселое, установили крест Спасения , который был освещен отцом Михаилом Яшалтинской церкви.

Казаков хутора Веселого наградили за активное участие в воспитании подрастающего поколения по инициативе казачьего Яшалтинского управления орденами и в связи с 20-летием казачьего войска Калмыкии: Овечка Владимир Матвеевича, Осламова Николая Николаевича, Никончук Елену Петровну, Гапачка Юрия Николаевича, Нестеренко Сергея Владимировича, Перелазного Виктора Васильевича, Рулева Валерия Алексеевича, Бережную Ирину Владимировну, Бережного Анатолия Юрьевича. Мне было очень интересно слушать Владимира Матвеевича. К концу нашей встречи я сделала вывод: Владимир Матвеевич - добрый человек, истинный казак, рьяно болеющий всей душой за российское казачество.

Исследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящее

Следующая моя встреча по пути исследования состоялась с вахмистром хутора Веселого Нестеренко Сергеем Владимировичем. Я попросила его рассказать о себе, о казачестве. Вот что рассказал мне Сергей Владимирович.

Нестеренко Сергей Владимирович родился в 1981 году 5 июля, в селе Соленое. Родители: мама - Ольга Викторовна, художественный руководитель Соленовского СДК, отец - Владимир Иванович, рабочий. Мать - потомственная терская казачка.

Дедушка по линии отца служил в первой конной армии.

Сергей Владимирович приехал в село Веселое в 2004 году и, помня род своих предков, в 2010 году стал казаком Всевеликого Войска Донского и получил звание младший урядник, а через некоторое время получил звание старшего урядника.

В 2012 году за активное участие в воспитании подрастающего поколения получил орден «Православный Дон».

В 2013 году получил звание вахмистра. Со слов Сергея Владимировича я поняла, что он очень уважительно относится к подъесаулу Овечка Владимиру Матвеевичу, восхищаясь его трудолюбием и стремлением к развитию казачества. К братьям - казакам относится с любовью и уважением, а казачество считает необходимым обществом в республике. «Казаки - верные и отличные воины, каковыми были во все времена» - отзывается Сергей Владимирович о своих братьях.

Сергей Владимирович активно участвовал в открытии церкви, помогая и добрым словом, и делом. Также он принимал большое участие в возведении Поклонного креста, внеся добровольно определенную сумму. В 2012 году Сергей Владимирович в составе казаков хутора Веселое был участником Большого Круга казаков, состоявшегося в честь 20-летия казачества в Калмыкии, а также ездил в город Элиста на Девятый Большой Круг Калмыцкого казачества, на котором решались вопросы о возрождении духовной нравственности подрастающего поколения. В своих планах на будущее Сергей Владимирович видит казачество еще более развитым, еще более нужным обществу, молодому поколению.

Следующий шаг по пути исследования своей работы - встреча с Никончук Еленой Петровной. Елена Петровна - радушная хозяйка, мудрая женщина, внимательная жена, любящая мать. Она встретила меня у себя дома и рассказала мне о том времени, когда ей предложили вступить в ряды казаков.

Елена Петровна вступила в казачество вместе со своим супругом - Никончук Виктором Даниловичем по форме заявления и анкетирования в 2010 году и, по истечении некоторого времени, получила звание вахмистра, а Виктор Данилович - звание старшего вахмистра.

Елена Петровна и ее супруг участвовали в освящении церкви, присутствовали на открытии церкви в селе Первомайское Ставропольского края, так как казачество обеих краев тесно сотрудничают, принимали активное участие в открытии мемориальной доски в память воинов 110-й отдельной калмыцкой дивизии в селе Соленое.

Елена Петровна и Виктор Данилович были награждены орденами «За веру, Дон и Отечество». Эта супружеская пара, достойная уважения, считает казачество - народом свято любящим родину, и народом, умело охраняющим покой и мир на земле.

Подъесаул Овечка Владимир Матвеевич предложил мне встретиться с Макадуровым Эдуардом Алексеевичем, с которым я заранее созвонилась и обратилась к нему с просьбой помочь в исследовательской работе. При встрече вот что он мне рассказал.

Макадуров Эдуард Алексеевич родился в 1964 году. В казачество вступил в селе Бага-Тугтун в 1998 году и получил звание приказный (рядовой). Атаманом хутора Бага-Тугтун был Шляхта Николай Дмитриевич. В 2003 году Эдуард Алексеевич переехал в село Веселое, и здесь вступил в казачество хутора Веселое Всевеликого Войска Донского. Эдуард Алексеевич посещает каждый Круг казаков и принимает участие во всех мероприятиях, проводимых казаками.

Следующая моя встреча произошла с казаком Гапачка Юрием Николаевичем.

Гапачка Юрий Николаевич родился 10 июля 1968 года, а вступил в казачество в 2010 году. В 2013 году получил звание вахмистра. Юрий Николаевич принимал активное участие в строительстве церкви и ступы, присутствовал на Большом Круге казаков в городе Ростова, ежегодно ведут службу на день победы у мемориала «Памяти павшим». За мужество, за активное участие в развитии села и казачества награжден орденом «За веру, Дон и Отечество».

По пути исследования мне хотелось узнать мнения многих казаков о значении казачества в целом, поэтому по предложению Владимира Матвеевича Я встретилась с храбрым, но доброжелательным казаком - Перелазным Виктором Васильевичем. Проведя с ним беседу, я многое узнала и хочу об этом поведать.

Виктор Васильевич родился 16 мая 1967 года. Вступил в ряды казаков в 2010 году. Участвовал в открытии церкви, посещал все Большие Круги. И за неоценимый вклад в развитии хутора был повышен в звании до вахмистра. 2013 год ознаменован 70-летием скорбной даты депортации калмыцкого народа. Виктор Васильевич, как активный казак, был участником съезда «Репрессированные, но не сломленные». В 2013 Виктор Васильевич за заслуги перед Отечеством получил орден « За веру, Дон и Отечество». В конце нашей встречи Виктор Васильевич похвалился: « Есть у нас казачка, да не простая, а вахмистр. Поговори, Даша, с ней. Зовут ее Бережная Ирина Владимировна».

Я пошла к Ирине Владимировне домой и увидела ее за уборкой двора, очень благоустроенного: с лебедями, на детской площадке гордо стоит жираф, посматривая на красивую фламинго. Когда я попросила Ирину Владимировну рассказать немного о себе, о казачестве, она смущенно улыбнулась и не смогла мне отказать. Вот что она мне рассказала:

«Кто такие казаки, думаю, знают многие. Но в 21 веке встал вопрос о возрождении казачества, который также столкнулся со скептицизмом. На мой взгляд, возрождение казачества нужно и сейчас, поскольку это будет объединяющей силой вокруг веры и традиций. Ведь многие сейчас не вперят в казаков, называют их «ряженными». Но ведь обо всех нельзя судить одинаково. И если каждый из нас будет так думать, то возродить казачество будет сложно.

Я, читая еще в школе, а потом несколько раз перечитывая, « Тихий Дон» М. Шолохова очень хорошо узнала, кто такой казак, о его жизни. Григорий Мелехов - для меня пример КАЗАКА!

Я даже и не думала, что поступлю на службу в ряды казачества. Хотя еще в 90-х годах 20 века, когда мой отец и муж впервые в селе образовали казачье общество, я все твердила: «Тоже хочу, как вы… быть казачкой». Думаю, под эгидой казачества можно сплотить значительную часть российского населения в разных уголках страны. Выделить больше самоконтроля в различных жизненных сферах, в частности - воспитания и образования, в значительной мере, так называемое, военно-патриотическое воспитание, которого на мой взгляд, очень не хватает современному российскому обществу.

В 2010 году 10 августа я вступила в ряды казачества - в чине младшего урядника. В 2011 году мне присвоили казачий чин - вахмистр. В 2012 году 21 ноября в соответствии с приказом атамана войскового казачьего общества Всевеликое Войско Донское, награждена орденом «За Веру, Дон и Отечество 3 степени». Думаю, у нас все получится».

Казачья культура сейчас переживает свое второе рождение. И это касается не только народного творчества. Казаки хотят в первую очередь вернуть свое первоначальное назначение - воинства Христова, хотя казачество - это не военная организация. И даже свою форму они называют «доспехами божьими» и считают национальной одеждой. Сегодня казаки предлагают свои услуги государству в охране границ. Это начинание уже поддержали российские власти. И в России, в тех местах, где образовались бреши в государственной границе, решено восстанавливать казачьи станицы.

Если в августе 1990 г. в Союзе Казаков Калмыкии на учете состояло 210 человек, то на сегодняшний день в Казачьем войске Калмыкии зарегистрировано более 30 тысяч, создано пять округов и более 70 станиц в 11 районах республики.
На пути беззаветного государственного служения казачество снискало себе народную славу и признание.
История казачества многомерна. Она имеет вековые традиции и особый исторический путь. Уроки этой истории еще долго будут изучаться потомками. Из века в век, из поколения в поколение передавались в казачьих семьях принципы чести, добропорядочности, военной удали, трудолюбия, почитания старших, уважения, исполнения законов существующей власти. Высокая сознательность, нетерпимость к лодырям, пьяницам, дисциплинированность, вера в Бога отличали казаков от основного населения Российского государства.



Вывод.

Закончив свою исследовательскую работу, я поняла, что казачество возрождается. У него свой устав, свое знамя, строгая дисциплина. В ходе исследования я узнала многое об истории казачества в нашем селе, в Калмыкии в целом. История казачества в разные времена испытала трудности, но живет, охраняет покой и мир граждан.

Сегодня потомки славного казачества Калмыкии, которые составляют большую ветвь славянского народа и большую ветвь калмыцкого народа с честью несут свой нелегкий крест в верном служении Отечеству, как и завещали им их предки. Авторитет сегодняшнего казачества Калмыкии велик не только в республике, но и за ее пределами во всех регионах России.









Приложение №1

Исследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящее Исследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящее

Подъесаул Овечка В.М. Освящение казачьей управы

Исследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящееИсследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящееВозложение венков у мемориала. В память 110-й дивизии.

Исследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящее Исследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящее

Нестеренко С.В. - вахмистр. Бережная И.В. - вахмистр

Приложение № 2

Исследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящееИсследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящее

Никончук Е.П. и Никончук В.Д. Макадуров Э.А. - приказный

Исследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящееИсследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящее

Гапачка Ю.В. - вахмистр. Перелазный В.В. - вахмистр

Исследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящееИсследовательская работа История казачества нашего села: его прошлое и настоящее

Открытие церкви. Освящение Поклонного креста

Литература.

  1. Книга «Судьбою связаны одной» Л.П.Александровская, Элиста, 2009 г.

  2. Ресурсы Интернета

  3. Книга «Память России» Ю.Ф.Сухарев, издательство «Вече»

  4. Встречи с замечательными людьми.

  5. Книга «Память России» Ю.Ф.Сухарев Изд. «Веча» г. Москва, 2012 г.

  6. Книга «История войска Донского» П.Н. Краснов, изд. «Веча»,

П.Н.Крамов, изд. Вече г.Москва,


© 2010-2022