- Преподавателю
- Биология
- Применение цифровой лаборатории на уроках биологии и химии
Применение цифровой лаборатории на уроках биологии и химии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юлдашбаева Р.А. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Применение цифровой лаборатории на уроках биологии и химии.
Начало ХХI в. проходит под знаком модернизации школьного образования.
Появляются новые педагогические технологии, методики, учебники.
Совершенствование средств и методов преподавания биологии должно ориентироваться на развитие познавательной деятельности и творческого мышления учащихся, выработку умений применять знания на практике. Для существенного улучшения организации обучения необходимо обращать внимание на такие формы работы, которые активизируют работу учеников. Всё шире в учебный процесс внедряются информационные технологии.
Сейчас компьютеры с проекционными устройствами, интерактивные доски появились во многих школьных кабинетах. Многие уроки биологии проходят с использованием компьютерной техники
К инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках биологии и химии относятся цифровые лаборатории - оборудование и программное обеспечение для проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента на занятиях естественнонаучного цикла. Это комплекты оборудования и программного обеспечения для сбора и анализа данных естественнонаучных экспериментов. Широкий спектр цифровых датчиков которые можно использовать учителям и ученикам на уроках и цифровой микроскоп.
. Цифровые лаборатории базируются на NOVA5000 или USB-link - это качественный скачок в становлении современной естественнонаучной лаборатории. Встроенный измерительный интерфейс служит для подключения до 4 цифровых датчиков. В естественнонаучной лаборатории это существенно расширяет спектр видов индивидуальной и групповой деятельности учеников. Все программное обеспечение на русском языке. Методические материалы разработаны российскими методистами и учителями в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного Стандарта по физике, химии и биологии.
При изучении естественных наук в современной школе огромное значение имеет наглядность учебного материала. Наглядность дает возможность быстрее и глубже усваивать изучаемую тему, помогает разобраться в трудных для восприятия вопросах, и повышает интерес к предмету. К сожалению, раньше оборудование для лабораторных работ по биологии и химии, как правило, ограничивалось микроскопами и набором готовых препаратов или реактивов. Поэтому большинство работ носило лишь описательный характер. Наличие кино- и видеоматериалов по изучаемым темам также не решало проблемы, поскольку не давало возможности детям принимать участие в работе. Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Применение лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории как биологии-химии, (датчики освещенности, влажности, дыхания, концентрации кислорода, частоты сердечных сокращений, температуры, кислотности и пр.), Оборудование цифровой лаборатории универсально, может быть включено в разнообразные экспериментальные установки, проводить измерения в «полевых условиях», экономить время учеников и учителя, побуждает учеников к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений. Кроме того, программа для видеоанализа позволяет получать данные из видеофрагментов, что позволяет использовать в качестве примеров и количественно исследовать реальные жизненные ситуации, отснятые на видео самими учащимися и фрагменты учебных и популярных видеофильмов.
Думаю, что использование Цифровых лабораторий будет способствовать значительному поднятию интереса к предмету и позволит учащимся работать самим, при этом получать не только знания в области естественных наук, но и опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами, опыт взаимодействия исследователей, опыт информационного поиска и презентации результатов исследования. Учащиеся получат возможность заниматься исследовательской деятельностью, не ограниченной темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные. Так, например, при изучении кислотности различных веществ учащиеся смогут самостоятельно сделать вывод, что многие популярные напитки вредны для пищеварительной системы, а при использовании некоторых моющих средств и, тем более, химических реактивов необходимо пользоваться перчатками.
Применяя цифровые лаборатории на уроках биологии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ
-
по программе основной школы
-
Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
-
Действие ферментов на субстрат на примере каталазы…
-
Изучение кровообращения
-
Дыхательные функциональные пробы
-
Зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена
-
-
по программе полной (средней школы)
-
Каталитическая активность ферментов в живых тканях
-
Приспособленность организмов к среде обитания
-
и экспериментальных заданий разной длительности, в том числе внеурочных исследований
-
В разделе «Биология растений»
-
Поглощение воды корнями растений. Корневое давление
-
Дыхание корней
-
Поглощение листьями на свету СО2 и выделениеО2
-
Дыхание листьев
-
Испарение воды растениями
-
Дыхание семян
-
Условия прорастания семян
-
Теплолюбивые и холодостойкие растения
-
В разделе «Зоология»
-
Водные животные
-
Теплокровные и холоднокровные животные
-
-
В разделе «Человек и его здоровье»
-
Затруднение кровообращения при перетяжке пальца
-
Реакция ССС на физическую нагрузку
-
Газообмен в легких
-
Механизм легочного дыхания. Модель Дондерса
-
Жизненная емкость легких. Реакция ДС на физическую нагрузку
-
Выделительная, дыхательная и терморегуляторная функция кожи
-
-
В разделе «Общая биология»
-
Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Разложение Н2О2
-
Влияние рН среды на активность ферментов
-
Факторы, влияющие на скорость процесса фотосинтеза
-
-
Применяя цифровые лаборатории на уроках химии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ, а также внеурочных исследований, например,
-
-
-
Изучение процесса электролиза (датчики тока и напряжения).
-
Изучение кислотности различных проб водопроводной и бутилированной питьевой и минеральной воды (датчик кислотности).
-
Проверка газовых законов.
-
Исследование экзотермических (взаимодействие хлорида меди с алюминием) и эндотермических (взаимодействие пищевой соды с лимонной кислотой) реакций.
-
Изучение химического катализа (разложение Н2О2 в присутствии MnO2).
-
Исследование теплового эффекта горения топлива.
-
-
и многие другие
При использовании ЦЛ в демонстрационном эксперименте, опыты становятся настолько эффектны и наглядны, что учащиеся смогут не только быстро понять и запомнить тему, но и найти множество бытовых примеров, подтверждающих полученные выводы, легко ответить на вопросы. Например, в результате опыта с перетяжкой пальца учащиеся сразу поймут, почему мерзнут ноги в тесной обуви, что туго затягиваться ремнем вредно, и почему кровоостанавливающий жгут зимой нельзя накладывать на то же время, что и летом. В результате опыта с теплокровными и холоднокровными животными, учащиеся не только поймут, что мышь потребляет больше кислорода, чем лягушка, но и делают из этого различные заключения: почему теплокровные животные могут жить в местах с холодным климатом, а холоднокровные - нет, почему холоднокровные животные могут очень долго обходиться без пищи и т.д На уроках биологии могут быть поставлены многочисленные демонстрационные эксперименты, в том числе:
-
-
-
Газообмен в легких. Дыхательные пробы
-
Изменение кровообращения при перетяжке
-
Теплокровные и холоднокровные животные
-
Изменение давления в водной среде
-
Функция венозных клапанов
-
Выделительная и терморегуляторная функция кожи
-
Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
-
-
Также на уроках химии может быть поставлен широкий спектр демонстрационных экспериментов.
Особо хотелось бы отметить уникальные возможности ЦЛ в изучении экологии. Во всех современных учебных программах все большее внимание уделяется проблемам охраны окружающей среды. А для полноценного изучения этой области крайне необходимы практические занятия и экскурсии. Наличие датчиков кислорода, рН и освещенности (в комплексе с датчиками давления, температуры и влажности) делают ЦЛ «Архимед» незаменимой при проведении экологических исследований в 10 - 11 классах. Важнейшее значение при этом имеет то, что ЦЛ «Архимед» проста в обращении, компактна и относительно автономна.
Во внеурочное время можно провести следующие экологические исследования:
-
-
-
Измерение освещенности в помещениях школы
-
Измерение кислотности различных напитков
-
Измерение физических параметров воздуха в помещениях школы
-
Влияние проветривания на микроклимат класса
-
Влияние кислотности почвы на видовой состав растений.
-
Абиотические факторы среды
-
Экология урбанизированных территорий
-
Определение концентрации кислорода в цветущей воде.
-
Содержание кислорода в воздухе различных помещений города
-
-
Также следует отметить многофункциональность компьютеров Цифровых лабораторий. Благодаря, широким возможностям коммуникаций, выстраивается современная лаборатория с полноценной сетью, выходом в Интернет и пр. Можно организовывать разноуровневую работу на уроках, индивидуализировать образовательный процесс, повысить эффективность контроля и самоконтроля.
Таким образом, цифровые лаборатории позволят даже в малочисленных школах поставить естественнонаучное образование на современном техническом и педагогическом уровне.
Юлдашбаева Р.А. учитель биологии и химии.
Уфа, 2014год